Перейти на главную страницу
ЦЕЛИ:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: летопись, князь, рукопись, Стефан Пермский, Епифаний Премудрый, собор, килевидные закомары, пилястры, аркатурно-колончатые пояса, тяги филенки, барабан, апсида.
(Энциклопедический словарь)
Из предыдущего занятия мы поняли, что связь времен не прервана. Мы и сейчас можем прикоснуться к прошлому через историю, памятники древности, старинные предания. Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным городом, городом музеем под открытым небом. Конечно же это - Ростов. (слайд 2)
В числе немногих русских городов Ростов впервые упоминается в древнейшем письменном источнике — Лаврентьевской летописи под 862 годом: став у власти Рюрик в тот год "раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро" Но зародился Ростов, видимо, значительно раньше. Здесь, на берегах озера Неро издревле обитало мерянское племя, принявшее в 1Х-Х веках в свою среду славянских переселенцев с берегов Днепра и из новгородских земель. Под тем же годом в Воскресенской летописи говорится о коренном населении Ростова: "по тем градом суть перьвии населницы: в Ростове Меря, а на Белеозере Весь, в Муроме Мурома". Славянское поселение долгое время существовало рядом с мерянским, что подтверждают археологические материалы; постепенно расширяясь, оно вобрало в себя мерянское поселение, превратившись, таким образом, в значительный по размерам город.
Озеро Неро связывалось судоходной в давние времена рекой Которослью с Волгой. По Волге и Шексне путь из Ростова вел в новгородские земли, по Волге и Каспию - в страны Востока. Недалеко от Ростова начинала свой путь река Нерль, соединявшая ростовский край с Клязьмой и Окой. Ростов, таким образом, находился вблизи выгодных речных путей, бывших когда-то основными жизненными артериями. Это способствовало раннему и быстрому развитию Ростова, ставшего центром обширной сельскохозяйственной, ремесленной и торговой округи. (слайд 3)
Политическое могущество и культурное развитие Ростова основывалось на солидной экономической базе. Особенное значение для экономики ростовского края имела торговля. Археологические раскопки показали, что еще в первом тысячелетии Ростов вел торговлю со странами Востока, с Византией, с новгородскими землями и Западом.
С конца IX века богатые и девственные ростовские земли привлекли внимание киевских князей. (слайд 4)Из договора князя Олега с греками 911 года известно, что в Ростове уже в это время сидел князь, зависимый от Олега. Ростов развивался, рос, богател. К концу X века он, как один из крупнейших городов Руси, входит в число уделов, поделенных между многочисленными сыновьями Киевского князя Владимира. (слайд 5)В 988 году Ростов достается Ярославу. (слайд 6) После Ярослава ростовская земля переходит его сыну Всеволоду, а затем, с 1093 года - его внуку Владимиру Мономаху,
(слайд 7)получившему в надел к своему Переяславскому княжеству под Киевом еще и далекие Ростовские земли. Этот князь-воин, всю жизнь проведший в седле, не один раз посещал свои северные владения, где оставил о себе память. Здесь не было еще ни Москвы, ни Владимира, а был старый Ростов и молодой Суздаль. Здесь, на крутом берегу Клязьмы Мономах основал город, названный его именем, и здесь же, как свидетельствует Киево-Печерский патерик, в Ростове и Суздале построил первые в этих краях каменные соборы (по летописным же сведениям первый каменный собор в Ростове был создан в середине XII века).
С момента крещения ростовцев в письменных источниках появляются известия о строительстве в городе наиболее значительных, преимущественно культовых, сооружений. Скудные эти сведения, хотя и не совсем полно, воссоздают картину многовековой строительной истории Ростова Великого.
Уже с середины XII века ростовские земли становятся ареной кровавых усобиц между потомками Владимира Мономаха. С Ростовом начинает соперничать Суздаль, а затем и быстро возвысившийся новый город Северо-Восточной Руси — Владимир.
(слайд 8) И только в 1207 году, при княжении в Ростове старшего сына Всеволода III – Константина, город вступает в свой "золотой век" - в период наивысшего, хоть и кратковременного, экономического расцвета и одновременно становится одним из самых значительных культурных центров Северо-Восточной Руси.
