Павлодарский государственный университет
им. С.Торайгырова
Л.Т.Батырханова
Учебное пособие для учащихся колледжа
специальности « Правоведение »
Павлодар
2008
ББК 81.2 Рус.- 9
С23
Рекомендовано к изданию заседанием цикловой комиссией русского языка и литературы ПГУ им. С. Торайгырова
Рецензент :
доктор педагогических наук, профессор Булатбаева К.Н.
С23 Батырханова Л. Т.
Сборник практических заданий по профессиональному русскому
языку для учащихся колледжа специальности «Правоведение»:
учебное пособие. – Павлодар. Кереку, 2008. – 39 с.
В сборнике представлен материал, необходимый для практического овладения русским языком как средством общения в профессиональной деятельности будущего юриста – правоведа..
Проведен тщательный подбор текстов с разной стилевой окраской и разработка методического аппарата, предусматривающего разные виды анализа: языковой (орфографический, пунктуационный, лексический, морфолого-синтаксический); комплексный (грамматический, речевой и стилистический); стилистический.
Практические задания предназначены для выполнения как под руководством преподавателя, так и самостоятельно учащимися.
УДК 811.161.1 (07)
ББК 81.2 Рус.-9
© Батырханова Л.Т., 2008
© Павлодарский государственный
университет им. С. Торайгырова, 2008
Материал базируется на «Программе по профессиональному русскому языку для групп отделения «Правоведение»
Цель пособия – развитие юридического мышления, навыков профессионального поведения, способности эффективного и результативного общения посредством и через речь и текст в рамках юридического диалога.
Среди основных установок обучения русскому языку как профессиональному, главной является коммуникативная цель – практическое овладение языком как средством общения, в том числе и как средством профессиональной деятельности.
Необходимые качества речи юриста известны: нормативность – соответствие принятым литературно – языковым нормам; точность – соответствие намерениям говорящего или пищущего; ясность – доступность пониманию слушающего или читающего; логичность – соответствие законам логики.
Развитие речевого мышления юриста, в том числе при работе с текстом, невозможно представить в отдельности от развития его способности мыслить, аргументировать свою позицию. Грубые ошибки, непоследовательность в тексте и речи заставляют в целом усомниться в профессиональных качествах юриста.
Правовые, логические и языковые аспекты моделирования представлены в пособии в заданиях и упражнениях различной типологии и сложности.
Для достижения данной цели материал сборника организован по тематическому принципу, обусловленному требованию программы. Грамматический материал и специальная лексика отбирались с учетом частотности их употребления в соответствующей учебной литературе.
Пособие состоит из учебного текста, правил и тренировочных упражнений на многие виды норм: орфографичекие, пунктуационные, лексические, стилистические, синтаксические нормы и т.д.
Тексты пособия отобраны из учебной литературы по специальности. При отборе текстов учитывались морфолого – синтаксические особенности научного стиля русского языка в юридической области .
Простое предложение
Предложение имеет следующие признаки:
1) предложении е не6сет информацию о предмете речи и о том, что об этом предмете говорится, т.е. выражает мысль – суждение;
2) предложение является единицей общения, т.е. выполняет коммуникативную функцию;
3) предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого, или из одного из главного члена, которые служат для выражения предикативных отношений;
4) предложение характеризуется интонационной законченностью.
Слова могут обладать и несколькими значениями (такое свойство слова называется многозначностью). Например, слово день означает: 1) «часть суток»: Скучен день до вечера, коли делать нечего. (посл.);, 2) «сутки, промежуток времени в 24 часа»: В январе тридцать один день. (Толковый словарь); 3) «число месяца, посвященное какому-либо событию»: Наташа праздновала день рождения. (Эренбург И.); 4) «время, пора, период»: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.С.)
Чтобы хорошо владеть языком, необходимо отчетливо понимать значения слов и правильно употреблять их. Каждое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли.
Например, слово гарцевать имеет в русском литературном языке значение «искусно ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие . (Рылеев К.Ф.) В следующем же предложении это слово использовано неверно: Ионыч гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах. Неправильное употребление слова привело к серьезному нарушению смысла предложения.
( В.Ф.Греков)
Задание 1
Прочитайте и разберите примеры
1.1 Определите, где слово картина имеет значение:
1) произведение живописи;
2) то, что можно видеть, представить в наглядных образах;
3) яркое словесное изображение чего-либо;
4) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной декорации;
5) кинофильм.
6) Выставка картин московских художников прошла с большим успехом. (из газет);
7) «Недоросль» сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства. (Герцен А.И.);
8) Настроение в зале повышалось с каждым актом, с каждой картиной. (Телешов Н.Д.)
9) Киностудии страны выпускают на экран несколько новых картин. (из газет)
10) Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера. (Горький А.М.)
1.2 Определите, где слово упорный имеет значение: 1) неотступно стремящийся к чему-либо; 2) требующий много усилий, выдержки; 3) длительный, постоянный.
1) На северном участке фронта шли упорные бои.
2) Сергей был до удивления упорен и настойчив. (Линьков)
3) Хотел писать – но труд упорный ему ( Онегину) был тошен.
(Пушкин А.С.)
Составьте предложения на каждое из значений указанных слов
2) художник – а) живописец, б) человек, создающий что-либо в области искусства, в) человек, достигший высокого совершенства в какой-либо работе;
3) кипеть – а) клокотать, бурлить, б) протекать стремительно, бурно ( о какой-либо деятельности), в) быть охваченным каким-либо чувством;
4) дрожать – а) трястись, б) мигать, мерцать, в) бояться, трепетать;
5) ясный – а) яркий, сияющий, б) безоблачный.
Задание 3
Перепишите примеры, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова , объясняя (устно) их значение
Глаголы:
Прочитайте. Найдите слова, которые употреблены неправильно. Перепишите, заменяя эти слова нужными по смыслу
1.Комедия «Горе от ума» обладает большими художественными особенностями. 2) Особенно сильно гласил в то время монолог Чацкого «А судьи кто?». 3) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 4) Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно. 5) Крестьяне были доведены помещиками до нищенского сосуществования.
1.2 Русский язык – язык межнационального общения
Русский язык принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. По числу говорящих на нем он занимает пятое место в мире (после китайского, хинди вместе с близким ему урду, английского и испанского языков). В той или иной степени им владеют около полумиллиарда человек, его изучают не менее чем в 140 странах мира. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России и в других странах СНГ.
