Брейн-ринг по русскому языку. 4 класс
1. Замени выражения одним глаголом:
клевать носом-
зарубить на носу-
чесать языком-
дать стрекоча-
ломать голову-
2. Путем перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово - имя существительное. Необходимо использовать все буквы.
лик+ пена=
иск+ том=
кожа+ ворон=
3. Запиши синонимы , состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес-
гора-
мороз-
сообщение-
невиданный-
4.Вставь нужную букву в начале слова.
(С, з)дание, (з,с) бить, (с, з) давать, (с,з) делать, (с,з) десь, (с,з) гиб, (с,з) дешний, (с,з) бить, (с,з) говориться, (с,з) беречь.
5. Составь словосочетание "прилагательное+ существительное"с данными словами:
... кофе, ... сирень, ...шампунь, ...простыня, ...кенгуру, ...Сочи, ...эскимо, ...такси.
6.Запиши пословицы, в которых встречается слово " семь".
7. Запиши три слова , в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.
8. Выпиши все словосочетания из предложения.
На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.
9. Подбери антонимы к словам:
мягкий-................., натуральный-........................., снаружи-................... .
10.Запиши слова, вставляя пропущенные буквы ( где это нужно):
сер?езный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.
11.Однажды Незнайка составил 12 слов из слова " команда".
Какие из них он включил репавильно?
Ком, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
12. Подбери слова, близкие по смыслу ( синонимы).
Худой-................., бросать-......................, воин-................, опрятный-....................... .
13.Сотавь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.
Парк, от, дома, нашего,недалеко, прекрасный.
14.Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
Пласт...линовый, кр...хмал, ст...дион, ра...ледовать, ...дешний, к...рнавал, и...кромсать, ш...пот,с...добный, об...ед...ниться, ярос...ный, р...зетка, с...туация, дог...равший, овац...я, пр...творщик, обер...ка.
15.Найди слова с приставкой " у ".
Умолять, умалишенный, умеренный, уникальный, уныние, урожайность.
16.Какие из данных слов рифмуются со словом ПАЛКА ?( Придумай любое двустишие или четверостишие с этими словами.)Полька, селедка, полка, скалка, валко.
17. В песне А. Дулова " Поселок дачный" есть строчки:
К чему скитаться розно?
Обнимемся в пути.
Теперь еще не поздно
На палубу взойти.
Что означает слово " розно"? 9 По морям, подолгу, поодиночке, понемногу, по заграницам.)
18. В русском языке есть два разных глагола "жать". Значение одного из них- " давить". Найди в списке ответов значение второго глагола.
Полоть сорняки; вести трактор; срезать стебли злаков; сеять.
19.Строчки из известной песенки " Жил- был у бабушки серенький козлик" в зашифрованном виде выглядят так: " Шыр- пир ю пяпюжги зэлэмъгый гесрыг". А как с помощью этого же шрифта записать " Крокодил Гена" ?
Клекотыр Гэмя; Глепетыр Кэня; Клекетыр Гэмя; Глгегедыр Кэмя; Глегетыр Кэмя.
20. Какие из данных слов обозначают группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча?
21.Какие из данных слов происходят от того же корня , что и слово " стол" ?
Столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье.
22.В русском языке некоторые имена и понятия неразрыно связаны: скажешь имя Трифон- и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из нижеперечисленных слов не связано в фольклере ни с одним из них?
Мать, сын, коза, телята, уха?
23.Какие из перечисленных слов присходят от названий частей человеческого тела?
Полножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, на запятках, наручники, лапник, прохвост.
24. Сколько общих звуков в словах " серп" и " перс".
25. У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события?
Натянутые, напряженные, надутые, наплевательские, нахмуренные, между нами кошка прбежала?
26. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными!А какие они на самом деле?
Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Пуганая ворона куска боится.
Лес рубят - кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Прще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.
27. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.
Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.
Терпеть, быть, казак, атаман.
Смотреть, конь, дареный, зубы.
Вить, быть, конец, веревочка, сколько.
28. Вспомни поговорку по ее началу.
Соловья баснями ........................................
Всяк кулик....................................................
Пуганая ворона............................................
Слово не воробей.........................................
Цыплят по осени...........................................
29. В каком сове совпадает количество звуков и букв? Подчеркни его.
Прелестный. семь, веет, ель, рак.
30. Выдели главные члены предложения и определи части речи. Укажи падеж имен существительных.
Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
31. Соедини слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые слова.
Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Он
Бор Яр
32. Найди лишнюю пару слов и почеркни ее.
Робкий- смелый; темный- светлый; широкий- узкий; глубокий- мелкий; громкий- сильный; умный-глупый.
33. Составь пословицу из слов, причем бери из них столько букв, сколько указано в скобках.
Уха(1), капуста(2), фара(2), халат(2). глагол(3), коза(2), велосипед(3), веник(2), имя(1).
34.Запиши слова по группам:
а) слова , родственные слову " нос"; б) слова , родственные слову " носить".
Поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
35. Замени данные фразеологические обоброты словами- синонимами.
Семи пядей во лбу-.............................
Совать нос-..........................................
Как снег на голову-.............................
Без сучка, без задоринки-..................
Кот наплакал-....................................
36, Выпиши слова, в которых есть только мягкие согласные.
Семья, билет, теперь, кольцо, пять, время.
37.Прочитай загадки, вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.
Через поле и л..сок
Подается г..л..сок,
Он б..жит по пр..в..дам
Скажешь здесь,
А слышно там.
В Полотняной стране ,
По реке Простыне
Плывет парохо..
То назад, то впере..,
А за ним такая гла..ь,
Что и зыби не ивидать.
38. Какие предлоги употребляют с существительными в творительном падеже?
а) о. об. на
б) над, под, перед
в)к, по
г) от, до, из
д) за,про
39. В каких словах надо вставить ь ?
Товариш(?), камыш(?), лещ(?), молодеж(?), ландыш(?), мыш(?), ноч(?), луч(?).
40. В каких словосочетанияхсуществительные находятся в винительном падеже?
Читает книгу; висит на стене; рисует карандашом; рассказал о поездке; повесил на стену; вылетел в окно.
41.Запиши слово в котором корень тот же, что и в слове " безумный", суффикс взяли ислова " голова", приставку- из слова " разведчик", окончание- из слова- " сирень".