Перейти на главную страницу
Этап учебного занятия |
время |
цель |
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦОР | ||
знания |
умения | |||||||
1.Организационный момент |
2-3 мин |
Настроить на восприятие нового материала |
Правила поведения на уроке |
Готовиться к уроку, учитывая специфику предмета |
словесный |
фронтальная |
нет | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||||||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствует учителя. | |||||||
Этап учебного занятия |
время |
цель |
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦОР | ||
знания |
умения | |||||||
2 Изучение нового материала. Формирование понятий о новом художественном течении. Импрессионизм Знакомство с творчеством художника Клода Оскара Моне Знакомство с творчеством Эдуарда Мане Творчество Пьера Огюста Ренуара Творчество Эдгара Дега
|
20-25 мин. |
Дать знания о стиле и направление в мировой художественной культуре, характерных особенностях импрессионизма. Познакомить с биографией и творчеством художников.
|
Особенности стиля. |
анализировать произведение искусства, оценивать художественные особенности произведения |
Объяснительно-иллюстративный, метод фактов, групповой дискуссии и проблемного изложения. |
Фронтальная и эвристического обучения |
ЦОР «МХК» - альбом «Импрессионисты». | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||||||
Урок начинается с показа работ импрессионистов, созданного на базе ЦОР «Мировая художественная культура», под музыку Ровеля и Дебюсси без комментариев. Вопрос: Вы сейчас смотрели слайд-фильм. Как вы можете его прокомментировать. Какие чувства он у вас вызвал. Какие ассоциации? Что можете сказать о работах, сравнить с ранее увиденными.(Учитель плавно подводит к изучению новой темы) Рассказывает: Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХв., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Во французском искусстве второй половины ХIХ века импрессионизму принадлежит важное место, и с ним связаны решительные сдвиги в развитии живописи последующих десятилетий не только во Франции. Важную роль в формировании живописи импрессионизма играли художники барбизонской школы. В середине ХIХв. Барбизонцы основали национальную школу пейзажной живописи, отказавшись от традиционного классического пейзажа с обязательными руинами, аллегорическими фигурами, строгим композиционным построением. В основу своего творчество они положили «пейзаж настроения», изображение родной природы и ее постоянно меняющегося состояния. Барбизонцев объединял общий художественный стиль, состоящий в передаче взаимодействия цвета и света, предмета и пространства, и общий художественный метод, заключающийся в зарисовках непосредственно с натуры. Особенно важную роль в формировании импрессионизма сыграло творчество Эдуарда Мане (1823-1883). Его ранние работы отличались более строгим рисунком, сдержанным колоритом с темными и даже черными тонами и более глубоким, обобщенным отражением жизни. В «Завтрак в мастерской», «Олимпия», «Флейтист» Мане декларировал свою программу: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни» При этом в большинстве работ Мане отсутствовало действие, даже минимальная сюжетная завязка. Это отражало типичную для эпохи особенность – сведение сюжета к мотиву. Трудно определить самый жанр картин. Нередко они объединяли портрет и бытовую сцену, бытовую сцену и пейзаж. Считалось, что полотна Эдуарда Мане плоскостным изображением формы напоминают лубочные картинки, с той только разницей, что ремесленники пользовались чистыми тонами, не заботясь о полутонах, а Мане усложнял их. В свою очередь поклонники творчества Мане восхищались великолепными пятнами и своеобразной элегантностью изображения и сравнивали его упрощенную живопись с японскими гравюрами. Мане был создателем и признанным главой батиньольской школы, получившей название по местоположению на улице Батиньоль кафе, где любили собираться художники. Эта группа, куда входили К.Моне, О. Ренуар, К.Писсаро, Э.Дега. Само название импрессионизма обязано своим происхождением пейзажу Клода Мане «Впечатление. Восход солнца», показанному в 1874 году на выставке группы художников из круга Мане. Всех этих разных художников объединяло неприятие консерватизма и академизма в искусстве и субъективное переживание цвета, света и пространства. Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты создали новый творческий метод живописи – работу на пленере (на открытом воздухе). Пленер открыл им реальную действительность, суть которой состояла в следующем. Цвет не может существовать сам по себе и окраска предметов – чистая иллюзия, он изменяется в зависимости от времени дня и световоздушной среды. Тени имеют свой цвет, и никогда не бывают черными, как не существует в природе чисто черного цвета. Рефлексы на поверхности предмета изменяются в зависимости от угла падения света и его интенсивности. Особое отношение к свету и цвету повлекли за собой изменение техники живописи: импрессионисты наносили на холст краски чистых тонов раздельными мазками. Они отказались от четкого рисунка и строгого контура, отчего предметы теряли свою плотность и материальность. Клод Оскар Моне (Claude Oscar Monet) (1840–19260. Учился в частных студиях в Париже (1859-1863 гг.), изучал японскую гравюру на дереве; испытал влияние К. Коро, Г. Курбе, Э. Мане, мастеров реалистического пейзажа (т.н. барбизонской школы). В своих пейзажных композициях ("Бульвар капуцинок в Париже", 1873 г., "Скалы в Этрета", 1886 г., - обе в Государственном музее изобразительных искусств, Москва; "Поле маков", 1880-е гг., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е гг. серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия "Руанские соборы", Государственный музей изобразительных искусств, Москва, и другие собрания). Для позднего периода творчества Моне характерны декоративность, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен. Эдуар Мане (Edouard Manet) (1832–1883) Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856 гг.). Работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850 гг.), Германию, Испанию (1865 г.), Великобританию (конец 1860-х гг.), Голландию (1872 г.). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Ф. Халса, Д. Веласкеса, Ф. Гойи, Э. Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х гг., составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели ("Лола из Валенсии", 1862 г., Музей д'Орсе, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, он стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека ("Завтрак на траве", "Олимпия" - оба 1863 г., Музей Орсе). В 1860-е гг. Мане обращался к темам современной истории ("Казнь императора Максимилиана", 1867 г., Кунстхалле, Мангейм), но его проникновенное внимание к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости ("Завтрак в мастерской", Новая галерея, Мюнхен; "Балкон", Музей Орсе, - оба 1868 г.), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Э.