Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

Заражение осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, то в таких условиях действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по модели «цепкой реакции». Подобный эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, толпе, но может проявляться также в условиях организованной общности, например, в театре, на собрании или стадионе.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники. Ситуация паники можно определить как некое эмоциональное состояния, являющееся следствием дефицита или избытка информации о какой-либо непонятной новости, явлении. Происхождение самого термина «паника» берет начало от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ, стад, вызывавшего своим гневом безумие стада. В истории мировой цивилизации, к сожалению, можно найти немало примеров, когда именно данное психологическое состояние приводило к массовой гибели людей. Например, в 312 г. н. э. армия императора Максенция запаниковав, практически в полном составе утонула в римской реке Тибр, погибло 20 тысяч человек. В 1219 г. примерно 13 тысяч человек были задавлены в толпе или утонули при переправе через реку Хуанхэ после разгрома китайской армии монголами. В ноябре 1812 года остатки французской армии, бежавшей из России, при переправе через реку Березину, также попали в ситуацию паники. Тогда погибло 10 тысяч французов, а еще 2 тысячи чудом спасшихся солдат были захвачены в плен российскими войсками, которые при этом не потеряли ни одного (!) человека. В 1944 г. при паническом отступлении немецкой армии из Севастополя, как пишет в своих мемуарах нацистский адмирал Дениц, в драке за место на кораблях погибли около 1,5 тыс. солдат и офицеров120.

Таким образом, люди, объединяясь в сообщества и группы, находятся в состоянии взаимного внушающего и заражающего воздействия. Они стремятся подчеркивать то, что их сближает и инстинктивно подавляют то, что их разъединяет. Каждый индивид, находясь в массе, сводит к минимуму свое личностное начало, которое разъединяет их, делает непохожими друг на друга. Особенно в толпе проявление личностного начала отдельного индивида опасно, поскольку может привести к риску противостояния индивида и массы. Широко распространено мнение, что в борьбе разума со страстью всегда побеждает страсть. Именно потому, что мы общественные существа.121 Таким образом, можно сказать, что психические процессы заражения и внушения определяют действие объективной бессознательной основы психики больших скопления людей.

Последней причиной, обуславливающей образование специфических свойств толпы, является способность к инстинктивной подражательности социального человека. Наиболее полное и всестороннее исследование данного психологического процесса провел известный французский ученый конца XIX века Г.Тард. Он считал, что данный наиболее ранний (по развитию) психический процесс свойственен как достаточно обширному классу животных, так и человеку, вскоре после его рождения. Подражание предполагает проявление наиболее раннего эмоционального чувства привязанности, общности с тем, кому подражают и кого воспроизводят. Первый подражательный звук, улыбка, инстинктивное движение младенца навстречу матери, это те действия, в которых находит выражение психологический процесс подражания. И именно данная система действий является основой формирования первых социальных отношений ребенка в обществе. В своей работе «Законы подражания» Г.Тард обосновывает действие основного принципа инстинктивной подражательности социального человека. «Подражание есть явление социальное», - пишет французский ученый, - «но инстинктивная леность в высшей степени естественное, уже вовсе не социальное явление, а из неё и возникает склонность перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретать» 122.

Французский ученый понимал данный психологический процесс достаточно широко. Он интерпретировал этот термин не только как индивидуальное подражание в форме так называемой «психической заразы», но и расширял его употребление на характеристику всего общества. Г. Тард говорил, что «общество, в конечном счете, есть подражание». В той же работе «Законы подражания» французский ученый высказывает мнение о том, что главнейшее следствие действия основного принципа инстинктивной подражательности социального человека на уровне общества в целом состоит в постепенном «накоплении непротиворечащих друг другу изобретений, благодаря сохранению и распространению каждого из них путем лучеобразно-развивающегося подражания, фокусом которого оно становится»123. Г. Тард также характеризовал психологический процесс подражания с точки зрения исторической перспективы и в качестве доказательства приводил анализ исторической ретроспективы развития культуры человечества: римляне заимствовали высшие проявления культуры от греков, а победившие их варвары заимствовали культуру от римлян. Культура Западной Европы основывается на достижениях античных цивилизаций и распространение мифов, сказок, легенд, определенных форм искусства, научных открытий, изобретений основано на заимствовании и подражании124. «… Ни один народ не создал полностью своей культуры, а заимствовал различные стороны культуры от других народов»125 - согласен В.М. Бехтерев.

