Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УРОК-БЕСЕДА

«ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА»

Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности и выборочно использовать их на практике при исполнении песни. Закрепить знания о творчестве Н.Римского-Корсакова.

Музыкальный материал: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Римский-Корсаков «Окиян – море синее». Вступление к опере «Садко». Песня «Синяя вода» из м/ф «Катерок».

Литература: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «К морю».

Изобразительный ряд: портреты Н.Римского-Корсакова и А.С.Пушкина. Иллюстрация к опере «Садко», картины моря.

Ход урока

  • Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, почему наш урок открывает морская картина?

  • Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего.

Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.

Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко» и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян – море синее»). Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было...» и дальше использует только прилагательные.



(Все названные характеристики записываются на доске.)

  • Как вы думаете, применимы записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?

(Конечно.)

  • А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)

  • Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному. Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.)

  • Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий. Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».

О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)

  • Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.

(Фрагменты трёх чудес.)

Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь.)



  • Объясните, почему? (...)

  • Второе чудо – это...? (Белка, поющая песенки.)

  • Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли, в огороде».)

  • Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)

  • Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.)

  • Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.

В свете ж есть иное диво.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге.

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.



  • Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.

Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.

(Упражнение «Волна».)

  • Молодцы, получилось совсем неплохо. А теперь попробуем этот приём применить в пении.

(Песня «Синяя вода».)

  • Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)

  • Верно. А как вы считаете, у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.



(Обсуждение картин.)

- Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель. Кто это (портрет А.С.Пушкина)! Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», где описывается море, чье настроение оно передаёт?



(Фрагменты сказки и их обсуждение.)

  • Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?

  • Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.)

  • Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С.Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором. Вы заметили, что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию. К какой она опере? («Садко».)



  • В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль, целая сцена была перенесен на морское дно.)

  • Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул и вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.



Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.

(Переход к творческому заданию: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь, прилагательные, которые были выписаны на доску.)

Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»

Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительно

39.51kb.

07 10 2014
1 стр.


«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века» Тип: Урок-лекция; урок-практикум. Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века

Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их основные особенности

118.94kb.

06 10 2014
1 стр.


Требования к исследовательской работе по литературе Формулируя тему исследовательской работы, необходимо учитывать

«Тема красоты в рассказе Ф. Сологуба «Красота», «Поэтика зимы в русской лирике XIX века»

21.87kb.

07 10 2014
1 стр.


Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века
321.42kb.

16 12 2014
1 стр.


Восприятие Германии в русской культуре XIX века

Тема диплома: Восприятие Германии в русской культуре XIX века

143.57kb.

08 10 2014
1 стр.


«безумного города» в немецкой и русской литературе XVIII-XIX веков

Тема «безумного города» в немецкой и русской литературе XVIII-XIX веков

217.2kb.

15 12 2014
1 стр.


В русской литературе второй половины XIX века появляется новый психологический тип героя. Первый, кто создал такой тип, был И. С. Тургенев
51.79kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок-спектакль «Мир живой природы на страницах русской поэзии XX века»

Наш урок называется «Мир живой природы на страницах русской поэзии 20 века». Урок немножко необычный: урок-спектакль «В лесном театре»

167.11kb.

01 10 2014
1 стр.