УРОК-БЕСЕДА
«ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА»
Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности и выборочно использовать их на практике при исполнении песни. Закрепить знания о творчестве Н.Римского-Корсакова.
Музыкальный материал: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Римский-Корсаков «Окиян – море синее». Вступление к опере «Садко». Песня «Синяя вода» из м/ф «Катерок».
Литература: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «К морю».
Изобразительный ряд: портреты Н.Римского-Корсакова и А.С.Пушкина. Иллюстрация к опере «Садко», картины моря.
Ход урока
-
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, почему наш урок открывает морская картина?
-
Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего.
Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.
Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко» и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян – море синее»). Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было...» и дальше использует только прилагательные.
(Все названные характеристики записываются на доске.)
-
Как вы думаете, применимы записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?
(Конечно.)
-
А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)
-
Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному. Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.)
-
Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий. Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».
О каких чудесах рассказывали купцы царю?
(Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)
-
Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.
(Фрагменты трёх чудес.)
Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь.)
-
Объясните, почему? (...)
-
Второе чудо – это...? (Белка, поющая песенки.)
-
Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли, в огороде».)
-
Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)
-
Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.)
-
Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.
В свете ж есть иное диво.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
-
Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.
Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.
(Упражнение «Волна».)
-
Молодцы, получилось совсем неплохо. А теперь попробуем этот приём применить в пении.
(Песня «Синяя вода».)
-
Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)
-
Верно. А как вы считаете, у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.
(Обсуждение картин.)
- Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель. Кто это (портрет А.С.Пушкина)! Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», где описывается море, чье настроение оно передаёт?
(Фрагменты сказки и их обсуждение.)
-
Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?
-
Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.)
-
Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С.Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором. Вы заметили, что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию. К какой она опере? («Садко».)
-
В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль, целая сцена была перенесен на морское дно.)
-
Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул и вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.
(Переход к творческому заданию: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь, прилагательные, которые были выписаны на доску.)