Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: Учимся писать эссе.

Цель:


  1. Развитие письменной речи учащихся

  2. На примере текста К. Паустовского показать композиционные и художественные возможности жанра эссе

  3. Дать учащимся возможность попробовать свои силы в этом жанре

Эпиграф к уроку: Эссе- способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич

Главное заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и наконец, потребность в самовыражении.

О.Ванштейн

Ход:


  1. Сообщение об истории жанра.

Родоначальник эссе- французский философ Мишель Монтеню (1533-1592), с издания его «Опытов» (1580) в словесной европейской культуре бытует этот жанр.

-Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения?

- О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?


  1. Определение эссе.

эссе(с французского-essa-«попытка, проба»)-прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатление и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-то. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности:

беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и т.д.



  1. Особенности жанра эссе.

    1. Подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет.

    2. Эссе не предполагает исчерпывающей трактовки заданной темы. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Или автор «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования.

    3. Заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы, или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано на прямую с тематикой эссе, О книгах, О воспитании, Об именах, О стихотворениях Гете , т.д.

    4. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и т.д.Однако в эссе могут соединяться различные способы освоения мира: и художественной, и научной, и религиозной. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, литературно- критическое-философские проблемы.

    5. Эссе может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо.

    6. Для выражении личностного отношения к миру автор привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Для эссе характерна афористичность речи(иногда парадоксальность), использование полемически заостренных утверждений, субъективность изложения. Эмоциональность речи. Смешение разнородных пластов лексики.

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, нверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

  1. Слово учителя.

И все-таки зададимся вопросом, какой из признаков станет ведущим? Существует по словам Роберта Музиля, та «решающая мысль» для которой каждый эссеист найдет только ей присущей «облик-выражение» и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления. Это непременно диалог, полемика, и прежде всего-с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, пытается разгадать загадку эссе. Вот на поиск такой оригинальной идеи (даже на довольно традиционном материале) должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.

  1. Развитие ассоциативного мышления.

Задания для учащихся.

  1. Послушайте несколько данов (главок) из книги японской писательницы 11 века Сэй Сёнагон, чьи произведения послужили началом эссе в литературе Востока.

    • То, что пролетает мимо

Годы человеческой жизни.

Корабль на всех парусах.




    • То, что человек обычно не замечает

Как понемногу стареет его мать.


    • То, что нельзя сравнить между собой

Он все тот же, но каким он казался тебе,

Пока ты любила, и каким кажется теперь!

словно два разных человека.
Попробуйте и вы создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя прием ассоциаций, на темы: «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность», «То, что всегда с тобой».


  1. После чтения эссеистической зарисовки В. Янушеского «Струя» создайте свой вариант подобной зарисовки. «Ветер», «Утро», «Слезы», «Радость».

Струя.

Пью из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это-не напьешься, а только измочишь лицо, забьешь душной ледяной пузырящейся массой ноздри, да пустишь себе на брюки веер брызг.

Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.


  1. Подбор ассоциаций.

(на доске)

радость грусть
Какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить эти состояния?
радость грусть

улыбка, счастье, веселье разочарование, горечь, слезы,

одиночество

Теперь выберите одно из чувств(состояний) и напишите о нем связный текст, не называя самого чувства. Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не были прямо названы чувства. Работы должна быть короткой (3-4 строки).


Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Кто автор? Молод? Стар? Какое у него настроение? Что значит «зонт прошелестел»? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит, что прошел человек? О чем говорят слова «нет, не ко мне»?

Какое состояние передано в этом стихотворении?


  1. Анализ текста эссе К. Паустовского.

  • Попытайтесь составить ассоциативный ряд понятий и определений своих ощущений, по поводу времен года.

(Например: зима-снег, холод, черно-белый цвет, смерть

осень-золото, дождь, печаль, очарование)



  • Паустовский нашел свое определение осени «предательская»- и нам предстоит понять чувство раздумья автора, связанные с этим восприятием и мироощущением.

  • Текст, как предполагается, был написан в 1936 году, а опубликован в 1969, в журнале «Кругозор». В нем упоминается постоянный персонаж «мещерских» рассказов писатель Фраерман. Это позволило предположить, что «Предательская осень» предназначалась в качестве предисловия к книге «Летние дни».

  • Чтение текста.

К.Г.Паустовский «Предательская осень» (Вместо предисловия)

Мне нужно было написать еще один небольшой рассказ, чтобы читателю было совершенно понятно все описанное в этой книге. Но было лето. Стояла жара, седая от дыма лесных пожаров. В тихие речные затоны медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожара, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури. Писать было невозможно.

Я ждал осени, ненастья, когда я поневоле буду привязан к дому, к дощатому столу и наконец напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, - через несколько дней блеск Черного моря ударит им в глаза и соленый полуденный ветер взъерошит их перья.

Дожди и ветры уже шумели в сосновых лесах, но в зарослях было тихо и тепло, как в запертой комнате. На полянах доцветала сухая и растрепанная гвоздика и ползли из-под земли, похожей на золу, тугие белые грибы.

«Каждая осень может быть последней в жизни», - говорил я себе и старался не вспоминать огорченное лицо редактора, напрасно дожидавшегося моего рассказа в шумной и асфальтовой Москве.

