Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РТ Сармановский муниципальный район

МБОУ “Юлтимеровская осноная общеоразовательная школа”
Открытый урок на тему:

Мой край родной,тебе мое сердце»



(Изображение осенней природы в литературе, живописи и музыке).

Учительница русского зыка и литературы: Нигматзянова Альфия Асгатовна

Категория : первая

6 класс русская литература ( для национальных школ с татарским языком обучения)

План “Мой край родной,тебе мое сердце».(Изображение осенней природы в литературе, музыке, живописи)

Цели: 1) Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения, о произведении.

2)Развитие устной речи учащихся.

3)Закрепление речевых навыков и умений выразительного чтения стихотворения,

4)Расширение кругозора, наблюдательности.

5)Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Оборудование: Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», грамзапись музыкальной пьесы «Октябрь» из цикла « Времена года»,П.Чайковского, портреты А.С Пушкина, П.Чайковского, И.И.Левитана; плакаты с цитатами:

1.Эту истину знвю отроду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою. ( М.Романов)

2.Добротой земля моя прекрасна.

Так давай на долгие века

Сохраним земле ее богатства-

Это рощи, реки и луга!
На доске написан эпиграф урока:

Унылая пора! Очей очарованье А.С.Пушкин



Ход урока.

1.Слово учителя.

Родина для любого из нас неотделима от мест, где родился и рос. где с любовью к родной деревне, лесу, озеру зарождалась большая и вечная любовь к большой Родине- России. Мы должны любить природу ,воспитать в себе чувство настоящего хозяина родной земли.

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о красоте, о богатстве, об охране родного края.


- Какое сейчас время года?

По каким признакам мы узнаем осень?

-Ребята, на прошлом уроке вы получили задание найти в художественных произведениях русских и татарских писателей и поэтов об осени.( Прослушивание)

-Сегодня мы будем говорить об осени. Узнаем, как свое отношение к этому времени года выражали писатель, поэт, композитор, художник.



2.Работа над текстом” До свиданья,осень!

-Ребята ,вам хорошо известны имена великих писателей М.Пришвина, К.Паустовского,Соколова-Микитова, Бианки, Паустовского.Это их книги учат нас с детства наблюдать природу,любить ее и бережно относиться к ней.Но сейчас мы с вами прочитаем небольшой текст писателя Закруткина,который вам почти незнаком.

а) чтение текста.

б) выяснение значений слов.

в)вопрос к тексту:

Какие признаки осени описаны в тексте?

3. Работа над стихотворением А.С.Пушкина “Осень”.

-Родина для Пушкина- это не только Москва,где он родился, нои Михайловское,псковское имение его отца.Поэт любил Михайловское за его спокойную умеренность,красивую природу, которая особенно хороша была осенью.

-А теперь послушайте, как пишет А.Пушкин об осени.

1.Чтение стихотворения учителем.

2.Словарная работа.

3.Чтение стихотворения учениками про себя с заданием найти признаки осени.

4.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Ребята, я хочу познакомить вас еще с одним стихотворением.Это творение замечательной поэтессы, нашей землячки ,нашей любимой поэтессы Васимы Хайруллиной “Көз”.Вот послушайте.

Көзге көннәр бер табышмак,

Җир аякка ябышмак.

Моңга чумган бөтен дөнья,

Сары сарган сагыштан.

Көннәр сүрән,саран кояш

Кашын җыерып карый.

Агачларның сирәк чәчен

Пырдымсыз җилләр тарый.

Җир сөйләшә кыштыр- кыштыр,

Коры яфрак куыша.

Агач башларын елатып,

Күктә болыт шуыша.

Салкын, чал кыраулар төшә.

Һава да,кырлар да буш.

Соңгы төркем торна оча:

-Исән тор-рыгыз,хуш-хуш.

4.Прослушивание в грамзаписи музыкальной пьесы» Октябрь». Великий композитор П.И.Чайковский в музыкальном цикле «Времена года» также изобразил осень.И сейчас мы послушаем эту музыкальную пьесу.

-Какие картины осени вы представили при прослушивании музыки?

5. Работа над репродукцией картины И.И.Левитана «Золотая осень». Всякое время года манит художника своей особой красотой, ожидает в его душе свое особенное чувство. Но самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву ;одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого, чудесного перед холодом, предзимнего солнца. «Надо понимать разговор воды и деревьев,-говорил Левитан.-Иначе хорошую картину не напишешь». О чем хотел рассказать нам художник? Вот это мы сейчас постараемся рассмотреть.

