ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 843
121354, Москва, Телефон: (495) 437-40-92
E-mail:
[email protected] Тел/факс: (495) 437-40-92
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПЕРИОД 2011 – 2015 гг.
«УТВЕРЖДАЮ»
«____________» 2011 г.
Директор школы № 843:
Ганин В.В. _______________
|
Принята на педагогическом совете:
протокол № _________
от «______________» 2011 г.
|
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
-
Учебный план начального общего образования
-
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
-
Программы отдельных учебных предметов и курсов
-
Программы внеурочной деятельности
-
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников
-
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
-
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Введение.
Актуальность разработки образовательной программы (ОП).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. миссияобщего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки является его образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нее виды образовательной деятельности, достижением которых является – раскрытие и развитие потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.
Образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.
Нормативно-правовая база для разработки программы.
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ «Об образовании».
Целевая программа «Столичное образование – 5».
Статус общеобразовательных школы определен в «Типовом положении о типах и видах образовательных школ» (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001 № 196).
Устав школы.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Московский базисный учебный план.
Коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом школы.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенных уровня и направленности, является образовательная программа (ОП). В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона РФ «Об образовании» ОП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов и пр. ОП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).
В новом стандарте уточнена структура и основное наполнение ОП (Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009, раздел 3). Ей уделено принципиальное внимание как посреднику между стандартом и примерной программой, как элементу общественного договора между участниками образовательного процесса.
В соответствии с разделом 3 п. 15 ОП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %). Стандарт ясно указывает (раздел 3 п. 16), что теперь ОП должна содержатьследующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования.
Информационная справка о школе.
ГОУ СОШ № 843 с лицейскими классами
-
История и традиции.
Школа открыта
12 января 1981года.
Расположена в одном из научных районов г. Москвы – МГУ, Академия народного хозяйства, МИРЭА, МГПУ им. В.И.Ленина, РУДН, Академия ФСБ, Академия управления, АТиСО, МГИМО.
1995г. - школа получила статус школы с лицейскими классами.
(Приказ №3833-2 от 08.02.1995)
1996,1997 гг. - школа являлась лауреатом конкурса
«Школа года».
1997 г.- введено в эксплуатацию новое здание (блок начальных классов).
2000 г.- школа ассоциирована при ЮНЕСКО
2004 г. - аттестация. Школа успешно прошла аттестацию, подтвердила свой статус.
C 2004 г. ГОУ СОШ № 843 принимает участие в работе городских экспериментальных площадок
2006 г.- школа признана победителем в номинации «Лучшая Леготека 2006»
2007 г. – подтверждена номинация «Лучшая Леготека 2007»
2008г. – ГОУ СОШ №843 отмечена в номинации « За воспитание интеллектуальной элиты»
2009 г. – прошел сертификацию Департамента образования
города Москвы военно-патриотический музей школы «ОТЧИЗНЫ
ВЕРНЫЕ СЫНЫ» на соответствие статуса «Музея
общеобразовательного учреждения».
2009-2010 уч.гю - аттестация
2. Современное состояние.
А. Режим работы.
Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в 8 часов 30 мин.).
Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели.
Во второй половине дня начинают работу блок дополнительного образования, а также 5 групп продленного дня (для 1, 2, 3 и 4 классов).
Организовано двухразовое питание через комбинат питания.
Прием учащихся в первый класс осуществляется службой, состоящей из школьного медработника, психолога, логопеда и учителей начальных классов.
В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов – 25 человек.
Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе, продолжительность уроков – 40 мин. (в 1 классе – 35 мин.).
Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам триместров по пятибалльной системе оценок.
В школе 11 оборудованных кабинетов начальной школы, имеются игровые зоны для 1 классов, обеденные зоны для учащихся, раздевалки, санузлы.
Учащиеся посещают кабинеты информатики, английского языка, изобразительного искусства, музыки, леготеку, спортивный зал. У школы есть стадион.
Б. Характеристика участников образовательной деятельности.
Общая характеристика.
В начальной школе № 843 обучается 299 учащихся (1 кл. – 75, 2 кл. – 83, 3 кл. – 58, 4 кл. – 83), 11 классов (1 кл. – 3, 2 кл. – 3, 3 кл. – 2, 4 кл. – 3).
Кадровое обеспечение.
Количественный состав преподавателей:
В начальной школе работает 11 педагогов (не считая учителей технологии, ИЗО, физкультуры, музыки, английского языка, руководителей кружков и педагогов ГПД).
Из них постоянно работающих – 11, совместителей – 0.
Среднее специальное образование – 0.
Высшее образование – 11.
