Перейти на главную страницу
Учебно-методическое пособие
для преподавателей и студентов юридических вузов
Тамбов 2005
УДК ББК
П |
|
П
|
Пугина О. А. Международное право : Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов юридических вузов / О. А. Пугина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Академия непрерывного образования. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. 213 с. |
|
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом курса «Международное право». Подробно рассматриваются основные вопросы современного правового положения государств, специфика международных отношений, много внимания уделено отдельным отраслям современного международного права. Пособие включает также авторский курс «Международное право и российское законодательство», который посвящен проблемам имплементации международно-правовых норм в российское законодательство. Учебно-методическое пособие «Международное право» создано на материале действующих международных документов и существующей литературы по данной теме. Перечень правовых актов и литературы изложен в приложении. Некоторые темы предлагаются студентам для самостоятельного изучения. Предназначено для студентов юридических факультетов. УДК ББК |
© Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2005 |
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 4 |
|
|
Программа курса «Международное право» . . . . . . . . . . . | 8 |
Блок 1.Основные понятия и общие институтымеждународного права |
12
|
Тема 1. Понятие, предмет регулирования и основные принципы международного права . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15
|
Тема 2. Субъекты международного права . . . . . . . . . . . . . |
30 |
Тема 3. Международно-правовая ответственность . . . . . |
39 |
Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . . |
52 |
|
|
Блок 2. Отрасли международного права |
55
|
Тема 4. Право международных договоров . . . . . . . . . . . . |
59 |
Тема 5. Право международных организаций . . . . . . . . . . |
70 |
Тема 6. Международное гуманитарное право . . . . . . . . . . |
83 |
Тема 7. Территория и международное право . . . . . . . . . . |
94 |
Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . . |
110 |
|
|
Блок 3. Международное право и российское законодательство
|
113
|
Тема 8. Международное право и внутригосударственное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
117
|
Тема 9. Проблемы имплементации международно-пра-вовых норм в российское законодательство . . . . . . . . |
130
|
Тема 10. Международное право и правосудие в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
148
|
Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . . |
163 |
|
|
Примерная тематика дипломных работ . . . . . . . . . . . . . . . |
166 |
|
|
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
167 |
|
|
Перечень правовых актов и литературы . . . . . . . . . . . . . . |
209 |
Из сказанного вытекают следующие требования:
Понятие, предмет регулирования. Межгосударственные отношения, их виды.
Международное право как особая система права. Его отличие от внутригосударственного права. Международное публичное и международное частное право. Основные черты современного международного права.
Понятие, источники основных принципов международного права. Содержание и соотношение принципов международного права.
Понятие, признаки и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности. Характеристика основных субъектов международного права. Потенциальные субъекты международного права.
Признание государств: понятие, теории признания. Способы признания. Формы признания.
Правопреемство государств: понятие, теории правопреемства. Формы и способы правопреемства.
Понятие международно-правовой ответственности. Юридические и фактические основания международно-правовой ответственности. Особенности международно-правовой ответственности.
Понятие и виды международных правонарушений. Международные преступления. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Особенности ответственности за агрессию.
Осуществление ответственности. Способы реализации ответственности. Международно-правовые санкции. Их виды, значение. Меры процессуального регулирования.
Блок 2.
Отрасли международного права.
Тема 4. Право международных договоров.
Международный договор: понятие, признаки. Классификация международных договоров. Стадии заключения международных договоров. Способы выражения согласия государств на обязательность договоров. Ратификация международных договоров.
Вступление договора в силу. Юридические основания недействительности международных договоров. Прекращение и приостановление действия договоров.
Тема 5. Право международных организаций.
Юридическая природа международных организаций. Виды международных организаций. Функции международных организаций.
ООН: Устав, принципы, система органов. Генеральная Ассамблея ООН: состав, полномочия, юридическая сила актов. Совет Безопасности ООН: состав, порядок принятия решений, юридическая сила актов, полномочия по мирному разрешению споров и по поддержанию международного мира.
Региональные международные организации (общая характеристика). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО, Совет Европы.
Европейский Союз как международное сообщество нового типа.
Содружество Независимых Государств.
Понятие и источники международного гуманитарного права. Международные стандарты прав и свобод человека. Международные механизмы обеспечения защиты прав человека.
Международное право в условиях вооруженного конфликта. Начало войны и его правовые последствия. Участники вооруженного конфликта. Методы и средства ведения войны. Защита раненых, больных, военнопленных.
Международно-правовые средства борьбы с терроризмом.
Классификация территорий по их правовому режиму. Государственная территория: понятие, составные части. Правовые основания и способы территориальных изменений. Государственные границы. Правовой режим международных рек и каналов. Правовой режим Арктики и Антарктики.
Понятие, источники международного морского права. Внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона, открытое море. Правовая регламентация уголовной юрисдикции во внутренних водах, территориальных водах, в открытом море.
Исключительная экономическая зона: правовой режим по законодательству и международным договорам.