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России. Русский язык – один из языков таких государств СНГ, как Беларусь (второй государственный язык) и Казахстан, Киргизия (официальный язык), или язык межнационального общения народов других государств СНГ; используется в делопроизводстве, прессе, преподавании, науке и других сферах общения.
Русский язык в качестве интернационального распространен в остальных странах, где используется как средство международного общения и изучается как иностранный язык. К этому же кругу относятся те международные организации, где русский язык является одним из официальных и рабочих языков (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНИСЕФ и др.).
Употребление русского языка в международном общении, в бизнесе и промышленности, в СМИ русских диаспор, в мировых системах коммуникации, в первую очередь в русскоязычном Интернете, факсах, электронной почте, базах данных и т.п. накладывает отпечаток на его внутреннее состояние и развитие в самой России.
Среди международных языков один язык занимает особое, претендующее на центральное положение – это английский. Однако подъем английского языка в качестве международного языка представляет собой сравнительно недавнее явление.
Исторически не так давно языком науки был немецкий язык, языком дипломатии – французский, языком искусства – итальянский, а региональным языком Восточной Европы – русский язык.
Ведущий общеевропейские организации – Европейский Союз и Совет Европы – поддерживают меры по содействию многоязычному образованию, в частности одобряют функционирование и изучение русского языка во всех европейских странах. По данным обследования «Евробарометр» (1997), проведенного ЕС в 34 странах Западной, Центральной и Восточной Европы (включая СНГ), русский язык является главным языком 35% из 555 млн.человек в этих странах, английский язык -28%, немецкий язык -20%, французский язык -17% и итальянский -10%.
(По В.Г.Костомарову, Г.В.Хруслову)
Ответьте на вопросы к тексту:
1) Перечислите мировые языки.
2) Каково назначение мировых языков?
3) Как вы понимаете «язык межнационального общения»?
4) Что записано в «Законе Республики Казахстан о языках в Республике Казахстан»?
5) Функция казахского языка, статус русского языка?
В главе 1 Общие положения Закона о языках записано:
- «В настоящем Законе используются следующие понятия: диаспора – часть народа (этническая общность), проживающая вне страны его исторического происхождения;
- ономастика – раздел языкознания, изучающий имена собственные, историю их возникновения и преобразования;
- орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме;
- топонимика – раздел ономастики, изучающий названия географических объектов, закономерности их возникновения, изменения, функционирования;
- транслитерания – побуквенная передача текстов и отдельных слов одной графической системы средствами другой графической системы.»
В статье 4 записано: «Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.
Статья 5 закрепляет функцию русского языка: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».
Задание 2
Определите, в каких значениях употреблены слова функция и функционирование. При затруднении обращайтесь к толковому словарю. Выделите корень в однокоренных словах, данных в рамке. Сгруппируйте их в пару «производящее слово – производное слово»
Языковые функции Функции языка |
Коммуникативная Познавательная Эмоциональная |
1.Проблема сводится к восстановлению жизненных функций организма, пораженного тем или иным ядом. (Лавр.) 2. Все части механизма исправно функционировали. 3. (Володя), бойко постукивая мелом в черную доску, толкует о функциях, синусах и координатах. 4. Язык выполняет коммуникативную, познавательную, эмоциональную функции, выступая в качестве средства общения, познания, выражения эмоций. 5. Плохо сказывается на функционировании дыхательной системы большая запыленность и загазованность воздуха. (Энциклопедический словарь.)
Составьте 5 простых предложений о роли, функциях языка
сказуемое
Составное глагольное сказуемое
вспомогательный глагол |
+ |
неопределенная форма глагола |
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения:
а) начало, продолжение и конец действия (стал читать, продолжал говорить, кончил петь) По реке начинает шуметь редкий теплый дождь;
б) желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть) Всем хотелось принять участие в вечере;
в) эмоциональную оценку действия: Я люблю читать.
Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные должен, готов, рад и др. : Мы должны были пересечь луговой остров.
Составное именное сказуемое
глагол – связка |
+ |
именная часть |
Вспомогательная часть выражается: 1) глаголом-связкой быть, который не имеет лексического значения и в наст.вр. обычно отсутствует; 2) глаголами-связками стать, становиться, являться, представлять собой и др.
Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния, а также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Гуров считался одним из самых опытных водолазов. Он был мастером на все руки.
Край гор, степей и солнца
Казахстан – вторая в Содруж..стве Нез..висимых Государств р..спублика по величине те(р,рр)итории около трех ми(л,лл)..ионов квадратных ки(л,лл)ометров. Весне нужно два месяца что (бы) «прошагать» через весь Казахстан – от горячих песков Кызылкума Голодной степи и высоких гор Тянь-Шаня на юге до з..леных степных просторов на севере.
Со...нце встает из степи весь день идет над степью встречаясь с др..мучими л..сами и тыс..чами озер заходит оно то (же) в степь.
Когда на севере еще л..жит сне.. у подножья гор на юге уже зацв...тают пл...довые д..ревья.Здесь уд..вительно соч..тают..ся высокие покрытые веч...ными снегами горы холмистое среднегорье и платообразные возвыше(н,нн)ости обш...рные р...внины и низмен...ости цв...тущие оазисы и пустыни.
Р...спублика омывает...ся водами Каспийского и Аральского морей на её те(р,рр)итории находят...ся около оди(н,нн)адцати тысяч... рек и озер. Крупнейш...е реки Иртыш Урал Или Сырдарья и озера Балхаш Тенгиз Алаколь Маркаколь.
В Казахстане единой сем...ей ж...вут сем...надцать ми(л,лл)ионов человек представителей более ст.. нац...ональностей. Корен...ое население казахи.
Сказ...чно богаты недра древней казахской земли. Уголь и нефть зол...то и т...тан свинец и ц...нк железо и бокситы все химические элементы пер...одической таблицы Менделеева найдены здесь геол...гами.
Богата и щедра казахская з..мля величестве(н,нн)а и пр...красна экзотична и в то(же) время сурова её пр...рода. (Не)повт...рима кр...сота снежных гор и бе..крайних степей голубых озер и горячих песков.
Прочитайте, перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Расскажите о природных условиях, географическом положении вашего края
Прочитайте и озаглавьте текст. Найдите разные типы сказуемых, подчеркните их вместе с подлежащими
Как бы ни носила переменчивая судьба нас, смертных, по волнам жизни , по разным местам и разным странам, одно остается для человека вечным притяжением, - край, именуемой землей отцов. И где бы мы ни находились, вновь и вновь, пусть мысленно, мы возвращаемся к тому небольшому в масштабах планеты пространству, к той единственной земле, на которую, по образному выражению казахов и кыргызов, пролилась капля крови из перерезанной при твоем рождении пуповины. Это и есть начало мира, отправная точка обитания на земле родной и любви к ней.
