Активное использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочное время.
(Из опыта работы.Краткое сообшение на районном методическом объединении учителей истории.)
« Дорогие друзья!»
Получил ваше письмо.Трудно найти слова, чтобы выразить Вам свою благодарность. Письмо напомнило далекие годы моей юнности,в глубинном селе Черноземного края.Школа (ШКМ) дала мне путевку в неизвестную самостоятельную жизнь. И за это ей благодарен. В книге «Буду жить» я смог показать этот период юношеского становления, осмысленного познания мира, трудностей и радостей житейских, мечтаний и надежд.Колодеевская школа стала для меня и таких как я своеобразным сложным стартовым механизмом…
Поклоняюсь моим учителям-наставникам, вложившим душу и сердце в свой нелегкий труд.Спасибо пионерам и школьникам тех лет…
Я горжусь тем, что Вы с пониманием относитесь к нашей истории, подвигам прошлых поколений. Быть молодогвардейцами почетно и ответственно». (пионерская организация школы носит имя молодогвардейцев- прим. автора)
Эти проникновенные строки взяты из переписки уч-ся нашей школы с ветераном войны, патриотом своей Родины, полковником в отставке, автором книги воспоминаний « Буду жить» Павленко Николаем Ивановичем (подарочный экземпляр книги с напутственными словами хранится в школе)
Но, увы! Время неумолимо. Наш замечательный земляк ушел из жизни. Оборвалась еще одна цепочка связующая поколения.
Я преднамеренно начал доклад с переписки с Николаем Ивановичем, ибо в строках его писем стоит вопрос и лежит ответ раскрывающий в принципе тему моего выступления.
« Вполне разделяю Ваши мысли о преобразованиях в стране..Что ожидает людей, в чем смысл жизни? Ни сегодняшний день .ни завтрашний не радуют. Прийдется Вашему поколению выполнить созидательную « миссию»-это вновь строки из письма фронтовика…
Ни для кого не секрет, и я думаю, Вы согласитесь со мной, что в последний период значительно пал интерес учащихся к обучению, в том числе пала тяга к изучению истории. Причиной этого явления можно назвать много факторов. Среди них, я бы выделил следующие: это бесконечная « чехарда» в переосмыслении исторических событий и явлений;
Необычайная сухость, перенасыщенность,большинства учебников голыми датами, именами с нерасшифрованными инициалами, отсутствие иллюстраций( особенно в учебниках старших классов);
Мощнейшее негативное влияние телевидения на интересы учащихся, которые в основной своей массе смотрят серые, низкопробные, сделанные за день бесконечные сериалы изобилующие насилием, реками крови, обожествляющими зеленые американские купюры, Причем « голубой» экран показывает « мыльные оперы» в самое смотровое время, а если и промелькнет в программе- телевидения познавательный исторический фильм, то его показывают в неподходящее для ребят время. В таком стиле можно продолжать до бесконечности…
Где же выход? Как усилить интерес и тягу ребят к изучению истории в сложившейся ситуации?
Методов и путей множество-это и нестандартные уроки,экскурсии, посещение музеев и т. п. И одной из соломинок, за которую можно ухватиться является использование краеведческого материала.
Какую же роль играет использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочное время?
Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися исторического процесса. И причем,очень важно, чем ближе «объект» изучения, тем понятнее и привлекательнее он для ребят. Поэтому, в своей работе я стараюсь изучать материал по следующей вертикали: события всемирной истории, события в нашей стране, в нашем крае ( Воронеж, Бутурлиновка, Колодеевка) в их взаимосвязи.
Как камешек брошенный в воду, кругами разрастаются. Расширяются события в одной из точек стрны( в основной своей массе важнейшие события начинаются в столицах и перебрасываются в глубинку) , вот по этим волнам и необходимо двигаться раскрывая сущьность исторического события или явления на местном. Краеведческом материале. Краеведческий материал наш огромен. Начиная с Болховитинова и по сегодняшний день накоплены сотни и тысячи краеведческих исследований. Замечательны труды династии краеведов Загоровских, труды нашего земляка Гайворонского, Докучаева и многих других.
Как не утонуть в этом огромном море материала, что использовать в первую очередь?
Основными критериями отбора и включения в урок являются следующее: научная достоверность, типичность для данной местности, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность материала. Материал является или конкретизацией основных вопросов урока, или дополнением к основному вопросу.
Какие же методические приемы я использую в работе?
