Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 10страница 11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


О. А. Пугина




Международное право

Учебно-методическое пособие

для преподавателей и студентов юридических вузов


Тамбов 2005

УДК

ББК


П





Рецензенты:

кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ В. В. Назаров.

кандидат юридических наук, доцент М. Н. Придворова.

П


Пугина О. А.

Международное право : Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов юридических вузов / О. А. Пугина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Академия непрерывного образования. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. 213 с.







Учебно-методическое пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом курса «Международное право». Подробно рассматриваются основные вопросы современного правового положения государств, специфика международных отношений, много внимания уделено отдельным отраслям современного международного права. Пособие включает также авторский курс «Международное право и российское законодательство», который посвящен проблемам имплементации международно-правовых норм в российское законодательство. Учебно-методическое пособие «Международное право» создано на материале действующих международных документов и существующей литературы по данной теме. Перечень правовых актов и литературы изложен в приложении. Некоторые темы предлагаются студентам для самостоятельного изучения.

Предназначено для студентов юридических факультетов.


УДК

ББК




©

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2005


Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4







Программа курса «Международное право» . . . . . . . . . . .

8

Блок 1.

Основные понятия и общие институты

международного права

12


Тема 1. Понятие, предмет регулирования и основные принципы международного права . . . . . . . . . . . . . . . . .

15


Тема 2. Субъекты международного права . . . . . . . . . . . . .

30

Тема 3. Международно-правовая ответственность . . . . .

39

Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . .

52







Блок 2.

Отрасли международного права


55


Тема 4. Право международных договоров . . . . . . . . . . . .

59

Тема 5. Право международных организаций . . . . . . . . . .

70

Тема 6. Международное гуманитарное право . . . . . . . . . .

83

Тема 7. Территория и международное право . . . . . . . . . .

94

Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . .

110







Блок 3.

Международное право

и российское законодательство


113


Тема 8. Международное право и внутригосударственное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

117


Тема 9. Проблемы имплементации международно-пра-вовых норм в российское законодательство . . . . . . . .

130


Тема 10. Международное право и правосудие в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

148


Учебные задания рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . .

163







Примерная тематика дипломных работ . . . . . . . . . . . . . . .

166







Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

167







Перечень правовых актов и литературы . . . . . . . . . . . . . .

209

Введение
О курсе международного права. Учебный план института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, как и большинства других вузов включает перечень изучаемых дисциплин, который дает возможность подготовить юристов широкого профиля. В данном плане предусмотрено и изучение международного права. Без знания международного права университетское образование было бы ущербным, поскольку этот курс нельзя рассматривать как чисто теоретическую дисциплину, дающую представление лишь об основах правового регулирования межгосударственных отношений. В действительности международное право тесно взаимодействует с различными нормами внутригосударственного права. Последние, в частности, способствуют имплементации – осуществлению международно-правовых норм. Материалы данного пособия наглядно показывают это.

В обращении к деканам юридических факультетов во всем мире заместителя генерального секретаря ООН по правовым вопросам Х. Корелла отмечено: международное право становится все более важным компонентом разветвленной системы связей, соединяющих нас как в пределах отдельных стран, так и через границы. В деловых кругах растет понимание необходимости хорошего знания международного права, и юристы, которые разбираются в международном праве, будут находиться в более выгодном положении по сравнению с их коллегами, которые не знакомы с этим курсом1.

Общие методические рекомендации. В задачи университетского образования входит подготовка двух родов специалистов юридического профиля: деятелей судебных и административных; их должен готовить юридический факультет. Но университет не может готовить практиков. Однако он не должен готовить только теоретиков. Задача университета научить тем знаниям и приемам, с помощью которых студент может впоследствии сделаться ученым, судьей, адвокатом, администратором и так далее, и развить умственные свои силы, т. е. так вести преподавание, чтобы студент не боялся самостоятельно работать умом (смелость мысли).

Из сказанного вытекают следующие требования:



  • сообщать необходимые сведения, т. е. факты в системе. Для студента нужны только факты достоверные, а не спорные. Спорные могут быть сообщены только в том случае, если они изложены с доказательствами, что дает иллюстрацию приемам ученого исследования.

  • научить приемам работы, методам: толкование законов при догматической обработке права и при исторической, требования политики (для администратора и законодателя) и т. д.

