Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тамбовской области
КАДЕТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«Тамбовский кадетский корпус имени Л.С. Дёмина»

«Вопросы военного и героико-патриотического воспитания учащихся на уроках географии»
Дополнительный материал

к программе 9 класса

Авторы: Макаров В.А. – зам. директора по УВР

Юшина Н.П. – учитель географии

Тамбов – 2004



Вопросы военного и героико-патриотического воспитания учащихся на уроках
Большой вклад военные профессионалы внесли в географические исследования. Русские мореплаватели, которым Отечество и мир обязаны многими открытиями, в абсолютном большинстве были офицерами и адмиралами военно-морского флота. Широко известны имена адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, капитана-командора В.И. Беринга, генерал-фельдмаршала В.М. Головина, лейтенанта Л.А. Загоскина, поручика Г.Я. Седова и многих других. Из 492 наиболее известных русских мореплавателей и географов около 300 – офицеры. Из 178 человек, чьи имена остались на географических картах, 130 офицеров.

Среди исследователей суши также преобладают офицеры: капитан К.А. Арсеньев, выпускник военно-медицинской академии А.В. Елисеев, участник обороны Севастополя Е.П. Ковалевский, поручик П.К. Козлов, выпускник Омского кадетского корпуса Г.А. Потанин, генерал-майор Н.М. Пржевальский. Такие науки как геодезия, гидрографика, гидроакустика, метеорология, картография развивались в России благодаря знаниям и опыту офицеров русской армии и флота. В этих областях науки наиболее весомый вклад внесли ученые, бывшие генералы и офицеры браться Вилькицкие, Д. Ловцын, Ю. Шокальский.


Введение
Цели и задачи представленной разработки – совершенствование ду­ховно-патриотического развития учащихся, формирование модели гражда­нина-патриота.
Сущность опыта.

Для реализации поставленных целей в ходе уроков широко использо­вать:



  • современные технологии обучения и воспитания в ходе изучения дис­циплины «География России»;

  • формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и ак­тивную нравственную позицию учащихся;

  • формирование коллектива творчески работающих учителей, исполь­зующих уроки истории, стремящихся к правде, справедливости и памяти прошлого;

  • развивать познавательные интересы, потребности в познании истори­ческих ценностей России, города Тамбова, широко используя тради­ции Тамбовской области.

Дополнительный материал ориентирован на учителей географии, исто­рии, основ безопасности жизнедеятельности. Он предусматривает формиро­вание и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и пат­рио­тизма в процессе обучения и воспитания в кадетском корпусе, а также фор­мирование методического обеспечения функционирования системы пат­рио­тического воспитания кадетов.

Сложные социально-экономические реформы 90-х годов привели к из­менению ценностных ориентаций молодежи. В современной ситуации разви­тия России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание детей в духе патриотизма, любви к Отечеству, к истории родного края.

Полезными для работы учителя окажутся материалы по дням воинской славы, победным дням России.

В ходе урока целесообразно давать учащимся небольшие вступления или сообщения по этим датам. Все это будет способствовать закреплению у детей знаний о защитниках Отечества, пробуждать интерес к истории Ро­дины.
Тамбовская область
На карте России Тамбовщина расположена в самом центре ее европей­ской части и по своим контурам напоминает сердце. С четырех сторон об­ласть окружают российские земли. Нынешняя Тамбовщина – это промыш­ленно-аграрная область с многолетней историей и высокой культурой.

Для Тамбовцев нет роднее и ближе своей малой родины.

Валентина Дорожкина – тамбовская поэтесса.
Есть губернии краше,

Богаче, красивей,

Но Тамбовщина наша –

В самом сердце России.


Тамбовская область расположена в средних широтах умеренного гео­графического пояса центральной Европейской части России. Она занимает значительную территорию Окско-Донской низменности, которую известный исследователь В.П. Семенов-Тян-Шанский называл Тамбовской равниной. Тамбовское плоскоместье дает начало рекам Цна, Воронеж, Матыра, Битюг, Савала и другим. В его лесах водилось видимо-невидимо различного зверья и птицы.