Средний возраст – 45 лет.
Средний педагогический стаж – 21 года.
|
Качественный анализ педагогических кадров:
Высшая категория – 6.
Первая категория – 4.
Вторая категория – 1.
Грамота Управления образования – 10.
Грамота Министерства образования – 3.
Заслуженный учитель РФ – 0.
Отличник просвещения, Почетный работник народного образования – 3.
Почетный работник ЗАО г. Москвы – 0.
Медаль «850 Москвы» – 3.
Медаль «За трудовое отличие» – 1.
Грант Москвы – 0.
Награда «Ветеран труда» – 3.
|
Кроме того, педагогический коллектив начальной школы активно участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах. Имеет ряд печатных работ. Ежегодно проходит курсы повышения квалификации, что ведет к использованию в работе современных педагогических технологий.
Таким образом, заметны тенденции роста кадрового потенциала.
Процесс обучения.
1 ступень образования в школе № 843 отличает качественное усвоение программного уровня по основным предметам (учет оценок в триместрах и результатов срезов знаний):
Предметы
|
2008-2009 уч. г
|
2009-2010 уч. г.
|
2010-2011 уч. г.
|
Русский язык
|
79%
|
79%
|
80%
|
Литературное чтение
|
93%
|
96%
|
95%
|
Математика
|
81%
|
83%
|
82%
|
Окружающий мир
|
90%
|
89%
|
94%
|
Младшие школьники ежегодно становятся победителями, призерами и лауреатами предметных олимпиад, марафонов, конкурсов и соревнований школьного, муниципального, окружного, городского и международного уровней. Ребята принимают активное участие во всевозможных конференциях, форумах, круглых столах и пр.
Говоря о показателях работы учителей начальных классов, нельзя не отметить, что будущие серебряные и золотые медалисты школы, будущие выпускники школы, получающие сертификаты о сдаче ЕГЭ со 100 баллами, будущие студенты престижных вузов столицы – это все те ребята, которые прошли обучение в стенах нашей школы, начиная именно с младших классов.
3. Цели, задачи и требования ОП.
Цель создания ОП :обеспечение базового и повышенного уровня образования, за счёт более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии со спецификой нашей школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки, развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи, на решение которых направлена данная ОП:
-
Собрать и систематизировать информацию о начальном образовании в ГОУ СОШ № 843 с лицейскими классами.
-
Привести все функционирующие на базе начальной школы учебные, развивающие и воспитательные программы в соответствие со Стандартами образования второго поколения.
-
В процессе разработки ОП создать все условия для свободного и демократического согласования образовательных потребностей, запросов и «заказов» государства, педагогов, учащихся, родителей, общества в целом по предоставлению тех или иных образовательных услуг в ГОУ СОШ № 843 с лицейскими классами (1 ступень).
-
Обеспечить управляемость образовательным процессом на основе созданной ОП.
-
Представить ОП как предмет внешнего и внутреннего контроля, экспертной оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения при аккредитации, лицензировании, аттестации и пр.
В процессе разработки ОП были учтены следующие требования:
К содержанию:
-
Полнота (охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС)
-
Целостность
-
Инновационность
-
Ресурсность (контингент учащихся и его стабильность, кадры и их профессиональный рост, финансы, материально-техническая база, информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
К оформлению:
-
Адекватность понимания
-
Модульность структуры
-
Презентационность
К дальнейшему использованию:
-
Открытость (возможность коррекции и дополнения)
-
Интегрированность (приспособленность для сетевого взаимодействия)
-
Конвертируемость (взгляд через призму всех субъектов образования)
Данная основная образовательная программа будет дорабатываться и корректироваться в течение 4-х лет.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
-
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
-
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер
, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
-
определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
-
определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
-
выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос:
«Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках
«Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках
«Выпускники получат возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и
выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися – как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке, обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
-
двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;
-
программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
2.1. Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
2.1.1. Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок жителей, товарищей, родителей и других людей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности личности в форме дознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,
2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия,
2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
2.1.4.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2.2. Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
определять тему и главную мысль текста;
-
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
-
понимать информацию, представленную в неявном вид (например, выделять общий признак группы элементов, xapaктеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение)
-
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-
использовать различные виды чтения: ознакомительное; изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
-
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
-
работать с несколькими источниками информации;
-
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
-
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
-
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
-
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
2.2.3. Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
-
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
-
сопоставлять различные точки зрения;
-
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
2.3. Русский язык.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник начального общего образования:
-
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
-
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
-
получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символике-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
2.3.1. Содержательная линия «Система языка»
следующая страница>