Психология: Учебное пособие / М.И. Чеховских. - 5-e изд., стер. - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 380 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет)
Доступно изложены ключевые понятия и категории современной психологии. Представлены общая, возрастная и педагогическая психология, а также основные разделы социальной. Учебный материал соответствует государственным стандартам подготовки учителей-предметников.
Адресовано студентам педагогических факультетов. Может быть использовано студентами непедагогических факультетов при изучении курса «Основы психологии и педагогики», а также всеми, кто впервые приступает к изучению психологии.
От автора
|
3
|
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
1. Введение в психологию
|
7
|
Предмет психологии
|
7
|
Методы исследования в психологии
|
10
|
Эмпирические методы исследования в психологии
|
13
|
Основы статистической обработки данных психологических исследований
|
18
|
Структура психологии
|
19
|
Мозг и психика
|
23
|
Строение мозга
|
27
|
Развитие психики в филогенезе
|
30
|
Понятие о сознании
|
34
|
Структура сознания
|
37
|
Вопросы для самопроверки
|
38
|
2. Личность и деятельность
|
39
|
Человек: индивид, личность, индивидуальность
|
39
|
Социализация личности
|
41
|
Современные теории личности
|
43
|
Биологическое и социальное в структуре личности
|
48
|
Психическая регуляция поведения
|
51
|
Потребности и мотивы
|
54
|
Деятельность
|
58
|
Структура деятельности
|
59
|
Интериоризация и экстериоризация деятельности
|
61
|
Знания, умения, навыки и привычки
|
62
|
Основные виды деятельности
|
64
|
Вопросы для самопроверки
|
65
|
3. Индивидуально-психологические особенности личности
|
66
|
Темперамент
|
66
|
Свойства темперамента
|
67
|
Типы темперамента
|
68
|
Физиологические основы темперамента
|
70
|
Индивидуальный стиль деятельности
|
71
|
Характер
|
72
|
Физиологическая основа характера
|
74
|
Структура характера
|
75
|
Формирование характера
|
76
|
Акцентуация характера
|
77
|
Характер и темперамент
|
80
|
Способности
|
81
|
Структура способностей
|
84
|
Задатки
|
85
|
Интеллект
|
88
|
Структура интеллекта
|
89
|
Развитие и виды интеллекта
|
90
|
Оценка интеллекта
|
92
|
Творчество
|
94
|
Вопросы для самопроверки
|
96
|
4. Эмоционально-волевая сфера личности
|
97
|
Эмоции и чувства
|
97
|
Классификация чувств
|
99
|
Информационная концепция эмоций
|
100
|
Физиологические основы эмоций и чувств
|
101
|
Формы и виды переживания чувств
|
102
|
Воля и волевые процессы
|
106
|
Виды волевых действий
|
107
|
Формирование воли
|
108
|
Вопросы для самопроверки
|
109
|
5. Познавательные процессы
|
110
|
Ощущение
|
111
|
Классификация и свойства ощущений
|
113
|
Восприятие
|
117
|
Свойства восприятий
|
117
|
Физиологические основы восприятия
|
120
|
Восприятие пространства, времени и движения
|
122
|
Память
|
126
|
Теории памяти
|
127
|
Классификация видов памяти
|
131
|
Процессы памяти
|
134
|
Мышление
|
138
|
Мышление и речь
|
140
|
Социальная природа мышления
|
141
|
Виды мышления
|
142
|
Мыслительные операции
|
143
|
Логические формы мышления
|
145
|
Проблемная ситуация и задача
|
148
|
Индивидуальные особенности мышления
|
149
|
Речь
|
151
|
Виды речи
|
153
|
Воображение
|
156
|
Внимание
|
158
|
Физиологические основы внимания
|
160
|
Виды внимания
|
161
|
Основные свойства внимания
|
164
|
Вопросы для самопроверки
|
170
|
6. Межличностные отношения
|
171
|
Обшение
|
171
|
Формы обшения
|
173
|
Межличностное общение
|
174
|
Коммуникативная сторона общения
|
175
|
Общение как взаимодействие
|
178
|
Перцептивная сторона общения
|
179
|
Понятие группы. Психология малых групп
|
185
|
Виды групп
|
187
|
Социометрия
|
188
|
Лидер в группе
|
189
|
Конфликт
|
192
|
Особенности восприятия в ситуации конфликта
|
194
|
Эмоции в конфликте
|
197
|
Общение в конфликте
