Перейти на главную страницу
Как признают многие известные ученые прошлого и настоящего, конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Они порождаются объективными противоречиями, которые пронизывают социально-экономическую, политическую, духовную сферы жизнедеятельности общества. В истории социальной мысли анализ конфликтов, причин их появления и развития, роли в социальной жизни, форм и разнообразия проявления, возможности разрешения связан с идеями известных классических европейских ученых Г.Ф.В.Гегеля, К.Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля и некоторых других. Более современные авторы, известные американские социологи Т.Парсонс, Дж.Ландберг, К.Левин также в своем творчестве отдали дань данной проблематике. В целом, этих авторов и их последователей объединяет общая позиция в отношении анализа социального феномена конфликта. Он рассматривается как явление, несущее в основном разрушительные, негативные и дисфункциональные последствия для функционирования и развития любой социальной системы. Только в 50-ые годы XX столетия в рамках структурно-функционального анализа начинает вырисовываться несколько иной подход к исследованию социального феномена конфликта. Наиболее ярко данная позиция прослеживается в творчестве немецкого социолога Р.Дарендорфа и его американских коллег Л. Козера, Р. Фишера и У. Юри. Именно эти ученые закладывают научные основы теории конфликта и разрабатывают её понятийный аппарат.
Другой ученый Льюис Альфред Козер (L. A. Сoser) – 1913-2003гг.), американский социолог, продолжая мысли своего немецкого коллеги, в своей знаменитой работе «Функции социального конфликта» пишет, что современные авторы, занимавшиеся изучением социальной проблематики «…далеки от идеи того, что конфликт, возможно, - это необходимый и позитивный элемент всех социальных отношений; они склонны видеть в нем лишь разрушительное явление».21 Преобладающая тенденция у всех предшествовавших мыслителей, по мнению данного автора, состояла в поиске «путей согласия» и взаимного приспособления путем ослабления напряжения, упрощения ситуации, т.е. редукции конфликта.22
Новый подход к анализу социального конфликта исходит из тезиса определяющего данный феномен как необходимую форму социализации. Это означает, что ни одно социальное образование не имеет полностью гармоничную природу. Если бы это было так, то данные образования были бы лишены всякого движения и целостной взаимосвязанной структуры. Социальным образованиям, считает Л.Козер, «необходима как гармония, так и дисгармония, как ассоциация, так и диссоциация; и конфликты внутри групп ни в коем случае не являются исключительно разрушительными факторами. Образование группы – это результат процессов обоего вида. Убеждение в том, что один процесс разрушает то, что создает другой, а то, что, в конце концов, остается, представляет собой результат вычитания одного из другого, основано на заблуждении. Напротив, и «позитивный», и «негативный» факторы создают групповые связи. Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей, как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».23
Важное значение в конфликтологической теории имеет вопрос, раскрывающий его системную природу. Конфликт как социальное явление имеет свою сложную взаимосвязанную структуру. К его основным структурным элементам, прежде всего, относятся:
- носители конфликтной ситуации (участники конфликта и их характеристика: личность, малая или большая социальная группа, их позиция в социальной структуре общества, типологические и личностно-психологические составляющие);
- ядро и предмет конфликта, (где необходимо определить источник или причину его возникновения, объективность или субъективность параметров, индивидуально-групповые или общественные характеристики);
- средства, применяемые конфликтующими сторонами для достижения своих целей (где особую роль играет ответ на вопрос углубляют ли эти средства конфликт или же они оставляют возможность мирного исхода конфликтной ситуации).24
- условия возникновения и протекания конфликта. При характеристике содержательной природы конфликта немаловажное значение имеют также физические и социальные параметры, а так же последствия разрешения конфликта.