Но подражание необходимо рассматривать как достаточно сложный социально-психологический процесс. Он предполагает не только и не столько слепое копирование, абсолютное, автоматическое, бессознательное повторение, но и творческое воспроизведение того или иного процесса или явления. В связи с этим В.М. Бехтерев делает интересное замечание, отмечая, что общество состоит не только из подражателей, но и созидателей. Из деятельности созидателей возникает явление конкуренции, поскольку подражание не всегда достигает своей цели ввиду конкуренции со стороны созидающих индивидов. Таким образом, жизнь общественного организма состоим из подражания и конкуренции, соперничества, между которыми устанавливается своего рода взаимодействие, приводящее к подвижному равновесию, считает В. М. Бехтерев. Он формулирует идею «подражания – контрподражания»126, получившую дальнейшее развитие в теории социального взаимодействия.

Г. Зиммель, характеризуя природу и функции подражания, рассматривал его как «психологическое наследование» и как средство приобщения индивида к системе групповых ценностей. Объединение с группой позволяет индивиду, по мнению немецкого социолога, избавиться от тяжести персональной ответственности, мук выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения. Таким образом, одним из принципов психической жизни человека в массе, наряду с существованием заражения, внушения становится инстинктивная подражательность социального человека.

Итак, если кратко раскрыть основные теоретические положения психоаналитической концепции механизма действия массового сознания и определить те основные психологические качества и свойства, которыми обладают люди, составляющие массу или попадающие в толпу, то необходимо отметить три ключевых фактора: наличие и превалирование в психической жизни массовых сообществ и объединений бессознательного начала, действие таких психических процессов как внушение и заражение, выполняющих объединяющую роль для индивидов, собирающихся вместе в единой массе. Третьим существенным фактором, влияющим на психическую жизнь человека в обществе, является инстинктивная подражательность социального человека. Все вышеперечисленные факторы, определяющие основные психологические качества и свойства людей, составляющих массу или попадающих в толпу, приводят к нивелировке их индивидуальных качеств и свойств, к господству единых чувств и аффектов, характеризующих массу.



Соотношение двух психических явлений: массы и вождя.

Особое место в психоаналитической теории массового сознания занимает вопрос о соотношении двух психических феноменов массы и вождя. Роль личности, лидера, вождя приобретает особое значение, когда огромные массы приходят в движение на арене истории и начинают действовать. В такие исторические моменты можно говорить об определенном состоянии общества, которое характеризуется такими специфическими отличительными чертами как структурная социально-экономическая и/или политическая перестройка, дезориентация и потеря всех основных идеологических, политических, морально-этических ориентиров, существовавших в данном обществе. Вследствие действия всех вышеперечисленных социальных свойств, значительная часть его членов, находятся в стрессовом социально-психическом состоянии, которое известный французский социолог прошлого века Э. Дюркгейм охарактеризовал как состояние аномии (от французского слова, означающего буквально «беззаконие», «безнормность»). Ситуация аномии в обществе распространяется и на аномальное состояние в массовом сознании, а такое положение вещей предполагает возможность существования различных форм социального поведения. Одной из возможных и достаточно распространенных форм социального действия становится необоснованная агрессия, порожденная определенным стрессовым психическим состоянием человека, которое социальные психологи называют фрустрацией. Другой возможной формой социального поведения, вызванной состоянием аномии в массовом сознании общества, может стать поиск мессии, лидера (личности, партии) способного разрешить возникший социальный кризис или даже катастрофы, вывести общество из данного состояния. Историческое предназначение лидера, вождя, мессии, роль великих людей состоит в синтезе всех усилий, потребностей, притязании какой-нибудь социальной группы, нации, общества в целом и направление их на решение назревших глобальных социальных проблем.

