Перейти на главную страницу
МОУ СОШ №2 с. Арзгир, Ставропольского края
Мишарина Анастасия
Руководитель: учитель химии
Валюхова Нина Петровна
2006 г.
Содержание
1. |
Аннотация |
2 |
2. |
Введение |
3- |
3. |
Основное содержание Физико-географическая характеристика района исследования |
1. 4 |
3.1 |
Материал и методика исследования |
5 - 6 |
3.2 |
Результаты исследования воды |
7 |
4 |
Выводы |
8 - 11 |
5 |
Заключение |
12 -13 |
6 |
Список используемой литературы |
14 |
7. |
Приложения |
15 |
Конечно, данный водоём не является источником питьевой воды и не предназначен для купания, но он находится в черте села и может быть очагом инфекционных заболеваний. В реке иногда купаются дети в летнее время, производится выпас домашней птицы и даже ловят рыбу.
Поэтому мы решили провести экологическое исследование данного водоёма.
Сначала мы провели визуальное обследование балки. Обнаружили многочисленные стихийные свалки, горы бытового мусора и даже падаль домашних животных. Cделали вывод, что водоём несёт огромную санитарную опасность. Особо грязные места мы представили в проекте на фотографиях. Мы провели органолептическое исследование воды реки и сравнили полученные данные с ПДК, а также с данными, полученными при исследовании водопроводной воды. Результаты исследований мы отразили в таблицах и диаграммах.
В условиях школьной лаборатории мы осуществили также химический анализ проб воды данного водоёма: проверили наличие ионов свинца, обнаружили и установили примерную концентрацию катионов железа, cульфат-анионов, нитрат-анионов, хлорид-анионов. Полученные результаты сведены нами в таблицу.
На основании полученных данных сделали выводы об экологическом состоянии реки Чограй и предложили основные мероприятия по профилактике последствий экологической опасности, связанной с данным водоёмом.
Цель: Исследование экологического состояния реки Чограй.
Задачи:
бактериологической опасности данного водоёма.
работу среди населения по предотвращению возможных инфекционных
заболеваний, связанных с данным водоёмом.
5. Проводить разъяснительную работу среди населения, в том числе и через местную газету, о недопустимости организации стихийных свалок по балке
реки.
Основное содержание
…. Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на ЗЕМЛЕ.
«Возница природы» - так назвал воду великий Леонардо Да Винчи. Именно она, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны возвращается обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую географическую систему. Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой, она переносит огромное количество химических веществ, экспортируя их из почвы в растения, с суши в озёра и океана, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся на растворённом состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы «от голода». Вода снабжает питательными веществами и обитателей рек, озёр и морей. Ручьи, стекающие с полей и лугов во время весеннего таяния снега или после летних дождей, собирают по пути хранящиеся в почве химические вещества и доносят их до жителей водоёмов и моря, связывая тем самым наземные и водные участки нашей планеты. Самый богатый «стол» образуется в тех местах, где несущие питательные вещества реки впадают в озёра и моря. Поэтому такие участки побережий – эстуарии – отличаются буйством подводной жизни. А как удаляются отходы, образующиеся в результаты жизнедеятельности различных географических систем? Опять же водой. Особенно важна очистительная роль воды сейчас, когда человек отравляет окружающую среду отходами городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. А сколько воды обслуживает жизнь нашего мира?
Все воды на Земле не входящие в состав горных пород, объединяются понятием «гидросфера». Её вес столь вели, что обычно его измеряют не в килограммах или в тоннах, а в кубических километрах. Один кубический километр – это куб с размером каждого ребра в 1 км, постоянно занятого водой. Вес 1кубический килограмм воды равен 1 млрд. т. На всей Земле содержится 1,5 млрд. кубич. км. воды, что по весу равно примерно 1500000000000000000 тонн! На каждого человека приходится по 1,4 кубич. км. воды, или по 250 млн. т. Но, к сожалению, не всё так просто. Дело в том, что 94% этого объёма составляют воды мирового океана, не пригодные для большинства хозяйственных целей. Лишь 6% - это воды суши, из которых пресной всего 1/3, т.е. лишь 2% от всего объёма гидросферы. Основная масса этих пресных вод сосредоточена в ледниках. Значительно меньше их содержится под земной поверхностью. На долю рек, из которых в основном и берёт воду человек, приходится совсем мало – 1,2 тыс. кубич. км. Совершенно ничтожен общий объём воды, единовременно содержащейся в живых организмах. Так что воды, которую может потреблять человек и другие живые организмы, на нашей планете не тек уж и много. Огромный слой солёной воды, покрывающий большую часть Земли, представляет собой единое целое и имеет боле или менее постоянный состав. По этой причине океанографы обычно говорят о мировом океане, а не об отдельных океанах, известных нам из учебников географии. Мировой океан огромен. Его объём достигает 1,35 миллиардов кубических километров. Он покрывает около 72% земной поверхности. Почти вся вода на Земле (97%) находится в мировом океане. Приблизительно 2,2% воды сосредоточено в полярных льдах и ледниках. Вся пресная вода в озёрах, реках и в составе грунтовых вод составляет лишь 0,7%. Остальные 0,1% воды входят а состав солёной воды из скважин и солончаковых вод.