Наличие взаимодействия, т.е. характеристики всевозможных форм поведения и действий участников конфликта, направленных на достижение своих целей необходимо также рассматривать в качестве существенного параметра определения конфликта как социального явления. Вышеперечисленные структурные элементы конфликта представляют собой динамически взаимосвязанную и целостную систему, без наличия которой он не может протекать. Каждый из параметров объективно необходим, взаимодействует и взаимообуславливает другой его параметр, а также определяет динамическое развитие и само разрешение конфликта.
В своей теории Р. Дарендорф много внимания уделяет вопросам регулирования конфликтов. Для их успешного урегулирования, по его мнению, важны три обстоятельства. Во-первых, наличие ценностных предпосылок, т.е. признания наличия конфликтной ситуации, различий и противостояния конфликтующих сторон. Во-вторых, чрезвычайно важным моментом является уровень организации конфликтующих сторон. И, в-третьих, достижение согласия относительно определенных правил взаимодействия конфликтующих сторон, которые обеспечивают некоторый возможный баланс в их взаимоотношениях.25
По мнению ученого, конфликты становятся тем острее, чем более затруднен процесс продвижения к иным статусным позициям в обществе. Из данных положений немецкий социолог делает вывод о необходимости появления и развития высокомобильного общества, в котором признается наличие множества социальных конфликтов и возможность регулирования их протекания.
Другая проблема, возникающая при характеристике конфликта как социального феномена, касается анализа основных функций, выполняемых им в обществе. Изучением данной проблематики занимался Л. Козер. В своей работе «Функции социальных конфликтов» он вычленяет целый ряд его разнообразных функций, таких, например, как: образование социальных групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ; определение относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений. 26 Такие процессы как получение необходимой информации о социальных проблемах и недостатках в жизни общества, способствование созданию новых социальных институтов он также относит к функциональной характеристике социального конфликта.27 К ключевым функциям, выполняемым социальным конфликтом в обществе, американский ученый относил и способствование процессам социализации и адаптации, как отдельных индивидов, так и целых групп, стимулирование нормотворчества и социального контроля, создание и укрепление сплоченности социальных сил в обществе.28 Выполнение таких функций как образование социальных групп и определение их относительно стабильных отношений, содействие процессам социализации и адаптации, стимулирование нормотворчества и социального контроля, а также укрепление сплоченности социальных сил в обществе способствуют развитию множества разнообразных социально-коммуникативных процессов. Л. Козер наделяет социальный конфликт и коммуникативной функцией. Он говорит о том, что необходимо различать конфликт и враждебное или антагонистическое отношение. «Социальный конфликт – это всегда социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно вызывает конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимизации власти и системы статусов».29 Её действие американский социолог объясняет таким образом, что до конфликта группы могут быть не уверены в позиции противника, но вследствие конфликта позиции и границы между группами проясняются. В результате индивиды и группы могут выстраивать более эффективную линию поведения по отношению к противнику. Конфликт, по мнению автор данной концепции, также позволяет сторонам получить лучшее представление о своих относительных силах, а это может привести к возобновлениям коммуникативных процессов между конфликтующими сторонами, мирного согласования их позиций или в последствии даже дружеских отношений.
2.2. Конфликтологическая модель коммуникативных процессов Р.Фишера и У. Юри.
В контексте конфликтологического видения социальной реальности и её структурно-функциональной трактовки создается собственно конфликтологическая модель коммуникативных процессов. Американские ученые, занимавшиеся изучением феномена социального конфликта, Роджер Фишер (R.Fisher (род. 1922) и Уильям Юри (W.Ury). рассматривали конфликт как элемент нормы, а не как её нарушение, поскольку, как они считали, только «мертвые структуры» не имеют конфликтов. Как признают данные специалисты, негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. В контексте данной концепции процесс разрешения конфликта предстает как чисто коммуникативная проблема. В данной модели авторы предлагают три уровня разрешения конфликта: уровень интересов, уровень права и уровень силы. Примером разрешения конфликта на уровне силы могут служить банальная драка, либо забастовка или война. В такой ситуации разрешение конфликта осуществляется в контексте определения, кто из конфликтующих сторон сильнее. На уровне правового разрешения конфликта его участники обращаются в суд и выясняют, кто же прав с точки зрения закона. Разрешение конфликта на уровне интересов предполагает выяснение потребностей, желаний, страхов, которые заботят и волнуют конкретных людей - участников конфликтной коммуникации. Они предопределяют человеческие позиции, мотивируют человеческое поведение, поэтому, зная реальные интересы конфликтующих сторон, можно искать выхода из сложной конфликтной ситуации.
