Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Выступление на конференции по теме «Использование технологических приемов для развития мыслительной деятельности учащихся на примере мультимедийных презентаций» Соловьевой Юлианы Евгеньевны, учителя химии МОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны

Тема моего инновационного проекта «Использование ИКТ при обучении химии». Я использую ИКТ в системе и многогранно, и учащимся это нравится. И не только потому, что учитель использует нетрадиционные приемы.

Не буду говорить о том, какие преимущества имеют презентации. Есть и недостатки. Очень много несогласных, которые ругают Power Point, говорят о том, что не нужно выстраивать учебный процесс вокруг слайдов, я согласна с этим утверждением и более того, считаю, что слайды нужно выстраивать вокруг учебного процесса. Нужно только знать, как это делать.

Многие из педагогов, имея удостоверения пользователей ПК, курсов по информационным технологиям, используют готовые продукты или, на худой конец, готовую презентацию по конкретной теме с Интернета.

Но не всегда то, что имеется в продаже или бесплатно в Интернете, отвечает содержанию учебной программы, нашему представлению о конкретном уроке, не отвечает типу урока. Чаще всего можно встретить презентации – иллюстрации (картинки, анимацию)….

В настоящее время для школ наиболее доступными электронными средствами обучения являются мультимедийные продукты, распространяемые на CD-дисках. Правда, за редкими исключениями эти материалы (по форме и содержанию) пока мало отличаются от обычных печатных изданий, и к тому же недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию; пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке. Использовать такие программы в качестве средств организации урока в классе практически невозможно, поскольку при работе с ними невозможно изменять и дополнять учебный материал, планировать урок по другой схеме, отличающейся от разработанной в такой программе.

Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. Как пишет Н.Х.Розов: «Одновременно с разработкой больших, «глобальных» продуктов весьма перспективно создавать и такие, которые можно назвать «набором миниатюр». Однако создание доступных учителю программных средств и удобных интерфейсов не стало пока приоритетной задачей.

Каждый преподаватель, учитывая специфику своего предмета, своего стиля преподавания, своей аудитории, может выбрать наиболее эффективный способ использования презентаций.

Если учителю недостаточно пальцев для изложения материала (помните фразу - "рассказать на пальцах"), то ИКТ предоставляет ему возможность расширить арсенал иллюстративных средств, тем более, если они вызывают познавательную активность и заставляют думать…

При этом не надо забывать, что каждый урок индивидуален. Ни учитель, ни ученики не являются роботами, которые размеренно излагают или воспринимают новые знания. Если вы заготовили 10 слайдов для урока, но урок пошел немного не по плану, например, началось интересное обсуждение, в котором участвуют все учащиеся... - то пусть они поговорят. Забудьте про ваши слайды. Ибо на уроке важны не слайды, а ученики. И их разум. Всегда стоит помнить, что не мы для технологии, а технология для нас.



Технологические приемы

1. Интеллектуальная разминка

«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал; с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.



2. Лото

Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач. Табличный принцип группировки изучаемого материала обеспечивает целостное представление об объектах, обобщает знания, позволяет построить сравнения. Вначале столбцы несут ложную информацию о каждом семействе. Например, в процессе групповой формы работы или КСО выстраивается правильная характеристика по каждому семейству цветковых растений. Всего для работы пять столбцов, следовательно, определяется пять групп учеников. В итоге выстраивается полная характеристика каждого семейства цветковых растений. Режим проверки: запуск щелчком, элементы характеристики перемещаются в нужную ячейку в каждом столбце.

Основной принцип приёма: от ложной информации – к целостному правильному ответу.

Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания (анализ).

3. Мозаика

Приём можно использовать на уроках по биологии в любом классе. Он обеспечивает лучшее запоминание изучаемого явления, процесса, строения объекта. Способствует построению логических суждений, установлению последовательности изучаемых биологических, физиологических процессов. Приём может являться элементом урока, или урок может быть построен на его основе.