  • развить умственные силы, развязать ум студента. Всякая школа должна стремиться к этому, а тем более – высшая. Предыдущие задачи дают студенту то, что сделано его предшественниками; усваивая результаты их работ. Он уже до некоторой степени развивает свои умственные силы. Но преподаватель должен ставить себе, как особую задачу, внушать студентам смелость мысли, т. е. решимость ставить новые задачи, искать новых приемов. Без этого университеты будут выпускать рутинеров-ремесленников, которые будут способны повторять только то, что делали и до них. Ни практика, ни наука от таких специалистов не выиграет ничего.

Лекции. Прежде всего, следует бросить чтение с кафедры учебников. Лучше совсем не читать таких лекций, потому что студент ежедневно сбережет 3-4 часа. Но живое руководство студентами нельзя заменить ни чем. Лекции преподавателя или лучше занятия с преподавателем будут интересны для студентов только тогда, когда последние ни откуда больше не могут приобрести сведений так же удобно, как от преподавателя. Студент должен искать руководство у преподавателя в следующих отношениях:

  • умение обрабатывать источники права и его историю. У наших студентов нет этого умения. Студенты должны уметь отыскать подходящие статьи законов, применить к ним все выработанные наукой правила толкования; научить критике этих источников. Далее необходимо научить систематизации добытого материала, юридическим конструкциям и другим догматическим приемам;

  • умение прилагать нормы права к отдельным случаям права требуется для практических целей, для применения к жизни. Поэтому нельзя считать совершенным юристом того, кто ограничился теоретическим изучением системы права. Если студент учится применению права в действительной практической жизни, то для этого часто ему нужно узнать проторенные пути, рутину. Задача преподавателя научить справедливому применению права;

  • умение создавать новое право. В учении об источниках права обыкновенно указывается, как издается закон, как вырабатывается юридический обычай; но делается это кратко или указываются только формальный порядок, соблюдаемый при законодательстве, и формальные признаки, по которым можно определить существование юридического обычая. Между тем, людям, посвящающим себя судебной и административной деятельности, приходится иногда участвовать в создании законов, или, по крайней мере, в сочинении проектов законов. Для этого важно научить выделению смежных задач, которые, кроме главной, должны быть изучены. Научить умению определять, как далеко можно идти в уничтожении старого и введении нового, насколько допустимы заимствования, как формулировать законы, в какой мере доступно вторжение в нравственную, частно-хозяйственную область и много др.;

  • одновременно с обучением вышеуказанным научным приемам, необходимо обучать многих студентов и чтению научных монографий. Необходимо научить студентов отыскивать главные и второстепенные мысли автора; научить его проверять доказательства, которые приводит автор. Поэтому и чтение научных источников должно происходить под руководством преподавателя.

Лекция преподавателя должна содержать развитие всех вышеуказанных умений. И во многих случаях письменная форма лекций служит тому, чтобы студент мог еще раз продумать и проверить изложенный материал.

Семинарские занятия. Непременным условием университетского образования является не только усердное слушание лекций, но и активное участие в семинарских занятиях под руководством преподавателя. Семинарские занятия решают те же самые задачи, что и лекционные. Пропорциональность лекционных и семинарских занятий должна решаться в зависимости от групповых и индивидуальных целей обучения. Желательно, чтобы перечень вопросов темы, предлагаемых для семинарского занятия, совпадал с планом соответствующей лекции. Необходимо, чтобы теоретические положения, вводимые на лекции, были подкреплены соответствующими источниками и практикой международных и внутригосударственных отношений. Форма проведения семинарских занятий может быть различна – от группового опроса по плану семинарского занятия до творческих работ студентов с привлечением самостоятельно отработанного дополнительного материала.

Экзамены. Задача экзамена состоит в том, чтобы студенты осмысленно знали не только известные факты, теории, гипотезы, но и показали развитие умственных сил. Если на экзамене будут требовать того, чему учат в течение года, то студент будет дорожить руководством преподавателя и даже искать его, будет аккуратно посещать университет. Если же будут просто спрашивать содержание учебника, то для студента-юриста университет не будет иметь цены, как место учения. Так как преподавание преследует двоякую цель – сообщить уже известные научные истины и научить приемам добывания новых истин, то и на экзамене должны быть поставлены двоякие требования, фактические и методологические. Если экзамен должен выяснить научную подготовленность студента в области юридических наук, то нет нужды требовать от него знания второстепенных и третьестепенных фактов, ибо они свидетельствуют не о научном развитии, а о хорошей памяти. Диплом об успешном изучении юридических наук дает право на такие виды общественной деятельности, в которых одно трудолюбие не имеет значение. Если студент работает под руководством преподавателя в течение всего курса правильно, то эта работа и есть наилучшая подготовка к экзамену. Правильной работой мы называем такую, которая дает трудолюбивому студенту возможность усвоить известные знания и умения на долгое время, иногда даже на всю жизнь.