Р.Фишер и У. Юри в рамках исследовательского проекта по переговорам, который был создан и проводился в Гарвардском университете, занимались изучением еще одной важной проблемы - эффективности разрешения конфликта. Они создали целостную концепцию эффективной системы разрешения конфликтов. По мнению авторов проекта, данная система должна базироваться на переговорном процессе, представляющим собой именно коммуникативный процесс, и рассмотрении конфликта на более ранних ступенях его проявления. Если процесс разрешения конфликта рассматривать с точки зрения его уровней, то в целом его разрешение на уровне интересов признается более эффективным способом. Уровень силы считается дорогим способом разрешения конфликтной ситуации, поскольку требует большого объема ресурсов, включенных в данный процесс. Он также не является долговременным способом, поскольку силу все равно надо будет время от времени проявлять и в дальнейшем, чтобы сохранять позиции «статус кво». Уровень права также признается дорогим способом, поскольку он включает в себя дорогостоящие юридические процедуры, которые к тому же требуют времени для своей организации и реализации. Самая эффективная система разрешения конфликтов, по мнению авторов концепции, может базироваться на использовании специализированного метода ведения переговорного процесса, который получил название принципиальных переговоров или переговоров по существу. Данный метод представляет собой метод выстраивания коммуникативных взаимодействий конфликтующих сторон, и строиться на действии следующих основных принципов. К ним, в первую очередь, относиться принцип проведения разграничения между участниками переговоров и его предмета, т.е. основной проблемы, по поводу которой участники переговорного процесса вступают во взаимодействие. Следующим методологическим принципом необходимо считать принцип преимущественной фокусировки на интересах участников конфликтной ситуации, а не на тех позициях, которые они стараются занимать в данной конкретной ситуации ведения переговоров. Создание взаимовыгодных вариантов разрешения конфликта необходимо считать ещё одним базовым принципом эффективной системы разрешения конфликта. Действие данного принципа основано на разработке многоплановых вариантов выбора разрешения ситуации и их обсуждение в переговорном процессе. К принципам эффективной системы разрешения конфликтов необходимо отнести также использование объективных критериев при обсуждении базовой проблемы, вызвавшей конфликт.30 Немаловажной особенностью разработки целостной и эффективной системы разрешения конфликтов, по мнению Р. Фишера и У. Юри, является определение её организационной структуры, где закрепляется расположение процедур организации ведения переговорного процесса в последовательности от дешевых к более дорогим, организация консультационных встреч конфликтующих сторон, возможность возврата к переговорному состоянию и некоторые другие.
Таким образом, в рамках структурно-функционального контекста появилось конфликтологическое видение коммуникативных процессов и взаимодействий, где конфликтная, кризисная коммуникация рассматривается как процесс, который протекает в условиях противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе. В такой ситуации возникают условия, вызывающие нарушения и затруднения в обычном обмене информацией между участниками конфликта, наблюдается открытое противостояние сторон, отмечаются резкие изменения протекания самого конфликта. Такие негативные характеристики возможных коммуникативных отношений, складывающихся в обществе, рассматриваются в качестве определенной социальной нормы и требуют выработки конкретных рекомендаций, которые позволяли бы более эффективно и плодотворно искать выходы из конфликтов, кризисов и коммуникативных затруднений.