Золя, 1868 г., Музей Орсе). Перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи ("В лодке", 1874 г., Метрополитен-музей; "В кабачке папаши Латюиль, 1879 г., Музей изящных искусств, Турне). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма ("Аржантей", Музей изящных искусств). Пьер Oгюст Ренуар (Pierre Augouste Renoire) (1841–1919) - живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 гг. Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму - К. Моне и А. Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Г. Курбе и произведений молодого Э. Мане ("Харчевня матушки Антони", 1866 г., Национальный музей, Стокгольм). На рубеже 1860-70-х гг. он переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду ("Купание на Сене". 1869 г., Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Его палитра светлеет, насыщается серебристо-жемчужными красками, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим ("Ложа", 1874 г., Институт Кортолда, Лондон). Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876 г., Музей Орсе, Париж). Особое место в его творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи ("После обеда", 1879 г., Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; "Зонтики", 1879 г., Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности, построенной на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876 г., Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Замечательный колорист, он часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов ("Девушки в черном", 1883г., Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С 1880-х гг. Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности ("Большие купальщицы", 1884-1887 гг., собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты ("Купальщицы", 1895 г.) Ренуара. Эдгар Дега (Edgar Degas) (1834–1917) - живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855-1856 гг.), в 1854-1859 гг. ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872-1873 гг.) и Испании. В юности испытал влияние Ж.О.Д.Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов ("Семейство Беллелли", около 1858-1860 гг., Музей Орсе, Париж), Дега в 1870 е гг. сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни - улиц, кафе, театральных представлений ("Площадь Согласия", около 1875 г.; "Абсент", 1876, Музей Орсе, Париж). Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их труда и быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту ("Гладильщицы", около 1884 г., Музей Орсе, Париж). В утверждении эстетической значимости повседневной жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая в многочисленных балетных сценах притягательно-праздничный дух театра ("Звезда", пастель, 1878 г., Музей Орсе, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд ("Экзамен танца", пастель, 1880 г., частное собрание, Нью Йорк). Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива картины с тщательной продуманностью и точным расчетом. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер ("Голубые танцовщицы", пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880 х гг. Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения ("Танцовщица", бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). |
Просмотр слайд-фильма. Путь: ЦОР «МХК» - альбом «Импрессионисты». Дают характеристику увиденного, пытаются дать определение этому течению. Просмотр слайд - фильма (ЦОР «Культурология» 8, Европа и США в ХIХ – ХХ веке, импрессионизм или ЦОР «МХК», альбом «Импрессионисты») с комментариями учителя о работах и творчестве художника. В ходе обсуждения овладевают умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
| |||||||
Этап учебного занятия |
время |
цель |
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦОР | ||
знания |
умения | |||||||
3. Закрепление изученного материала |
3-5 мин
|
Первичное выявление степени усвоения знаний. |
О течении в искусстве, художниках – представителях этого течения. |
высказывать собственное суждение |
Практического контроля |
Индивидуальная, консультации товарища или учителя. |
нет | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||||||
Организует выполнение практического задания. Задание: дать письменную характеристику течения, обозначить представителей и указать их работы. (краткий конспект урока) Организует взаимопроверку работ учащимися.
|
Выполняют письменное задание. Осуществляют взаимопроверку. | |||||||
Этап учебного занятия |
время |
цель |
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦОР | ||
знания |
умения | |||||||
4.Рефлексия |
5мин. |
Выявить знания по пройденной теме. |
Художников и их работ |
Выделить их среди группы художественных произведений. |
рефлексии |
Самопроверка и взаимопроверка. |
ЦОР «Мировая художественная культура» На основе этого диска ЦОР «МХК» составляется альбом из произведений художников разных направлений и течений. Путь: ЦОР «МХК» - собственные альбомы – «Проверочная работа №1».
| |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||||||
Показ альбома из произведений художников разных направлений и течений. |
Выбирают и называют соответствующих художников и их произведения. | |||||||
Этап учебного занятия |
время |
цель |
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦОР | ||
знания |
умения | |||||||
5. Итоги урока |
5 мин. |
Комментарии к домашнему заданию. |
Правила выполнение домашнего задания |
Выбрать уровень сложности домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей |
|
Дифференцированная. |
нет | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||||||
Предлагает разноуровневое домашнее задание: 1. Подготовить рефераты и сообщения по темам: «художники импрессионисты», «Русский импрессионизм». 2. работа с ЭСУН «История искусств» 11класс, «художественная культура ХIХ века, Живописцы счастья (художники импрессионисты). 3. составить вопросы для проверочной работы; 4. составить кроссворд или сканворд. |
Записывают в дневник и тетрадь домашнее задание. |
Конспект учебного занятия с использованием цор
01 09 2014
1 стр.
Конспект учебного занятия с использованием цор
30 09 2014
1 стр.
Цели и задачи: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать интерес к родному языку; наблюдение над тем
11 10 2014
1 стр.
Популяризации борьбы самбо среди юношей и широкого вовлечения молодежи в систематические занятия спортом
14 12 2014
1 стр.
Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры
10 10 2014
1 стр.
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
29 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Продолжительность учебного года в моу «Шапшинская сош»: начало учебного года 01. 09. 2011
16 12 2014
1 стр.