1.Как вы думаете, что это за время года?

2.Ребята, если бы не было названия картины, вы бы узнали что это за время года? По каким признакам?

3.Как вы думаете, что это за месяц? Почему?

4.Какое небо? Каким был день, который художник изобразил в картине?

5.Какие предметы изобразил художник?

6.Каким настроением проникнута картина?

7.Попробуйте устно описать картину.

8.Воспоминание Паустовского.

“Невольные слезы обожгли мне глаза... Я стоял перед “Золотой осенью”Левитана.Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог проверить, что такая красота существует на свете...

Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен левитана...

Все дрожало у меня на душе.Я чувствовал, что со мной происходит что-то непонятное.

А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну.Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике.Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца”.

6. Вывод урока.

-Ребята, с какими произведениями мы сегодня познакомились?(Читали тест “До свиданья осень”, работали над стихотворением А.С.Пушкина, слушали музыку П.Чайковского, рассматривали репродукцию картины Левитана).

-Что ообъединяет все эти произведения? (Общая тема).

-Какая тема? (Осень)

- Сегодня мы увидели, с какой любовью,наблюдательностью пооэт, писатель,художник, композитор воспели красоту осени.А зачем красота нужна человеку? Тому, кто полюбил прекрасное, стыдно поступать некрасиво.Красота откроется ему еще много раз в искусстве и в труде, в лесу, в саду, у речки дома- там ,где лн раньше ее не замечал.Мир вокруг тебя станет богаче и радостней, а сам ты счастливей: и глаза твои зорче, и сердце добрей.

- Милый край! Как ты мил, как ты богат! Пусть каждая встреча с тобой останется в памяти как большая радость.Но, кроме радости,душу волнует и тревога: ведь иногда красоте не удается спастись Злой выстрел,убивающий зверя, останавливающий на лету стремительную птицу.А сорванный цветок,загубленное дерево,растоптанный муравейник- разве всегда природа может постоять за себя? Ребята, мы должны бережно и с любовью относиться к природе и ее богатствам.

Всякая рана природе, где бы и кем бы она ни была нанесена-это ваша боль,ваша рана.Берегите природу.Окружите заботой и вниманием аждый куст, каждый цветок около школы, во дворе своего дома, в парке, в саду.

Мой край родной, горжусь тобой,

Живу тобой, дышу тобой,

И знаешь лишь сама любовь,

Как я тебя люблю,

Мой край родной, мой край родной!

Песня Пришельца “Наш край”
7.Домашнее задание.

1 вар.Написать сочинение”Мой край родной,тебе мое сердце”



2.вар.Дать оисание своего рисунка.

Урок на тему: Мой край родной,тебе мое сердце

План “Мой край родной,тебе мое сердце.(Изображение осенней природы в литературе, музыке, живописи)

58.5kb.

09 10 2014
1 стр.


Край мой родной, мой край прекрасный
14.44kb.

23 09 2014
1 стр.


«Мой родной город, улица, дом», фонограммы песен о Родине

Оформление: символы нашей страны, картины с видами городов, полей, лесов, рисунки ребят на тему: «Мой родной город, улица, дом», фонограммы песен о Родине

53.27kb.

08 10 2014
1 стр.


"Имя прилагательное"

Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

29.57kb.

14 12 2014
1 стр.


«Люблю тебя, мой край родной»

Оборудование: синтезатор, компьютер, флэш носитель, наглядности (иллюстрации с изображением национальной одежды), карта Дагестана, портреты дагестанских композиторов

73.2kb.

15 12 2014
1 стр.


Мой родной край

Ссср была принята новая Конституция Дагестанской асср. Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. Наро

98.85kb.

25 12 2014
1 стр.


Конкурс по изобразительному и декоративно-прикладному искусству «Татарстан мой край родной»

В целях выявления и поддержки одаренных детей и ярких самобытных педагогов области изобразительного и декоративно-прикладного творчества; популяризации различных направлений и жанр

235.4kb.

10 10 2014
1 стр.


Здравствуй, дорогая Юлечка!

Ею я заинтересовалась где-то классе в пятом и теперь всё, что связано с ней, собираю и бережно храню. Я посылаю тебе моё сочинение на эту тему. Оно было написано в 6 классе. Я дума

36.95kb.

15 09 2014
1 стр.