Урок № 30: «Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая
наследственность». (Тему урока запиши в тетрадь).
1. Познакомься с содержанием параграфа № 43 учебника А. А. Каменского, Е. А.
Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».
-
Вспомни:
?Какие гены называются аллельными?
?Как происходит взаимодействие аллельных генов при полном доминировании по законам Г. И. Менделя (моно- и дигибридное скрещивание)?
?Как происходит взаимодействие аллельных генов при неполном доминировании?
?Как происходит взаимодействие аллельных генов при сверхдоминировании?
?Что такое кодоминирование?
-
В генотипе все гены взаимодействуют между собой. Большинство признаков
организмов зависит от нескольких пар генов или развитие признака организма
находится под контролем многих генов. Между собой взаимодействуют не только
аллельные гены, но и неаллельные. Рассмотри примеры таких взаимодействий:
- комплементарность – это взаимодействие, при котором два доминантных неаллельных
гена в совокупности дают новые признаки. В задачах на комплементарность
расщепление по фенотипу 9 : 7,
9 : 6 : 1,
9 : 3 : 4,
9 : 3 : 3 : 1 (не путай! оба гена отвечают за один признак, а
при дигибридном скрещивании по 3-ему закону
Г. И. Менделя каждая пара аллельных генов
отвечает в отдельности за проявление какого-
либо признака независимо от другого)
Рассмотри предложенный пример в параграфе учебника.
-эпистаз – это взаимодействие, при котором в генотипе потомства один доминантный
или рецессивный ген подавляет действие другого доминантного неаллельного гена.
В задачах на эпистаз расщепление по фенотипу 13 : 3,
12 : 3 : 1
?Как называется ген, который подавляет действие другого неаллельного гена?
?Какой бывает эпистаз?
Рассмотри предложенный пример в параграфе учебника.
-полимерия – это взаимодействие, при котором наследование количественных
признаков определяется несколькими генами. В таких задачах расщепление по
фенотипу 15 : 1,
1 : 4 : 6 : 4 : 1
Рассмотри предложенный пример в параграфе учебника.
-плейотропия – это взаимодействие, при котором один ген отвечает за проявление
нескольких признаков.
Рассмотри предложенный пример в параграфе учебника.
Итак, существуют типы наследования признаков:
I
. Один признак один ген одна хромосома (законы Г. И. Менделя)
I
I. Много признаков много генов одна хромосома (законы Т. Моргана)
I
II.Один признак много генов много хромосом (комплементарность)
I
V.Много признаков один ген одна хромосома (плейотропия)
4. Познакомься с содержанием параграфа № 44 учебника А. А. Каменского, Е. А.
Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». До сих пор речь шла о хромосомной
наследственности, но наследственная информация может передаваться и через
цитоплазму клетки. Это нехромосомная наследственность, изучи ее:
?В чем суть цитоплазматической наследственности?
?Что является ее характерной чертой?
?Как взаимосвязаны хромосомная и нехромосомная наследственности?
5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответь на вопросы
после параграфа № 43-44 на стр.157-158 учебника.