- выразительное чтение наизусть;
- словесное рисование;
- стимуляция ассоциативного мышления;
- повторение теоретических понятий по литературе (Эпитет, метафора, сравнение);
- словарная работа;
- редактирование черновых вариантов сочинений.
Содержание: воплощение образов утренней природы в музыке, художественной фотографии, поэзии; в текстах собственного сочинения.
Цель: - познакомить учащихся с музыкальным произведением Э.Грига «Утро», с художественной фотографией данной тематики и на основе звуко – видового ряда создать собственный текст на тему «Утро».
Задачи: - обучать учащихся умению слушать и видеть музыку, мыслить образами; создавать на основе прослушанного музыкального произведения тексты собственного сочинения;
- развивать у учащихся умения воспринимать, слушать и читать музыку; научить выражать собственные мысли и чувства; обогащать словарный запас учащихся; развивать умения создавать собственный текст, стилистически и грамматически верно оформлять его;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного; эстетические чувства, направленные на адекватное восприятие классических произведений; воспитывать любовь к природе, родному краю; воспитывать чувство удовлетворения, радости от общения с миром природы; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Материал: - 1 часть симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» пьеса «Утро»;
- художественная фотография В.Е.Гиппенрейтера, его альбомы «Рассветы и закаты», «Времена года», « Животные»;
- стихи Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», А.Н.Плещеева «Весна», И.С.Никитина «Утро».
Оборудование: - музыкальный центр для прослушивания записи в цифровом исполнении;
- флэшка с записью музыкальной картинки Э.Грига «Утро»;
- доска для демонстрации художественной фотографии и записей по ходу урока, художественнаяя фотография В.Гиппенрейтера: 1. «Сросшиеся деревья»;
2. «Солнце над елями»;
3. «Рассвет на Самаре (приток Днепра)»;
4. «Рассвет в лесу»;
5. «Огонь солнца»;
6. «Шишкинский пейзаж»;
7. «Русалка»
Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня несколько необычный урок. Мы с вами писали сочинения по репродукциям картин известных художников, мини – сочинения на лингвистическую тему, сочинения – описания ваших друзей, сочинение повествовательного характера. Сегодня я предлагаю вам написать сочинение по музыкальному произведению известного норвежского композитора Эдварда Грига. А называется оно «Утро». Очень хочется, чтоб этот урок стал уроком хороших, положительных эмоций, уроком красоты и добра.
А вы не задумывались о том, что музыка сопровождает человека везде и всегда. На отдыхе вы слушаете музыку, если вы едете с родителями на машине в длительную поездку, вы слушаете музыку, причем, очень тщательно отбираете, что будете слушать; в 1 четверти вы оформляли класс, и вы почему – то включили музыку. Когда человек работает – песня сопровождает его, в радости и в горе – песня рядом. Почему?
Читая книги, слушая музыку, мы не раз убеждаемся в том, что эти виды искусств помогают нам увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами.
С помощью внутреннего зрения мы можем представить себе разнообразные картины мира. Наше сегодняшнее сочинение – сочинение о пробуждении природы. Природа спит, природа просыпается.
- Какое художественное средство я только что использовала?
- Олицетворение.
- А поэт Ф.И.Тютчев считает, что у природы есть душа, язык. Посмотрите на доску. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова поэта 19 века Ф.И.Тютчева.
Записываем число, классная работа, Сочинение по пьесе Э.Грига «Утро».
Запишем эпиграф к уроку (на доске запись):
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Учитель: Учимся правильно оформлять эпиграф. (Правила оформления эпиграфа – ключа к работе на уроке, ключа к сочинению). Итак, нужно с чего –то начинать. Составим план.
План.
2. Пробуждение природы:
а) просыпается солнце;
б) просыпаются растения, деревья, цветы;
в) просыпается животный мир, насекомые, бабочки.
3. Солнце – источник жизни.
4. Все тянется к солнцу и радуется ему.
5. Природа торжествует. ( Этот пункт должны записать вместе после прослушивания пьесы Э.Грига «Утро».