Осенняя печаль. Говорят, она вызывает желание писать, но случилось совсем иначе. Я бродил по лесам и с невыразимым наслаждением вспоминал все уже написанное другими об осени. Я вспоминал Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мен твоя прощальная краса…», и Тютчева: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…», и еще много других прекрасных стихов, и мне показалось, что все они написаны об осени в тех местах, где я жил, - около села Солотчи, в Мещерском крае, к северу от Рязани. И я опять не написал ни строчки.

Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, - он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы.

Утром я вышел на крыльцо, - вчерашняя черная земля стала золотой. Бледный желтоватый свет подымался от земли, засыпанной листьями, и дни сразу сделались светлее и чище.

Началось бабье лето. Воздух, трава, сухие ветки – все было затянуто цепкой паутиной. Она тянулась с запада на восток, - так дуют осенние ветры. Каждое утро тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей.

Ледяное небо по ночам блистало над садом неведомыми созвездиями. Я плохо знал звездное небо. «Каждая такая ночь может быть последней в жизни», - говорил я себе и торопился изучить величественную карту неба. Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз. Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги. И я, конечно, не написал ни строчки.

В реке начали брать шересперы – серебряные и сильные рыбы, а по вечерам я топил в избе печь, слушал треск огня и скрип веток по ветхой крыше и читал.

Иногда в полночь робкий дождь начинал перешептываться в одичалом саду. Я выходил на порог, долго прислушивался к сонному бормотанью дождя и жалел далеких, милых друзей, прекрасных друзей, оставшихся в Москве.

А ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращались в золотых плоских рыб и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.

Такою осенью я, конечно, ничего не написал. Читатели и редактор простят меня за это. А если нужны объяснения к рассказам, то их можно дать в нескольких словах. Все, что рассказано дальше, случилось около села Солотчи теплым и тихим летом. Рувим – это писатель Фраерман, а мальчика нам – двоим мужчинам – поручила его мать, - сама она не могла приехать в деревню. Вот и все. Остальное вы прочтете сами.





  1. Вопросы к анализу текста.

    1. Каково настроение писателя в начале повествования? Найдите средства художественной выразительности, которые помогают передать состояние автора?

    2. Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора? Анализ образ и его языковых средств.

    3. Меняется ли внутренне состояние писателя? Какие картины осенней природы рисует автор? Какой тип речи преобладает? (третий абзац)

    4. Уходит ли чувство авторской подавленности? Какое другое определение или синоним можно подобрать к слову печаль? (пятый абзац)

    5. Какой синтаксический прием использует автор?

    6. Нет ли противоречия в словах автора?

    7. Почему же не приходит такое необходимое вдохновение? Для ответа на вопрос обратимся к заголовку и подзаголовку текста: «Пред. осень». Вместо предисловия «Предисловие-предварительные замечания и разъяснения автора»

    8. Какой должна быть структура предисловия?

    9. Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте высказывания автора. Какова здесь роль союза «и», водного слова «конечно» и определения «такой осенью»? Почему не приходит ожидаемое вдохновение? Не мог автор вообще писать или создать именно предисловие?

    10. К какому жанру в конечном итоге обратился автор?

    11. Вернемся еще к одному рефрену: «Каждая осень (такая ночь) может быть последней в жизни. Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста?

    12. Посмотрим, как реализация решающей мысли нашла отражение в стиле произведения. Найдите средства художественной выразительности, используемые автором; укажите изобразительные возможности синтаксиса.

    13. Подводя итоги спросим: Каково преимущество жанра эссе, какие возможности языка, речи использует этот жанр?

    14. Какая мысль объединяет все использованные автором формы?

    15. Дайте окончательное определение жанра эссе?

  2. Творческое задание.

Создайте зарисовку о любимом времени года, явлении природы.

Учимся писать эссе

На примере текста К. Паустовского показать композиционные и художественные возможности жанра эссе

83.36kb.

12 10 2014
1 стр.


Обучение грамоте, письмо

Кузнецова М. И. Учимся писать печатные буквы. Рабочая тетрадь

29.21kb.

15 10 2014
1 стр.


Ваша Лариса Александровна. Эссе Аргументированное эссе сочинение

Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы

36.37kb.

14 12 2014
1 стр.


Эссе «Моя педагогическая философия»

В силу краткости статьи я не могу много писать о семье, но могу сказать одно: вся целеустремленность, упорство в достижении цели, желание знать больше, понимание самого важного, са

23.96kb.

16 12 2014
1 стр.


К Эссе по предполагаемой теме диссертационного исследования для поступающих

Целью эссе является следующее: показать, что поступающий имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению научной деятельности, продемонстрировать на

42.46kb.

25 12 2014
1 стр.


Экскурсовод-1

Что? Вы хотите писать? Извините, в ваших памятках сказано: писать заранее. Так что потерпите, пожалуйста. Экскурсия не может из-за вас задерживаться. Или пописайте в баночку от сок

53.46kb.

18 12 2014
1 стр.


Януш Вишневский и Милан Кундера: опыт типологического анализа

О грусти писать гораздо проще, книжка о счастье состояла бы из одной страницы. Счастье все переживают одинаково тут не о чем писать

25.6kb.

13 10 2014
1 стр.


К. А. Михайлов-Горыня. Эссе о языковых играх. Часть Скользкий монстр встревожен: прижимистая саламандра обороняется балалайкой и простынями

«каскада» согласных – один длиной 5 букв (нтльм), другой 4 (нств). В общем, интересное слово, неплохо иллюстрирующее тему настоящего эссе – «Забавные, необычные и рекордные слова р

422.87kb.

16 09 2014
2 стр.