(М.Шаханов)
- Выделите слова и сл/соч., при помощи которых поэт Шаханов называет родину. Какие из них имеют окраску книжной речи? Являются ли они синонимами?
- Найдите СПП с придаточными уступки с союзными словами как ни, где ни.
По данному образцу напишите свое пятистишие на тему «Республика»
«Методика 5 –ти стишия» (образец):
1) Тема (Республика);
2) 2 прилагательных, признаки темы (прекрасная, независимая, многонациональная);
3) причастие, деепричастие, глагол (развивающаяся, строя, процветает);
4) фраза из 4 слов ( наша республика –суверенное государство);
5) синоним (родина)
Главным элементом государственного флага является его цвет. Монотонность цвета символизирует единство и неделимость Казахстана. Синий цвет у всех тюркоязычных народов воспринимается как небесный, священный, обетованный, заветный, исконно чистый, высший. Данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи цветов радуги. Цвет неба и воды. В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием.
Силуэт солнца на флаге является символом жизни, богатства и изобилия. Заметим, что к этому элементу отводится главное место в государственных символах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Лучи солнца в казахском флаге имеют форму зерна (указом 1996г. Было уточнено их количество – 325) – основы изобилия и благополучия. В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее.
Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Заметим, что на гербах Кыргызстана и Узбекистана имеются идентичные аналоги: кречет Манаса и птица Хумо, несущих такую же смысловую нагрузку, что и казахский беркут. Наконец, последний элемент флага – параллельная к его древку желтая (в 1992-96гг. красная) полоса, состоящая из национального орнамента. Этому символу приписывают магическую силу, охраняющую человека от воздействия злых сил.
Официальное толкование герба Казахстана сводится к следующему. В мире самой совершенной формой считается форма шара. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.
Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак – символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Туындык – зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди – уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца.
Авторам удалось решить проблему изображения кереге – раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.
Следующей частью герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдистов означает «бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов».
Итак, флаг и герб республики Казахстан содержат одинаковую смысловую нагрузку. Они стремятся подчеркнуть кочевое прошлое, родовую структуру общества, миролюбивый характер государства, приоритет общечеловеческих ценностей (семейное благополучие, мир и т.д.).
Геральдика – описание гербов и их история.
Обетованный – изобильный и счастливый край.
Прозорливость – умение предвидеть, проницательность.
Задание 1
Перескажите и прокомментируйте текст. Выделите в предложениях предикативные основы. Приведите примеры выражения подлежащих именами существительными и местоимениями. Укажите, какие типы сказуемых употреблены в тексте
Ответьте на вопросы:
- Что вы узнали о символах власти?
- Какие типы сказуемых вы знаете?
- Как может выражаться субъектное значение?
- Чем объясняется выбор именно этих символов власти для Казахстана?
Расскажите о геральдике, используя разные типы составных сказуемых
Способы выражения |
Примеры |
Одним словом – причастием в значении существительного |
Присутствующие бурно выражали реакцию на выступления ораторов |
Словосочетаниями: - сочетания числительных тысяча, миллион, миллиард и существительных десяток, сотня и др., обозначающих точное количество, с существительными в род п; - сочетания существительных, обозначающих неопределенное количество, масса, группа, большинство, меньшинство, стая, табун и др. с существительными в род. п.
|
Три тысячи юношей и девушек могут получать профессиональное образование по государственным грантам. Большинство знакомых ребят разъехалось по дачам (Гайд.) Табун лошадей мирно пасся в долине |
|
|
- Что вы знаете о своей будущей специальности?
- Влияют ли природные способности человека на его будущую профессию?
- Каким должен быть молодой специалист?
- Что повлияло на ваш выбор?
.… Неувлекательных специальностей нет. Есть лишь люди, не способные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы.
(А.Берг)
- Согласны ли вы с утверждением академика Берга?
- Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы увлечься профессией?
Умудренные жизненным опытом люди советуют: не надо метаться, начал трудовую деятельность, присмотрись, вникни в дело. Ещё говорят так: если не умеешь делать то, что любишь, то полюби то, что умеешь.
Определи свой путь и смело иди по нему. Огромное, почти решающее значение имеет трудолюбие, терпение, всепоглощающий интерес к делу, настойчивость при обучении ему, упорство в достижении цели.
Способность к тому или иному виду деятельности развиваются только в процессе активной, сознательной, напряженной работы и учебы.
(В. Чантурия)
- Как развить способности к тому или иному виду деятельности?
- Согласны ли вы с мнением журналиста?
- Чем вы руководствовались, когда пришли в наш колледж, выбрав свою специальность?
- Помогла ли учеба в школе выбору вашей профессии?
- Какие качества следует в себе развивать, чтобы полюбить дело, которым вы собираетесь заниматься?
- Связаны ли между собой вопросы: «Кем быть и каким быть?»
Задание 1
Спишите, вставляя слова дело, профессия и специальность и расставляя знаки препинания. Определите, в каких падежных формах они употреблены и в роли каких членов предложения выступают. Сформулируйте общую тему предложений. Проиллюстрируйте одну из цитат примером из вашего жизненного опыта
Написать сочинение «Мои успехи в овладении профессией.»
Спишите, составляя словосочетания и добавляя к глаголам слово специалист в требуемых ими косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Определите, в каких словосочетаниях падежные формы имеют значения объекта. Составьте предложения со словосочетаниями, в которых глаголы имеют значения деятельности, удаления
Готовить …
Руководить …
Пригласить … специалист
Обратиться …
Выяснить …
Советоваться …
Уволить …
Учить …
Консультироваться…
Определите, какие слова пропущены в данных стандартных выражениях – «юридических формулах»:
Рассмотрев … Вменить … Заключить … Возместить … Предъявить … Исследовать … Отбывать … Передать на … Квалифицировать по … Находиться под … Собраны … Судимость не … Виновность … Наступает … Прошу определить …
5 История права казахского народа
Грамматика: Определительные отношения
Предложения с зависимыми прилагательными, причастиями, порядковыми числительными и местоимениями, выражающими определительные отношения: У моего брата серые глаза.