Главным идеологом символического интеракционизма является Джордж Герберт Мид (G.H.Mead) - 1863-1931 гг.), американский философ, социолог и социальный психолог. Он считается одним из наиболее видных и интересных американских ученых начала XX столетия, который посвятил свое творчество изучению проблем межиндивидуального взаимодействия. Американский мыслитель считает, что социальная жизнь реализуется на уровне межличностного взаимодействия и основным механизмом социального процесса в целом и конкретного социального действия в целом является жест. В одной из своих работ он писал: «жесты есть движения первого организма, действующие в качестве особых стимулов, вызывающих социально принятые реакции второго организма».31 Жест, который несет в себе определенное значение и требует со стороны индивида («актора») размышления, пред тем как на него отреагировать, предстает в теории Дж. Г. Мида значащим символом. Таким образом, жесты становятся значащими символами в том случае, когда они вызывают у производящего их индивида реакцию такого же типа, какую предполагали получить у тех, кому данные жесты предназначались.
Если представить себе схему социального взаимодействия, или её механизм, как это делает Дж.Г.Мид, то необходимо отметить, что в социуме практически все взаимодействия между людьми предполагают обмен символами. В отличие от животных, люди живут в наполненном символами мире. К множеству разнообразных символов необходимо отнести символы, передаваемые людьми друг другу с помощью разнообразных жестов, мимики, пантомимики, а также одного из главных для человека каналов передачи символьной информации - голоса и его богатейших пара- и экстралингвистических возможностей. В контексте теории Дж. Г. Мида такой символ получил название «голосового символа» или «голосового жеста». Символ, по мнению американского ученого, есть нечто, означающее что-то еще. Если в качестве примера использовать слово «дерево», то оно станет символом, при помощи которого мы представляем определенный предмет - дерево. Овладев этим понятием, говорит Дж. Г. Мид, человек может думать о дереве, даже если он никакого дерева не видит. Таким образом человек научился мыслить о данном предмете символически.32 Отличительной особенностью такого голосового жеста, по мнению Дж. Г. Мида, необходимо считать то обстоятельство, что голосовой жест обладает одинаковой степенью влияния, как на говорящего, так и на слушающего. Данное обстоятельство определяется возможностью слышать себя со стороны, т. е. возможностью слышать себя, так как слышать тебя другие люди. Другой отличительной особенностью голосового жеста можно считать возможность лучшего контроля над голосовыми жестами, чем над физическими, поскольку голосовые жесты имеют осознанную природу, тогда как физические – неосознанную.33
Символическое мышление, осуществляемое при помощи и на основе «голосовых жестов» освобождает человека от тех ограничений, которые накладывает на его сознание непосредственный опыт, т.е. ограничений в виде того, что он может только непосредственно видеть, слышать и ощущать. Такая способность человека создавать символы, взаимодействовать с ними не дается ему от рождения. Она развивается, как считает американский мыслитель, самостоятельно в процессе социальной жизни людей.
Таким образом, общая структура самости в концепции Мида получила следующую интерпретацию:
- существование непосредственного, непредсказуемого и креативного аспекта самости, который в концепции ученого получило название «I», по аналогии с личным местоимением английского языка первого лица единственного числа, которое обозначает индивидуальную ипостась личности; и
- принятие обобщенного другого, определяемого социально одобряемыми установками и нормами. Данный аспект самости получил название «me», также по аналогии с личным местоимение английского языка, имеющим косвенный падеж, и обозначающим «Я» как объект. Принятие роли обобщенного другого, а не отдельных других, играет в целостной концепции Дж. Г. Мида важную роль, поскольку обеспечивает возможность появления в культуре цивилизации таких феноменов как абстрактное мышление и объективность. Суммируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что возникает личность, которая, по мнению американского мыслителя, предполагает такой важнейший социальный процесс как коммуникация между людьми. 35
Таким образом, американский ученый высказывает мысль об определяющем влиянии значащих символов на коммуникативные процессы в целом, именного голосовой жест, имеющий природу значащего символа, смог обеспечить социальную организацию человеческого общества. Значащие символы становятся одним из важных факторов коммуникационного процесса. Коммуникация в полном смысле слова, считает Дж.Г.Мид, невозможна среди муравьев или пчел и т.д. Она возникает лишь в тех условиях, когда один субъект передает с помощью языка и значащих символов определенную информацию (значения) с тем, чтобы вызвать у других субъектов осмысленные реакции.