Учитель: Немного из истории произведения, которое мы сейчас будем слушать. Эдвар Григ – норвежский композитор, который жил и творил в 19 веке. В 1874 году Григ получил от известного норвежского писателя Ибсена письмо, в котором тот просил написать музыку к своей драме «Пер Гюнт». Главный герой драмы Пер Гюнт, сын когда – то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги. Пер хочет восстановить все уничтоженное его отцом, но теряется в своих похвальбах. Он вынужден бежать из своей деревни. Скитается по свету и возвращается на родину глубоким стариком.
Музыка Грига должна была украсить драматическое произведение Ибсена, приспособить его для постановки на сцене.
Григ приступил к работе. Так родилась сюита Эдварда Грига «Пер Гюнт». Музыкальное произведение получилось таким насыщенным и красивым, что зазвучало как самостоятельное произведение, которое принесло славу композитору Э.Григу. Открывает сюиту картина «Утро». Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его родная Норвегия. Он скучает по своей родине, по своим лесам, ручейкам, озерам.
Итак, прослушаем эту пьесу. Закроем глаза и окунемся в мир музыки.
Учитель: Послушаем, что музыкальные критики увидели в пьесе Э.Грига:
Учитель: А теперь посмотрите на художественные фотографии В.Е.Гиппенрейтера.
Учитель: К предыдущему уроку литературы вы учили стихи русских поэтов 19 века о природе. Среди них есть замечательное стихотворение Ивана Саввича Никитина, которое тоже называется «Утро». Послушаем его.
Ученик читает стихотворение.
И.С.Никитин
«Утро»
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит – рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко – далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит – разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес улыбается.
Вот и солнце встает, из – за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Учитель: Вот таким увидел утро поэт И.С.Никитин.
Ребята, вначале урока мы записали эпиграф. Прочитайте его вдумчиво про себя. А теперь вслух.
- Кто желает?
- Какие ключевые слова в этом стихотворении? (Душа, язык).
Итак, как просыпается природа? В стихотворении «Утро» автор тоже наделил природу душой. Найдите олицетворение.
- В стихотворении есть и эпитеты. Найдите их. (Зеркальная вода, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки (солнца).
- В стихотворении есть замечательная метафора (употребление слова в переносном значении).
Попробуйте найти. (В огне облака, кудри лозняка, восток горит – разгорается, солнце хлынуло).
Учитель: Итак, как просыпается природа? Что сначала просыпается? (Солнце)
- Как оно поднимается? (медленно поднимается, из – за г(о)ризонта)
- Когда просыпается природа?( Появляется ветерок). Какой он может быть? (легкий, прохладный, еще прилагательные: нежный, ласковый)
- Как просыпаются деревья? ( листочки шепчутся, переговариваются, ветви (что делают?) колышутся,шумят.
- Как просыпаются растения? (Они тянут свои головки солнцу, еще придумайте глаголы: кивают головками )
- А что происходит с травой? (трава колышется, еще глаголы: стелется, волнуется)
- А какая может быть трава? (шелковистая, сочная)
- Как просыпаются птицы? (начинают щебетать, петь песни)
Дополните ряд: ласточки щебечут;
синицы тенькают;
воробьи…
сороки…
кукушки…
дятлы…
- А бабочки есть в лесу? Как они радуются солнцу?
- А какие они, как передать красоту бабочек?
- А как будете заканчивать сочинение? Посмотрите на последний пункт нашего плана.
-Ребята, мы с вами в разделе «Текстоведение» изучали типы речи. Вспомните, какие типы речи мы знаем?
( Повествование, описание, рассуждение)
- А какой тип речи вы выберете?
Учитель: Итак пишем сочинение в черновиках, используя слова на доске.
Не забывайте выделять абзацы. Работаем, затем прочитаем получившиеся работы.
Учитель: Кто не успел переписать сочинение начисто, дома перепишите. Попробуйте написать небольшое стихотворение «Утро», «Утро в лесу», «Природа просыпается».
02 10 2014
1 стр.
09 10 2014
7 стр.
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
03 09 2014
1 стр.