Слож…вшись на прот…жении длительного врем…ни оно было тесно пер…пл…тено со всей с…ц…ально – экон…мической и пол…тической ж…знью коч…вого общества и х…рактер…зовалось чертами:
1) отсутствие р…згр…ничения уголовных пр…ступлений и гр…жданских исков отсутствие понятия государстве(н,нн)ого пр…ступления.
2) отн…сительная гу(м,мм)а(н,нн)ость с…стемы н…казаний;
3) норм…тивная р…работа(н,нн)ость и детальное регулирование отношений имуществе(н,нн)ой ответстве(н,нн)ости и семейно – брачных отн…шений;
4) (не) зн…чительное вл…яние писа (н,нн) ого закон…дательства;
5) наличие с…стемы (внутри)общи (н,нн)ых и (меж) общи (н,нн) ых об…зательств имеющих норм права.
Источн…ками обычного права казахов ХV – ХVШ веков являются:
1) правовой обыч…й (әдет; зан);
2) судебный пр…цендент (бидің билігі);
3) пол...жения с...ездов (ереже)
(Не)смотря на то что казахи пр…зн…вали себя мусульманами шариат не играл большой роли в правовой системе
.
Задание 1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Определите стиль и тип текста. Выпишите профессиональные слова. Произведите словообразовательный разбор слов: гумма(н,нн)ость, гарантирова(н,нн)ых, законодательство
Сгруппируйте словосочетания по способам связи. Составьте с ними предложения и определите, в роли каких членов предложения выступают компоненты словосочетаний
Отношение к собственности, общественное объединение, международные связи, взаимное согласие, соглашение о сотрудничестве, прочная связь.
Задание 3
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Как связаны между собой слова, заключенные в скобках? Найдите определения и укажите способы их выражения
1. Без (дружба) никак… общение между людьми не имеет ценности. (Сократ) 2. Война испытывает храбреца, гнев - мудреца, (друг) – нужда. (Аль-Харизи.) 3. Для предан… (друг) нельзя никогда сделать слишком много. (Г. Ибсен.) 4. Наслаждение общением - перв… признак (дружба). (Аристотель.) 5. Близк… общение – вот откуда берут начало нежнейш … (дружба) и сильнейшая ненависть. (А.Ривароль.) 6. Авторитет и (дружба) – вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство - условие (дружба ) (В.Белинский.) 7. В истин… (дружба) таится прелесть, непостижимая для заурядных людей. (Ж. Лабрюйер.)
Задание 4
Подберите к данным словам синонимы. В каких ситуациях каждое слово из синонимической пары представляется вам уместным?
Бартер – Улика –
Имидж – Арест –
Иницидент – Обыск –
Юрисдикция – Правонарушение –
Алиби – Адвокат –
Объектные отношения возникают между действием, выраженным глаголом, и объектом, выраженным косвенными формами имен существительных или местоимений, т.е. они связывают слова в словосочетаниях, предложениях. В предложении падежные формы, выражающие объект действия, выступают в роли дополнений.
Группы глаголов по значению |
Падежные формы имен существительных |
Глаголы со значением физического действия, восприятия, эмоционального отношения. |
В.п без предлога; например: мыть окно; видеть сны; прощать ошибки. Р.п. без предлога при наличии при глаголе отрицания; например: не мыть окон; не видеть снов; не прощать ошибок. |
Глаголы со значением мысли, речи, чувства |
П.п. с предлогами о (об. обо),в : думать о будущем; рассказать о путешествии |
Глаголы со значением деятельности или занятия |
Т.п. без предлога, например: заниматься спортом; увлекаться танцами. |
Ограниченный круг глаголов с разными значениями |
Д.п. без предлога, например: верить рассказам; помочь старику. |
Когда ему исполнилось 25 лет, он стал участвовать в делах своего рода, выносить судебные решения, давать советы.
Когда казахи воевали с джунгарами, он был одним из организаторов борьбы с захватчиками и выступал за создание единого государства.
Позже он стал правителем Ташкента, установил дипломатические отношения с Бухарским и Кокандским ханствами.
Толе би был одним из авторов знаменитого свода законов "Жета жаргы", который содержал" в себе законы и права кочевого народа. Его называли "казахским Соломоном". Многие его изречения стали афоризмами:
"Обманешь друга один раз — потеряешь его доверие навсегда", "Соберешь вокруг себя хвастунов — опозорят", "Без дела нет пропитания". (107 слов)
С девятнадцати лет он принимал участие в решении судебных вопросов, выполнял обязанности бия, участвовал в переговорах с калмыками о заключении мира.,
Благодаря дипломатическому таланту, он добился мира между казахами и калмыками и освободил из двухлетнего заточения Аблая, который впоследствии стал ханом;.
Главный би Среднего жуза, он призывал свой народ к единству, к добрым отношениям с калмыками, узбеками, русскими.
Судебные решения, которые он принимал, были справедливыми. В народе его называли "Каз Дауысты" Казыбек, что значит — звонкоголосый. (89 слов)
Задание 1
Составьте вопросы к тексту. Разграничьте в ответах объекты постоянных и временных занятий и деятельности. Какими падежными формами существительных они выражены? Определите их синтаксические функции. Укажите глаголы, которые обозначают деятельность, не распространенную на объект.
Прочитайте пословицы и объясните их смысл. Опишите ситуацию, в которой можно употребить одну из них Найдите формы, выражающие значение объектов
Составьте предложения, выбирая подходящие глаголы со значениями восприятия и эмоционального отношения для описания следующих ситуаций: 1) посещение музея или картинной галереи; 2) анализ качеств одного из сокурсников и вызываемых ими эмоций.
1. Видеть, смотреть, глядеть, осязать, слышать, услышать, воспринимать, ощущать. 2. Располагать, подкупать, импонировать, отталкивать, симпатизировать, недолюбливать, ненавидеть, уважать, привлекать, тревожить.
Задание 4
Употребите подходящие по смыслу глаголы, заменяя пропуски в предложениях, слова по возможности не должны повторяться
Потерпевший Б. подробно …… о преступлении, совершенном Д.
Допрошенная на следствии свидетельница К., работающая лаборанткой на этом заводе, …… на факты прогулов.
Свидетель С. В ходе расследования дела .….. показания потерпевшего Н.
Допрошенный в качестве свидетеля К. ……, что в момент совершения преступления он находился в соседнем помещении и ясно слышал шум за стеной.