Многие ученые прошлого и настоящего занимались изучением данной проблематики. Н.К. Михайловский полагал, что серая, лишенная всякой оригинальности, устойчивости и находящаяся под гнетом однообразных и скудных впечатлений масса «находилась как бы в хроническом состоянии ожидания героя»127. Г. Тард считал, что масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из своих рядов. Анализируя данную проблематику, вникая глубже в психологию масс, Г. Ле Бон задумывался о психологическом механизме воздействия лидеров, вождей на стихийные массы людей, о степени влияния их личности и внушаемых ими идей. Он считал, что толпами нельзя руководить посредством правил и принципов, основанных на чисто теоретической справедливости. Для того чтобы руководить неорганизованной массой необходимо отыскать какую-либо идею, которая сможет произвести на неё глубокое впечатление и увлечь за собой. Механизм, при помощи которого вождь осуществляет свою власть над толпой, по мнению французского ученого, состоит в опоре на верования. Ле Бон Г. писал: «…создавать веру, идет ли речь о вере религиозной, политической или социальной, о вере в какое-нибудь дело, человека или идею – именно такова роль великих вождей. Дать человеку веру – значит удесятерить его силу… Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда была самой могущественной»128. Но прежде чем внедрять такую идею или веру в сознание и настроение массы, лидер, вождь, выходец из толпы ранее других и более других должен овладеть её. Обладая своей собственной убежденностью, вождь имеет возможность превратить множество скептически настроенных людей в единую массу убежденных, и легко управляемых людей.

Анализируя механизм влияния лидеров, вождей на стихийные массы людей Н.К. Михайловский говорит о том, что он должен поступать как «магнетизер, делающий гипнотический опыт»129. З. Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» также считает, что гипноз лежит в основе любого воздействия человека (причем, ученый допускает, что такое воздействие имеет идентичный характер, происходит оно в психиатрии или в политике). Находящийся некоторое время в условиях толпы человек, приходит в состояние как бы загипнотизированного субъекта. Ситуация приобретает ирреальные черты: все чувства и мысли индивида направляются гипнотизером (кем и предстает вожак, лидер, герой той или иной толпы), его сознательная личность исчезает, подавляются её воля и рассудок. И добавляет: «Гипноз по праву может быть обозначен как масса вдвоем; внушение можно было бы определить как убеждение, но лишь основанное на восприятии, не на умственной работе, а на эротической связи»130.

Таким образом, в политической жизни общества те индивиды, кто предвидят зарождающиеся его потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться для достижения поставленных целей, поднимаются над толпой, возвышаются над массами и становятся лидерами. Таким образом, истинное предназначение вождя состоит в том, чтобы преобразовать рациональные соображения в конкретные действия, базирующиеся на эмоциях и чувствах или «всеобщей страсти», по выражению самого Г. Ле Бона. Но необходимо помнить о том, что влияние исторических деятелей, лидеров, вождей продолжается до тех пор, пока они умеют направлять свои усилия в духе потребностей современной им эпохи. Как только данная ситуация прекращает свое существование и лидер теряет исторические ориентиры и возможности их реализации, то толпа, масса сметает их с арены исторического действия.

Какими качествами должен обладать лидер, вождь, герой огромных лишенных индивидуальности, серых, однообразных стихийных масс для того, чтобы привести в действие механизм своего психологического воздействия? Что, прежде всего, привлекает в вожде, какие его свойства? Как замечает Г. Ле Бон, к данным качествам не относится ни дар слова, ни физическая сила, ни ум, ни красота или молодость. Многие вожди могут быть лишены этих позитивных свойств и качеств. Конечно, порой, лидер, вождь может быть умным и образованным, но в целом это ему скорее бесполезно, чем полезно. Он не должен принадлежать к числу мыслителей, не должен обладать особыми аналитическими способностями, острым ясным умом, проницательностью, все эти интеллектуальные качества ведут к сомнениям и, как результат, к бездействию. Если лидер, вождь, герой толпы, несмотря на свою неприятную внешность, корявую речь, посредственный ум станет, прежде всего, человеком действия, то он сможет властвовать над массами, влиять на них и руководить ими.

