Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 323

119415, Москва, пр. Вернадского, д. 57

телефон/факс (495) 431-19-82, e-mail: [email protected], www.sch323.mskzapad.ru

ИНН 7729422035 КПП 772901001 ОГРН 1037739488236






«Рассмотрено»

Заседание педагогического совета ГБОУ СОШ № 323

Протокол № ___

От «__»20___г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 323

Антифеева О.Н.

«__»________________20___г.




«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 323

Звягин А.С.

Приказ № ___

От«__»_________________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Экономическая и социальная география мира».

10 класс.

Базовый уровень.

Составитель: учитель географии

высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ №323

Корнюшкин С.А.

Москва 2012



I. Пояснительная записка.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы полного общего образования по географии а также авторских методических рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.
Цели и задачи курса.


  • Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

II. Содержание курса.

Раздел I. Общая экономико - географическая характеристика мира . (24ч)
Введение: Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, ее роль в формировании географической культуры. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.
Тема: Современная политическая карта мира. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.
Тема: География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология.

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.


Тема: География населения мира. Население как предмет изучения социально-экономической географии.

Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая поли¬тика. Концепция демографического перехода.

Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.

Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.

Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.


Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство. НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.

Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.

Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое районирование.

Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира.


Тема: География отраслей мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.

География промышленности. Промышленность — первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.

Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы.

Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ».

Растениеводство. Зерновые культуры — основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.

Рыболовство; основные черты географии.

География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.

Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.

География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.

Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний.

Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма.

География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города — главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети.


Раздел II. Региональная характеристика мира. (40 ч)
Тема: Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа. «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры.

Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономические связи.

Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды.

Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона.

Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.

Европейские страны «Большой семерки».



Федеративная Республика Германия (ФРГ) — наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.
Тема: Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия. «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Азии.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель.

Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания.

Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории.



Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай — самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера.

Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегалополис Токайдо. Значение Токио.

Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения: городское население и крупнейшие города; сельское население.

Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой революции».

Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Тема: Африка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.

Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона — Северная и Тропическая Африка: образ территории.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Тема: Северная Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.



Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Интеграционная группировка НАФТА.


Тема: Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.

Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.

Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.
Тема: Австралия и Океания. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и Океании.

Общая характеристика Австралии. Территория,

границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.


Раздел III.
Глобальные проблемы человечества. (3 ч)
Тема: Глобальные проблемы человечества.

Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные проекты; их географические аспекты.



III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь:

  • Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • Сопоставлять географические карты различной тематики;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



IV. Учебно – тематический план.


раздела.

Наименование разделов.

Всего часов.

Практические работы.

1

Общая экономико –географическая характеристика мира.

24

4

2

Региональная география.

40

3

3

Глобальные проблемы человечества.

3

-

ИТОГО:




67+ 1 (резерв)

7


V. Календарно – тематическое планирование.




Название раздела, темы, урока

Кол - во

часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту




Раздел I. Общая экономико - географическая характеристика мира.

24










1.

Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники географической информации.

1

Вводная лекция

3-7.09




2.

Современная политическая карта мира.


1

Учебная лекция

3-7.09




3.

Типология стран мира.

Практическая работа. Оценка политико-географического положения страны.

1

Урок-практикум

10-14.09




4.

Государственное устройство стран мира.


1

Урок- семинар

10-14.09




5.

Географическая среда. Проблемы взаимодействия природы и общества.

 


1

Учебная лекция

17.09-21.09




6.

География мировых природных ресурсов. Основные виды ресурсов. 

Практическая работа. Изучение географии природных ресурсов: оценка Ресурсообеспеченности различных стран и регионов. 


1

Урок-практикум

17.09-21.09




7.

Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы.


1

Комбинированный урок

24.09-28.09




8.

Загрязнение окружающей среды.


1

Урок- семинар

24.09-28.09




9.

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.

Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения различий в естественном приросте

населения отдельных стран.

1

Урок-практикум

1.10-5.10




10.

Этнический и религиозный состав населения мира.

 


1

Комбинированный урок

1.10-5.10




11.

