Перейти на главную страницу
Магнитогорск 2010г.
Вступление
В педагогике прошлого гуманистические ценности, инновационный поиск не были главными. Характерными чертами такой системы стали централизм управления, ориентирующий учащихся на запоминание готовых истин. Наша школа отличалась авторитарными отношениями педагогов и учащихся, проявлявшимися в монологе педагогов (учитель всегда знает, ученику надо только воспринимать), в воспитательной работе, воспроизводившей педагогический авторитаризм. Среди методов, способных помочь решить данное противоречие – поиск и реализация эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности. Именно поэтому педагогическое творчество стало нормой, условием существования школ.
Профессия учитель музыки не только уникальна сама по себе, но и по-особому социально значима. Только учитель музыки формирует музыкальную культуру каждого ребенка. Он приобщает, прежде всего, к величайшему музыкальному наследию, по существу, все подрастающее поколение страны, формирует у детей художественный, эстетический вкус, развивает творческие способности, воображение, интуицию. А развивать творческие способности может только творческий человек.
Что же представляет собой творчество? Можно ли деятельность учителя отнести к творчеству, и в чем это проявляется?
Творчество есть активная самостоятельная деятельность, порождающая нечто новое. А это требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций. Поскольку преподавание музыки является сугубо творческой деятельностью, её специфическими компонентами являются: музыкальные способности, художественно-педагогические способности, художественно-коммуникативные умения, исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию творческой атмосферы, художественное воображение и фантазия. Поэтому учитель музыки сегодня – это сплав мастерства, искренности, эмоциональной свежести, солнечности мировосприятия, который, конечно же, находит отклик и доверие у детей. Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки.
Творчество – неиссякаемый источник, который помогает учителю созидать и творить. Без него невозможно развить интерес к музыке, ко всему, что происходит на уроке музыки.
Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.
«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», писал К. Д. Ушинский. «Учение, - подчеркивал он, - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». Об этом же писал Д. Б. Кабалевский: «Учитель музыки всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпимо на уроке искусства…»
В. Н. Шацкая считала, что в общении с Музыкой необходимо всегда начинать с пробуждения интереса к ней, независимо от того, с кем ведется работа – с младшими учащимися, подростками или старшими школьниками.
Интересные уроки музыки – это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить. Это уроки, которые помогают ребятам глубоко и полно воспринимать мир, в котором мы живем.
Ведь мир, окружающий нас, очень разнообразный и неповторимый. Мы его видим, ощущаем, слышим, чувствуем, а значит, воспринимаем его во всей гамме чувств и образов. Через урок ребята познают этот мир, нашу жизнь, её непростые законы, а это значит, что чем ярче будет это знакомство, тем надежнее будет познание. Известно, что приобщение к музыке оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: его эмоциональной сферы, его мышления; ребенок делается более чутким к красоте в искусстве и в жизни. Но восприятие музыки будет еще более полным, если объединить несколько видов искусств: музыку, поэзию, живопись.
Поэтому и живешь в постоянном поиске: что-то придумывая, над чем-то размышляя, что-то сочиняя, дорабатывая то, что есть и, заново используя новое, но интересное и полезное. Поэтому на уроке стараешься не только сполна отдать детям все, что знаешь по предмету, но и обязательно включаешь в урок дополнительную информацию из области литературы, истории, живописи, без которой настоящее познание музыки невозможно. Ведь музыка не возникает из ничего. Её порождает не только композитор, но и время, эпоха. Поэтому как здорово, когда музыка заводит нас в интересный лабиринт знаний: исторических, литературных, краеведческих... Или бывает наоборот: затеяв разговор об эпохе, мы переходим к музыке, и она, не нарушая этого разговора, продолжает его, но уже своим неповторимым языком. Значит, межпредметные связи - основа урока музыки, которые соединяют в одно целое знания по основному предмету и дополнительные знания. И называется такое соединение – Интеграция (лат. – восстановление, восполнение) – это объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Но! Чтобы восприятие от урока было еще более емким, можно на одном уроке соединить талант и мастерство нескольких педагогов, их знания, умения; соединить предметы, которые будут работать в творческом союзе, но цель у всех будет одна – полное представление темы урока. Первый опыт такого взаимодействия: уроки чтения в первом классе (по сказке «Старик-Годовик») и в третьем классе (по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).