Современные американские политические психологи проводили специализированные исследования феномена лидерства и их интеллектуальных качеств. Они сопоставляли измеряемый на основе специальных методик уровень интеллекта политических лидеров с масштабами их влияния. Пришли к пессимистическому выводу, что решающим условием влияния политика является близость его интеллекта к среднему интеллектуальному уровню его сторонников и последователей. Наиболее низкий уровень влияния обнаруживается у лидеров, чей интеллектуальный потенциал в 3-4 раза ниже или выше (!) среднего, наибольший успех (на выборах) доставался тем, у которого он превышал средний, лишь на 25-30%.

Сила ума представляет собой, прежде всего, его творческий потенциал, способность находить неординарные, принципиально новые решения. Толпе, массе не нужны интеллектуальные усилия, она не знает данного феномена. Психология толпы требует от своего лидера, вождя, героя проявления группового конформизма по отношению к социальным нормам ценностям, ожиданиям, а конформизм неизбежно подавляет способность творчески мыслить.



Итак, в заключении можно сказать, что в рамках психоаналитической теории масс их необходимо рассматривать как специфический социальный феномен, где действует определенный психологический механизм растворения индивида в толпе. Данный механизм работает за счет потери каждым отдельным членом массы своих индивидуальных качеств и свойств, творческого потенциала и силы разума, и превращает их в единую серую однообразную людскую совокупность. Но в процессе функционирования и развития массовых сообществ действует и обратная тенденция, когда масса выдвигает из своих рядов личность, начинающую порой играть заметную роль в ходе исторических событий.
Основные выводы:

  1. К концу XIX века в мировой научной мысли особый интерес приобретают проблемы исследования массового сознания и поведения. Именно в данный период появляется одна из первых форм социально-психологической теории, получившая название «психологии народов». Объектом изучения данной теории становятся различные проявления социально-культурной жизни наций и народов в виде языка, мифов, обычаев, которые определяют сложные процессы психической жизни масс.

  2. На рубеже XIX–XX веков наступает новый этап в развитии социально-психологической теории, когда меняется её объект и предмет исследования. Психические процессы, сознание массы и её основные модели поведения особенно в условиях массовых социальных конфликтов, волнений, революций становится объектом изучения новой теории. Такие научные исследований позволяют открыть социально-психологическую характеристику феномена массовых скоплений людей, образующих различные формы объединения толпы, организованные движения и т.д. Многие ученые, психологи, социологи и не только из различных европейских стран, такие, например, как Ле Бон Г., Г. Тард, С. Сигеле (из Франции), Гиденс, Н.Михайловский, Н.Кареев, Л. Петражицкий, П. Сорокин, В. Бехтерев и другие внесли свой вклад в развитие психоаналитической теории формирования и развития массового сознания.

  3. Содержание психоаналитической теории массового сознания можно свести к трем основным теоретическим положениям. Во-первых, наличие и превалирование элементов бессознательного становится объективной основой возникновения специфических свойств, присущих психике больших скоплений людей. Во-вторых, механизм воздействия на глубинные психические сферы сознания массы людей основывается на действии такого психологического процесса как взаимного внушающего воздействия, который приобретает характер заражения. Внушение является первоначальным феноменом, основным фактором душевной жизни человека и предполагает целенаправленное, неаргументированное информационное воздействие одного человека на другого или группу людей, который в условиях массового скопления людей превращается в процесс заражения, интерпретируемый как невольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям, обладающим большой силой эмоционального контакта. Но кроме фактора внушения в функционировании механизма воздействия на глубинные психические сферы массового сознания огромное значение имеет инстинктивная подражательность социального человека. Психологическое явление подражания представляет собой сложный социально-психологический процесс, который соединяет в себе противоречивые процессы абсолютно бессознательного повторения, копирования и творческого воспроизведения. Данный социально-психологический механизм позволяет правильно понять и объяснить многие специфические коммуникативные проблемы современного общества такие, например, как проблемы функционирования и развития общественного мнения, возможности манипулирования общественным сознанием, технология и принципы пропаганды, появление и развитие социальной напряженности, истерии в обществе и др.

