Разработка интеллектуальной игры «Брейн-ринг»
(метаметодический подход)
Авторы: Бордучкова Ольга Николаевна, учитель химии; Савинова Наталья Федоровна, учитель химии
Образовательное учреждение: МОУ «Бокситогорская СОШ № 2», Ленинградская область
Предмет: химия
Цели:
-
Развивать навыки использования знаний, умений по химии во внеурочной обстановке.
-
Формировать и развить интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Задачи:
-
Обобщить и систематизировать знания по предмету.
-
Развивать логическое мышление, внимание, находчивость, сообразительность, память, оригинальность и гибкость мышления.
-
Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.
-
Воспитать чувство сплоченности, ответственности, коллективизма.
-
Воспитывать стремление к достижению цели.
Место проведения: по выбору организатора
Необходимое оборудование и материалы:
-
компьютер;
-
интерактивная доска (экран);
-
Мультимедийный проектор;
-
презентация;
-
карточки с заданиями;
-
бумага;
-
ручки;
-
ведомость для жюри;
-
дипломы для награждения.
Возраст участников: 11 класс
Продолжительность: 60 мин
Подготовка к игре: среди учащихся собирается 2 команды по 5-6 человек. Команда придумывает название.
Ход игры.
-
Представление команд.
-
Правила игры.
Вам предлагаются вопросы по четырем разделам: неорганическая химия, органическая химия, общая химия, занимательная химия. Каждый из разделов имеет четыре вопроса (
слайд 2). Команды по очереди выбирают вопрос: раздел → номер вопроса. Право ответа в первую очередь дается выбиравшей команде. В случае неправильного ответа право ответа переходит другой команде. Каждый вопрос имеет свою стоимость: от 2 до 5 баллов. За неправильный ответ с команды снимается один балл. Каждая команда имеет право на помощь болельщиков по 2 раза. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов.
-
Игра.
Неорганическая химия
-
На каких химических свойствах угольного порошка и железных опилок основан способ разделения их смеси? 2 балла
(слайд 3)
-
После проведения контрольной работы в школьном коридоре была обнаружена разорванная шпаргалка с правыми частями уравнений химических реакций:
…= 3S + 2H2O
…= NH3 + CO2 +H2O
…= 2MgO + S
…= LiOH + H2
Восстановите левые части уравнений реакций. 4 балла
(слайд 4)
-
Чему равна сумма коэффициентов в уравнении:
KMnO
4 + FeSO
4 + H
2SO
4 = MnSO
4 + Fe
2(SO
4)
3 + +K
2SO
4 + H
2O
5 баллов
(слайд 5)
-
Для ухода за жирной кожей врачи-косметологи рекомендуют различные дезинфицирующие и подсушивающие маски. В одной из книг, посвящённых проблемам здоровья, приводится такой рецепт для жирной кожи: тальк, глина белая, зубная паста по одной части; разбавить эту смесь перекисью водорода и борной кислотой, можно добавить настойку календулы. Сможете ли Вы по приведённому рецепту приготовить эту маску? Почему?
3 балла
(слайд 6)
Органическая химия
-
Найдите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нём составляет 80%, водорода – 20%. Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,0345.
3 балла
(слайд 7)
-
Сколько изомеров у вещества состава С5Н10?
2 балла
(слайд 8)
-
Из природного газа можно получить синтетический каучук. На примере покажите получение хлоропренового каучука. Как осуществить указанное превращение:
СН4 → СН≡СН →винилацетилен → хлоропрен → хлоропреновый каучук
5 баллов
(слайд 9)
-
У какого из веществ существуют геометрические, а у какого оптические изомеры? Запишите геометрические изомеры и проекционные формулы Фишера.
а) СН3 – СН = СН - СН2 - СН3 б) СН2 = СН - СН2 - СН3
в) СН2 = С - СН3 г) СН3 – СН - СН2 - СН3
| │
СН3 ОН
4 балла
(слайд 10)
Общая химия
-
Известно, что гипофосфорная кислота Н3РО2 одноосновна. Запишите её структурную формулу.
4 балла
(слайд 11)
-
Дополните правило Зайцева и Марковникова соответствующими словами.
При дегидрировании галогеноалканов атом водорода отщепляется от … гидрированного атома углерода.
При гидрогалогенировании алкенов атом водорода присоединяется к … гидрированному.
3 балла
(слайд 12)
-
Укажите, какое влияние и почему окажет а)увеличение температуры; б)увеличение давления на положение равновесия в системе:
С6Н6(г) ↔ С2Н4(г) + Н2(г) + С(тв) –Q
2 балла
(слайд 13)
-
Корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц описывает уравнение Луи де Бройля (1924): λ=h/m∙v
Для физических величин, входящих в это уравнение соотнесите обозначение величины:
1)λ, 2)h, 3)m, 4)v;
названия величин: а)постоянная Планка, б)скорость микрочастиц, в)масса микрочастиц, г)длина волны.
5 баллов
(слайд 14)
Занимательная химия
|
Ура
Стол
|
|
Зуб
Ом
|
|
Борона
Лот
|
|
Арка
То
|
-
Добавьте ко всем словам в таблице по одной букве в начале и в конце слова так, чтобы получились новые слова, и по вертикали Вы прочтёте название химического элемента.
3 балла
(слайд 15)
-
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Один из признаков химической реакции. 2. Фактор воздействия на химический процесс, исследованный Вант-Гоффом. 3. Почти то же, что кинематика в физике. 4. Основная величина в выражении закона действующих масс. 5. Вещество, вступающее с растворами кислот в реакцию замещения.
По вертикали: 6. Один из типов реакций. 7.Вещество, образующееся в результате взаимодействия тиосульфата натрия с раствором серной кислоты. 8. Редкая аллотропная модификация углерода.
9. Химически инертная модификация углерода. 10. Непостоянные компоненты природных руд.
5 баллов
(слайд 16)
-
Прочтите зашифрованную фразу
НАЗЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОВВЕЩЕСТВАОБЪЁМАМОЛЯРНОЙЕДИНИЦЕКОНЦЕНТРАЦИЕЙГОНАХОДЯЩЕЕСЯРАСТВОРА
2 балла
(слайд 17)
-
Разгадайте ребус.
4 балла
(слайд 18)
-
Подведение итогов, награждение победителей.