Князь Константин, тяготевший по своей натуре к книжной премудрости, был по тому времени образованным человеком. Он основал в Ростове богатейшую библиотеку, которая насчитывала несколько тысяч редких книг и рукописей на славянском и греческих языках. (слайд 9)При Константине в Григорьевском монастыре Ростова действовала школа, где изучались философия, богословие, греческий и славянский языки, осуществлялись переводы на славянский язык греческих рукописей. Ее просветительскую деятельность не смогло прервать даже внезапное нашествие татаро-монгол. Еще на протяжении нескольких веков вплоть XV - школа влекла к себе людей, жаждавших знаний.
В школе Григорьевского монастыря десять лет обучался Стефан Пермский, в совершенстве овладевший славянской и греческой письменностью. В 1383 году он был назначен епископом в Пермь, где изучил язык местного народа — зырян и "азбуку сложил Пермьским языком и книги переведе на Пермьский язык, сия же Пермьския грамоты от века не бывало".
Выдающимся писателем средневековой Руси считается Епифаний Премудрый, корифей "житийной" литературы, живший в конце XIV — начале XV веков. Епифаний Премудрый тоже обучался в школе Григорьевского монастыря. После него осталось несколько литературных произведений, в том числе и "жития" Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные образным поэтическим языком.
При епископском дворе Ростова существовала иконописная мастерская. Несомненно, что в ней работали лучшие живописцы своего времени. Считанные единицы икон ХШ-ХV веков дошли до наших дней, но ясно, что уже в те далекие времена были заложены основы живописных принципов, которые так отличали Ростово-Суздальскую школу живописи на всем протяжении ее существования.
Здесь же, при дворе епископа велось летописание. На протяжении нескольких столетий в летописи отмечались все важнейшие события, связанные с Ростовом, его князем и епископом. В дальнейшем ростовская летопись вошла в древние летописные своды, такие как Лаврентьевская, Воскресенская, Никоновская, Тверская и другие.
На высоком уровне стояло и строительное искусство Ростова. В начале XIII века он занимал уже обширную территорию вдоль берега озера Неро. В центре города, на соборной, вечевой площади возвышалась громада белокаменного Успенского собора, у подножия которого раскинулась торговая площадь.
Летописи не упоминают о существовании каких-либо укреплений в Ростове. Однако положение столицы удельного княжества и усобные войны князя Константина за великокняжеский стол обязывали его позаботиться об укреплении хоть центральной части Ростова, включающей в себя собор, княжеский и епископский дворы, торговую площадь. Таким укреплением был земляной вал и деревянный рубленый тын, "город" с боевыми башнями и проездными воротами под ними, что являлось типичным укреплением равнинных городов древней Руси. Ростовский краевед XIX века А.А. Титов, говоря о кремле XVII столетия, на основании неизвестных нам источников писал, что на этом месте "кремль рубленый существовал и в более отдаленное время".
Но перенесемся в XVII век и познакомимся с Митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем, который оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ростова Великого. (слайд 10)
Однако союз с опальным патриархом дорого обошёлся Ионе. Став в 1662 году местоблюстителем Патриаршего престола, Иона пытался лавировать между царём и Никоном. Развязка наступила в ночь с 17 на 18 декабря 1664 года. В Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. Вдруг двери с шумом распахнулись и в собор ворвался бывший патриарх Никон.
(слайд 13)Устроив этот "переворот", Никон предложил Ионе принять у него благословение (то есть подтвердить легитимность уже опального патриарха), что Иона в страхе и сделал. За ним потянулись прочие священнослужители и простой народ.
За потворство смуте, учинённой Никоном, Иона имел серьёзный разговор с Алексеем Михайловичем, (слайд 14)за коим незамедлили появиться соответствующие поступку выводы (заметим, что Иона ещё легко отделался, сумев убедить царя, что сделал всё ненарочно, а исключительно под влиянием испуга от внезапного появления Никона). Собранный по сему случаю Архиерейский собор утвердил царское решение и Иона был отправлен обратно в Ростов, где и прославил себя как великий строитель. Что, впрочем, не помешало ему активно участвовать в жизни первопрестольной, сохранились личные связи, влияние, Иона присутствовал на соборах почти каждый год.
В XVII веке на протяжении нескольких десятилетий ростовским митрополитом был Иона Сысоевич. Человек деятельный, он задумал создать Архиерейский дом (или двор) — свою резиденцию, которую в грезах видел красивой и величественной. (слайд 15, 16)Получилось. Выглядит как крепость: стены по периметру высокие, башни над стенами поднимаются, бойницы есть, — но все-таки это не крепость. Таким может быть сказочный замок, не предназначенный для обороны и придуманный мечтателем, не чуждым красоты. А за стенами — церкви нарядные, палаты каменные и самая древняя из здешних построек — Успенский собор, возведенный еще в 1512 году, за полтора столетия до создания Архиерейского двора, и позднее в него включенный.