  4. Одно из важных положений психоаналитической теории массового сознания заключается в определении соотношения двух психических явлений массы и её вождя. Роль личности, лидера, вождя, героя приобретает значение в особые исторические периоды, когда происходит структурная перестройка всего общества и осуществляется потеря основных ориентиров социального развития, массы приходят в движение и начинают действовать. Они структурируется, приобретает организованные начала, порождая своих героев, лидеров, вождей, которые определяют какую-либо идею, производящую на массу глубокое эмоциональное впечатление и увлекают за собой по пути конкретных социальных преобразований.


Вопросы

  1. Какие социальные явления становятся объектом исследования на первом этапе формирования социально-психологической теории и кто является автором такой науки как «психология народов»?

  2. Какие основные психические проблемы были поставлены в центр изучения на следующем этапе становления и развития социальной психологии и кто является автором данных идей?

  3. Кто из русских ученых занимался изучением проблем психологического обоснования исторической деятельности масс?

  4. Кто из русских ученых является основателем коллективной рефлексологии и что становится объектом исследования данной концепции?

  5. В чем состоит сущность и содержание социально-психологического механизма действия массового сознания и какие основные психические процессы лежат в основе его действия?

  6. Что становится объективной основой формирования специфических качеств и свойств, присущих психике больших скоплений людей?

  7. Почему психические процессы внушения и заражения становятся еще одним фактором, определяющим объективную основу возникновения специфических свойств, присущих массе людей или толпе?

  8. Какой еще один социально-психологический процесс является определяющим фактором специфических качеств и свойств людей, составляющих массу или попадающих в толпу?

  9. Как описывают механизм взаимодействия двух психических явлений – массы и вождя – ученые, которые занимались изучением данной проблематики?

  10. В чем состоит историческое предназначение лидера, вождя, мессии, по мнению ученых, занимавшихся анализом проблем соотношения таких социальных явлений как масса и ее герой и, какова роль личности в истории развитии общества?

Литература

  1. Бехтерев В.М. «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки». – СПб., 1911.

  2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., Наука. 1994.

  3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 2001.

  4. Вундт В. Проблемы психологии народов. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.

  5. Зиммель Г. Социальная дифференциация. - М., 1909.

  6. Кареев Н.И. «Социальная психология». Ст. в Энциклопедическом словаре. Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А. Т. XXXI. – СПб., 1900.

  7. Ле Бон Г. «Психология народов и рас». //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.

  8. Ле Бон Г. «Психология народов и масс». – СПб., 1896.

  9. Михайловский Н.К. «Герои и толпа». //Отечественные записки. Т. CCLX, № 1, Т. CCLVIII, № 2, № 5, 1882.

  10. Московичи С. «Век толп». - М, 1996.

  11. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., «Центр психологии и

психотерапии», 1998.

  1. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных

лет. - М., Наука, 1994.

  1. Тард Г. «Законы подражания». - СПб., 1892.

  2. Фрейд З. «Психология масс и анализ человеческого «я». – П., 1921.

  3. Фрейд З. «Будущность одной цивилизации». - М-Л., 1930.

1 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 416-417.

2 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 417.

3 См.: Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия: культура, личность и место

социальных систем. //В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.

- М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 448-450, 464-468.


4 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. - С.652.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин

1675.22kb.

06 10 2014
7 стр.


Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Пер с англ. В. Н. Егорова. 2-е изд. М.: Юнити, 2002. 595 с. 13 экз

Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 2001. – 208 с. 11 экз

60.92kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям
276.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков и др. М.: Гуманитар. Изд. Центр владос, 2003. 224 с
22.72kb.

16 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

А. А. Бодалев, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, М. Ю. Кондратьев, Г. Б. Корнетов, Л. Е. Курнешова

4186.84kb.

14 12 2014
26 стр.


Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А

В рамках этого мероприятия для региональной научно-практической конференции, библиотекой была представлена книжная выставка

98.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений

Охватывает все функциональные направления, но специфичными общезаводскими и цеховыми мероприятиями являются

5855.94kb.

01 09 2014
28 стр.


Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области машиностроительного оборудования и технологий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
33.7kb.

11 10 2014
1 стр.