Перейти на главную страницу
Международной организации труда в Казахстане
Умиржанов Талгат Абдрахманович
Повышение занятости населения – главный фактор
сокращения безработицы
Тематика конференции весьма близка Международной организации труда (далее – МОТ). Наряду с широким разнообразием вопросов, подпадающих под мандат МОТ, проблемы занятости также являются приоритетными.
В целом, сотрудничество между МОТ и РК осуществляется на основе национальной программы достойного труда (далее – Программа ДТ). Эта программа представляет собой соглашение между МОТ и ее национальными партнерами и содержит конкретные задачи, определенные для совместных действий партнеров на трехлетний период. Трехсторонние партнеры реализуют задачи, определенные в данной программе, и также анализируют ход его осуществления и, при необходимости, вносят в них изменения с тем, чтобы обеспечить эффективность и актуальность этих задач. На сегодняшний день в Казахстане работает вторая программа достойного труда на 2010-2012 годы.
В соответствии с концепцией МОТ, понятие достойного труда включает в себя четыре компонента, которые отражены в следующих стратегических целях:
В рамках Программы ДТ в РК 2010-2012 гг. приоритетными сферами сотрудничества определены:
В ходе Глобального саммита по вопросам занятости (Global Jobs Summit), организованного МОТ в поддержку Глобального пакта о рабочих местах, активно выступили главы государств и правительств, Вице-президенты государств и министры труда, представители работников и работодателей, другие лидеры.
Работодатели и профсоюзы также поддержали Глобальный пакт о рабочих местах, который вносит важный вклад в разработку политики экономического оздоровления.
В Глобальном пакте предложен ряд мер по преодолению кризиса, которые каждая страна может адаптировать к своим конкретным потребностям и особенностям. Пакт настоятельно призвал сохранять работников на рабочих местах, поддерживать предприятия и стимулировать восстановление и развитие занятости. Одновременно расширять систему социальной защиты, охватывая ею, в первую очередь, наиболее уязвимые социальные группы. Все принимаемые меры должны осуществляться с учетом принципов гендерного равенства.
В Казахстане недавно была разработана принципиально новая программа занятости населения 2020 (далее – ПЗ-2020). Эта программа, которая должна ответить вызовам сегодняшнего дня. Она структурирована, имеет адресность, и, что немаловажно, имеет финансовую поддержку по ее реализации. Также, с принятием программы, потребуется обеспечение необходимыми нормативно-правовыми актами, исходящими из задач программы.
В качестве информации хочу сообщить: МТСЗН РК обратилось в МОТ с запросом прокомментировать ПЗ-2020.
Хочу представить некоторые краткие Комментарии к программе занятости 2020 из Республики Казахстан:
ПЗ-2020 опирается на опыт предыдущих среднесрочных программ занятости, включая Дорожную карту, и ставит перед собой амбициозные цели обеспечения занятости и роста рынка труда для первого (пилотного) и второго этапов программы до 2016 года.
ПЗ-2020 делает ссылку на достижения «дорожной карты», такие, как предотвращение массовых увольнений с помощью мер сохранения занятости, переподготовку и перераспределение избыточной рабочей силы, и сокращение открытой безработицы путем размещения безработных и новых участников рынка труда, в основном, во временные, но и постоянные рабочие места, созданные при поддержке республиканского и местных бюджетов.
Он адресован на текущие и перспективные задачи, стоящие перед страной в области занятости, такие как высокая доля самостоятельно занятых лиц, большинство из которых заняты в сферах с низкой продуктивностью, натуральным хозяйством, преимущественно в сельских районах; высокая доля лиц, не имеющих профессиональной квалификации, многие из которых молодые люди из сельской местности, и повышению квалификации на рынке труда, когда многие Кандидаты не имеют навыков, необходимых для имеющихся вакансий, в то время как не хватает специалистов во многих профессиях, требующих квалификаций.
ПЗ-2020 также признает, что роспуск государственной службы занятости в конце 1990-х и смещение ее задач на местные уровни снизили эффективность регулирования рынка труда и, следовательно, она планирует восстановить эти службы, но на новом уровне.