7 Преступность несовершеннолетних
Грамматика: Обстоятельственные отношения
Выражение временных отношений
Разновидности временных значений |
Формы, слова и словосочетания |
Примеры |
Промежуток, период времени: Определенный Приблизительный
|
Имена существительные со значениями «месяц, «неделя» в П.п или В.п с предлогами в и на Наречия
|
Во вторник я выступлю с докладом. С докладом я выступал давно
|
Календарное время Точная дата события Эпоха
|
Словосочетания из порядковых числительных с существительными в П.п с предлогом в Слова со значением «единица измерения времени»
|
Закон о языках Республики Казахстан был принят в 1997 году. Казахский язык получил статус государственного языка в ХХ веке. |
Суд, прокурор и, с согласия прокурора, следователь может освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности с направлением материалов о нем в Комиссию по делам несовершеннолетних для применения принудительных мер воспитательного характера. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности производится судом в стадии судебного разбирательства, но до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора.
В законе не указано, в каких случаях должно применяться освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности.
Но несовершеннолетний может быть освобожден только при условии совершения им преступления впервые. При этом имеется в виду не отсутствие судимости, а отсутствие фактической повторности, свидетельствующей о том, что преступление - лишь случайный акт поведения данного лица.
Другим основанием освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности является небольшая общественная опасность совершенного им преступления. При этом обязательно учитывается личность несовершеннолетнего до совершения преступления (имел ли он приводы в милицию, если да, то за что, каковы отношение его к учебе, к труду, к совершенному преступлению). Если лицо, совершившее преступление, возражает направлению материалов в комиссию по делам несовершеннолетних, то производство по делу продолжается в обычном порядке.
Задание 1
Прочитайте, составьте и запишите план текста в виде вопросов. Выпишите юридические термины, составьте словарь
Найдите в тексте слова и словосочетания, которые выражают объектные или временные значения. На какие вопросы они отвечают?
Спишите, вставляя вместо точек подходящие количественно-именные словосочетания с временными значениями
1. Учебные занятия начинаются … . 2. Учебные занятия продолжаются … .
3. Каникулы длились … . 4. … состоялся последний тур олимпиады.
Дайте собственные варианты определениям юридических терминов. Сравните свои определения с нормативными дефинициями. Насколько они оказались близки к нормативным толкованиям?
Обвинение, обыск, опека, оскорбление, побег, подозреваемый, подсудимый, правонарушение, правоспособность, преступление, свидетельство, сделка, соучастник, судимость, тяжкое преступление, улики, умысел, хищение, эксперт.
8 Правовые методы и формы деятельности органов государственного управления
Грамматика: Выражение пространственных отношений
Формы |
Значения |
Примеры |
Имена существительные: а) в предложном падеже с предлогами в и на б) В родительном падеже с предлогами у, около, среди, возле, вблизи (от), близ, подле, вдалеке от, вдали от, вокруг
|
Местонахождение |
Мой брат живет а Астане Машина остановилась около подъезда |
Наречия внизу, внутри |
Локализованное пространство |
Деревня была внизу, в глубине долины. |
Конструкция типа с востока на запад |
Пространство ограниченное исходной и конечной точками движения |
Поезд ехал из Караганды в Алматы. |
Придаточное места с сложноподчиненных предложениях |
Место события, совпадающее с местом другого события |
Всюду, где есть человек, есть и хорошее. |
Основные методы в управленческой деятельности – убеждения и принуждения. Метод убеждения, основанный на воспитании, на поощрении, моральном стимулировании, является главным.»
Результат управленческой деятельности зависит от разумного и последовательного сочетания мер убеждения и принуждения. Как дополнительная мера с целью предупреждения правонарушения иногда в сфере управления применяется метод принуждения. Применяется он строго в пределах закона, иных нормативных актах.
Административно – правовой метод носит директивный характер; это одностороннее юридически – властное предписание органа управления. Несоблюдение его может повлечь административную или дисциплинарную ответственность.
Экономическому методу руководства и управления, наряду с широким использованием многочисленных форм материального поощрения, морального стимулирования, соответствует применение экономических рычагов воздействия на объекты управления (прибыль, цена, хозрасчет, кредит, экономические санкции и т.п.).
Содержание деятельности субъектов управления, их конкретные действия- форма управленческой деятельности, т.е. практическое ее выражение. Эти действия выражаются, прежде всего, в виде издания нормативных актов управления.
Управленческая деятельность может проявляться также в издании ненормативных актов управления, актов индивидуального характера в виде конкретных предписаний, при помощи которых решаются многочисленные текущие вопросы.
Подобные акты выступают в роли юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение конкретного лица на должность или осуществление принудительных мер воздействия – наложение административного взыскания и т.п. Данные действия называют правовыми формами управленческой деятельности, им присущи юридически – властные черты.
Прочитайте текст, составьте и запишите план текста в виде вопросов. Ответьте на них. Выпишите юридические термины, дайте им толкование
Выпишите из предложений словосочетания с пространственными отношениями в подходящими столбики, сгруппировав их по значениям
Место |
Направление |
Протяженность |
Участки пространства |
Единица измерения пространства |
… |
… |
… |
… |
… |
1. Отряд продвигался по направлению к океану. 2. Ртуть в термометре поднялась на два деления. 3. В космосе накопилось много летательных аппаратов. 4. На стадионе негде яблоку упасть. 5. Машина остановилась в нескольких метрах от меня. 6. Он вылетел из Алматы в Лондон спецрейсом. 7. Надо выйти на улицу подышать воздухом.
Спишите, вставляя пропущенные предлоги. Найдите слова, вступающие в пространственные отношения. От каких слов они зависят? На какие вопросы отвечают?
1. Через полчаса они прибыли … Астану. 2.Спешу … вам сломя голову. 3. Благодаря Лермонтову русский язык далеко придвинулся вперед …Пушкина. 4. У Ростовых всегда … воскресеньям обедал кое-кто … близких знакомых. 5. … усталости путались мысли. 6. … праздникам они спали часов … десяти. 6. Алексей Мересьев был направлен … Москву … излечение.
Задание 4
Найдите лексические и логические ошибки в приведенных фрагментах. Предложите свой вариант.
Из показаний потерпевшей К. : « Я вышла из дома и увидела, как неизвестный пьяный мужчина сухим хвостом воблы пытается ткнуть в лицо моему мужу. Испугавшись, что так супруга могут поранить, я сделала алкашу замечание, за что тот меня и избил»
Из показаний подсудимого Р.: «Я был сильно накачан. Из кармана у меня выпала рыбинка, и я попросил сидящего на лавочке гражданина поднять её. Тот отказался. Рыбу я поднял сам и поднес её к лицу привередливого, решил показать, от какой закуски он, дурак, отказался. Тут откуда – то выбежала женщина, я её нечаянно толкнул, чтобы не мешала чисто мужскому разговору.»