17 апреля 1636 года на слиянии рек Цны и Студенца город был заложен с деревянными крепостными стенами и глубоким рвом вокруг них. Первона­чально название города писалось «Тонбов» и было связано с ранее предпола­гаемым местом его основания – «напротив крайней мордовской деревни Тонбов и реки Нару-Тонбов». Хотя город заложили в другом месте, но он со­хранил свое первоначальное наименование, что, скорее всего, имеет мокшан­ское происхождение и означает «томбо» – омут.

За свою историю крепости неоднократно приходилось отражать наше­ствия кочевых азовских и крымских татар, повстанцев – Кондратия Булавина и Степана Разина.

В петровское время он играет важнейшую роль в пополнении армии продовольствием, тягловой силой и рекрутами.

В 1719 году он становится административным центром Тамбовской провинции, а в 1796 году образуется Тамбовская губерния.

Проведение в 70-е годы XIX века через Тамбов железной дороги из Москвы в Поволжье приблизило город к столице, значительно улучшило его транспортные связи. Это благоприятно сказалось на экономическом положе­нии и торговле.

В 1937 году постановлением ЦИК СССР образована самостоятельная Тамбовская область.

В нынешних границах область существует с 1939 года. Ее территория составляет 34,46 тысячи квадратных километров, что превышает площадь многих европейских государств. В состав области входят семь городов обла­стного подчинения, один – районного и 23 района.

В Тамбовской области проживает 1179,6 тысячи человек – представителей 34 национальностей и народностей. Основную часть насе­ления составляют русские. В числе жителей Тамбовщины – 540105 мужчин и 639491 женщина.

С момента образования Тамбовской области на ее территории про­изошли разительные экономические, социальные и культурные перемены. Из чисто сельскохозяйственной губернии она превратилась в крупную индуст­риально-аграрную область.

Сейчас ее промышленность представлена машиностроением и метал­лообработкой, химической, нефтехимической, пищевой, электроэнергетиче­ской и приборостроительной отраслями.

В области действуют 240 крупных и средних промышленных предпри­ятий, на которых трудится почти восемьдесят тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

Предприятия машиностроения и металлообработки производят нефте­промысловое и полимерное оборудование, кузнечно-прессовые машины, электродвигатели, автобусы, механические и электронные весоизмеритель­ные приборы, поршневые кольца, подшипники скольжения и другую про­дукцию.

Но, разумеется, одной из ведущих отраслей народного хозяйства Там­бовщины является сельское хозяйство. Его доля в валовом региональном продукте составляет около 17 процентов. Область располагает 2,7 миллио­нами гектаров сельскохозяйственных угодий. Из них 2,1 миллиона состав­ляет пашня. В составе отрасли – 600 сельскохозяйственных, 86 перерабаты­вающих и более 400 обслуживающих и других предприятий и организаций, а также почти 3,2 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Среднегодовой объем производства валовой продукции сельского хозяйства за 2000 – 2002 годы составил более 12,3 миллиарда рублей. Перерабатывающие предпри­ятия пищевой промышленности – 13 мясокомбинатов, 20 молочных, 17 хлеб­ных, 5 сахарных, 4 маслобойных, 5 консервных, 7 спиртовых и ликеро-во­дочных, 3 пивоваренных, крахмало-паточный и винный заводы, кондитер­ская и табачная фабрики – поставляют большое количество различной про­дукции к «общему столу» россиян.



Тема № 1. Геополитическое и экономико-географическое положение России
Геополитическое влияние. XVIXVII вв. До Петра I влияние России на общеевропейские дела проявлялось лишь изредка. В основном сфера действия российской политики включала Турцию (и тяготеющие к ней Крым и Кавказ) и Польско-Литовское государство (с которым особенно упорная борьба велась за Украину). На востоке Россия постепенно расширяла свои границы. Например, к 1591 г. относится первое упоминание о казаках, поселившихся по правому берегу реки Яик (ныне Урал) и защищавших юго-восточные границы России от «немирных» кочевников. На Дальнем Востоке продвижение русских по Амуру в середине XVII в. встретило противодействие маньчжурской Цинской империи, и в результате военного конфликта (и Нерчинского договора 1689 г.) Приамурье осталось за маньчжурами (эта территория не стала заселяться маньчжурами: по их представлениям, граница должна быть не разделительной линией между двумя заселенными районами, а широкой незаселенной полосой, препятствующей всяким контактам между двумя странами), а заселение русскими проходило севернее (и основным русским портом на Тихом океане стал Охотск).

