Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 31страница 32


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления

(ТУ)

УТВЕРЖДАЮ



Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.

Стратегический менеджмент


Учебное пособие

РАЗРАБОТАЛ

_________ С.Н. Крискевич

«______»_________2012 г.

2012

Крискевич С.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 193 с.


В учебном пособии рассматриваются общие понятия стратегического менеджмента, этапы становления и динамика развития стратегического управления, реализация методов стратегического управления, выработка и осуществление стратегии, анализ стратегических альтернатив, модели выбора стратегий. Пособие содержит многочисленные примеры из практики бизнеса реальных компаний.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций.


© Крискевич С.Н., 2012

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012




Содержание


Введение 5

1. Общая характеристика стратегического управления 5

1.1. Определение и сущность стратегического управления 6

1.2. Этапы развития стратегического подхода 8

1.3. Особенности стратегического управления 9

1.4. Содержание и структура стратегического управления 11

2. Формирование миссии и целей организации 14

2.1. Миссия организации 14

2.2. Цели организации 17

2.3. Установление целей 21

Примеры корпоративных целей компаний 25

3. Внутренняя и внешняя среда фирмы 26

3.1. Анализ макроокружения 26

3.2. Анализ непосредственного окружения 31

3.3. Анализ внутренней среды 34

3.4. Методы анализа среды 36

3.4.1. Метод СВОТ-анализа 36

Возможности 38

Сильные стороны 39

ПОЛЕ СиВ 39

ПОЛЕ СЛВ 39

Рисунок. 3.1. Матрица СВОТ 39

Влияние 40

ПОЛЕ ВС 40

ПОЛЕ ВУ 40

Возможные последствия 40

Рисунок 3.3. Матрица угроз 41

Рисунок 3.4. Таблица профиля среды 41

3.4.2. Метод анализа затрат и цепи издержек 42

3.4.3. Метод оценки конкурентной позиции 53

Признаки конкурентной силы 55



4. Стратегии фирмы 59

4.1. Сущность стратегии организации 59

4.2. Пять основных конкурентных стратегий 61

4.2.1. Стратегия лидерства на основе низких издержек 62

4.2.2. Стратегии дифференциации или индивидуализации 64

4.2.3. Стратегия наилучшей стоимости 67

4.2.4. Стратегии концентрации на рыночной нише 69

4.3. Стратегии роста организации 72

4.3.1. Стратегии концентрированного роста 72

4.3.2. Стратегии интегрированного роста 73

4.3.3. Стратегии диверсифицированного роста 75

4.3.3.1. Стратегия центрированной диверсификации 76

4.3.3.2. Стратегии родственной диверсификации 77

4.3.3.3. Стратегии неродственной диверсификации 80

4.4. Стратегии сокращения 84

4.4.1. Стратегия захвата и удержания лидерства 84

4.4.2. Стратегия "определение ниши" 85

4.4.3. Стратегия "сбор урожая" 86

4.4.4. Стратегия "быстрое изъятие капиталовложений" 87

4.5. Стратегия глобализации 89



5. Разработка стратегии 93

5.1. Иерархия формирования стратегии 94

5.1.1. Корпоративная стратегия 97

5.1.2. Функциональная стратегия 102

5.1.3. Оперативная стратегия 103

5.2. Объединение усилий при формировании стратегии 104

5.3. Проверка стратегии на эффективность 107

5.4. Подходы к формированию стратегии 107

5.5. Уяснение текущей стратегии 111

5.6. Выбор стратегии фирмы 111

Рисунок 5.3. Матрица Томпсона и Стрикланда 113

5.7. Оценка выбранной стратегии 115



6. Стратегический анализ развития организации 116

6.1. Анализ динамики издержек и кривая опыта 116

6.2. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла продукта 116

6.3. Модель «продукт-рынок» 118

6.4. Концепция Бостонской консалтинговой группы 118

6.4.1 Структура модели BCG 119

6.4.2. Сильные и слабые стороны модели BCG 123

6.4.3. Ограниченность модели BCG 126

6.5. Концепция Дженерал Электрик/Маккензи 127

6.5.1. Структура модели GE/McKinsey 128

6.5.2. Сильные и слабые стороны модели GE/McKinsey 135

6.5.3. Вариации модели GE/McKinsey 136

6.6. Концепция Артур де Литтл 138

6.6.1. Структура модели ADL/LC 138

6.6.2. Анализ матрицы ADL 141

6.6.3. Сильные и слабые стороны модели ADL/LC 148

6.7. Концепция конкуренции Shell/DPM 149

6.7.1. Структура модели Shell/DPM 151

6.7.2. Сильные и слабые стороны модели Shell/DPM 157

7. Выполнение и контроль стратегии 158

