Арская средняя общеобразовательная школа № 2
Поднебесная империя
Открытый урок в 6-м классе
на районном семинаре
учителей истории
учитель Нурмихаметова И.И.
АРСК 2007
Поднебесная империя.
План-конспект
Цели: продолжить изучение истории стран Востока, выделяя особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайской культуры, показав их
значение в мировой истории, использовать в ходе урока «Книгу…» Марко Поло как исторический источник, активизируя работу учащихся, продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника, иллюстрациями, способствовать развитию у учащихся образного мышления, творческого подхода к выполнению заданий.
Оборудование: классная доска, карта «Индия и Китай в средние века», стенд «К уроку» с материалами о Марко Поло и его путешествии в Китай, стенд с материалами по современному Китаю, карточки с названиями изобретений китайцев.
Литература: учебник для 6-го класса М.А.Бойцова и Р.М.Шукурова «Всеобщая история. История средних веков», М., «Русское слово», 2007, Детская энциклопедия: Великие путешествия Я познаю мир, М., Астрель, 2001, М.В.Ревенко Малышам о географических открытиях, М., Педагогика, 1989, Учебное электронное издание Всеобщая история 5-6 класс, ООО Кордис Медиа, 2004, Марко Поло «Книга о разнообразии мира», журнал «Вокруг света», № 8, 2006.
Основные понятия: империя Тан, фарфор, книгопечатание, порох, Великий канал, бумага, компас, бумажные деньги, чжурчжэни, династия Сун, династия Мин.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного.
-
Изучение нового материала.
4. Вывод, обобщение.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос по вопросам :
На прошлом уроке мы изучали историю страны, где побывал Марко Поло.
Что это за страна? Чем она знаменита?
Какой была Индия во времена Гуптов?
Почему торговля со Средиземноморьем приносила Индии огромные выгоды?
Что привлекало в Индию все новых и новых завоевателей? Каких завоевателей ?
Какое государство возникло в Индии в XIIIв.?
Какие религии были распространены в Индии к исходу средних веков?
Про какую индийскую игру говорится в учебнике?
Какой еще путешественник побывал в Индии? Посмотрите документ на стр. 242, что описывает Афанасий Никитин в своей книге?
Проведение тестовой проверочной работы по двум вариантам, задания прилагаются.
Изучение нового материала.
-
VII-IX в.в. - Империя Тан.
-
X-XIII в.в. – Империя Сун и чжурчжэни.
-
XIII- XIV в.в. – Китай под властью монголов.
-
XIV – XVII в.в. – Империя Мин.
Актуализация.
Мы продолжаем наше путешествие по Востоку вслед за Марко Поло и сегодня побываем в Китае- Поднебесной империи.
Как вы думаете, почему так называли Китай?
Ребята, что вы знаете об этой стране? Что запомнили из истории древнего мира?
Какие реки вам известны? Что создали китайцы в древнюю эпоху?
По какому пути можно было добраться до средневекового Китая?
По Великому Шелковому пути добрался и Марко Поло до Поднебесной, описав все в своей «Книге о разнообразии мира», которая на несколько веков стала единственным источником информации для купцов, картографов, мореплавателей, в том числе и для Христофора Колумба.
Знаете ли вы о том, что прошлый год был объявлен годом России в Китае? А нынешний год объявлен годом Китая в России, в рамках которого было проведено очень много мероприятий (см. приложение). Что вы об этом слышали? Как вы думаете, почему этой стране уделяется такое внимание?
Мы будем изучать 26,запишите домашнее задание в дневниках, пересказ по вопросам на стр. 249.
Ребята, на доске представлен план изучения новой темы, запишите его в тетради, обратите внимание: история средневекового Китая делится на четыре периода, их мы сегодня и рассмотрим.
-
В начале VII века произошло объединение Китая под властью одного императора, на 300 лет была установлена династия Тан. В это время в Европе правили Меровинги и Каролинги, а Китай был самой могущественной страной в мире.
Император обладал огромной властью, китайцы считали, что власть ему даровал сам бог, за что и называли его богдыханом, что значит Сын Неба. Первый император из династии Тан - Тайцзу провел ряд реформ, направленных на возрождение хозяйства и добился больших результатов. Он организовал наемную армию и смог не только защитить свою страну, но и расширить ее территорию.
Найдите в тексте учебника на стр. 243 отрывок, в котором говорится о завоеванных территориях, где управляли наместники китайского императора (ученики читают текст). Китайцы отбили натиск арабов, приютив у себя персидского шаха.
Посмотрите на миниатюру VII в. на стр. 243, опишите облик императора Ли Шиминя - второго императора из династии Тан (властный человек, в решительной позе, со строгим видом, в богатой нарядной одежде).
Со времен Тан в Китае стали по-новому распределять чиновничьи посты. Послушайте рассказ о подготовке чиновников.
Подготовке чиновников в Китае всегда уделялось огромное внимание. Получить должность начальника мог только мудрый и способный человек. Желающий стать чиновником должен был пройти конкурс, отлично сдав ряд экзаменов. Все участники отбора получали вопросы, на которые должны были ответить письменно или устно в присутствии специально приглашенной комиссии. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мыслителей, уметь интересно пересказывать исторические сюжеты, рассуждать на философские темы и сочинять стихи. Сдавший первый экзамен назначался на самую низшую должность. Желающие повышения могли получить его только сдав второй, более сложный экзамен. И только сдавшие экзамен трижды, обладатели третьей высшей ученой степени, были теми хорошо подготовленными и тщательно проверенными людьми, из числа которых назначались чиновники на самые ответственные должности.
Вывод учителя: К экзаменам допускался всякий, значит крестьянин или ремесленник тоже мог быть кандидатом в чиновники.