XVIII в. При Петре I, по словам А.С. Пушкина, «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, под стук топора и грохот пушек». Появление русского флота на Балтийском море (а с конца XVIII в. – и на Черном море) и возросшая мощь России делают ее одним из основных участников европейской политической истории.

Во время Семилетней войны русские войска вели боевые действия на территории Пруссии, ими был занят Кенигсберг (жители которого в 1758 г. принесли присягу императрице Елизавете Петровне), а в 1760 г. русские войска побывали и в Берлине (Закреплению этих успехов помешала смерть Елизаветы Петровны в 1762 г. и вступление на престол Петра III – большого поклонника прусского короля Фридриха II, с которым он заключил мир с отказом от всех русских завоеваний).



XIX в. Максимальное влияние на европейскую политику в XIX в. Россия оказывала после победоносного окончания войны с Наполеоном и взятия Парижа в 1814 г.

После неудачной для России Крымской войны российская активность временно перемещается на юго-восток, где в 1870 – 1880 гг. было завершено присоединение территории Средней Азии – до границ Персии, Афганистана и Китая.

В это же время Россия была вынуждена отказаться от Аляски, открытой экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 г. Первое русское поселение там было создано в 1784 г. основателем Русско-американской компании купцом Григорием Шелиховым. Сообщение с Россией поддерживалось полукругосветными (из Санкт-Петербурга до Аляски) или кругосветными путешествиями, давшими очень много для изучения Мирового океана (в частности, были открыты многие острова архипелага Туамоту, в группе Маршалловых островов и др.). Однако русское население Аляски было невелико (всего несколько сот человек), и увеличить его было сложно, поскольку стояла задача заселения юга Дальнего Востока. Поэтому в 1867 г. Аляска была продана США.

XX в. Крушение Российской империи в 1917 г. вызвало и ее территориальный распад. Наиболее устойчивыми оказались отколовшиеся от России Финляндия и Польша, а провозгласившие независимость Украина, Грузия, Армения и Азербайджан были к 1921 г. вновь объединены в единое государство (с 1922 г. называвшееся СССР). После договоров с Германией в 1940 г. к СССР были вновь присоединены страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

Последний шаг в сторону расширения зоны влияния России был сделан в 1979 г., когда советские войска были введены в Афганистан. Но присоединить эту страну к социалистическому блоку не удалось, и спустя 10 лет Советская Армия покинула ее. Итогом стали тысячи погибших советских солдат, сотни тысяч погибших и миллионы беженцев-афганцев и гражданская война в Афганистане, перехлестывающая через бывшую советскую границу в Таджикистан.

Уход Советской Армии из Афганистана был началом конца глобальной роли СССР. В конце 80-х – начале 90-х гг. произошло крушение социализма в странах Восточной Европы и воссоединение Германии, прекратились попытки строительства социализма в развивающихся странах (кроме Кубы и Северной Кореи), а в 1991 г. произошел распад СССР.
Дополнительный текст (интересные факты)
Россия:

Площадь – 17,1 млн. км2

Население – 145,2 млн. человек

Язык – русский.

Денежная единица – рубль.
В России есть и горы, и равнины; климат тоже разный – от вечной мерз­лоты до субтропиков.

До 1991 г. Россия была крупнейшей республикой Совет­ского Союза.

Петр Великий (1682 – 1725 гг.) сделал Россию могущественным госу­дар­ством. Петр I стал царем в 10 лет. Россия была отсталой страной. Петра I нарекли Великим за его реформы, которые были направлены на то, чтобы поднять госу­дарство до уровня Европы.

В 1703 г. Петр I начал строительство новой великолепной столицы – Санкт-Петербурга. Город был построен на болоте, но обеспечил выход Рос­сии к Балтийскому морю и через него на запад в Европу.

Петр I построил российский флот, модернизировал армию.

Октябрьская революция (1917 – 1920 гг.) – произошло падение ца­ризма, нация раскололась, началась гражданская война.