Пресная вода.
Все имеющиеся на Земле запасы пресной воды составляют лишь небольшую часть общего количества воды. Они возникают в результате испарения воды из океанов и с поверхности суши, а так же с листьев растений. Накапливающиеся в атмосфере пары воды переносятся вследствие глобальных циркуляций атмосферы в другие географические широты, где выпадают в виде осадков – дождя или снега. Выпадающая в виде осадков вода сбегает в реки или собирается в озёра и подземные резервуары. В итоге она испаряется или уносится реками обратно в океаны(смотри таблицу №1).
Почему не кончается вода на Земле.
Вода на Земле находится в постоянном круговороте, и убыль её в одном звене сразу же восполняется за счёт поступления из другого. Движущей силой круговорота воды является солнечная энергия и сила тяжести. За счёт круговорота воды все части гидросферы тесно объединены и связывают между собой другие компоненты природы. В самом общем виде круговорот воды на нашей планете выглядит следующим образом. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана и суши и поступает в атмосферу, причём испарение с поверхности суши осуществляется, как реками и водоёмами, так почвой, растениями. Часть воды сразу возвращается с дождями в океан, а часть переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя и снега. Попадая в почву, вода частично впитывается в неё, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, частично стекает по поверхности в реки и водоёмы, почвенная влага частично переходит в растения, которые испаряют её в атмосферу, и частично стекает в реки, только с меньшей скоростью. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьёв и подземных вод, несут воду в Мировой океан, пополняя её убыль. Вода испаряется с его поверхности, снова оказывается в атмосфере, и круговорот замыкается. Такое же движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течении многих миллионов лет. Надо сказать, что круговорот воды не полностью замкнут. Часть её, попадая в верхние слои атмосферы, разлагается под действием солнечных лучей и уходит в космос. Но эти незначительные потери постоянно восполняются за счёт поступления воды из глубинных слоёв земли при вулканических извержениях. За счёт этого объём гидросферы постепенно увеличивается. По некоторым расчётам 4 млрд. лет назад объём её составлял 20 млн. кубич. км, т.е. был в семь раз меньше современного. В будущем количество воды на Земле, по – видимому, так же будет возрастать, если учесть, что объём воды в мантии Земли оценивается в 20 млрд. кубич. км – это в 15 раз больше современного объёма гидросферы. Сравнивая объём воды в отдельных частях гидросферы с притоком воды в них и соседних звеньев круговорота, можно определить активность водообмена, т.е. время, за которое может полностью обновиться объём воды в Мировом океане, в атмосфере и почве. Медленнее всего обновляются воды в полярных ледниках (один раз за 8 тыс. лет). А быстрее всего обновляется речная вода, которая во всех реках на Земле полностью меняется за 11 дней.
На северо- востоке протекает река Восточный Маныч. Её протяжённость на территории района – 3,5 км. Название реки происходит от татарского слова «манач» - горький.
Река Чограй – правый приток Восточного Маныча, на территории района имеет протяжённость 12км. Чограй – «чокар» - в переводе с татарского означает «овраг, ущелье». Впадает река в Чограйское водохранилище, имеет смешанное питание: снеговое, дождевое и грунтовое. Режим реки характеризуется весенним половодьем, которое обычно наступает в марте, реже в последней декаде февраля или начале апреля. Бывают паводки и после сильных дождей. Средняя продолжительность половодья 1 месяц, максимальная высота подъёма уровня воды 3м. В сухое время года река часто пересыхает и наполняется только после сильных дождей. В холодный период года Чограй покрывается льдом. Средняя прдолжительность ледостава 45–95 суток.