Как известно, ПЗ-2020 имеет три направления:
Важным моментом является значительное наращивание, повышение потенциала, квалификации сотрудников местных агентств занятости для того, что они были в состоянии оценить возможности и потребности каждого заявителя, подготовить для него индивидуальный план и ориентировать его/ее к соответствующей схеме. Это должно быть неотъемлемой частью реализации ПЗ-2020.
Разработка и осуществление активных программ на рынке труда в соответствии с конкретными потребностями молодых и взрослых работников или ищущих работу, с одной стороны, и возможности и пределы региональной/местной экономики с другой, а также их регулярный мониторинг и оценка их результатов и последствия являются также важными. Ответственность за их разработку, применение и оценку должна распределяться не только между региональными/местными органами власти и агентствами по трудоустройству, но и социальными партнерами – работодателями и объединениями работников – которые должны также принимать активное участие.
ПЗ-2020 планирует создание центров занятости на районном или городском уровне с филиалами в сельских районах, которые будут отвечать за реализацию программы. Сотрудники центров занятости, вероятно, будут непосредственно подотчетны министерству труда. В то же время, службы занятости местных органов исполнительной власти на районном или городском уровне будут нести ответственность за оценку кандидатов и направлять их в соответствующие схемы. Это разделение ролей может создать ненужные бюрократические препятствия и негативно сказаться на результатах ПЗ-2020 и эффективности. Мы могли бы рекомендовать восстановить полноценную государственную службу занятости (далее - ГСЗ) с территориальной структурой, которая возьмет на себя ответственность за мониторинг ситуации на рынке труда на национальном, региональном и местном уровнях, за регистрацию ищущих работу и сбор и распространение информации о вакансиях (рабочих мест), за обеспечение услуг по трудоустройству для соискателей и работодателей, и проектирование, реализацию и оценку активных схем на рынке труда а также обеспечение поддержки доходов участников ПЗ-2020 без или с низким доходом. Его деятельность должна тесно контролироваться трехсторонними партнерами (правительство (акиматы), работодатели и работники) на всех уровнях. ГСЗ затем могут поглощать агентства занятости местных органов власти.
Новые ГСЗ должны тесно сотрудничать с органами государственной власти, социальными партнерами и СМИ по маркетингу своих услуг и программы среди всех потенциальных клиентов из пула безработных и частично занятых лиц, с одной стороны, и предприятиями, с другой. Она должна привлечь как можно больше Кандидатов, возможно путем предоставления им высокого качества соответствующих услуг, направляя их на эффективные программы рынка труда и обеспечение достойного уровня доходов, а также вовлекая работодателей к сотрудничеству, предлагая им услуги высокого качества отбора.
Вероятно, в процессе реализации, ПЗ-2020 более четко определит связи с национальной системой образования и обучения, которые – в сущности, составляет его профессиональную часть – то есть готовит молодежь и взрослых к работе. Относительное разделение национальной системы образования и обучения с миром труда стоит за дисбалансом на рынке труда, так как многие учебные заведения не дают образования и подготовки кадров, востребованных работодателями, или же их качество не достаточное или слишком теоретическое, тогда как образование и профессиональная подготовка для лиц определенных профессий остается в дефиците или недоступны вообще. Многие молодые люди или взрослые работники, нуждающиеся в подготовке, переподготовке или повышении квалификации не имеют доступа к таким схемам. Если не существует тесная координация между профессионально-техническим образованием и подготовкой кадров и политикой в области занятости на национальном уровне, и плодотворное сотрудничество между образованием и учебными заведениями и институтами рынка труда на региональном или местном уровне, в тесном контакте с работодателями и профсоюзами в обе системы, государство будет тратить ресурсы на какую-то часть начального образования и профессиональной подготовки и их выпускники/слушатели должны будут снова проходить переподготовку в рамках ПЗ-2020.
Есть пожелание, чтобы в ходе реализации ПЗ-2020 также помнить, что Страна является участником Конвенции МОТ о политике занятости, 1964 (№122), что требует ставить содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости основной целью.
Теперь несколько слов о тенденциях и мерах, предпринимаемых в сфере занятости на международном уровне.
МОТ предупреждает о значительном падении рынка труда стран Группы двадцати в 2012 году и о серьезном дефиците рабочих мест к 2015 году.
