1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
|
Начнем урок с минутки настроения. Передавая из рук в руки колокольчик, продолжите предложение: «Сегодня на уроке истории у меня есть возможность…».
-Спасибо за ваши мысли. Я желаю вам интересного урока.
-Ребята как вы понимаете словосочетание «расцвет государства»?
-Как вы думаете, с какими фактами, событиями, явлениями мы можем связать расцвет Египетского царства?
-А как думает наш друг Антошка?
Откройте с. 78. В самом низу прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства.
-Каково мнение Антошки?
Фиксирует на доске:
1-й факт:
Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.
-Каково мнение ученых?
Фиксирует на доске:
2-й факт:
XVI – XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.
-Посмотрите по «ленте времени» (стр.74) к какому тысячелетию относятся эти даты.
-Что заметили?
-Какое наблюдаем противоречие?
-Какой возникает вопрос?
-Фиксирует проблему урока на доске:
Почему именно XVI – XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?
-А тему урока вы сформулируете в конце нашей работы.
|
Возможные варианты ответов: …узнать что-то новое, …получить хорошую оценку, … научиться чему-либо.
…стало сильным, развивалось хозяйство, расширились территории и т.д.
…Достижения египтян в культуре, успехи в хозяйстве, завоевание и т.д.
Читают вслух диалог главных героев.
-Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды.
-Ученые считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI – XI век до н.э.).
Выясняют, что XXVI век до н.э. это третье тысячелетие, а XVI – XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.
|
3.Актуализация знаний. Планирование деятельности.
|
-Чтобы проверить версии давайте вспомним что мы уже знаем.
-С помощью словаря объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане.
-Вам все понятно?
-Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство.
-Какие вам известны достижения в Древнем Египте?
Фиксирует ответы учеников на доске ключевыми словами:
Знаем:
1. 3000г. до н.э. – образование Египетского царства.
2.Оросительные системы, строительство гробниц, использование медных орудий труда.
3. Письменность, календарь, создание наук – астрономия, математики.
-Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? Поработайте в парах.
Фиксирует ключевыми словами на доске:
Надо узнать:
1. Достижения.
2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта?
-А где мы будем искать ответ?
-С чем будем работать?
|
Когда возникло государство в Египте. Какими были достижения в культуре. Как было организовано египетское общество.
Самостоятельно читают со словарем в учебнике.
Около 3000г. до н.э.
Письменность, использование меди, строительство оросительных систем и т.д.
Работают в парах, составляют планы действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта?
С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства?
|
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Пункт 1.
Пункт 2.
|
-Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Выберите из текста (пункт 1, стр.74) необходимые факты, которые свидетельствуют о расцвете Египта.
При подготовке ответа используйте алгоритм выполнения продуктивного задания.
-Давайте проверим, что у вас получилось. Вспомните, что надо было сделать в этом задании?
В процессе ответа на доске фиксируются ключевые слова:
Достижения:
Колёсные повозки.
Разведение лошадей.
Бронзовые орудия труда.
Новые виды ремёсел.
Гребные и парусные суда,
-Какую версию доказывают эти факты?
-Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать?
-Рассмотрите иллюстрации на с.75.
Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего государства?
- А теперь рассмотрим фрагмент карты
на с.76. Какую информацию можно получить из данной карты?
- Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н. э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? Какие произошли изменения?
- Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?
- Сейчас мы с вами попробуем выяснить
причины столь внушительных побед египетских армий. Используя текст
на с.75 найдем нужную информацию.
- Читаем вслух первый абзац пункта 2
- Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали.
- Какие ключевые слова запишем?
Фиксирует на доске ключевые слова.
Причины:
1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.
- Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст
и выделяя карандашом необходимые слова.
-Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте слова, которые мы запишем.
Фиксирует на доске ключевые слова:
2. Хорошее вооружение.
3. Строгая дисциплина.
4. Награда и повышение по службе.
- Объясните, как египтяне могли использовать завоёванные территории?
- Найдите в тексте слова которые подтверждают эту мысль.
|
Дети 2-3 минуты индивидуально, самостоятельно работают с текстом п.10, с.74.
Надо было найти необходимые факты, свидетельствующие о расцвете Египта.
Предполагаемый ответ на продуктивное задание:
-Я считаю, что в середине 2-го тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне научились изготавливать колесные повозки, разводить лошадей.
Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании.
В-третьих, египтяне освоили новые виды ремёсел.
В-четвёртых, научились строить гребные и парусные суда.
-Первую версию.
-Данные факты указывают на то, что новые достижения способствовали расцвету Египетского царства.
Описывают иллюстрации. Высказывают предположения.
- У египтян была своя армия,
которая обеспечила расцвет Египта.
- По карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. Египтяне подчинили себе
Палестину, Финикию, Сирию, дошли
до реки Евфрат
Ученик читает первый абзац пункта 2,на с.75
- Армия была многочисленная, состояла из свободных горожан и
земледельцев. Это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов.
Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом.
- Все самое ценное они отвозили в Египет.
Зачитывают по тексту (пункт 3 с.76)
Информацию о том, что можно было вывезти из завоеванных стран.
|
Выражение решения. Применение нового знания.
|
-Обратимся к проблеме урока. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Смогли мы с вами решить проблему?
-Чьи версии подтвердились?
-Сформулируйте тему урока и запишите в тетради.
-Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание, текст которого находится у вас на столе.
Поработайте в парах.
Задание:
Какой процесс здесь представлен – расцвет или упадок Древнего Египта? Приведи одно - два доказательства своей точки зрения.
События и явления:
1) Строительство грандиозных дворцов и храмов в новой столице Египта – Фивах.
2) Завоевательные походы Тутмоса III.
3) Применение бронзы.
4) Развитие хозяйства.
5) Создание новой армии.
Расположи эти события и явления в правильной последовательности.
Проверяет правильность выполненного задания.
-На следующем уроке мы с вами познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?
-Прочитайте дома параграф 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы перед параграфом 10 на с. 80.
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Возьмем колокольчик. Что вы ожидали от урока?
Осуществились ли ваши ожидания?
Передавая колокольчик, закончите предложения:
-Этот урока нам нужен был для того, чтобы…
-На уроке мне больше всего удалось…
-Сегодня мне показалось особенно интересным…
-Я тоже присоединюсь к вам. Этот урок дал мне возможность…
Спасибо за урок!
|
-XVI-XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в это период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудия труда из бронзы, а так же создание сильной, хорошо вооруженной армии, с помощью которой были завоеваны соседние государства, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку до н.э. Египет теряет свое могущество, оказываясь под властью иноземцев.
Мы решили учебную проблему и смогли доказать обе выдвинутые версии.
Выполняют задание на листах, работая в парах.
Высказывают свои предположения.
Записывают домашнее задание.
|