Предметы школьного цикла. Их очень много. Как же разобраться, что подлежит соединению? Комбинаций может быть великое множество. Но то, чем может гордиться учитель музыки, именно в его руках – Её Величество Музыка, способная вступить в творческий союз с любым предметом школьного цикла. А ведь это не случайно. Достаточно вспомнить, что музыка в переводе с греческого – искусство муз. У греков были музы лирики, танцев, комедии, трагедии, истории, астрономии и не было музы собственно музыки, ведь музыка объединяла все искусства и все науки, богов и людей, небо и землю.
И все же идеальной парой является музыка и литература. Литература – это удивительное искусство, в котором живут слово и музыка. Да, я не оговорилась. Музыка живет в стихах, рассказах, в литературных произведениях. Только не каждый её слышит. Для этого нужно быть очень чувственным, эмоциональным человеком и читать не только умом, но и сердцем. Но даже если не удается маленькому человеку услышать эту музыку, за него это сделали великие мастера – композиторы. Ведь многие литературные произведения стали песнями, романсами, операми и зазвучали по-новому. Музыка раскрасила слово, и наполнило его новым смыслом, новым звучанием. И задача учителя музыки состоит в том, чтобы помочь услышать эту музыку, а она, музыка, поселившись в детской душе, надолго или может быть навсегда останется в ней.
Что там говорить, учителя литературы с радостью и восторгом принимают такие уроки, и даже не успеваешь принимать новые интересные предложения. Но самое интересное, что в таких уроках заинтересован не только учитель литературы, но и учитель музыки. Почему? Урок музыки – один раз в неделю, до обидного мало. И хотя программа по музыке интересна, содержательна и поучительна, тем не менее, многое остается «за кадром» из-за нехватки времени. И хотя понимаешь, что все дать ребенку невозможно, хочется, чтобы их музыкальный кругозор, их интеллектуальный уровень был более высоким, а их знания – более глубокими. Но как этого достичь, встречаясь всего один раз в неделю? За счет интегрированных уроков встреч с детьми становится больше, а значит, появляется время для дополнительного общения. Конечно, литература – особый предмет, и музыкой можно озвучить любой урок литературы. Но надо ли это делать часто? Я думаю, нет. Тогда и это хорошее начинание станет привычным и обыденным занятием, и исчезнет чувство ожидания этой встречи с музыкой. А вот как заключительный урок по теме, или, наоборот, как знакомство с темой, интегрированный урок просто необходим. Ведь тогда, знакомство это будет полным, а обобщение по теме – более значимым и надежным. Именно таким было обобщение по теме «Фольклор» (5 класс), «Исторические песни» (6 класс), «Былины» (7 класс): «Богатырские образы в искусстве». Уроки такого рода соединяют живопись, музыку и литературу воедино. Они развивают мышление, творческое воображение, необычайно расширяют кругозор ученика.
И если богатыри без музыки не обошлись, то, как же можно знакомиться с поэзией Пушкина, Есенина, Тютчева, Фета и других великих поэтов, не слушая, как в музыке звучат эти великие стихи. Есть у нас замечательные уроки, которые помогают ребятам соприкоснуться с творчеством великих поэтов не только умом, но всем сердцем, всей душой. Один из них - «Пушкинский венок». На этом уроке ребята слышат, как Её Величество Музыка подчиняет своей воле пушкинское слово, но оно от этого не становится менее заметным. Наоборот, слово, сливаясь с музыкой, звучит более ярко, образно, красиво. И ребята, не сдерживая своих чувств, исполняют романс «Зимний вечер», «Я помню чудное мгновенье» и др. Но и без музыки Георгия Свиридова мы не обошлись. Как же понять повесть Пушкина «Метель» без упоительного «Романса», величественного «Вальса».