Интересно, что произошло практически полное совпадения взглядов на роль языка в когнитивном развитии человека у американского ученого Дж. Г. Мида и российского психолога Л.С. Выготского. Особенно интересно также, что оба этих ученых работали в параллельном направлении и практически одновременно, не зная о существовании друг друга. Российский ученый разработал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций
Они как представители различных научных школ параллельно разрабатывают и объясняют действие механизма формирования языка, а на его основе и речи. И российский, и американский коллеги считают, что происходит ситуация, когда один субъект передает с помощью языка и значащих символов определенную информацию (значения) с тем, чтобы вызвать у других субъектов осмысленные реакции. И именно на данной фундаментальной основе (на основе речи) осуществляется деятельность сознания, разума, мыслительных процессов, идет процесс формирования личности, «самости» и, в конечном итоге, процесс зарождения, функционирования и развития социума в целом. Таковы взгляды Дж. Г. Мида на проблемы формирования и развития коммуникативных процессов социума и их место и роль в формировании и развитии личности и всего общества в целом.
Социально-психологические взгляды Ч.Х. Кули и их значение в развитии коммуникативной проблематики.
Другим известным представителем символического интеракционазма считается Чарльз Хортон Кули (Ch. H. Cooley) - 1864 – 1929гг.) - американский социолог, социальный психолог, автор «зеркального Я» теории, один из основоположников теории малых групп. В основе его социологической теории лежат такие понятия как социальный организм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Американский ученый рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм, в процессе становления и развития которого огромную роль играют коммуникационные процессы, осуществляемые на межличностном уровне. Для того чтобы объяснить механизм формирования и развития живого организма, прежде всего, индивида, Ч. Х. Кули создает свою знаменитую теорию «зеркального «Я», которая основана на трех основных положениях.
Первое положение предполагает раскрытие уровня инстинктивных «самоощущений» («selffeeling») индивида. На данном уровне «Я» предстает как раскрытие собственных «эмоциональных» и чувственных возбуждений, передающих страх, гнев, печаль и т.д. переживаемых индивидом в конкретной ситуации. Сам Ч.Х.Кули пишет, что «Я» дано нам в опыте, прежде всего как чувство, чувственная составляющая наших представлений» о самом себе. Я чувствую так-то, я желаю или намереваюсь сделать то-то и то-то, я хочу того- то.36 Основную функцию данного уровня формирования личности индивида, его «Я» состоит в том, чтобы осуществить побуждение к действию и/или свести воедино отдельные действия индивида для достижения поставленной конкретной цели. По-видимому, как считает автор зеркального «Я» - теории, чувство собственного «Я» данного уровня развития связано с идеей применения власти, когда ребенок впервые пытается управлять видимыми объектами - своими руками и ногами, игрушками и т.п. Затем ребенок переносит полученный опыт на управление окружающими и, таким образом, область, на которую распространяется его власть и ощущение собственного «я», непрерывно расширяются.37
Ещё одним элементом теории зеркального «Я» Ч.Х.Кули можно считать социальное «Я», означающее в интерпретации автора, представления или систему представлений о своем «Я», почерпнутую из общения с другими людьми. Индивидуальное сознание воспринимает такую систему представлений или их отдельные проявления как свои собственные. Идея «Я», связанная с мыслью о других людях, представляет собой осознание человеком своей собственной индивидуальности и своеобразия своей жизни, как считает Ч.Х.Кули. «Я», «мое» или «я сам» не отделено от общей жизни и представляет собой одновременно и всеобщее, и индивидуальное. Подобное единство хорошо прослеживается на примере таких социальных феноменов как язык и общение, а в коммуникативном процессе оба этих явления также приобретают чрезвычайно важное значение и реализуются в когнитивных представлениях, моделях поведения и социальном опыте индивида...38
Третий элемент данной теории автор определил как отраженное или зеркальное «я», которое представляет собой воображение того, что другие думают о нас, о нашей внешности, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д. Данный пласт сознания, по мнению американского мыслителя, оказывает на нас самое разнообразное влияние и включает в себя три основных элемента:
- представление о том, как мы выглядим в глазах другого;
- представление о том, как он судит об этом нашем образе,
- и некое наше собственное чувство стыда или гордости.