Во времена династии Тан из Китая вывозили шелк, чай, но самым замечательным товаром считался фарфор, секрет изготовления которого никому не выдавали.(см. картину на стенде) Стал распространяться буддизм, о буддийских храмах повествует Марко Поло.
Вероятно, именно китайские буддисты первыми в IX веке стали печатать книги. Посмотрите на иллюстрацию учебника на стр. 245, наборная касса для печати. Какие предположения об устройстве этой кассы вы можете сделать?
Во времена Тан изобрели порох для фейерверков, позже для огнестрельного оружия. Столицей империи Тан был город Чанъань, рассказ о котором вы прочитаете в учебнике на стр.249 самостоятельно.
X-XIII в.в.
-
После свержения последнего императора из династии Тан власть досталась династии Сун, об этом периоде вы прочитаете самостоятельно, хочется лишь отметить, что в этот период новые завоеватели- чжурчжэни захватили Север Китая и создали там Золотое царство, в те времена китайцы изобрели компас и научились изготавливать бумагу.
XIII- XIV вв
3. В 1211 г. на Китай обрушились монголы и к 1279 году превратили его в часть Монгольской державы. Именно в период владычества великого хана Хубилая и попал в Китай Марко Поло.
Послушайте о его первых впечатлениях (рассказ ученика).
Много удивительных вещей заметил Марко в Китае.
Восхитили Марко Поло дороги: их было много и содержались они в полном порядке. Удивили большие, благоустроенные города, торговые порты со множеством судов, прибывающих из Индии, Индонезии, Персии.
Еще более удивили его календари-альманахи с печатным текстом, своеобразная газета, которые рассылались по всей стране с гонцами; печатный станок, изобретенный здесь еще в начале ll-го века и неизвестный в Европе; бумажные деньги , введенные Хубилаем. Побывал он и в астрономической обсерватории Хубилая, где наблюдались звезды и кометы, стоял большой глобус звездного неба, и пять тысяч звездочетов занимались составлением гороскопов.
Отрывок о китайских бумажных деньгах из «Книги» Марко Поло мы прочитаем в учебнике и ответим на вопросы к документу на стр.250.
Что удивляет Марко Поло в китайских деньгах и почему?
Каким образом ханам удалось добиться хождения в своей стране денег из бумаги? В окраинных областях империи Марко Поло определял, какое племя подчиняется хану, а какое нет, по тому, в ходу ли у них бумажные деньги. Можете ли вы объяснить эту связь?
Марко Поло много путешествовал по стране, объездил весь Китай (см. карту). Вы спросите как ему - чужестранцу это удалось? Оказывается, Марко Поло с его великолепной памятью, знанием языков, умом и наблюдательностью привлек внимание хана Хубилая, который взял его на службу, назначив важным чиновником. Ответ на вопрос, почему хан допустил на государственную должность иностранца, найдем в книге Марко Поло.
Нужно знать, что все китайцы не любят управления великого хана, потому что он поставил над ними татар всего чаще сарацин; а этого китайцы не выносили, т.к. обходились с ними, как с рабами. Великий хан овладел Китаем не по праву, а силой и не доверял китайцам, а отдал страну в управление татарам, сарацинам и христианам, людям из его рода, верным и не туземцам.
В Книге Марко Поло описано его путешествие по Великому каналу на юг Китая в город Сучжоу. Этот гигантский канал длиною почти 1800 км, связавший столицу ханов Пекин с долиной р. Янцзы, строили китайские крестьяне в течение семи столетий с VI- XIII в.
Европейцы впервые узнали о новом виде топлива – каменном угле из его Книги (рассказ ученика).
Открытием для Марко было использование каменного угля в качестве топлива: «По всей стране Китай есть черные камни; выкапывают их в горах, как руды, и горят они, как дрова. Огонь от них сильнее, нежели от дров…Дров у них много, но жгут они камни, потому что и дешевле, да и деревья сберегаются».
Как вы думаете, побывал ли Марко Поло в России?(рассказ ученика)
В книге Марко Поло описаны и такие страны, где сам он не бывал, но слышал описания от «верных и честных людей». Например, «Великая Россия – большая страна на севере. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый, мужчины и женщины белы и белокуры. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в России, трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана».
Что вы думаете по этому поводу?
Наблюдая за жизнью китайцев, Марко Поло все подмечал и делал выводы, послушайте рассказ и попробуйте сделать вывод.
Они говорят цветистым языком, приветствуют друг друга вежливо, с веселым и радостным видом ; держат себя с достоинством и едят очень чисто. Отцу и матери оказывают большой почет; если же случится, что какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть особенное присутственное место, у которого нет другого дела, как наказывать неблагодарных сыновей, оказавшихся виновными в каком – нибудь неблагодарном поступке по отношению к родителям.
Двадцать четыре года продолжались удивительные странствия по странам и местам, прежде неизвестным европейцам. То, что поведал Марко Поло об удивительных обычаях жителей Востока, потрясло людей многих стран. Как завидовали все путешественнику, так много повидавшему, узнавшему! А переписчики закончили его Книгу словами «Никогда не было человека, который столько бы путешествовал по свету, сколько благородный и знаменитый гражданин города Венеции Марко Поло».
4.В XIV в. в Китае часто случался голод , как и в Западной Европе, восстания против монголов, в результате которого свергли власть монголов и на 3 столетия установилась династия Мин, которая не доверяла ничему лишнему и произошло «закрытие» Китая.
Итак, мы завершили наше путешествие по Поднебесной империи.
Что запомнилось вам больше всего? Какие достижения и изобретения были сделаны в Китае на протяжении Средневековья? Покажите на карте маршрут путешествия Марко Поло, покажите Китай.
Прием делегации из Китая.
Домашнее задание: 26, пересказ, отв. на вопросы стр. 249.