Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема урока: «Взаимодействие генов»

Цель урока: развитие представлений о закономерностях наследования признаков; формирование знания о взаимодействии неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия) и аллельных генов (неполное доминирование), формирование трепетного и бережного отношения к своему организму как носителю уникального генотипа; развитие представлений о влиянии окружающей среды на формирование фенотипа.

Основные понятия: неполное доминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия.

Оборудование: учебник, доска, мел.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

Выделяют два основных типа взаимодействия генов: внутриаллельное и межаллельное.

Внутриаллельное взаимодействие генов – взаимное влияние аллельных генов друг на друга.

Виды внутриаллельного взаимодействия:

1. неполное доминирование;

2. кодоминирование;

3. сверхдоминирование.



Неполное доминирование – явление, при котором доминантный аллель гена не полностью подавляет действие рецессивного аллеля того же гена, и поэтому, в гетерозиготном состоянии фенотипически проявляется новый признак, занимающий промежуточное положение между доминантным и рецессивным.

РР АА X аа

Красные Белые

F1 Аа

Розовые

F2 АА 2Аа аа

Красные Розовые Белые

Расщепление: 1:2:1 по фенотипу и по генотипу.

Так наследуется масть крупного рогатого скота, курчавость волос у человека, окраска оперения у кур.

Кодоминирование – две аллельные пары одного гена равнозначны друг другу и, находясь вместе, обуславливают возникновение нового признака.

Сверхдоминирование – в гетерозиготном состоянии доминантный ген проявляется сильнее, чем в гомозиготном.

Межаллельное взаимодействие генов – взаимное влияние неаллельных генов.



Виды межаллельного взаимодействия:

1. комплементарность;

2. полимерия;

3. эпистаз.



Комплементарные - гены, доминантные аллели которых при взаимном нахождении в генотипе обуславливают развитие нового признака, отличного от действия каждого гена в отдельности.

Пример – наследование формы гребня у кур.

РР AAbb X aaBB

Розовидный Гороховидный

G Ab aB

F1 AaBb



Ореховидный

F2 9 A-B- : 3A-bb : 3aaB- : 1aabb

Расщепление 9:3:3:1

Возможные варианты расщепления: 9:7 (окраска цветов у душистого горошка); 9:6:1; 9:3:4



Полимерия – однозначное влияние двух, трех или более неаллельных генов на развитие одного и того же признака. Такие гены называются полимерными или множественными, и обозначаются обычно одинаковыми буквами. Принадлежность к различным аллельным парам обозначается цифровым индексом.

Пример – окраска зерен пшеницы

РР ААBB X aabb

Очень темные Неокрашенные

G AB ab

F1 AaBb



Средне окрашенные

F2






AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

очень темные



AABb

темные


AаBB

темные


AaBb

средне


окрашенные

Ab

AABb

темные


AAbb

светлые


AaBb

средне


окрашенные

Aabb

светлые


aB

AaBB

темные


AaBb

средне


окрашенные

aaBB

светлые


aaBb

светлые


ab

AaBb

средне окрашенные



Aabb

светлые


aaBb

светлые


аabb

неокрашенные




15 – окрашенных , 1 – неокрашенный.

Кумулятивной полимерией называется такое вщаимодействие полимерных генов, при котором степень проявления признака зависит от числа доминантных аллелей соответствующих генов, содержащихся в генотипе особи – дозы гена.

При некумулятивной полимерии достаточно одной доминантной аллели любого из двух генов для развития признака.

При кумулятивной полимерии наблюдается явление трансгрессии – это выщепление в F2 особей с более сильным или слабым проявлением признака, чем у каждой у каждой из родительских форм и у гибридов первого поколения. Различают положительную (появление особей с большей выраженностью признака) и отрицательную (с меньшей выраженностью) трансгрессию.



Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором аллель одного гена или генов подавляет действие аллелей других генов. Ген, подавляющий действие другого неаллельного гена, называется ингибитором или супрессором. Подавляемый ген называется гипостатичный. Эпистаз делят на доминантный (ген-супрессор - доминантный), и рецессивный (ген-супрессор - рецессивный).

Пример – окраска оперения у кур. Ген C обуславливает синтез пигмента, ген с – отсутствие пигмента. Ген I – подавляет действие гена С, ген i – таким действием не обладает. Птицы с генотипом C-I-, ccI-, ccii – белые,C-ii – окрашенные.

РР CCII X ccii

Белые Белые

G CI ci

F1 CcIi



Белые

F2 9C-I- : 3C-ii : 3ccI- : 1ccii

Белые Окрашенные Белые Белые

3. Закрепление: решение задач.



4. Домашнее задание

Урок №30: «Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность».

Как происходит взаимодействие аллельных генов при полном доминировании по законам Г. И. Менделя

25.53kb.

27 09 2014
1 стр.


Взаимодействие неаллельных генов

Взаимодействие генов разных аллельных пар

18.03kb.

28 09 2014
1 стр.


Взаимодействие генов Комплементарность

Комплементарность – взаимодействие двух неаллельных генов, которое обуславливает развитие нового признака

21.49kb.

27 09 2014
1 стр.


«Взаимодействие генов»

Выделяют два основных типа взаимодействия генов: внутриаллельное и межаллельное

45.64kb.

28 09 2014
1 стр.


«Взаимодействие генов. Множественное действие генов»
113.21kb.

28 09 2014
1 стр.


Задачи на взаимодействие генов

Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов дает платиновую окраску. Какими буд

89.36kb.

16 12 2014
1 стр.


Взаимодействие генов
77.13kb.

14 12 2014
1 стр.


Взаимодействие генов (комплементарность, эпистаз, полимерия)

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых ра

15.79kb.

28 09 2014
1 стр.