Возрастной и половой состав населения мира.

 


1

Комбинированный урок

8.10-12.10




12.

Размещение и плотность населения мира.


1

Комбинированный урок

8.10-12.10




13.

Урбанизация. Городское и сельское население.

 


1

Комбинированный урок

15.10-19.10




14.

Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. 

1

Учебная лекция

15.10-19.10




15.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.


1

Учебная лекция

22.10-26.10.




16.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.


1

Комбинированный урок

22.10-26.10.




17.

Факторы размещения мирового хозяйства.


1

Комбинированный урок

29.10-1.11




18.

География важнейших отраслей промышленности.


1

Комбинированный урок

29.10-1.11




19.

География сельского хозяйства.


1

Комбинированный урок

12.11-16.11




20.

География транспорта.


1

Комбинированный урок

12.11-16.11




21.

География нематериальной сферы.


1

Комбинированный урок

19.11-23.11




22.

Международные экономические отношения и их формы.

Практическая работа. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей. 

1

Урок-практикум

19.11-23.11




23.

Главные центры мирового хозяйства.

1

Урок - семинар

26.11-30.11




24.

Обобщение и тематический контроль знаний раздела I.


1

Урок итогового обобщения и контроля знаний

26.11-30.11







Раздел II. Региональная география.

40













Тема 1. Зарубежная Европа.

13










25.

Региональный подход в изучении экономической и социальной географии мира. Страноведение и региональная география. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. 

1

Вводная лекция

3.12-7.12




26.

Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. 

1

Учебная лекция

3.12-7.12




27.

Население Европы. Численность, национальный и религиозный состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции. Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры. 

1

Урок - семинар

10.12-14.12




28.

Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.

1

Комбинированный урок

10.12-14.12




29.

География сельского хозяйства и транспорта. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии. Транспортный комплекс.



1

Комбинированный урок

17.12-21.12




30.

География нематериальной сферы. География науки, культуры, образования. Рекреационное хозяйство Европы.


1

Комбинированный урок

17.12-21.12




31.

Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа. Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое объединение европейских стран. 

1

Урок - семинар

14.01-18.01




32.

Северная Европа. Изучение 1–2 модельных стран. 

1

Комбинированный урок

14.01-18.01




33.

Средняя Европа. Изучение 1–2 модельных стран.

 Практическая работа.



Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы.

1

Урок-практикум

21.01-25.01




34.

Южная Европа. Изучение 1–2 модельных стран. 

1

Комбинированный урок

21.01-25.01




35.

Восточная Европа. Изучение 1–2 модельных стран.

1

Комбинированный урок

28.01-1.02




36.

Европа один из ведущих центров мирового хозяйства (обобщение знаний). 

1

Урок итогового обобщения знаний

28.01-1.02




37.

Тематический контроль и коррекция знаний.


1

Урок итогового обобщения и контроля знаний

4.02-8.02







Тема 2. Зарубежная Азия.

9










38.

Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире. Хозяйственная оценка природно - ресурсного потенциала.

1

Учебная лекция

4.02-8.02




39.

Население Азии.

1

Урок - семинар

11.02-15.02




40.

Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты географии.

1

Учебная лекция

11.02-15.




41.

Региональные различия. Юго-Западная Азия. Особенности

географического положения. Культурно-исторические памятники. Разнообразие и контрастность стран. Основные черты географии населения и хозяйства. Нефтедобывающие страны. 





1

Комбинированный урок

18.02-22.02




42.

Южная Азия. Разнообразие и контрастность стран. Индия — крупнейшая развивающаяся страна мира. Природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы.

1

Комбинированный урок

18.02-22.02




43.

Восточная Азия, Китай, ЭГП и ПГП. Самая большая по населению страна мира. Характер размещения населения и хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль страны в мировой хозяйственной системе. 

Практическая работа. Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графических и картографических материалов. 

1

Урок-практикум

25.02-1.03




44.

Япония. Специфика ЭГП и ПГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Одна из ведущих в мире стран по промышленному производству. Высокий уровень науки, техники и технологии.