Как считает сам американский мыслитель, сравнение с зеркалом не позволяет выявить третий элемент этой теории - воображаемое суждение, - который весьма существенен. В нас рождает гордость или стыд не просто наше механическое отражение того, что о нас думают другие, а приписываемое кому-то мнение, воображаемое воздействие этого отражения на другое сознание. Как об этом говорит сам автор «зеркального «Я» теории, воображаемое суждение о том, как другой индивид судит о нашем образе «явствует из того факта, что для нашего чувства «я» большое значение имеют характер и авторитет того человека, в чьем сознании мы себя видим. Мы стыдимся показаться лживыми в глазах человека прямого и честного, трусливыми в глазах смелого, вульгарными в глазах утонченного»39 и т.д. Ч. Х. Кули называет данный элемент «представлениями представлений» («imaginations of imaginations»). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом исследования социологии Ч.Кули. Таким образом, обе эти ипостаси - «социальное» и «индивидуальное» - предстают как две стороны ментальной целостности, т.е. личность и общество становятся частями единого целого. И в этом единстве - «социальное» имеет лишь кумулятивный аспект целостности, а - «индивидуальное» представляет собой ее дискретный вариант.
Социально-коммуникативный процесс в интерпретации американского социального психолога можно рассматривать как приобщение индивидуальных ментальных процессов к общему «большому сознанию» социума. Понятие «большого сознания» трактуется как процесс социализации индивидуального сознания, т.е. процесс приобщения индивидуального сознания к когнитивным знаниям, моделям поведения и социальному опыту, разработанным и накопленным социумом. Начинается данный процесс, по мнению Ч.Х.Кули в первичной группе (например, семье, соседской общине), где есть непосредственный психологический контакт, и осуществляется межличностная коммуникация. Результатом социализации становятся «образы», или «представления» («imaginations»). В «представлениях» самоощущения индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате «социальными чувствами». 40 Таким образом, «социальные чувства», в трактовке Ч.Х. Кули предстают основой социальной организации и социального контроля, поэтому делает вывод американский ученый разумная природа индивидуального «Я», приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы.
Среди современных социологов, которые, можно сказать, стали развивать научное наследие Дж. Г. Мида, Ирвинг Гофман (E. Goffman) –
1922 – 1982 гг.) в другой транскрипции Эрвин Гофман, занимает особое положение. Он является известным современным американским социологом, работавшим также в области антропологии, лингвистики, психологии и социальной коммуникации. И. Гофман считается создателем драматургической социологии,41 во всяком случае, ее эмпирического варианта. В своей теории он сознательно уходит от изучения макроструктур общества и полагает, что подлинная социальность существует, прежде всего, в сфере межличностных связей и межиндивидуального общения, т.е. в нашем повседневном общении. Поэтому все коммуникативные процессы современного социума, по мнению И. Гофмана, основаны также на межличностных связях и реализуются на межиндивидуальном уровне коммуникации. Характерной особенностью данного уровня является присутствие людей в непосредственной близости друг к другу, лицом к лицу («face-to-face» как говорит об этом сам автор), когда неизбежно взаимное влияние и воздействие друг на друга.
