ПОВЕСТЬ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ
(Урок-исследование – 2 часа)
«Красота и чувственность – вот что очаровывало в Карамзине»
(один из современников)
«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».
(Н.М. Карамзин)
Цели:
-
продолжать формирование практического представления о сентиментализме на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
-
проследить развитие чувств главных героев, выявить отношение автора рассказчика к происходящим событиям;
-
оценить мастерство Н.М. Карамзина, писателя и психолога;
-
формировать понимание нравственно-философских проблем повести.
Оборудование: доска, ассоциативные рисунки учащихся, рабочие карты.
ХОД УРОКА:
Оформление доски.
Опорные понятия:
любовь – счастье
любовь – трагедия
Рок и обстоятельства
Природа и человек
Писатель –
сентименталист,
психолог,
философ
|
Тема.
Эпиграф
|
А ссоциативные
рисунки учащихся
|
Написать сочинение на тему: «
|
-
Организационный этап.
-
Целеполагание.
Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени. Он рано вошёл в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Карамзин – автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя». Неподдельный интерес писателя к истории своего отечества – это качество, достойное глубокого уважения человека любого возраста и любой эпохи…
Но сегодня Н.М. Карамзин нас интересует прежде всего как глава школы русских сентименталистов и как автор повести «Бедная Лиза» Повести, в которой есть нечто такое, что неподвластно времени, что живет в сердцах людей, волнует их разум и тревожит душу вечно…
- Что же это? (чувства)
- Действительно, сегодня мы проследим развитие чувств Лизы и Эраста и сделаем акцент на нравственно-философских проблемах повести. Попытаемся понять, что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализма. (Обратить внимание на записи на доске, записать тему и эпиграфы к уроку.)
1. Анализ поступков героев. Аналитическое выборочное чтение.
- Итак, опираясь на текст повести, побываем в психологической лаборатории Карамзина, который изображает историю любви Лизы и Эраста как непрерывный, меняющийся, неоднозначный поток чувств, впечатлений, настроений.
- Кто главная героиня повести? Откуда это видно?
- Как жила Лиза до встречи с Эрастом?
Встреча состоялась. Что почувствовала Лиза? (…удивилась, осмелилась взглянуть, … закраснелась, …потупив глаза в землю, сказала…)
Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний).
- Как Эраст относится к Лизе?
- Какой эпизод явился кульминацией отношений Лизы и Эраста.
Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности.
Беседа.
- Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?
- К какому выводу приходит автор?
Пересказ эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну.
Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
- Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью?
(Деньги в повести – порочные «ценности» цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)
- Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами «Никто не владей вами!» были брошены «непродажные» ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды? (Ландыш. Этот образ символичен. Он символизирует чистоту, свежесть. Цветы, брошенные в реку, предрекают гибель героини.)
2. Мотивация поведения героев.
- А виновата ли сама Лиза в том, что с ней произошло? В чем же ее вина? (Какие законы своего общества нарушила Лиза?) Как в тексте автор указывает нам на эту ошибку? (Потеря невинности; самоубийство.)
- Чтение заключительного абзаца. Можно ли оправдать Эраста? (Ходит на могилу, был несчастлив. Законы его общества: неодобрение женитьбы на подобных Лизе вовсе не оставляет за крестьянкой права на страстную взаимную любовь с барином)
- Как понимать оксюморон «страстная дружба?» (Не собирался жениться, хотя Лиза поняла его именно так.)
3. Автор и природа в произведении.
– Итак, мы рассмотрели историю любви Эраста и Лизы, проследили развитие чувств и влияние обстоятельств.
- Скажите, а были ли наши герои счастливы? (У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновение) Кому принадлежат эти строки? В чём связь? Не прошли испытания любовью Эраст и Лиза. Значит, для счастья только любви не достаточно. Что ещё необходимо? (Разум) Кто выступает носителем разума в повести? (Автор, мать)
- Как автор выражает свои мысли? (напрямую, через героев, через природу) Итак, мы назвали ещё один образ – природа. Почему она играет большую роль? (Сентиментализм. Связано с Лизой)
- Почему природа не связана с Эрастом? О чём это говорит?
4. Работа с ассоциативными рисунками (индивидуальная домашняя работа). Рассуждения учащихся. (На рисунках: радуга, слёзы, заря и т.п. – Почему это связано с образами героев?)
4) Этико–философский мир повести
- Повесть Карамзина очень многогранна, и, как любое истинное произведение искусства, вызывает у нас разноречивые чувства, борьбу мнений и оценок. Писате6ль вовлекает нас в сложный мир, побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное, искать и находить гармонию чувств и разума…
- Так какие же нравственные уроки извлекаем мы из повести Карамзина «Бедная Лиза»? (Человек, способный видеть радужный мир в капле воды, обязательно будет счастлив, потому что научится видеть прекрасное не только в большом, но и в малом.
5. Литературоведческие понятия (разбор).
Жанр произведения – реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время).
Идея произведения – «И крестьянки любить умеют».
- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках? Введение понятия сентиментализм. Составление сопоставительной таблицы. (Приложение 1)
- Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению «Любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Литература
-
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. М., 1980.
-
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9-й класс. М., 2002.
-
Осетров Е. Три жизни Карамзина. – М.: Современник, 1985.
-
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. М., 2001. Ч.1.
Приложение 1.
Основные черты
|
Классицизм
|
Сентиментализм
|
Основной пафос
|
культ разума
|
культ чувства
|
Взаимоотношения личности и государства
|
человек-гражданин, интерес к государственным деятелям
|
приоритет личной жизни, интерес к простому человеку
|
Изображение героя
|
внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера
|
внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера
|
Авторская позиция
|
объективность повествования
|
субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции
|
Ведущие жанры
|
ода, трагедия, комедия
|
повесть, дневник, письма, песня, романс
|
Роль литературы
|
поучать, воспитывать
|
сострадать, пробуждать лучшие чувства
|
Нормированность
|
строгие правила
|
нарушение норм; культ природы; элементы психологизма
|