После второй мировой войны в мире поэтапно были созданы два мощ­ных блока – США и СССР. Страны Европы начали объединяться:

1949 г. – создается Варшавский договор (СССР и 10 соц. стран распа­лись в 1991 г.)

1949 г. – Для того, чтобы противостоять СССР, образуется организация Североатлантического договора (НАТО). Это ведущий союз в системе замк­ну­тых военно-политических группировок мира. Его специальная цель – обеспече­ние безопасности миролюбивых государств и поддержание всеоб­щего мира.

1951 г. – Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург объединили свои ресурсы угля, железа и стали в Европейское объе­динение ЕОУС.

1957 г. – Эти же страны образовали общий рынок и вошли в ЕС (Евро­пей­ское сообщество).

1960 г. – многие страны (пятнадцать) объединились в Европейское Со­об­щество

1991 г. – создано Содружество Независимых Государств (СНГ) – меж­госу­дарственное объединение 12 из 15 бывших республик Советского Союза, в кото­рое не вошли республики Прибалтики, в целях развития сотрудниче­ства в поли­тической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. Орга­нами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав прави­тельств и др., а по­стоянно действующим органом – Координационно-кон­сультативный комитет в г. Минске.

1999 г. – членами Европейского Сообщества была введена новая ва­люта ЕВРО.


Это интересно:


  • Земля – третья планета от Солнца после Меркурия и Венеры. По оцен­кам геологов, ей примерно 5 млрд. лет. Она сформировалась из газопы­левого об­лака, частички которого, сталкиваясь друг с другом и слипаясь, об­разовали шар. Увеличиваясь, шар постепенно превратился в планету. Темпе­ратура в ней дости­гает 5000º. Затем планета остыла и покрылась твердой ка­менистой корой.

3,8 – 2,5 млрд. лет назад из-за действия метеоритов на землю, огромная энер­гия вырывалась наружу и через кратеры вулканов на поверхности обра­зовы­вались газ и пары воды. Они остывали, превращались в облака, создавая первич­ную атмосферу Земли.

Так 250 миллионов лет назад на Земле существовал единый гигантский мате­рик Пангея. Его окружал океан Пангамасса.

180 миллионов лет назад Пангея раскололась на два материка – Лавра­зию и Гондвану. Их разделил новый океан Тетис.

65 миллионов лет назад материки снова стали раскалываться, и Земля стала постепенно приобретать современное очертание.




  • Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы принимаем как должное? Даже драматические события XX в. скоро будут казаться нам чужой древней историей – просто потому, что настало новое тысячелетие. А ведь сегодняшний мир – результат процессов, которые начались миллиарды лет назад и не оставили никаких документальных свидетельств, поскольку некому было ни записать, ни пересказать происходящее.

Сторонники дарвиновской теории эволюции считают, что она объясняет происхождение различных видов, однако как все это началось, им тоже неясно. В середине XIX в., когда клетку только начали признавать мельчайшей единицей живого, Чарльз Дарвин предложил ее на роль первого на Земле организма. Его труд «Происхождение видов», появившийся в 1859 г., был встречен в штыки, однако уже через 10 лет новые данные убедили большинство ученых в возможности эволюции всего живого от простейших форм, возникших миллионы лет назад.

Разные ответы, которыми люди тешили себя на протяжении истории, весьма красноречивы. Всего пару веков назад преобладало мнение, что Земле около 6 тыс. лет, а человек появился в 4004 г. до. н.э. – эту дату богословы считали годом Творения.

Существа, еще более похожие на людей общим строением, появились примерно 4 млн. лет назад. Мы называем их австралопитеками. Еще через 2 млн. лет возник настоящий человек, но еще не разумный, а «умелый». Спустя полмиллиона лет его сменил человек прямоходящий. Он разводил огонь, устраивал ритуальные погребения и, похоже, верил в загробную жизнь. 1,3 млн. лет эволюции отделяет его от неандертальцев. А это уже были люди, в полном смысле слова сложностью своей житейской организации близкие к нам самим.


  • В космосе на человека не действует сила тяжести, и он немного вытягива­ется. Иногда это приводит к серьезным последствиям. Так, во время одного из космических полетов на «Восходе» космонавты с трудом смогли втиснуться в специально подогнанные по ним на Земле кресла, в которых им предстояло про­вести важный эксперимент.




  • Сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Это значит, что на Луне мировые рекордсмены смогли бы прыгнуть в высоту на 15 мет­ров, а в длину – 54 метра.


Тема № 2. Исторические особенности заселения и освоения территории России
Территория между Волгой и Окой (нынешняя Центральная Рос­сия) начала осваиваться славянами еще с VIII—IX вв., будучи долгое время дальней северо-восточной пе­риферией Киевской Руси.

Однако после монголо-татар­ских завоеваний XIII в. здесь фор­мируется новый центр русских зе­мель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого цен­тра начинается территориальное приращение Российского государ­ства, и именно за счет его жителей заселяются новые территории.

С середины XVI в., после при­соединения Казанского и Астра­ханского ханств, Русское государ­ство включает в свой состав весь бассейн Волги и выходит к Каспий­скому морю и Уралу. С этого периода страна перестает быть од­нородной в национальном и куль­турном отношении: ее жителями становятся многочисленные наро­ды, исповедующие ислам (прежде всего — татары и башкиры).

Массового заселения восточных районов в то время пока не проис­ходило, поскольку основной поток переселенцев направлялся на слабо освоенные земли к югу от Оки — так называемое «Дикое поле», ко­торое по частям отвоевывалось у кочевников (прежде всего у крым­ских татар). Присоединение Крыма к России в конце XVIII в. позволило начать массовое освоение так назы­ваемой Новороссии — южных степ­ных районов европейской части России и Украины. В это же время начинаются (и продолжаются до 1864 г.) Кавказские войны с му­сульманскими народами Северного Кавказа, не желающими перехо­дить под российское владычество.

В западном направлении рас­пространение русских происходило в меньших масштабах, поскольку эти территории уже были давно и плотно заселены — за исключением района Санкт-Петербурга (основан­ного в 1703 г.), бывшего в XVIII — начале XX в. столицей Российской империи, «окном в Европу» для ма­териковой России.
Дополнительный текст (интересные факты)
История человечества – это история государств, возникших и исчезав­ших; великих империй, завоевавших полмира, а затем рухнувших и усту­пивших место следующим. Это и история о том, как человек стал хозяином на Земле.

Примерно 50000 лет назад ранний тип современного человека мед­ленно распространился на всей Земле. Наши предки делали инструменты и оружие из кости, рога, дерева и камня. Они собирали фрукты, ягоды, коренья и охотились на диких животных. Они жили в пещерах или строили хижины, одевались в зве­риные шкуры, умели добывать огонь трением. Их успехи обу­словлены также развитием речи – они могли общаться, и, значит, работать совместно, более эф­фективно.

Наши предки – земледельцы поняли, что у них есть избыток пищи. Уг­роза голода ослабла, и население начало резко увеличиваться. Группы перво­проход­цев отправлялись на поиски новых земель. По мере роста поселений люди стали заниматься сапожным делом, металлургией, строительством. Первый известный нам город, защищенный массивной каменной стеной, был построен 9000 лет до н.э. Это Иерихон на территории современной Иорда­нии.

В России мастера-металлурги стали использовать медь для изготовле­ния ножей, Копьев. Смешивая медь с оловом, получили бронзу – более твер­дый сплав. Затем был освоен более твердый сплав – железо. Первые деньги появи­лись в Лидии (восточная Турция) в VIII веке до н.э. Это были монеты из сплава золота и серебра.


Это интересно:


  • Люди каменного века выходили на охоту с каменными топорами и ду­бин­ками.

Развитие металлургии привело к созданию более сложного оружия с ост­рыми наконечниками и лезвиями.

Примерно к 1000 г. н.э. появилось оружие из железа, наносящее очень серьезные раны. Войны выигрывала та сторона, чье оружие было более совер­шенным

В 2000 г. до н.э. кочевники в азиатских степях впервые приручили ло­ша­дей. Появилась кавалерия. Египетские фараоны отправлялись на войну в конных колесницах, а в римской армии уже была кавалерия.

