Учебник: Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика», МЦНМО, АО «Московские учебники, М., 2004, глава I, пп. 1-2.
Урок 1. Теория вероятностей и статистика
Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации в таблицах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Основная цель урока: Ознакомить учащихся с представлением данных в виде таблиц; ввести понятие «столбец таблицы», «строка таблицы», учить учащихся читать таблицы, осуществлять поиск информации в таблицах, учить учащихся составлять таблицы.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие, фиксация учителем в классном журнале отсутствующих по отчёту дежурного ученика, постановка цели урока.
Объяснение нового материала:
Прочитайте текст:
Крупнейшие реки. Обь находится в Евразии. Площадь бассейна Янцзы – 1809 тыс. км2. Длина Нила – 6671 км. Площадь бассейна Амазонки– 6915 тыс. км2. Меконг находится в Евразии. Площадь бассейна Хуанхэ – 771 тыс. км2. Длина Янцзы – 5800 км. Нил находится в Африке. Площадь бассейна Миссисипи - 3268 тыс. км2. Длина Хуанхэ – 4845 км. Амазонка находится в Южной Америке. Площадь бассейна Амура – 1855 тыс. км2. Длина Меконга – 4500 км. Хуанхэ находится в Евразии. Длина Миссисипи – 6420 км. Амур находится в Евразии. Длина Оби – 5410 км. Площадь бассейна Нила– 2870 км. Янцзы находится в Евразии. Длина Амура– 4440 км. Миссисипи находится в Северной Америке. Площадь бассейна Меконга – 810 тыс. кв. км. Длина Амазонки – 6400 км. Площадь бассейна Оби – 2990 тыс. км2.
А теперь рассмотрите таблицу, в которой представлена та же информация в виде таблицы
Таблица 1. Крупнейшие реки мира
Название реки
|
Где находится
|
Длина реки (в км)
|
Площадь бассейна (в тысячах км2)
|
Обь
|
Евразия
|
5410
|
2990
|
Янцзы
|
Евразия
|
5800
|
1809
|
Нил
|
Африка
|
6671
|
2870
|
Амазонка
|
Южная Америка
|
6400
|
6915
|
Меконг
|
Евразия
|
4500
|
810
|
Хуанхэ
|
Евразия
|
4845
|
771
|
Миссисипи
|
Северная Америка
|
6420
|
3268
|
Ответьте на вопросы:
- На каких материках находятся крупнейшие реки мира? (Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка)
- На каком материке находится больше всего крупнейших рек? (Евразия)
-На каких материках нет крупнейших рек? (Австралия, Антарктида)
-Назовите самую длинную реку. (Нил)
- Какая из перечисленных рек имеет самую маленькую длину? (Амур)
Какая река имеет самую маленькую площадь бассейна? (Хуанхэ)
А какая река имеет самую большую площадь бассейна? (Амазонка)
При ответах на вопросы вы пользовались текстом или таблицей? Почему?
Когда статистических данных много, чтобы не запутаться и не «утонуть» в море цифр, эти данные принято представлять в удобном для человека виде, в данном случае в виде таблицы.
Таблица делится на строки и столбцы (колонки). Информация в строках записывается по горизонтали, а в столбцах – по вертикали. Сколько строк и сколько столбцов в таблице «Крупнейшие реки»? (строк – 9, столбцов – 4).
Обычно каждый столбец таблицы имеет свое название, оно записывается в первой строке таблицы. Назовите названия каждого столбца таблицы. Как вы думаете, что показывает название столбца? (Какая информация будет записана в этом столбце, и в данном случае, в каких единицах измерена длина реки и площадь ее бассейна).
Таблицы позволяют искать нужные сведения, не изучая всю имеющуюся информацию. С таблицами вы уже сталкивались в своей жизни, например, расписание уроков. Если вам нужно узнать, какой урок будет в среду вторым у 7а класса, вы в таблице находите столбец «7а», в строке «среда, 5» смотрите название урока.
Закрепление нового материала:
Сейчас мы составим сводную таблицу домашней библиотеки 7 «А» класса.
Домашним заданием было : составить таблицу домашней библиотеки. Каждый учащийся называет жанр и количество книг этого жанра в его домашней библиотеке.
Сводная таблица домашней библиотеки 7 «А» класса
Жанр
|
Количество ( шт)
|
Общее количество (шт)
|
Учебная
|
|
|
Художественная
|
|
|
Фантастика
|
|
|
Научно- популярная
|
|
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
- какую литературу читают больше всего учащихся 7 «А» класса?
-какая литература менее всего интересна учащимся 7 «А» класса?
Рассмотрите таблицу №2 Выполнить упражнения к таблице «Расписание движения поездов из Москвы в Санкт-Петербург».
Прочитайте текст «Территория и население по континентам в 1989 году».
Территория Австралии и Океании – 8,5 млн. кв. км. Плотность населения в Африке в 1989 году была 21 человек на кв. км. Население Европы составило в 1989 году 701 млн. человек. Территория Южной Америки – 17,8 млн. кв. км. Население Северной и Центральной Америки в 1989 г. составило 422 млн. человек.. Территория всего мира – 135,8 млн. кв. км. Плотность населения в Австралии и Океании в 1989 г. была 3 человека на кв. км. Население Южной Америки в 1989 г. составило 291 млн. человек. Территория Африки – 30,3 млн. кв. км. Население Австралии и Океании в 1989 г. составило 26 млн. человек. Территория Азии – 44,4 млн. кв. км. Население всего мира в 1989 г. составило 5201 млн. человек. Территория Северной и Центральной Америки – 24,3 млн. кв. км. Плотность населения в Европе в 1989 г. была 67 человек на кв. км.. Население Африки в 1989 г. составило 628 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1989 г. была 38 человек на кв. км. Территория Европы – 10,5 млн. кв. км. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1989 г. была 17 человек на кв. км. Население Азии в 1989 г. составило 3133 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1989г. была 16 человек на кв. км. Плотность населения в Азии в 1989 г. была 71 человек на кв. км.
Необходимо представить данные из текста в виде таблицы. Для этого сначала ответьте на вопросы
- сколько столбцов будет в таблице?
- как можно назвать каждый из них?
-сколько строк будет в таблице?
Начертите таблицу и заполните ее.
Таблица 3. Территория и население по континентам в 1989 году
Континент
|
Территория в млн. кв. км)
|
Население ( в млн.)
|
Плотность населения (человек на квадратный км)
|
Австралия и Океания
|
8,5
|
26
|
3
|
Европа
|
10,5
|
701
|
67
|
Африка
|
30,3
|
628
|
21
|
Южная Америка
|
17,8
|
291
|
16
|
Северная и Центральная Америка
|
24,3
|
422
|
17
|
Азия
|
44,4
|
3133
|
71
|
Весь мир
|
135,8
|
5201
|
38
|
Итог урока:
Ответьте на вопросы:
- какую форму представления данных мы сегодня рассмотрели на уроке?
-какие преимущества имеют таблицы?
Домашнее задание: глава I, упражнения к таблице 3, придумать вопросы к таблице «Территория и население по континентам в 1989 году».