Центральным понятием социально-драматургической теории И. Гофмана становится понятие «я сам» (the self). Самим автором оно трактуется как представленный образ роли или драматический эффект, который возникает в показываемой сцене, и все зависит от того, сочтут ли его достоверным или вызывающим недоверие, пишет об этом сам И. Гофман. Данное положение требует некоторого уточнения. Рассматривая понятие «я», американский ученый видит не индивидуальный характер, внутренний индивидуальный мотивационный профиль или другие внутренние личностные качества человека, участвующего в коммуникативном акте, а определяет как он будет воспринимать свои собственные действия и реакции «другого» на эти действия. В коммуникативном взаимодействии субъект предстает не как «Я», «Я сам», а как актер, который творит относительно непредсказуемый и окончательно еще неоформленный образ. По мнению И. Гофмана, актер в конкретной коммуникативной ситуации предстает как нечто аморфное, не имеющее отчетливого личностного профиля, он может принимать разнообразные более или менее четкие формы только лишь в процессе коммуникации.
Конкретную коммуникативную ситуацию американский социолог называет сценой. Актер вступает на сцену (коммуникативную ситуацию) и начинает разыгрывать коммуникативную роль, постепенно заполняя определенным смыслом и свою роль, и коммуникативную ситуацию. Конкретные условия и потребности определяют либо одного участника – актера такой коммуникативной драмы, либо несколько других участников – других актеров, которые похожи на первого. Сцена (коммуникативная ситуация) всегда имеет физическое существование, включая реквизит, обладающий более или менее предметной и/или нематериальной природой. Данным реквизитом и сценическими условиями располагает сам актер. Их И. Гофман называет постановкой, и именно она оказывает решающее влияние на окончательный результат драмы. Желая достичь своих целей, связать воедино все производимые им впечатления, актер стремится предстать перед окружающими в выгодном для себя свете. Таким образом, актер работает на свой «зрительный зал», на свою публику, что требует знания правил «игры» и владения вполне определенной актерской техникой.
Итак, в контексте социально-драматургической социологии И. Гофмана коммуникативный акт предстает в качестве драматургической постановки, которая разворачивает свое действие на сцене социальной жизни. Актер, пользуясь определенным реквизитом как частью постановки, выступает на сцене. Он ведет представление вместе с коллегами или без них. Социально-коммуникативное представление одного актера или целый единый спектакль, где могут быть занято несколько актеров, разворачивается перед публикой. Главное, что определяет успех актера, это одобрит или не одобрит публика успех театральной постановки. Поэтому публика у Гофмана играет центральную роль, что для обычной современной театральной публики весьма нехарактерно. Без публики социальный театр вообще не может существовать, и публика в очень большой степени определяет исход ролевой игры. В конечном счете, успех сценического представления и успех коммуникационного взаимодействия зависят от того образа роли, который создал актер. Таким образом, именно публика обладает значительной властью над коммуникативной ситуацией и наше ближайшее окружение влияет на эффективность коммуникационных взаимодействий. 42
Если актер неверно выстраивает свою социальную роль, если ему раз за разом отказывают в доверии, то он понемногу воспримет точку зрения недоверяющих. Даже в тех случаях, когда то, против чего он возражает, в какой-то мере относится к нему самому. Другими словами, чем более сильное сопротивление оказывает индивид, тем больше оснований поразмышлять о том, не сопротивляется ли он скорее самому себе, чем публике. Примером такой ситуации может служить ситуация, когда только что бросивший курить человек страшно критикует всех, кто еще курит. В такой ситуации публика и коллеги могут уговорить актера проявлять определенные свойства, которыми он не хочет обладать.