7.1. Задачи стадии выполнения стратегии 158

7.2. Организационная структура как объект стратегических изменений 160

7.3. Организационная культура как объект стратегических изменений 165

7.4. Стратегические изменения в организации 169

7.5. Стратегический контроль 174



8. Стратегическое лидерство 179

Список литературы 191


Введение


Стратегический менеджмент является захватывающим, многосторонним, очень важным предметом. В центре его внимания находится предприятие в целом, та среда, в которой осуществляются действия, направление, в котором собирается повести его руководство, стратегический план менеджеров, который заставляет предприятие двигаться в этом направлении. Мы будем рассматривать имеющую наибольшее значение при руководстве предприятием проблему: что должны сделать менеджеры, причем сделать хорошо, чтобы предприятие оказалось победителем, а не побежденным при ведении деловых операций.

Ответ, который возникает вновь и вновь и который будет появляться в виде сквозной темы этого учебного курса, заключается в том, что наиболее надежными признаками хорошего управления являются хорошая разработка стратегии и эффективная ее реализация. Задача учебного курса состоит в том, чтобы вы осознали причины, по которым грамотное стратегическое управление практически всегда приводит к хорошим результатам хозяйственной деятельности фирмы, а так же в том, чтобы научиться методам разработки продуманной стратегии с последующей успешной ее реализацией.

Изучив курс, вы поймете, каковы цель и задачи лица, вырабатывающего стратегию, что означает понятие "стратегия", какие трудности возникают при определении наилучшей стратегии в свете общего положения фирмы. Вы научитесь пользоваться инструментами стратегического анализа, сопоставлять различные стратегические альтернативы, а также составлять хороший стратегический план. Вы узнаете об основных задачах менеджера, связанных с успешным выбором стратегии. Станете более искусны как стратегический мыслитель, а также разовьете свои способности к деловому суждению.

На протяжении этого курса будет достигнута и еще одна цель: вы сможете использовать то, чему научились, изучая предыдущие учебные курсы. Стратегический менеджмент – это широкомасштабный предмет. В нем идет речь о самых важных аспектах того, как надо управлять. В отличие от других экономических дисциплин, где предметом изучения является какой-то конкретный элемент бизнеса – бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, производство, управление персоналом или информационные системы, – при изучении стратегического менеджмента берется фирма в целом, а ситуация рассматривается как изнутри, так и снаружи. Ничего не упускается и не отбрасывается. Задача заключается в том, чтобы получить твердое убеждение относительно того, как все имеющие отношения к делу факторы связаны между собой. Это делает стратегический менеджмент всеобъемлющим стратегическим курсом, где придется пользоваться умениями и навыками, полученными при изучении других дисциплин.

Слово менеджмент в переводе с английского языка означает "управление", поэтому далее в учебном пособии мы будем оперировать двумя эквивалентными понятиями "стратегический менеджмент" и "стратегическое управление".


следующая страница>


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие разработал
2850.05kb.

01 10 2014
17 стр.


Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с

4277.23kb.

15 12 2014
23 стр.


Учебное пособие Кемерово 2004 удк

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм обучения

1332.67kb.

25 09 2014
8 стр.


Учебное пособие по немецкому языку

Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка

282.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие «Основы работы в Excel»

Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного обеспечения

769.46kb.

14 12 2014
12 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин

1675.22kb.

06 10 2014
7 стр.


Учебное пособие Вводная лекция Список произведений по художественной автобиографической прозе

Автобиографическая проза о детстве : учебное пособие / сост. А. Н. Николаева. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 2010. – 115 с

1764.61kb.

15 10 2014
6 стр.