Руководил ростовской и ярославской паствой Иона до 1690 года, когда скончался, выйдя, незадолго до этого, на покой.
За более чем 1000-летнюю историю Ростова много чего здесь сооружали, а едут туристы сюда в основном из-за Архиерейского двора, или Ростовского кремля (так его стали называть со временем), чтобы увидеть собственными глазами созданную стараниями Ионы Сысоевича красоту. Без него город стал бы другим. Можно даже сказать, что это Иона его и построил.
Ансамбль кремля.
Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга - Митрополичий сад.
Главной доминантой ансамбля является Успенский собор - старейшее здание города. (слайд 17, 18)Фундаменты этого храма, глубиной 5 метров, опираются на самые незапамятные слои ростовской земли. Крест кафедрального собора возносится на высоту 60 метров, освящая собой весь Ростов Великий. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII-ХIII вв. в 1508-1512 гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность. Считаем нужным отметить, что собор и соборная площадь не имеют отношения к музею, хотя соседствуют являются частями кремля.
Ростовский кафедральный собор - это еще и огромный каменный ларец, в котором хранятся святые мощи угодников Божиих, просиявших в Ростове в течение многих веков. Это и гробница апостола Ростовской земли - святителя Леонтия, основавшего здесь христианство, и мощи святителя Исайи, преемника святителя Леонтия, и святые мощи святителя Игнатия чудотворца. Под сводами собора похоронен князь-герой мученик Василько, в час испытаний не предавший своей веры и своих принципов. Здесь покоятся мощи воспитанника преподобного Сергия, его племянника, архиепископа Феодора.
Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. (слайд 19) Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. (слайд 20)Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. (слайд 21)
Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-60-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора - Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.
Около 1670 г. вплотную с Судным приказом возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями.
(слайд 22)Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор - Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью.
По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.
В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата".
(слайд 23)Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.
Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях). (слайд 24) В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства:аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения.
Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем". Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.
На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России. (слайд 25,26)
Одновременно со стенами и башнями возводились корпуса, расположенные по периметру Г-образного в плане хозяйственного двора. В них размещались хозяйственные службы, обеспечивавшие жизнедеятельность митрополичьего дома. В корпусах между Водяной и Дровяной башнями находились сушила, пивоварня, многочисленные кладовые палаты. А по другую сторону от Дровяной башни - поварня и приспешня (пирожная), также относящаяся к 70 - 8О-м гг. XVII в, Архитектурная обработка всех этих сооружений очень, скромна. Она практически совпадает с оформлением хозяйственного корпуса, расположенного в восточной части центрального двора. Так было подчеркнуто иерархически подчиненное положение хозяйственных корпусов в общем художественном целом ансамбля.
Западный вход на территорию кремля украшает одна из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы - надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.) (слайд 27)Пожалуй, это самое совершенное произведение ионинских мастеров. Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как-бы весь устремлен вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля. В ее облике уже отсутствует противопоставление богато оформленного низа и сурового, почти аскетического верха храма.
Совсем иную архитектурную обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е гг.) (слайд 28)приписного, то есть целиком зависимого от митрополита Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но мы не найдем у нее ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля "московского барокко", распространенного в конце XVII -- начале XVIII вв. Но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии
(слайд 29)выглядит гораздо скромней. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль. Современная пестрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени.
Итак, к концу XVII в. завершилось в общих чертах формирование архиерейского двора. Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град - горний Иерусалим. (слайд 30)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
ЗАДАНИЕ:
Роль Ионы Сысоевича – митрополита Ростовского в строительстве Ростовского кремля
10 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Урок проводили: учитель истории Ульяновская Елена Витальевна, учитель биологии и химии – Мурашко Елена Алексеевна, учитель физики и обж – Лапкина Елена Геннадьевна
07 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Здравствуйте,ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Я буду с вами проводить урок внеклассного чтения по литературе
10 10 2014
1 стр.
Проект разработан ученицей 10 класса моу «Центр образования с. Лаврентия» Андросовой Ниной. Руководители проекта: Павлова Татьяна Михайловна, учитель биологии; Хоперская Елена Алек
12 09 2014
3 стр.
16 12 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.