В своей социально-драматургической теории И. Гофман вводит еще одно чрезвычайно важное понятие – понятие ролевой дистанции. Содержание данного понятия можно выразить тем, что индивид при своих социальных встречах должен с самого детства и далее развивать способность отличать себя самого и свои разнообразные роли, которые он выполняет или может выполнять в реальности. И. Гофман считает, что людей, не владеющих способностью находить различия между ролью и «я» можно считать социально запутавшимися, а в самом плохом случае - психически больными. Представим себе такой пример, пишет И.Гофман, что человеку нужно выступить на обсуждении проблемы социально пагубного и позорного воздействия алкоголя. Он демонстрирует действенность этого положения, выступая в состоянии сильного опьянения (в роли пьяного диссертанта). Данный пример показывает, считает американский ученый, какое функциональное значение имеет умение сохранять границу между «я» (которое может быть воображаемым или «фальшивым») и ролью, обличием этого «я», которая определяется ситуацией. Чем сильнее способность актера смотреть со стороны на себя и свое выступление (т.е. умение дистанцироваться от себя самого»), тем выше его социальная компетентность. Социальный субъект, участвующий в социально-драматургическом действии, считает И.Гофман, не ориентируется скорее всего на нормативный смысл, а манипулирует им. Умение управлять производимыми впечатлениями, осуществлять контроль над ними становятся у американского мыслителя центральным пунктом процесса социально-коммуникативного взаимодействия.43
Подтверждением данного вывода может служить другая интеракционистская концепция – концепция Теодора М. Ньюкомба (T. М. Newcomb) – 1903-1984гг). В начале 50-х гг. XX столетия им была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного и эмоционального аспекта. Он предложил изучать в коммуникативном процессе, прежде всего, субъектов коммуникации. По мнению американского автора, они занимают равноправное положение в коммуникативном акте и связаны взаимными ожиданиями и установками. Но субъекты коммуникации связаны также и общим интересом к предмету общения. Поэтому свою коммуникативную модель Т. Ньюкомб представляет в виде равнобедренного треугольника, вершины которого в рамках одной коммуникативной системы фиксируют двух коммуникаторов А и В и внешний объект Х. Соответственно, в данной системе могут возникнуть четыре вида взаимодействия: А по отношению к В, В – по отношению к А, А – к Х и В – к Х. Данная ситуация, как считает, Т.Ньюкомб возможна потому, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. Если два контактирующих субъекта сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к тому объекту, о котором идет речь. При несовпадении отношения друг к другу будет не совпадать и отношение к объекту общения. Такая ситуация участниками коммуникации будет восприниматься как ненормальное явление и они будут стремиться к достижению согласия между субъектами коммуникации. Впоследствии Т. Ньюкомб дополнил свою модель, определив некоторые необходимые условия, при которых будет активизироваться коммуникационный процесс: а) между индивидами А и В должно существовать сильное «взаимное притяжение»; б) объект Х должен представлять важность хотя бы для одного из индивидов; в) объект Х должен быть, в общем, приемлемым для обоих индивидов. Таким образом, коммуникация возникает как ответная реакция на «нарушение симметрии», и, соответственно, в условиях неопределенной и неустойчивой ситуации, которая появляется вследствие нарушения симметрии, следует ожидать усиление деятельности, направленной на её устранение. Такая деятельность носит коммуникативный характер и может проявляться в различных формах: поиске необходимой информации, передаче её, обмене сообщениями.
межличностной коммуникации в социуме и какую роль они играют в
данной теории?
Литература
Изд-во МГУ, 1994.
7. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПБ., Ювента, 1999.
1998.
Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин
06 10 2014
7 стр.
Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 2001. – 208 с. 11 экз
14 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
А. А. Бодалев, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, М. Ю. Кондратьев, Г. Б. Корнетов, Л. Е. Курнешова
14 12 2014
26 стр.
В рамках этого мероприятия для региональной научно-практической конференции, библиотекой была представлена книжная выставка
25 12 2014
1 стр.
Охватывает все функциональные направления, но специфичными общезаводскими и цеховыми мероприятиями являются
01 09 2014
28 стр.
11 10 2014
1 стр.