Программа курса

«Международное право»

Блок 1.

Основные понятия и общие институты международного права.
Тема 1. Понятие, предмет регулирования и основные принципы международного права.

Понятие, предмет регулирования. Межгосударственные отношения, их виды.

Международное право как особая система права. Его отличие от внутригосударственного права. Международное публичное и международное частное право. Основные черты современного международного права.

Понятие, источники основных принципов международного права. Содержание и соотношение принципов международного права.


Тема 2. Субъекты международного права.

Понятие, признаки и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности. Характеристика основных субъектов международного права. Потенциальные субъекты международного права.

Признание государств: понятие, теории признания. Способы признания. Формы признания.

Правопреемство государств: понятие, теории правопреемства. Формы и способы правопреемства.


Тема 3. Ответственность в современном международном праве

Понятие международно-правовой ответственности. Юридические и фактические основания международно-правовой ответственности. Особенности международно-правовой ответственности.

Понятие и виды международных правонарушений. Международные преступления. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Особенности ответственности за агрессию.

Осуществление ответственности. Способы реализации ответственности. Международно-правовые санкции. Их виды, значение. Меры процессуального регулирования.


Блок 2.

Отрасли международного права.
Тема 4. Право международных договоров.

Международный договор: понятие, признаки. Классификация международных договоров. Стадии заключения международных договоров. Способы выражения согласия государств на обязательность договоров. Ратификация международных договоров.

Вступление договора в силу. Юридические основания недействительности международных договоров. Прекращение и приостановление действия договоров.
Тема 5. Право международных организаций.

Юридическая природа международных организаций. Виды международных организаций. Функции международных организаций.

ООН: Устав, принципы, система органов. Генеральная Ассамблея ООН: состав, полномочия, юридическая сила актов. Совет Безопасности ООН: состав, порядок принятия решений, юридическая сила актов, полномочия по мирному разрешению споров и по поддержанию международного мира.

Региональные международные организации (общая характеристика). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО, Совет Европы.

Европейский Союз как международное сообщество нового типа.

Содружество Независимых Государств.


Тема 6. Международное гуманитарное право.

Понятие и источники международного гуманитарного права. Международные стандарты прав и свобод человека. Международные механизмы обеспечения защиты прав человека.

Международное право в условиях вооруженного конфликта. Начало войны и его правовые последствия. Участники вооруженного конфликта. Методы и средства ведения войны. Защита раненых, больных, военнопленных.

Международно-правовые средства борьбы с терроризмом.


Тема 7. Территория и международное право.

Классификация территорий по их правовому режиму. Государственная территория: понятие, составные части. Правовые основания и способы территориальных изменений. Государственные границы. Правовой режим международных рек и каналов. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие, источники международного морского права. Внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона, открытое море. Правовая регламентация уголовной юрисдикции во внутренних водах, территориальных водах, в открытом море.

Исключительная экономическая зона: правовой режим по законодательству и международным договорам.

Континентальный шельф: понятие и установление границ. Международные проливы: понятие, классификация, правовой режим.

Понятие, источники международного воздушного права. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией.

Понятие, источники международного космического права. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.
Блок 3.

Международное право и российское законодательство.
Тема 8. Международное и внутригосударственное право.

Особенности системы международного и внутригосударственного права. Проблема соотношения норм международного и внутригосударственного права. Институт исполнения норм международного права во внутреннем праве.


Тема 9. Условия имплементации международно-правовых норм в российское законодательство.

Понятие имплементации, ее цели и основные проблемы. Средства имплементации. Характеристика основных способов имплементации. Источники и элементы имплементации. Юридический текст как одно из условий успешной реализации имплементационных процедур.


Тема 10. Международное право и российское правосудие.

Международные судебные учреждения. Европейский суд по правам человека. Условия обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Применение норм международного права судами общей юрисдикции в Российской Федерации.
Блок 1.

Основные понятия

и общие институты

международного права
Методические рекомендации

для преподавателей по изучению содержания блока
На рассмотрение вопросов блока рекомендуется уделить
8-10 часов лекционных и семинарских занятий. С первого занятия очень важно вызвать интерес к предмету, задать необходимую мотивацию. Для этого в кратком вступлении к вводной лекции стоит остановиться на значении международного права для полноценного юридического образования. И объяснить о неизбежности соприкосновения любого практикующего юриста с международно-правовой проблематикой, поскольку интеграционные процессы в современном мире приводят к активному взаимодействию международных, региональных и национальных правовых систем.