Изучение предложенного материала по строению нуклеотидов нуклеиновых кислот разработано с помощью анимации. По щелчку происходит перемещение объекта, который комментируется учеником или учителем. По окончании работы выстраивается полная картина строения нуклеотидов НК. Приём по данной теме применяется на общей биологии в старших классах.

4. Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной.

В опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя. С помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, историческом персонаже. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками.



5. Анимационная ретроспекция

Ретроспекция (от лат. retro — назад и specio — смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

Выше в брошюре уже описывались некоторые приёмы движения текста. А.В. Лузгина предлагает использование анимации при закреплении материала на практическом занятии. Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления автор определила как прием анимационной ретроспекции, который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала. Технически это можно организовать с помощью гиперссылки, несколько раз возвращаясь к одной и той же информации, расположенной на отдельном слайде.



6. «Триггер» способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках. Использование триггера возможно при индивидуальном взаимодействии «ученик – компьютер» или в классах, оборудованных интерактивной доской.

Многие из технологических приемов мною не рассмотрены, так как я пыталась больше показать те приемы, которые действительно направлены на активизацию мыслительной деятельности.



Большая часть материала находится в сети творческих учителей сообщества «Современный мультимедийный урок».

Использованные ресурсы Интернета

  1. «Сеть творческих учителей»: https://www.it-n.ru/

  2. Сообщество учителей «Современный мультимедийный урок»:

https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&tmpl;=com


Выступление на конференции по теме «Использование технологических приемов для развития мыслительной деятельности учащихся на примере мультимедийных презентаций» Соловьевой Юлианы Евгеньевны, учителя химии моу сош №5 г. Вятские Поляны

Тема моего инновационного проекта «Использование икт при обучении химии». Я использую икт в системе и многогранно, и учащимся это нравится. И не только потому, что учитель использу

56.28kb.

07 10 2014
1 стр.


В. Б. Карпов Впервые упоминается в документах в 1554 году. Центр одноименного района. Расположен в южной части области на р. Уржумке (притоке р. Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров Вятские Поляны, ра

Расположен в южной части области на р. Уржумке (притоке р. Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров Вятские Поляны, расстояние по ней до г. Кирова около 180 км, до ближайш

148.68kb.

14 12 2014
1 стр.


Создание и применение презентаций в процессе обучения химии

Статья предназначена для учителей химии, использующих в обучении мультимедийные средства обучения. В ней показаны преимущества использования компьютерных технологий по сравнению с

66.58kb.

08 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для учителя музыки Песенное творчество Звезды и «Созвездие» Когда то очень я

«Творческая активность учителя – главное условие развития творческой и познавательной деятельности учащихся на уроке музыки»

110.86kb.

16 12 2014
1 стр.


«Работы учащихся секции иностранных языков школьного научного общества» моу сош №47

Результаты научно-исследовательской работы учащихся представляются на ежегодной майской конференции. В 2008-2009 учебном году работы учащихся выпускного 9А класса Ачкасова Александ

255.42kb.

01 09 2014
2 стр.


Конкурс соц. Проектов «Я гражданин Калмыкии» Василенко Е. Ю. 2 Моу «сош №23» 2 место

Достижения учащихся моу «сош №23» г. Элисты в конкурсах и соревнованиях за 2010 2011 уч год

96.01kb.

25 12 2014
1 стр.


Анализ работы 1 ступени обучения моу сош №68 за 2010 2011 учебный год

Моу сош №68 г. Липецка положены принципы гуманно – личностного образования, создания благоприятной образовательной среды для обучающихся: сохранения и укрепления здоровья; развития

459.2kb.

16 12 2014
5 стр.


План проведения педагогических чтений «Исследовательско-методическая деятельность в работе учителя» в рамках работы мнл на базе моу-сош с. Звонаревка

Моу-сош с. Звонаревка, с. Павловка, с. Приволжье, с. Раскатово, с. Подлесное, методисты, руководители мнл

58.46kb.

23 09 2014
1 стр.