9 Государство и личность
Грамматика: Субъектно-предикативные отношения.
Переходные и непереходные глаголы
Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на объект, переходит на него. Такие глаголы получают законченный смысл только в сочетании с названием объекта, который выражается формой В.п. без предлога. Названия объектов при переходных глаголах выступают как прямые дополнения.
Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект. Они не могут иметь при себе прямого дополнения.
Переходный глагол |
В. П без предлога |
полный объект |
выраженные невыраженные |
Р.п без предлога |
часть объекта | ||
Р.п без предлога |
объект при отрицаемом действии |
В Конституции закр...пл...но правовое положение личности, положение, к...торое она занимает в обществе, т.е. правовой её статус.
Правовой статус (от nar.status - положение, состояние) - правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина Республики Казахстан.
Каждый ч...л...век в Республике Казахстан име...т право на гражданство и его изменение. Под гражданством пон..мает..ся правовая принадлежность лица к да(н,нн)Ому государству. В силу гражданства на ч...л...века распространяют...ся законы государства, уст...новл...иные гражданские права и обяза(н,нн)ости. Гражданство пр...обр...тает...ся в св..зи с рождением, в результате пр...ема в гражданство Республики Казахстан.
Республика Казахстан п...кр...вительству..т своим гражданам, находящемся за пр...делами её те(р,рр)итории, защ…щает их права и свободы.
Надежно, пр..дметно защ..щены в нашем государстве все права и свободы граждан, имеющих, например, право на судебную защиту своих прав и свобод. (Ни) кто не может быть л...шен права, г…ворит…ся в Конституции, на ра(с,сс)м...трение его дела с с...блюдением всех треб...ваний закона и справедливости к…мпетентным и справедливым судом.
Основной Закон в...зл...гает обяза(н,нн)ость на все государственные органы, общественные организации и д...лжн...стные лица ув...жать личн...сть ч...л…века, охр...нять его права и свободы.
Реал…зация прав и св...бод теснейшим обр…зом связ...на с вып...лнением св...их обяза(н,нн)остей гражд...нами.
В первую оч...редь реч.. идет об обяза(н,нн)ости с...блюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, ув...жать права, св..боды, чест.. и д...сто...нство других лиц. Гражд...нин республики обяз...н ув…жать государстве(н,нн)ые символы -.Герб,Флаг,Гимн.
Важн...й обяза(н,нн)остью гражд…нина республики явля...тся защита Республики Казахстан.
Спишите предложения, подчеркивая предикативные основы. Какие глаголы выступают в роли сказуемых: 1) переходные; 2) непереходные? Как вы определили их переходность или непереходность?
Составьте план текста. Выпишите слова профессиональной направленности и переведите их на казахский язык. Определите стиль и тип текста
Распределите глаголы по группам: 1) переходные; 2) непереходные. Выделите среди них глаголы со значениями мысли и движения и составьте с ними по два предложения – утвердительное и отрицательное. В какие группы они входят?
Выздороветь, приказать, сохнуть, беречь, агитировать, анализировать, дежурить, дарить, догадываться, делить, жалеть, жить, замирать, успокоить, спать, бежать, вредить, замечать, звонить, искать, исчезать, чертить, чувствовать.
Задание 4
Определите, какие слова пропущены в данных стандартных выражениях – «юридических формулах»:
В установленном … порядке. Положения … договора. Из … побуждений. Уголовное дело выделено в … производство. Нести … ответственность. Учинить … действия. Причинить … повреждения. Совершить … проступок. Похищение … имущества граждан. Угон … средства. Особо …рецидив.
10 Смертная казнь : за или против?
Грамматика: Выражение пространственных отношений
Текст
Высш...я мера нак.. .зания смертная казнь. Добро это или зло? Справедливое возмездие или (не)оправд...нная жесток...сть р...зд.. .раемого прот.. .вореч...ями д...леко не идеального общества не спр.. .вляющегося с пор.. .ждаемой им самим преступностью? Являет.. .ся ли смертная казнь спасением от бед? Поможет ли она избавит... ся от преступлений?
В слож.. .вш.. .хся совреме(н,нн) услов.. .ях когда уровень преступности пр...вышаетм...нимальный в сотни а порой и в тыс.. .чи раз когда на путь зла вступают чуть не с п.. .ленок ответ на поставле(н,нн)ые вопросы дать бывает крайне з.. .труднительно.
По опр.. .дел.. .нию цель любого нак....зания является пер...восп....тание испр....вление пр...ступника. А смертная казнь как мы уже вы...снили это высшая мера нак...зания. След... в... тельно автом... .тически возн... .кает вопрос об эф....ективности столь рад...кальной меры. Оч....видно что человека к которому применена столь суровая мера нак.. .зания уже никак не исправ...шь...
Сторо(н,нн)ики смертной казни возр....зят мне что дескать высшая мера применяется ещё и для того что(бы) другим гражданам «(не)повадно было». Человек учит...ся на ошибках в том числе и чуж....х. А что(бы) ошибку замет... .ли и приняли так сказать на вооружение её надо обознач... .ть - логика надо пон.. .мать такая.
Однако как пр.. .дет.. .вляется такой способ воспитания граждан никак не уж....вается с понятием демокр....тического гражданского общества где законы призваны в первую очередь защ.. .щать людей а не запуг.. .вать их. Ведь как извес.. .но на устр... нении и под... влении строятся исключительно тотал... тарные государства. А такие реж... мы все(таки) хоч... тся верить пост... пенно и... чезают с пол... тической карты мира.
Задание 1
Переписать вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания
Выписать профессиональные термины, дать им
Написать эссе о своем отношении к смертной казни. «Смертная казнь – это справедливое возмездие или неоправданная жестокость?»
Запишите в протокол допроса в соответствии с нормами литературного языка следующие показания подозреваемого:
Ну, до поезда было, значит, два часа, ну и мы, ну, с корешем решили, значит, сходить в кабак.
Ну, у дверей, значит. Это самое, ну, выходил оттуда какой – то, ну, этот, ну додик с биксой. Она такая, ну, значит, это самое, ну, вся раскрашенная.
Она пошла, это, ну, в туалет, ну, а висяк отдала,ну, это, ему. Ну, а мы, значит, зашли туда, и я больше ничего не видел.