|
198
|
Способы разрешения конфликтов
|
200
|
Вопросы для самопроверки
|
203
|
ЧАСТЬ II. ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
7. Введение в возрастную и педагогическую психологию
|
207
|
Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии
|
207
|
Краткий исторический очерк развития возрастной и педагогической психологии
|
209
|
Методы изучения психики ребенка в возрастной и педагогической психологии
|
213
|
Вопросы для самопроверки
|
216
|
8. Психическое развитие и обучение
|
217
|
Движущие силы психического развития
|
217
|
Развитие как процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта
|
219
|
Показатели психического развития
|
221
|
Факторы развития и их взаимодействие
|
224
|
Обучение и воспитание
|
229
|
Условия развивающего обучения и воспитания
|
230
|
Возрастная периодизация на основании понятия ведущей деятельности
|
232
|
Психоаналитическая теория детского развития
|
237
|
Эпигенетическая теория развития личности
|
239
|
Возрастная периодизация по физиологическим критериям
|
242
|
Акселерация
|
243
|
Вопросы для самопроверки
|
244
|
9. Психическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста
|
245
|
Особенности психического развития новорожденного
|
245
|
Особенности психического развития в младенческом возрасте
|
246
|
Особенности психического развития в раннем детстве
|
248
|
Особенности психического развития в дошкольном возрасте
|
253
|
Вопросы для самопроверки
|
259
|
10. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
|
261
|
Анатомо-физиологические особенности
|
261
|
Поступление в школу и связанная с этим психологическая перестройка
|
262
|
Мотивы учебной деятельности и их формирование
|
265
|
Особенности познавательных процессов
|
270
|
Формирование личности
|
278
|
Вопросы для самопроверки
|
281
|
11. Психическое развитие в подростковом возрасте
|
282
|
Общая характеристика подросткового возраста
|
282
|
Анатомо-физиологические особенности
|
284
|
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода
|
286
|
Потребность в самоутверждении
|
292
|
Самосознание
|
294
|
Самооценка
|
295
|
Эмоции и чувства
|
296
|
Учебная деятельность
|
297
|
Вопросы для самопроверки
|
304
|
12. Психическое развитие в юношеском возрасте
|
305
|
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте
|
305
|
Особенности личности
|
306
|
Мотивы учебной деятельности
|
308
|
Особенности познавательной деятельности
|
309
|
Вопросы для самопроверки
|
310
|
13. Период взрослости
|
311
|
Особенности периода взрослости
|
311
|
Ранняя взрослость
|
312
|
Средняя взрослость
|
314
|
Поздняя взрослость
|
317
|
Проблемы акмеологии
|
319
|
Вопросы для самопроверки
|
321
|
14. Психология воспитания
|
322
|
Психология воспитания и психология личности
|
322
|
Потребности и качества личности
|
323
|
Структура личности и ее формирование
|
325
|
Потребность в самоактуализации
|
327
|
Социальная ситуация развития
|
331
|
Воспитание как формирование целостной структуры личности
|
333
|
Психологический смысл методов воспитания
|
336
|
Критерии воспитанности школьников
|
339
|
Формирование личности школьника в коллективе
|
340
|
Вопросы для самопроверки
|
343
|
15. Проблемное, программированное и компьютерное обучение
|
344
|
Общее понятие о проблемном обучении
|
344
|
Проблемное изложение знаний
|
346
|
Психологическая сущность программированного обучения
|
348
|
Дидактическая сущность программированного обучения
|
350
|
Психологические проблемы компьютеризации обучения
|
352
|
Вопросы для самопроверки
|
358
|
16. Психология учителя
|
359
|
Структура педагогической деятельности
|
359
|
Мотивы педагогической деятельности
|
362
|
Педагогические способности
|
363
|
Формирование педагогических способностей
|
365
|
Индивидуальные особенности личности учителя
|
366
|
Вопросы для самопроверки
|
368
|
Л итература
|
369
|