Континентальный шельф: понятие и установление границ. Международные проливы: понятие, классификация, правовой режим.
Понятие, источники международного воздушного права. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией.
Понятие, источники международного космического права. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.
Блок 3.
Международное право и российское законодательство.
Тема 8. Международное и внутригосударственное право.
Особенности системы международного и внутригосударственного права. Проблема соотношения норм международного и внутригосударственного права. Институт исполнения норм международного права во внутреннем праве.
Понятие имплементации, ее цели и основные проблемы. Средства имплементации. Характеристика основных способов имплементации. Источники и элементы имплементации. Юридический текст как одно из условий успешной реализации имплементационных процедур.
Международные судебные учреждения. Европейский суд по правам человека. Условия обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Применение норм международного права судами общей юрисдикции в Российской Федерации.
Блок 1.
Основные понятия
и общие институты
международного права
Методические рекомендации
для преподавателей по изучению содержания блока
На рассмотрение вопросов блока рекомендуется уделить
8-10 часов лекционных и семинарских занятий. С первого занятия очень важно вызвать интерес к предмету, задать необходимую мотивацию. Для этого в кратком вступлении к вводной лекции стоит остановиться на значении международного права для полноценного юридического образования. И объяснить о неизбежности соприкосновения любого практикующего юриста с международно-правовой проблематикой, поскольку интеграционные процессы в современном мире приводят к активному взаимодействию международных, региональных и национальных правовых систем.
Семинарские занятия рекомендуется начать с обсуждения проблем, затронутых на лекционных занятиях. Ответы студентов дадут повод для дискуссии. Этот элемент занятия в методике формирования критического мышления так и называется – стадия вызова: актуализируются знания студентов по предмету, определяется уровень этих знаний, выявляются пробелы, формируется интерес к теме.
Следующая стадия лекционного и семинарского занятия – знакомство с новой информацией, с новым знанием, уточнение имеющихся представлений. Введение информации о принципах, источниках международного права стоит базировать на таких правовых актах, как Устав Организации Объединенных наций, 1945 г., Декларации принципов международного права и сотрудничества государств, в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г. Необходимо включить в лекционный материал также содержание Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров (1978), в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983). Немало важно и иллюстрация теоретических предпосылок примерами из международной практики.
Заключительной стадией лекционного и семинарского занятия, согласно методике критического мышления, должна быть рефлексия – изменение собственных представлений с учетом новых знаний, интериоризация знаний. Студенты приходят к выводу, что понятие «международное право» – очень сложное, многогранное явление, которому нельзя дать одну исчерпывающую многогранную формулировку и приведенные в учебнике определения основных понятий и институтов отражают лишь одну из точек зрения по предмету.
Для подготовки к семинарским занятиям рекомендуется предварительно предложить темы по всему содержанию блока. Подготовка по темам творческих работ и проблемных вопросов предполагает самостоятельные занятия во внеаудиторное время. Творческие работы отличаются от проблемных вопросов емкостью содержания и объемом исполнения. Но возможен и такой вариант: если тема проблемного вопроса оказалась вам интересной и вы нашли соответствующий материал, то ее можно расширить до рамок творческой работы и наоборот. Самостоятельные творческие разработки студентов, отвечающие требованиям научной работы могут быть признаны результатом рубежной и итоговой работы по блокам, при условии активного участия в обсуждении текущих тем блоков.
Примерные темы творческих работ
по содержанию блока
1. Проблемы взаимодействия принципа самоопределения наций и народностей и принципа территориальной целостности государства.
2. Федеративные государства как субъекты международного права.
3. Потенциальные субъекты международного права.
4. Право сильного и право слабого в международно-правовых отношениях.
5. Особенности международно-правовой ответственности индивида.
Проблемные вопросы блока
1. Мог ли существовать принцип суверенности государств в старом классическом международном праве?
2. Почему был провозглашен принцип самоопределения наций?
3. Можно ли Чечню признать нацией, борющейся за самоопределение?
4. Почему слабо кодифицирован институт признания в международном праве?
5. Означает ли признание правительства признание государства?
6. Что явилось объектом правопреемства при распаде СССР?
Охватывает почти все сферы жизни европейских государств (кроме обороны). Органы Совета Европы
07 10 2014
11 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
С. Т. Иксатова кандидат юридических наук, профессор кафедры Правоведения Инновационного Евразийского университета
16 12 2014
6 стр.
Бескроеная О. В. (вопросы 1, 13); Кравченко М. Б. (вопросы 3, 6); Прокудин Ю. П. (вопросы 7, 9); Шаршов И. А
14 12 2014
8 стр.
Требования к оформлению библиографического списка литературы: методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. /сост. Т. В. Шутова; под ред. Е. С. Тен. – 3-е изд.,
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П. Ермолаевым и выпущенного в 1987 г
14 12 2014
4 стр.
09 10 2014
25 стр.