Ну, может, он и сработал. А я не банановый шпан и грузчиком быть не хочу.
Признаки прилагательных |
Признаки глагола |
1)Обозначает признак предмета |
1) Переходность и непереходность действия |
2) Изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым сущ. |
2) Совершенный и несовершенный вид |
|
3) Настоящее и прошедшее время. |
Полное причастие |
+ |
Зависимое слово |
Преступления против экологии могут совершат...ся так(же) путем незаконной охоты – охоты без надлежащ…го на то разрешения или в запр…щё(н,нн)ых местах, либо в запр...щё(н,нн)ые сроки. (Не)зако(н,нн)ое занятие водными промыслами – производства рыбного, зв...ри(н,нн)ого или иного водн...го д...бывающего промысла в вод...емах , имеющих промысловое значение , без надлежащего на то разрешения или в запр...ще(нн,н)ое время, или в (не)дозволе(н,нн)ых местах.
Нарушение вет…р…нарных прав..л, которое п...вл…кло или (за)ведомо для в…новн…го могло (по)влеч… ра…пр…странение эпизоотии – ма(с,сс)ового ра…пр…странения заразных б..лезней ср...ди животных: беш...нства, ящура, бруце(л,лл)еза, сибирской язвы, чумы. Нарушение прав..л пользования недрами, повлекшие или могущие повлёч… пр…ч…нение ущерба наслению, окружающей природной ср…де, природным ресурсам
Суб...ектом преступления против экологии могут быть д..лжн…стные лица, например, командиры гражданских воздушных судов, капитаны м...рских судов и другие д..лжн...стные лица, а так(же) любые физические лица, достигшие 16-летнего возр…ста.
Прочитать, переписать, вставив пропущенные буквы. Найти в тексте причастия, рассказать о правописании суффиксов причастий.
Спишите, вставляя причастия , образованные от глаголов, данных в скобках, и расставляя знаки препинания. Выделите графически их суффиксы
Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Выберите четыре причастия с разными суффиксами и составьте предложения. В роли каких членов предложения они употреблены?
Зависеть, погружать, отметить, изучать, заниматься, заселять, создавать, создать, мечтать, сдавать, учиться, стлать, купить, запрещать, добывать, причинять.
Задание 4
Определите, какие слова употреблены не в должном значении. Исправьте предложения
Иванов имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель.
Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению.
Он сопровождал свои действия молча.
В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии.
Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой ещё живой.
12 Правопорядок
Грамматика: Объектные отношения. Выражение объектных отношений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к контактному слову или словосочетанию, которые указывают на их наличие, так как нуждаются в пояснении и, следовательно, распространении.
Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния и др. В их роли обычно выступают глаголы , реже другие части речи: прилагательные, наречия, существительные.
Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению с помощью трех средств: 1) союзов что, чтобы, как, как будто, словно, например: Ученые доказали, что умирание человека начинается с прекращения электрической активности коры головного мозга. 2) союзных слов, в роли которых могут выступать все относительные местоимения и наречия (что, кто, какой, где, куда, как и др.), например: Я понимал, о чем идет речь.
В главное предложении при контактных существительных может стоять указательное слово тот, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
Текст
Правопорядок есть порядок основа(н,нн)ый на праве. Иными словами это система отн.. .шений охраня.. .мых защ.. .щаемых р.. .гулируемых правом.
Вне права или без права правопорядок (не)мысл...м. Само это понятие ел... гает.. .ся из двух слов «право» и « порядок» весьма точ.. .но перед.. дающих суть явления.
Н.. .значение права вносить опр.. .деле(н,нн)ый порядок во взаимоотн.. .шения между людьми и их объ.. .динениями. Поэтому правопорядок выступает как « состояние урегулирова(н,нн)ости обществе(н,нн)ых отношений.
Отсюда следует что характер уровень содержание функционирование и об...сп...чение правопорядка в значительной мере з...висят оттого как тр.. легируется право. Если под правом пон.. .мать лишь высокие но абстрактные идеи справедливости св...боды нравстве(н,нн)ости гу(м,мм)анизма (обще)дем...критические принц...пы то и понятие правопорядка окаж...тся р...сплывч...тым аморфным и (не)устойч..'.вым. В этом случ...е созд...ется и(л,лл)юзия (не)об...зательности соблюдения государстве(н,нн)ых законов пр...дп...саний достаточно лишь пр...держ...ват...ся определе(н,нн)ых взглядов убеждений.
Если (же) под правом подразумевать исходящие от публичной власти ч...ткие формально определе(н,нн)ые и обязательные для всех юр...дические нормы выр...жающие указа(н,нн)ые выше це(н,нн)ости то по.. .вляется р.. .альная возможность уст.. .новления в обществе твердого порядка и ст.. .бильности их об.. .спечения г…р…нтирования. Когда все субъекты обществе(н,нн)ых отношений сообр...зуют свое пов...дение с треб...в...ниями правовых норм мы получаем правопорядок.
Задание 1
а) Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
б) Выписать ключевые слова и словосочетания и перевести их на казахский язык.
в) Выделить в тексте вводные слова, указать их значения.
Указать в тексте однородные члены предложения.
Задание 2
Дайте собственные варианты определениям юридических терминов. Сравните свои определения с нормативными дефинициями. Насколько они оказались близки к нормативным толкованиям?
Адвокат, алиби, встречный иск, вымогательство, судопроизводство, грабеж, дееспособность, доказательство, допрос, залог, иск, кассация, клевета, корысть, кража, недвижимость, некоммерческие организации, необходимая оборона.
Задание 3
Определите лексические ошибки, исправьте предложения:
1.Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите ваши инициалы полностью. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. Сим письмом извещаем Вас, что выше поименованный документ приобщен к делу. 6. Он дал мне взаимообразно 5000 тенге.
13 Законность и правопорядок
Грамматика: Объектные отношения
Текст
Государство упр…вляется с помощью различных методов и средств – экономических пол…тических ид…оологических орг…низационных правовых. Среди последних важнейшее место зан…мают законность и порядок без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан .Посре…ством одной силы этого сделать еще никому не уд…валось.
Законы и их соблюдение – древнейший и наиболее ц…вилизованный способ упр…вления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демокр…тических странах в мировом сообществе. Ничего лучшего более разумного и рац…онального человечество пока не пр…думало. Не будь законов любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, (не)зрелых стадиях развития истории когда госпо…ствовали простейшие подчас пр…митивные формы общ…жития.