Величина стока зависит от количества осадков и рельефа. Среднегодовай сток за многолетний период составляет 0,5 м в секунду и менее 57% приходится на весенний период, 24% - на летнее осенний, 19% - на зимний.
Образование наносов рек района связано с поцессами речной и склоновой эрозии. Увеличение склонового смыва в бассейне реки Чограй способствует интенсивное сельское хозяйство, гавным образом нарушение правил пахоты.
Образование речных наносов связано также ветровой эрозией. Средняя мутность реки Чограй 100-200 г на куб.м. Мутность рек как и сток меняется в течение года, она резко возрастает во время прохождения паводков.Состав воды повышенной минерализации,от 2 до 4 на литр, обеспечивают породы, размываемые рекой (известняк, глины). Минерализация воды изменяется по сезонам года. Наибольшая она в метень (летом), понижается в мае - весной, за счёт разбавления снеговой и дождевой водой.
Когда осадки выпадают редко, вода несколько солоноватая.
Экологическая характеристика района исследования.
Вода в реке непригодна для питья.
С каждым днём всё острее нарастает проблема санитарного состояния нашего села. Загрязняется русло реки Чограй, овраги стихийными свалками. Во время паводковых вод эти нечистоты разносятся по селу.
Конечно, данный водоём не является источником питьевой воды и не предназначен для купания, но он находится в черте села и может быть очагом инфекционных заболеваний. В реке иногда купаются дети в летнее время, производится выпас домашней птицы и даже ловят рыбу.
Поэтому мы решили провести экологическое исследование данного водоёма.
Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2 – 2,5 см, высотой 30 – 35 см. Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки. Для начала рекомендуется провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоёма и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было прочитать через воду напечатанный текст. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерьте высоты столбцов воды линейкой. Сделайте выводы.
В коническую колбу с пробкой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объёма и сильно встряхните в закрытом состоянии. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей №3(смотри приложение).
Реагент: хромат калия (10г К2Cr4 растворить в 90 мл Н2О).
Условия проведения реакции:
В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100 мг/л:
Pb + CrO4 = PbCrO4
Жёлтый
Реагенты: теоцианат аммония (20 гр NH4CNS растворить в дистиллированной воде и довести до 100 мл); азотная кислота (конц.); перекись водорода(W(%) = 5%).
Условия проведения реакции:
К 10 мл пробы воды прибавляют 1 каплю азотной кислоты, затем 2 – 3 капли пероксида водорода и вводят 0,5 мл теоцианата аммония. При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг/л окрашивание становится красным:
Fe + 3CNS = Fe(CNS)3
Красный
Реагенты: нитрат серебра(5г AgNO3 растворить в 95 мл воды); азотная кислота(1:4).
Условия проведения реакции:
К 10 мл пробы воды прибавляют 3 – 4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра. Белый осадок выпадает при концентрации хлорид – ионов более 100 мг/л:
Cl + Ag = AgCl
Белый
Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид – ионов более 10 мг/л, опалесценция – более 1 мг/л. При добавлении избытка аммиака раствор становится прозрачным.
Реагент: хлорид бария(10 гр BaCl2 x 2H2O растворить в 90 гр Н2О); соляная кислота(16 мл HCl (p=1,19) растворить в воде и довести объём до 100 мл).
Условия проведения реакции:
К 10 мл пробы воды прибавляют 2 – 3 капли соляной кислоты и приливают 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат – ионов более 100 мг/л выпадает осадок:
SO4 + Ba = BaSO4
Белый
Реагент: дифениламин (1 гр (C6H5)2NH растворить в 100 мл H2SO4 (p=1,84)).
Условия проведения реакции:
Выполнение анализа.
К 1 мл пробы воды по каплям вводят реагент. Бледно – голубое окрашивание наблюдается при концентрации нитрат – ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1мг/л, синее – более 100мг/л.
Определение токсичности воды.
Анализируя воду, мы определяли водопользования методом «рН – 340» с использованием стеклянного и хлорсеребряного электродов, токсичность воды с помощью прибора «Биотестер – 2», где в качестве тест – культуры использована инфузория – туфелька. Полученные результаты изложены в таблице №4 (смотри приложение).