Взрослеют дети, становятся более взрослыми и серьезными произведения, которые они изучают, но остается музыка, которая не устает служить литературе. Так в 9-м классе, вместе с романом «Евгений Онегин» к ребятам обязательно должна прийти опера Чайковского. А в 10-м классе музыка обязательно поможет им понять поэзию Сергея Есенина; и не только понять, но и прочувствовать до глубины души. А как же можно по-настоящему запомнить произведение «Слово о полку Игореве» без гениальной оперы Бородина «Князь Игорь». И поэтому заключительный урок по этой теме был интегрированным. Звучали популярные мелодии: ария Игоря, Кончака, хор половецких девушек, Половецкие пляски, хор народа из эпилога «Ох, не буйный ветер». Ребята словно воочию видели героев тех далеких событий. И что интересно мелодия «Улетай на крыльях ветра» была знакома ребятам, но они даже не догадывались, что она как-то связана с произведением «Слово о полку Игореве». А как вдумчиво и совсем по-взрослому слушали ребята хор из эпилога, и после его звучания состоялся интересный разговор о том, что композитор удивительно точно выразил народное горе, страдание, скорбь народную. Замечательный получился урок! Насколько ярче звучит поэтическое слово Пастернака с музыкой Ф. Шопена или строки о красоте родной природы в повести В. Короленко «Слепой музыкант» с нежными интонациями флейты и показом слайда картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». А если на уроке звучит стихотворение А. Ахматовой «Мужество», уместно вспомнить такой эпизод. Когда Анна Андреевна впервые прочитала это стихотворение своим друзьям, эмоциональное напряжение было столь велико, что она сказала: «Давайте побудем Шопеном». Так может быть, чтобы понять высокий гуманный смысл ахматовских строк, ребятам тоже надо дать возможность «побыть Шопеном»?
Если литература - родная сестра музыке, то двоюродное родство, конечно же, у истории. История – интересный предмет, а музыка может усилить этот интерес. И не только в тех темах, которые посвящены культуре, но и в изучении многих исторических тем, дат и событий нужна музыка. Музыка не только украсит эти уроки, но и сделает их более запоминающимися.
Я не знаю, какое родство у музыки и физики, но и тут иногда возникает необходимость таких уроков. Так однажды был замечательный урок в 11 классе по теме «Звук», который вели 3 педагога: физик, биолог, музыкант. Учитель физики рассказывал о физических свойствах звука, биолог – о воздействии звука на организм человека, а музыкант – о музыкальных свойствах звука. Ребята никогда не задумывались о том, что без физики невозможно было бы объяснить, почему звучит музыкальная струна, как устроены музыкальные инструменты и человеческий голос.
Мне кажется, сегодня музыка должна выйти за рамки одного учебного предмета, проникнуть глубже в педагогический процесс, в школьную жизнь. Музыка должна жить в школе. Пусть она придет на уроки литературы и истории, на уроки иностранного языка и изобразительного искусства, пусть чаще звучит на уроках мировой художественной культуры. Опыт подготовки таких необычных уроков помогает планировать уроки музыки, которые тоже становятся уроками искусства. Ведь восприятие музыки будет еще более полным, если объединить несколько видов искусств: музыку, поэзию, живопись. Прекрасную возможность почувствовать и осмыслить общность интонационной природы различных видов искусств дает особое свойство детского восприятия, видеть, слышать и ощущать мир вокруг себя целостно. Ведь образ-интонация – это «золотой ключик» к заветной двери, ведущей в волшебную страну, жители которой говорят на особом языке – языке художественных образов. Надо только научиться понимать его. Ведь образ-интонация – это то, что составляет эмоциональную и языковую основу любого вида искусства – слово ли это, звук, краска или жест. Художественный образ целостен, как целостно и восприятие ребенком окружающего мира, того мира, в котором все одушествлено и имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека. Интегрированное вхождение в традиционный программный материал как бы вбирает в себя решение тех художественных и педагогических задач, которые ставил Д. Б. Кабалевский и, конечно, расширяет, обогащает творческий потенциал учащихся, так как все виды искусства рождены жизнью и по-своему её отображают.
«Творческая активность учителя – главное условие развития творческой и познавательной деятельности учащихся на уроке музыки»
16 12 2014
1 стр.
Корейская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки. – Азов, 20 с., илл. 4 с
14 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
06 10 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов, клинических ординаторов, курсантов фув
06 10 2014
5 стр.
Методические рекомендации предназначены для республиканских, краевых, областных
25 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для врачей-реаниматологов, анестезиологов
16 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
27 09 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для работников санитарно-эпидемиологической
15 12 2014
4 стр.