Еще римские юристы пров…згласили широко извес…ные и поныне постулаты: «Государством должен править закон» «Закон пр…выше всего», «Закон выше любой должности», «Закон – единстве(н,нн)ый бог к…торому все должны поклоняться», «Пусть рухнет мир но вост…ржествует закон».
Правопорядок есть порядок основанный на праве. Иными словами это система отн…шений охр…няемых защ…щаемых регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок (не)мысл…м. само это понятие сл…гается из двух сло «право» и «порядок» весьма точно пер…дающих суть явления. Назн…чение права вносить опр…деленный порядок во вз…имоотн…шения между людьми и их объед…нениями. Поэтому правопорядок выступает как «сост…яние урегулированности общественных отн…шений.»
Правопорядок внутреннее дело каждой страны.Однако его зн…чение (не)редко выход…т за рамки нац…ональных инт…ресов да(н,нн)ого государства ибо бе…порядок (не)ст…бильность нарушение прав человека затраг…вают так(же) интересы мирового сообщества мирового порядка.
Задание 1
Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Сделать синтаксический разбор одного по выбору сложного предложения
Определите, какие слова употреблены не в должном значении. Исправьте предложения:
1. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 2. Ограбленные перчатки они положили себе в карман. 3. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 4. Его родители были достаточно бедными, не смогли дать сыну образование. 5. Алексеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недосдачи.
Задание 3
В каждом синонимическом ряду выделите синонимы, характерные для языка права. В каких речевых ситуациях можно употребить другие синонимы?
Предъявить обвинение, поставить в вину, обвинить.
Обидеть, нанести обиду, нанести оскорбление.
Одурачить, перехитрить, ввести в обман, обмануть.
Посадить, арестовать, подвергнуть аресту, взять под стражу.
Расплата, наказание, кара, возмездие, взыскание, расправа.
Донос, навет, клевета, извет, сообщение, оговор.
Криминальный, преступный, уголовный, злоумышленный.
Свидетельствовать, подтверждать, доказывать, аргументировать.
Точность и языковые стандарты – основные особенности официально – деловых текстов. Функция официально – делового текста заключается в информировании.
Организационно – распорядительная документация всегда должна соответствовать государственным стандартам. По функциональному назначению выделяется около 60 видов управленческих документов, все они подчиняются единому стандарту оформления официальных документов. Он включает в себя обязательные реквизиты и содержательно –композиционную схему.
Зачем пишутся деловые письма?
В век электронных чудес, в котором мы живем, выражение «деловое письмо» может показаться устаревшим, а сами письма ненужными. Зачем тратить время и усилия на подготовку деловых писем, если можно иногда с неменьшим успехом воспользоваться другим методом общения – например, позвонить по телефону или передать наспех составленное сообщение по факсимильной связи.
И все же во многих случаях деловые письма сегодня так же важны, как и двадцать, тридцать и даже сорок лет назад. Они организуют, информируют и побуждают к действиям. Их чрезвычайная ценность как средства взаимоотношений продолжает сохраняться. Более того, правильно составленные письма создают благоприятное впечатление о тех компаниях или организациях, которые их рассылают. Такое благоприятное впечатление может служить залогом долгого и успешного делового партнерства.
Отредактируйте текст заявления. Если это необходимо, измените пространственное расположение реквизитов
Начальнику Южного отдела полиции
инспектора И.Д.Н.
Никифорова Л.Н.
заявление
Очень прошу освободить меня от работы. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу в моей просьбе не отказать и подписываюсь.
2 марта 2008г. Никифоров Л.Н.
Задание 2
Работа с карточкой «Типы деловых писем». Составление любого из типов письма на разработанном бланке
Составьте на основе разговорных сообщений отчет о происшедшем:
Ну , я поехала в Комарово, туда, искать её. Такую никто там не знает. Наконец там послали к администратору. Он мне указал там на корпус. Говорит «Идите вот в этот корпус и ждите там. Они все придут в семь вечера ужинать.» Ну, я пришла, значит, жду в вестибюле. На улице день холодный,жуть. Потом смотрю, идет. Я её узнала, а она меня не сразу. Я ей навстречу иду, а она даже испугалась вначале, а потом посмотрела: Ой! Тетя Катя приехала! Ой! Как завопит.
Задание 4
Дайте собственные варианты определения юридических терминов. Сравните свои определения с нормативными дефинициями. Насколько они оказались близки к нормативным толкованиям
Адвокат, алиби, банкротство, брачный контракт, владение, встречный иск, вымогательство, гласность, судопроизводство, грабеж, дееспособность, доказательство, допрос, залог, иск, кассация, клевета, корысть, кража, недвижимость, некоммерческие организации,
1 Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах средней школы. – М. : Просвещение, 1986. – 250 с.
2 Мельникова А.И. Итоговая контрольная работа по русскому языку: Журнал «Русский язык в школе». – Алматы, 1990. - № 5
3 Мокроусова Ф.Ф. Сборник упражнений по практическому курсу русского языка. – Алматы, 1990.
4 Баранов М.Т., Костяева Т.А., Русский язык. Справочник для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
5 Файнгерш С.М. Сборник текстов и упражнений по русскому языку. – М., «Русский язык» 1987.
6 Гиздатов Г.Г. Русский язык для юристов. – Алматы, Жеті жарғы, 2005
Содержание
Предисловие .......................................................................... …...3
1 Богатство русского языка. ……………………………………..4
2 Мое отечество – Казахстан …….……….……………………..9
3 Символы республики Казахстан. ....…….……………..............12
4 Моя специальность – моя гордость ….…….………………….14
5 История права казахского народа ..…………………………...16
6 Видные юристы ..………….. .………………………………… 19
7 Преступность несовершеннолетних ..……………………….21
8 Правовые методы и формы деятельности органов
государственного управления……………..…………………………23
9 Государство и личность ……………………………………. 26
10 Смертная казнь : за или против? ...……………………………28
11 Преступления против экологии. Незаконная охота…..……...30
12 Правопорядок …...…………………...………………………32
13 Законность и правопорядок……… ………………………..34
14 Официально – деловые тексты в практике юриста…………..36
Литература……………………………….……………………...39
04 09 2014
6 стр.
11 10 2014
1 стр.
09 09 2014
4 стр.
25 09 2014
8 стр.
10 10 2014
7 стр.
12 10 2014
1 стр.
25 12 2014
18 стр.
11 10 2014
3 стр.