1

Комбинированный урок

25.02-1.03




45.

Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны.

1

Урок - семинар

4.03-8.03




46.

Тематический контроль. 

Коррекция и обобщение знаний по теме Азия.


1

Урок итогового обобщения и контроля знаний

4.03-8.03







Тема 3. Северная Америка.

6










47.

Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал. 

1

Учебная лекция

11.03-15.03




48.

Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации. 

1

Комбинированный урок

11.03-15.03




49.

Северная Америка как интеграционный регион. Роль США и Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. 

1

Комбинированный урок

18.03-22.03




50.

Ведущие отрасли хозяйства США и Канады, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. 


1

Комбинированный урок

18.03-22.03




51.

Экономико-географическое районирование США. Север, Юг, Запад.

1

Комбинированный урок

1.04-5.04




52.

Канада. Социально-экономическая характеристика.

1

Урок - семинар

1.04-5.04







Тема 4. Латинская Америка.

5










53.

Принципы выделения региона. Его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта.

1

Учебная лекция

8.04-12.04




54.

Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского населения. 

1

Комбинированный урок

8.04-12.04




55.

Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный

потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. 



1

Комбинированный урок

15.04-19.04




56.

Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Интеграционные объединения.

1

Комбинированный урок

15.04-19.04




57.

Географическая специфика. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика — страны интенсивного развития рыночной экономики.

Практическая работа. Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран.

1

Урок-практикум

22.04-26.04







Тема 5. Африка.

4










58.

Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. 

1

Учебная лекция

22.04-26.04




59.

Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение. 

1

Урок - семинар

29.04-3.05




60.

Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности.



1

Учебная лекция

29.04-3.05




61.

Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. ЮАР.

1

Урок-семинар

6.05-10.05







Тема 6. Австралия и Океания.


3










62.

Общий экономико-географический обзор Австралии. 

1

Учебная лекция

6.05-10.05




63.

Островной мир Океании. Изменение роли в мировом хозяйстве. 

1

Урок-семинар

13.05-17.05




64.

Обобщение и коррекция знаний по разделу “Региональная география”.

1

Урок итогового обобщения и контроля знаний.

13.05-17.05







Раздел 3. Глобальные проблемы человечества.

3










65.

Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы. 

1

Учебная лекция

20.05-24.05




66.

Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира. Экономическая отсталость стран — общемировая проблема. 

1

Урок-семинар

20.05-24.05




67.

Международное сотрудничество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем. Мир на пороге XXI в. Новые модели цивилизации.

1

Урок итогового обобщения знаний

27.05-31.05




68.

Резервное время.

1











V. Перечень учебно – методического обеспечения.

1. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Учебник (автор В.П. Максаковский) Москва, Просвещение, 2011.

2. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. (автор В.П. Максаковский) Москва, Просвещение, 2011.

3. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Атлас. Серия «Учись быть первым». Москва, Дрофа, 2011.

4. Электронное учебное пособие «Уроки географии Кирилла и Мефодия».

5. Электронное учебное пособие «Образовательная коллекция 1С. География».



6. Электронное учебное пособие «Интерактивные наглядные пособия по географии. Дрофа».

Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
310.33kb.

09 10 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
73.52kb.

09 09 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2957.79kb.

04 09 2014
11 стр.


Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление
101.22kb.

24 09 2014
1 стр.


Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования

Зачастую искаженный характер детско-родительских отношений инвалидизирует ребенка гораздо больше, нежели первичный дефект

246.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управления образования
95.89kb.

11 10 2014
1 стр.


Западное окружное управление образования департамента образования города москвы

ПолоПоложение о порядке и условиях назначения стимулирующих выплат и премий государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада комбинированного вид

402.7kb.

15 12 2014
3 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования

Красное море уникально. На достаточно ограниченном пространстве, в прозрачной, теплой от поверхности до самого дна воде можно увидеть и прекрасные коралловые сады со стаями разноцв

211.2kb.

16 12 2014
1 стр.