Изобретение стремени (примерно 400 г. н.э.) позволило кавалеристу воо­ружиться копьем и мечом. В средние века конного рыцаря защищали кольчуга, щит и шлем с забралом.




  • Порох изготавливают из смеси селитры (нитрата калия) с серой и из­мель­ченным древесным углем. Такой рецепт был изложен в 1044 г. н.э. в ки­тайском фолианте «Полное руководство военной наукой». Пороховые ружья изобрели в XII веке арабы. Пушки, в которых порох применялся для вытал­кивания ядер, на­чали использоваться в Европе с 1326 г. Первый огнемет – Византийские войска использовали так называемый «греческий огонь».




  • 1884 г. – американский инженер Хейрем Максим изобрел пулемет.

Во время Первой мировой войны на боевые рубежи впервые вышел танк – бронированная вращающаяся орудийная башня на гусеничном ходу. Название «танк» было кодовым для английского правительства, желающего сохранить свое новое оружие в тайне.

Аэропланы впервые были использованы в Первой мировой войне для раз­ведки позиций противника. Вскоре были созданы истребители, а затем и бом­бардировщики.

Во Второй мировой войне бомбовые удары превращали города в ко­стры.

В 1945 г. американская атомная бомба, сброшенная на Японский город Хиросиму, привела к гибели и увечьям 130000 человек.

Современные самолеты имеют компьютеры и сложную вычислитель­ную технику, обладают скоростью, превышающую в несколько раз скорость звука.
Тема № 3. Национальный состав населения России. Миграция населения
Большинство населения России (88%) принадлежит к народам индоевропейской языковой семьи, в основном к ее славянской группе. Русские составляют 82,5% всего населения России (120 млн. человек), еще 4% приходится на украинцев (4,4 млн. человек) и белорусов (1,2 млн. человек).

Из представителей других групп индоевропейской семьи наиболее многочисленны немцы и осетины (было около 400 тыс. человек), но их число возросло из-за эмиграции осетин с территории Грузии вследствие военного конфликта в Южной Осетии.

Следующая по численности языковая семья – алтайская. Самый крупный после русских народ России – татары (5,5 млн. человек), из которых в самом Татарстане проживало 1,8 млн., в соседнем Башкортостане 1,1 млн., а остальные были рассеяны по территории Урала, Поволжья, Сибири.

Следующие по численности тюркские народы – чуваши и башкиры, проживающие главным образом в пределах своих республик (908 тыс. чувашей и 864 тыс. башкир). Таким образом, наиболее крупные тюркские народы сосредоточены в Урало-Поволжье. Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения – Северный Кавказ: кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы.

Народы уральско-юкагирской семьи, главным образом финно-угорской группы, проживают в основном в Урало-Поволжье и на севере Европейской России. Самый крупный из этих народов – мордва.

Народы северокавказской семьи расселены в наиболее компактном ареале, главным образом на территории республик Северного Кавказа.

Миграции — один из важнейших факторов этнических процессов. Образование новых этнических общностей происходило за счет отселения части населения на новые земли. Процессы межэтнического взаимодействия чаще всего связаны с миграцией представителей одного этноса на территорию другого. Мощными центрами межэтнического смешивания являются крупные города, особенно рас­положенные в зонах этнических контактов. В мировой истории известно много крупных городов, имевших своего рода космополитический (а не однонацио­нальный) характер. В частности, в бывшем СССР такими городами раньше яв­лялись Одесса (русские, евреи, украинцы, греки и др.), Баку (азербайджанцы, армяне, русские и др.), а до революции — Санкт-Петербург (русские, немцы, финны, евреи, татары и др.

Экономическое значение мигра­ций состоит в том, что они способ­ствуют территориальному перерас­пределению работников, освоению новых территорий. Особенно это важно для России.

Основные потоки переселенцев до начала XX в. нами были рас­смотрены ранее, в связи с формиро­ванием территории России.

Миграционные потоки советско­го периода между регионами Рос­сии в целом продолжали долгосроч­ные тенденции: шло заселение Урала, Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера; продолжалось заселение русскими «нацио­нальных окраин» — других союз­ные республик CCCP.

Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных переселений. Они были и до 1917 г. — например, заселение ссыльными острова Сахалин. Но после революции их масштабы воз­росли на несколько порядков. Пер­вым крупным потоком такого ро­да является высылка раскулаченных крестьян в 1930—1932 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью — в районы с суровыми климатическими условиями (тайга, тундра, сухие степи и полупусты­ни).
Дополнительный текст (интересные факты)
В мире выделяют три основные расовые группы, которые развивались каж­дая на своей конкретной территории. Вскоре они расселились по всему миру. Совре­менные люди возникли примерно 100000 лет назад и расселились по Европе, Африке и Азии. Среди найденных скелетов этого периода можно распознать различные человеческие типы. Значит, разделение людей на расы началось еще раньше. Генетические исследования свидетельствуют о том, что все народы про­изошли от общего корня, и что все различия относятся лишь к таким характери­стикам, как цвет кожи, тип волос и черты лица.

Почему одни люди черные, а другие – белые? В процессе расселения лю­дей по миру разные группы оказались в определенных климатических зо­нах. В жарких тропических районах высокий уровень темного пигмента ме­ланина за­щищает кожу от солнечного излучения, так что темнокожие выжи­вали здесь бо­лее успешно, чем люди с белой кожей.

В холодном климате способность кожи поглощать солнечное излуче­ние становится преимуществом – при этом образуется витамин Д, так что здесь лучше иметь кожу с меньшим количеством меланина.
Это интересно :


  • Ноздри людей, живущих в холодном климате, обычно уже, чем у оби­тате­лей теплых влажных регионов. Ученые считают, что в узких ноздрях хо­лодный воздух быстрее согревается и увлажняется, что уменьшает риск за­болеваний ды­хательных путей.




  • Рост мало связан с расой. Определить, вырастет ли человек высоким, по­могает наследственность – передача свойств от родителей к детям. В ма­лых группах наследственность действует почти так же, как в семье. Свою роль играет и питание. Исследование ряда групп показало, что дети, в меню которых вхо­дило много белков – мяса и молока, - переросли своих родите­лей, выросших на низкобелковых рационах.




  • В наше время на Земле около 5000 языков. Почти все они происходят от нескольких праязыков. Русский относится к восточной группе славянских язы­ков, французский, испанский и итальянский восходят к латыни. Все они принад­лежат к индоевропейской языковой группе. Китайский язык принад­лежит к сино-тибетской языковой группе.




  • Поскольку Китай – страна с самым многочисленным населением, на ки­тайском языке говорят более миллиарда человек. А на саммаринезе, диа­лекте итальянского, говорят всего около 40 000 жителей небольшой европей­ской рес­публики Сан-Марино. В Австралии существует около 200 различных языков аборигенов, на каждом из которых говорит менее десятка человек.




  • Официальных языков Организации Объединенных Наций (ООН) шесть: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский. Когда на заседании ООН произносится речь, ее перевод на другие языки транслируется в наушники.

Кроме языков существуете язык жестов – это невербальные (неголосо­вые) способы общения.

Крест – это знак принадлежности к христианству. Во время Второй миро­вой войны люди часто использовали знак – «V» - победа. Иногда дви­жение тела заменяет сообщение. Например, поклон – это знак уважения.


Прирост населения России – 5,6 %.

Соотношение численности мужчин и женщин в Российской Федерации следующее: 46,9% и 53,1 соответственно.



Грамотность – 98 %.

следующая страница>


Управление образования Директор моу сош №36

Вышестоящая организация: Управление образования администрации Александровского района

412.7kb.

15 12 2014
1 стр.


Муниципальное казенное учреждение управление образования Администрации города Нижний Тагил

Управление образования направляет для работы предложение Территориального отдела Роспотребнадзора в городе Нижний Тагил и Пригородном районе о мерах по предупреждению распространен

50.46kb.

16 12 2014
1 стр.


Органы управления образованием и учреждения образования

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район»Ульяновской области»

309.64kb.

12 10 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2957.79kb.

04 09 2014
11 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
73.52kb.

09 09 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
310.33kb.

09 10 2014
1 стр.


Северное окружное управление образования департамент образования города москвы
288.88kb.

17 12 2014
1 стр.


Управление образования и молодёжной политики администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области
652.2kb.

15 12 2014
5 стр.