Замедление темпов роста глобальной экономики может привести к огромному дефициту рабочих мест в странах Группы двадцати к следующему году. С таким предупреждением выступили авторы совместного доклада МОТ и Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), подготовленного по запросу Группы двадцати ко встрече министров труда этих стран в Париже 26-27 сентября 2011 года.
Обновленные статистические данные, подготовленные МОТ и ОЭСР, также свидетельствуют, что при нынешнем однопроцентном росте занятости невозможно будет восстановить 20 млн. рабочих мест, которые, по оценкам, были потеряны в странах Группы двадцати с начала кризиса в 2008 году.
“Сегодня мы должны повернуть вспять тенденцию замедления роста занятости и восполнить потерянные рабочие места. При этом жизненно важно поставить во главу угла принципы достойного труда и инвестиции в реальную экономику, а для этого требуется тесное сотрудничество на глобальном уровне, - сказал Генеральный директор МОТ Х.Сомавия. – Необходимо вернуться к обязательствам, взятым на себя странами Группы двадцати в Питсбурге и Сеуле1, а в процессе экономического оздоровления поставить во главу угла создание качественных рабочих мест”.
Обновленные статистические данные, подготовленные МОТ и ОЭСР, указывают на то, что для возвращения на предкризисный уровень занятости к 2015 году необходимо будет обеспечить рост занятости на уровне не менее 1,3% в год. Такой рост позволит ежегодно создавать примерно 21 млн. новых рабочих мест, восстановить рабочие места, потерянные в период с 2008 года, а также обеспечить рабочими местами прирост населения трудоспособного возраста.
При этом авторы аналитического доклада выражают озабоченность в связи с тем, что реальные рост занятости до конца 2012 года может составить лишь менее 1% (0,8%). Это приведет к нехватке 40 млн. рабочих мест в странах Группы двадцати в следующем году, а к 2015 году этот дефицит еще более усугубится.
На встрече в Париже министры труда Группы двадцати обсудили такие вопросы, как продвижение всеобщей занятости, создание качественных рабочих мест, соблюдение основополагающих прав и принципов в сфере труда, более тесная координация политических мер на многостороннем уровне. Генеральный директор МОТ выступил на встрече министров труда в понедельник (26 сентября 2011 года).
“Инвестиции следует направить на развитие предприятий реального сектора экономики и на создание достойных рабочих мест, - отметил Х.Сомавия. – Во главу угла макроэкономической политики следует поставить расширение занятости. Здесь ключевая роль принадлежит министерствам труда, которые сегодня готовятся к открывающемуся через несколько недель в Каннах Саммиту Группы двадцати”.
Министры Группы двадцати также обсудили рекомендации в области социальной защиты, сформулированные в новом исследовании Консультативной группы по минимальным мерам социальной защиты (Social Protection Floor Advisory Group). Авторы доклада указывают на необходимость для всех стран обеспечить минимальные меры социальной защиты и призывают страны Группы двадцати сделать эту политическую меру приоритетной.
Другие положения и выводы доклада МОТ и ОЭСР:
Тематика конференции весьма близка Международной организации труда (далее – мот). Наряду с широким разнообразием вопросов, подпадающих под мандат мот, проблемы занятости также явля
23 09 2014
1 стр.
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует
08 10 2014
1 стр.
Образовательная – познакомить учащихся со структурой населения страны, рассмотреть виды и причины безработицы
13 10 2014
1 стр.
В начале будущего года нижегородцев ожидают массовые сокращения. В городской центр занятости населения уже направлены письма-уведомления от городских предприятий о намерении уменьш
12 10 2014
5 стр.
««О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» в целях обеспечения временной занятости и материальной поддержки различных групп
16 12 2014
1 стр.
В статье рассматривается и систематизируется эволюция представлений о взаимосвязи занятости и доходов населения, представленных в трудах мыслителей теоретиков и в нормативных докум
25 09 2014
1 стр.
Только сравнительно недавние теории стали рассматривать предпринимательство не только как ключевой фактор успеха деятельности отдельных фирм, но и как фактор макроэкономический: ос
25 12 2014
1 стр.
Уровень регистрируемой безработицы от численности трудоспособного населения
15 10 2014
1 стр.