Семинарские занятия рекомендуется начать с обсуждения проблем, затронутых на лекционных занятиях. Ответы студентов дадут повод для дискуссии. Этот элемент занятия в методике формирования критического мышления так и называется – стадия вызова: актуализируются знания студентов по предмету, определяется уровень этих знаний, выявляются пробелы, формируется интерес к теме.

Следующая стадия лекционного и семинарского занятия – знакомство с новой информацией, с новым знанием, уточнение имеющихся представлений. Введение информации о принципах, источниках международного права стоит базировать на таких правовых актах, как Устав Организации Объединенных наций, 1945 г., Декларации принципов международного права и сотрудничества государств, в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г. Необходимо включить в лекционный материал также содержание Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров (1978), в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983). Немало важно и иллюстрация теоретических предпосылок примерами из международной практики.

Заключительной стадией лекционного и семинарского занятия, согласно методике критического мышления, должна быть рефлексия – изменение собственных представлений с учетом новых знаний, интериоризация знаний. Студенты приходят к выводу, что понятие «международное право» – очень сложное, многогранное явление, которому нельзя дать одну исчерпывающую многогранную формулировку и приведенные в учебнике определения основных понятий и институтов отражают лишь одну из точек зрения по предмету.

Для подготовки к семинарским занятиям рекомендуется предварительно предложить темы по всему содержанию блока. Подготовка по темам творческих работ и проблемных вопросов предполагает самостоятельные занятия во внеаудиторное время. Творческие работы отличаются от проблемных вопросов емкостью содержания и объемом исполнения. Но возможен и такой вариант: если тема проблемного вопроса оказалась вам интересной и вы нашли соответствующий материал, то ее можно расширить до рамок творческой работы и наоборот. Самостоятельные творческие разработки студентов, отвечающие требованиям научной работы могут быть признаны результатом рубежной и итоговой работы по блокам, при условии активного участия в обсуждении текущих тем блоков.
Примерные темы творческих работ

по содержанию блока
1. Проблемы взаимодействия принципа самоопределения наций и народностей и принципа территориальной целостности государства.

2. Федеративные государства как субъекты международного права.

3. Потенциальные субъекты международного права.

4. Право сильного и право слабого в международно-правовых отношениях.

5. Особенности международно-правовой ответственности индивида.

Проблемные вопросы блока
1. Мог ли существовать принцип суверенности государств в старом классическом международном праве?

2. Почему был провозглашен принцип самоопределения наций?

3. Можно ли Чечню признать нацией, борющейся за самоопределение?

4. Почему слабо кодифицирован институт признания в международном праве?

5. Означает ли признание правительства признание государства?

6. Что явилось объектом правопреемства при распаде СССР?




следующая страница>


Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов юридических вузов Тамбов 2005 удк ббк п

Охватывает почти все сферы жизни европейских государств (кроме обороны). Органы Совета Европы

2110.64kb.

07 10 2014
11 стр.


Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов вузов неязыковых специальностей Павлодар (075) ббк 81. 2 Англ-9

Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку

744.55kb.

15 09 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар (574)(075. 8) Ббк 67. 404(5Каз)я73 Г75

С. Т. Иксатова кандидат юридических наук, профессор кафедры Правоведения Инновационного Евразийского университета

789.62kb.

16 12 2014
6 стр.


Учебно-методическое пособие 3-е издание Тамбов 2005 (075. 8) Ббк 74. 58 я73 с 27

Бескроеная О. В. (вопросы 1, 13); Кравченко М. Б. (вопросы 3, 6); Прокудин Ю. П. (вопросы 7, 9); Шаршов И. А

1543.54kb.

14 12 2014
8 стр.


Методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей Южно-Сахалинск 2010 ббк 78. 5 Утверждено на заседании

Требования к оформлению библиографического списка литературы: методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. /сост. Т. В. Шутова; под ред. Е. С. Тен. – 3-е изд.,

153.43kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк

Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии

188.49kb.

10 09 2014
1 стр.


Методическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу

Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П. Ермолаевым и выпущенного в 1987 г

593.33kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов в трех частях Часть 3 Минск 2006 (075. 8)
2033.83kb.

09 10 2014
25 стр.