Проделав опыт, было установлено, что видимость шрифта изменилась в воде реки Чограй на высоте 30 см, а на высоте 60 мм (9 см) перестал быть видимым.
Исследуя интенсивность запаха воды было установлено, что наблюдается очень сильный неприятный запах, делает воду абсолютно непригодной для питья, по шкале – 5 баллов.
При проведении опыта было установлено, что в воде реки Чограй катионы свинца не обнаружены.
При проведении опыта было установлено, что в воде реки Чограй содержится около 2 - 5 мг/л ионов железа (при проведении анализа наблюдали интенсивно розовое окрашивание раствора).
Путём сравнения стандартных растворов было установлено, что концентрация анионов хлора в воде более 120 мг/л(густой творожистый осадок).
При проведении опыта было установлено, что концентрация сульфат – ионов в воде реки более 100 мг/л (белый молочный осадок).
Путём сравнения стандартных растворов было установлено, что концентрация нитрат – анионов в воде более 20 мг/л (голубое окрашивание).
ПДК по железу превышает в 4 -10 раз.
По органолептике результаты тоже очень плохие.
При оценке интенсивности запаха было поставлено 5 баллов, что указывает на отчетливую интенсивность запаха, а по характеру проявления - запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья.
Привкус тоже получил 4 балла). Интенсивность вкуса отчетливая. Характер проявления вкуса и привкуса заставляет воздержаться от его употребления.
Заключение по железу и органолептике:данная вода. является опасной для здоровья.
Справка. Токсический эффект железа: повышение восприимчивости к инфекции. Известно, что повышенная концентрация железа в воде может способствовать изменению цвета и вкуса воды, а концентрация выше 3 ПДК (предельно допустимые концентрации) способна провоцировать обострение желудочно-кишечных заболеваний, а плохая органолептика ведёт к возникновению таких опасных заболеваний, как гепатит, дизентерия, нефрит, холера.
Таблица№1.
Наименование вещества |
ПДК,мг/л |
K(+) |
300 |
Pb(II) |
0,03 |
Ca(II) |
180 |
Fe(III) |
0,5 |
Cl(-) |
300 |
SO4(II) |
400 |
NO3(-) |
45,0 |
PO4(III) |
45,0 |
Таблица№2.
Результат химического анализа воды реки
|
Концентрация катионов и анионов, мг/л | ||||
Катионов свинца |
Катионов железа |
Хлорид анионов |
Сульфат анионов |
Нитрат ионов | |
Вода реки |
Error: Reference source not found |
2 - 5 |
120 |
100 |
20 |
Таблица №3
Органолептическое определение запаха
Характеристика запаха |
Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха. |
0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами. |
1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание. |
2 |
Запах легко обнаруживается |
3 |
Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья. |
4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья. |
5 |
Органолептическое определение вкуса
Интенсивность вкуса и привкуса |
Характер проявления и привкуса |
Оценка интенсивности вкуса и привкуса |
Нет |
Вкус и привкус не ощущаетая |
0 |
Очень слабая |
Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании |
1 |
Слабая |
Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание |
2 |
Заметная |
Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде |
3 |
Отчетливая |
Вкус заставляет воздержаться |
4 |
14.География Арзгирского района.А Н. Подкладов, А.В. Шестакова. - Ставрополь 2003
Бордучкова Ольга Николаевна, учитель химии; Савинова Наталья Федоровна, учитель химии
15 12 2014
1 стр.
Урок проводили: учитель истории Ульяновская Елена Витальевна, учитель биологии и химии – Мурашко Елена Алексеевна, учитель физики и обж – Лапкина Елена Геннадьевна
07 10 2014
1 стр.
Образовательные цели: -повторить и закрепить знания по теме «Атомы химических элементов», обобщить единичные знания в систему
03 09 2014
1 стр.
Селина Наталья Алексеевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
08 10 2014
1 стр.
Тема моего инновационного проекта «Использование икт при обучении химии». Я использую икт в системе и многогранно, и учащимся это нравится. И не только потому, что учитель использу
07 10 2014
1 стр.
Система преподавания химии в сельской школе как средство профессионального самоопределения учащихся и их подготовки к поступлению в вузы
13 09 2014
6 стр.
Факторы риска и теоретические модели злоупотребления наркотическими веществами
17 12 2014
3 стр.
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоении учебного предмета
15 12 2014
16 стр.