Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок 8. «Часть речи – предлог. Его роль в предложении».
Цели урока:

1. Подвести детей к восприятию предлога как части речи. Выяснить его роль в предложении.

2. Продолжить работу по формированию умения устанавливать связь между словами в предложении по вопросам.
Ход урока

I. Организационный момент

— С каким настроением вы пришли на урок? Изобразите любым символическим рисунком.

— Кто помнит, какую тему изучали на предыдущем уроке?

— Что для вас осталось по этой теме непонятным? На что необходимо обратить особое внимание при построении сегодняшнего урока?



II. Проверка домашнего задания

1.— Как понимаете словосочетание седые туманы?

2. Упр. 37.

— Объясните значение слова пелена.

— Это же упражнение выполняли и ученики из параллельного класса. Посмотрите, как выполнено задание и объясните, кто из ребят прав:

Саша Егор,

(какой?) осенний день (какой?) осенний

(какая?) густая пелена (какая?) густая

(какое?) весёлое «пинь» (какое?) весёлое

(Прав Егор, так как вопрос надо ставить не к каждому слову, а от одного слова к другому слову.)

Прочтите словосочетания, которые составили со словарными словами, не забывайте называть вопросы.



III. Чистописание

Пропись, стр.15.

И Ш Г П Т

Й Н Р У


— Какой общий элемент в написании этих букв?

— Какую букву можно назвать лишней в первой строке? Почему? (И, так как все остальные буквы согласные, а она гласная.)

— Во второй строке? (У- она одна гласная.)

— Среди согласных можно ли назвать лишнюю? {Среди согласных их две — Ш - обозначает всегда твёрдый звук [Ш]; Й - обозначает всегда мягкий звук [Й"].)

Разминка для рук.

Напишите тренировочные упражнения. Особое внимания уделяйте написанию соединений. Прочитайте предложение.

Листья сыпались с лип, словно частый и печальный дождик.

— Кто помнит автора этих строк? (М. Пришвин.)

— Можно назвать его иллюстрацией к данному предложению?

Запишите предложения на свободной строке.

Подчеркните буквы, которые при написании вызывают затруднения.

IV. Актуализация знаний

1. Подводящая беседа.

2. Из предложения выпишите словосочетания.

листья сыпались

сыпались (откуда? с чего?) (с) лип, сыпались (как?) словно дождик, дождик (какой?) частый, дождик (какой?) печальный.

— К каким словам не задали вопрос?

— Какие это части речи?

V. Сообщение темы урока

VI. Работа по учебнику

1. Упражнение 38

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова.

— Как называются в грамматике эти слова? (Предлоги.)

— Понятен ли смысл предложения без предлогов?

— Для чего в нашей речи служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении по смыслу.)

В каждом предложении укажите слово, к которому относится предлог.

— Какая это часть речи? (Имена существительные.)

Запишите предложения, вставляя нужные предлоги. В каждом предложении подчеркните предлог и то существительное, к которому он относится.

Помните, предлог с другими словами пишется раздельно. (Комментированная запись предложений)

Чтение вывода по учебнику.

VII. Физкультминутка

Выполняя упражнения вместе с дежурными, посчитайте, сколько предлогов в четверостишии, которое я прочту.



VIII. Продолжение работы по теме урока

3. Упражнение «Фотоглаз»

Товарищ, берёза, земляника, ягода.

После быстрого показа каждого слова ученики проговаривают его орфографически и слово выставляется на наборное полотно.

— Какой частью речи являются эти слова?

Составьте словосочетания с данными существительными, чтобы перед ними стоял предлог. Запись на доске: пришёл к (кому?) товарищу; сидел под (чем?) берёзой; пирог с (чем?) земляникой; компот из (чего?) ягод. Вывод: предлоги с другими словами пишутся раздельно.

4. Прочитайте стихотворение Е.Трутневой (запись на доске):

Звёздочка упала золотая.

Закатилась в. тёмный тихий лес.

С_ золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются, летят.

Будто в звёздном тёмном небе тоже

Наступил осенний листопад.

— Понравились стихи?

— Сколько записано предложений? Сколько предлогов встретилось в тексте? 5. Прочитайте каждый ещё раз то предложение, которое больше всего понравилось. Запишите это предложение по памяти.

А теперь проверьте написанное вами предложение. Игра «Сам себе учитель» — самопроверка и самооценка.

Выпишите из предложения те словосочетания, в которых есть предлоге существительным (работа у доски и в тетрадях): Закатилась (куда? во что?) в лес; Схожи (с чем?) с листиками; Сыплются (откуда? с чего?) с неба; Наступил (где? в чём?) в небе.

Необходимо отрабатывать навык постановки и смыслового и падежного вопроса.



Домашнее задание: с. 23 упр. 42.

Итог урока

1. Обобщение.

— К какой части речи нельзя поставить вопрос? (Вопрос нельзя поставить к предлогу.)

— Для чего служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении по смыслу.)

— Как пишется предлог с другими словами? (Сдругими словами предлог пишется раздельно.)

Предлог является служебной частью речи.

2. Рефлексия.

— Кому захотелось пройтись по осеннему лесу, прошуршать листиками, собрать осенний букет?

— С каким настроением уходим с урока?



Дополнительный материал к уроку

И фа «Найди предлоги» (участвуют две команды). За одну минуту и: рифмовки выписать все предлоги.



Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счет до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы поддеревом искал... Кто все предлоги здесь узнал?

Урок «Часть речи предлог. Его роль в предложении»

Подвести детей к восприятию предлога как части речи. Выяснить его роль в предложении

46.91kb.

01 10 2014
1 стр.


В, на, из-за, под, около, вокруг

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении: стоять у карт

41.46kb.

01 10 2014
1 стр.


Предлог Preposition

Предлог это служебное слово, выражающее отношение существительного или местоимения к другим словам в предложении

271.55kb.

29 09 2014
1 стр.


Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

Попробуем точно сформулировать задачи нашего вступительного урока по теме. Помогут нам в этом глаголы-помощники, которые мы видим на слайде: закрепить, совершенствовать, выяснить…

36.27kb.

01 10 2014
1 стр.


Служебные части речи. (Предлог, союз, частица)

Не являются членами предложения, употребляются только совместно со знаменательными частями речи

131.05kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок развития речи в 6 классе. (2ч.) 12. 01. 12г. Тема урока: Выборочное изложение. «Ужасная ночная метель.» Цели и задачи

Обучающие: подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте

60.36kb.

27 09 2014
1 стр.


Билет: Служебные части речи. Основные понятия и термины: предлог; союз; частица. Краткий план темы

Общее понятие. Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членам

47.04kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок по пьесе Э. Грига «Утро». Тип урока: урок развития речи (комбинированный урок) Методы и приемы

Этот урок стал уроком хороших, положительных эмоций, уроком красоты и добра

102.71kb.

02 10 2014
1 стр.