В 6-8 классах включаю краеведческий материал в свой рассказ, а в 9-11кл. сообщения делают сами ребята.Учебная программа по истории перенасыщена и поэтому очень трудно выкроить время на краеведение. Но тем не менее, почти на каждом уроке минут по 5, а по возможности и более оставляю на сообщения местного материала не нарушая логической цепочки о которой я говорил выше. В самостоятельной, предварительной подготовке уч-ся используют в основном учебник В.И. Пановой « История Воронежского края», «Воронежскую историческую энциклопедию» под ред. Загоровского,» Земля Бутурлиновская» Докучаева и местный краеведческий материал накопленный в школе. Хорошим подспорьем для работы являются подшивки районной газеты «Сталинское Знамя» и «Призыв»
Наверное, следует привести пару- тройку примеров использования краеведческого материала. Так на уроке по теме» Экономика России в пореформенный период» (имеется в виду реформа 1861 года) мне кажется целесообразным и даже обязательным, привести примеры быстрого развития городов, в том числе и Воронежа. В списках 44 крупных городов, названных Лениным ( как бы мы сегодня к нему не относились)в работе «Развитие капитализма в России», Воронеж в 1897 году занимал 19 место. За период с 1763-1997 население Воронежа удвоилось, достигнув 84 тыс. человек против 41 тыс.Важным фактором, повлиявшим на рост населения Воронежа, явилось строительство железных дорог на территории как самого города, так и губернии. В 1868 г. была построена первая железная дорога «Козлов(ныне Мичуринск)-Воронеж».А уже в 1896-1897 гг. введена в эксплуатацию железнодорожная ветка Таловая-Калач и Графская-Анна.Они соединили Воронеж с глубинными районами губернии.
В вышеназванной работе Ленин пишет так же о Бутурлиновке: «Слобода Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии- один из центров кожевенного производства.Дворов 3681, из них 2383 не занимаются земледелием. Жителей более 21 тыс. человек, дворов с грамотными 53 процента, против 39 по уезду» Такая информация привязанная к нашему краю способствует повышенному интересу к теме. На данном уроке раскрывая тему развития капитализма напомнить о символе той эпохи-Владимиро- Преображенском соборе в Бутурлиновке, строительство которого было завершено в 1893 году. Собор является самым большим культовым сооружением в Воронежской губернии второй половины 19 века. Величественная мощь этого архитектурного ансамбля действительно впечатляет. Невольно возникает вопрос: каким образом в слободе Бутурлиновке, в административном делении не являющимся даже уездным центром. Были изысканы огромные материальные средства. И за 7 лет осуществлено немалое даже по современным меркам масштабное строительство?Безусловно, в первую очередь,за счет пота трудового народа, несших на себе основное бремя всевозможных налогов, но на сооружение не скупились и местные богатеи, Во второй половине 19 века деловая жизнь слободы била ключем. Крестьянская реформа 1861 года за 18 лет до истечения срока кабальный для бутурлиновцев договор с наследниками графа Бутурлина. Быстрыми темпами развивалась экономика, ширились торговые связи. Четыре раза в году слободу охватывала ярморочная суета. На примере воздвиженской ярмарки (скотской), на которой для продажи предлагалось до 3 тыс. голов крупного рогатого скота, 3 тыс. лошадей.!0 тыс. овец, можно судить о размерах комерческихсделок,способствующих концентрации значительных денежных сумм в руках местных богатеев.
Другой пример:изучая тему « Становление советского государства»,на уроке мы обязательно говорим об установлении сов. Власти в Воронеже, Бутурлиновке, Великоархангельской волости ( Колодеевка входила в эту волость). Первые органы сов. Власти были сформированы в нашей волости 2 января 1918 года. Первым председателем на сходе был избран М.С.Шаповалов. В волости были сформированы отделы земледельческий,Юстиции,военный, народного образования.
Изучая период коллективизации в стране и в нашем крае обязательно говорим. Что на территории колодеевского с/совета были в короткие сроки в 1930 году образованы 5 колхозов.Сообщается о положительных и отрицательных моментах этого процесса на жизнь наших дедов и прадедов.Например о насильственных методах создания колхозов говорят имена репрессированных в эти годы земледельцев не захотевших добровольно вступить в колхоз. Среди них можно назвать жителя села Тулучеевка Иванова Якова Андреевича, арестованного в 1931 году и приговоренного к заключению в концлагерь на 3 года,Рубцова Максима Захаровича в этом же году к высылке на 3 года в северные края и многих других.
В заключение кратенько остановлюсь на краеведческой работе во внеурочное время.
В нашей школе работает кружок «Следопыт».Кружковцы провели анкетирование среди ветеранов ВОВ,продолжают работу по поиску фотографий пропавших безвести.
Хорошей традицыей в нашей школе стал день памяти воинов погибших в мирное время,собран материал и оформлен уголок памяти погибшего в Афганистане Винникова Павла Николаевича. Один из пионерских отрядов носит его имя.
Ежегодно проводятся встречи поколений: ветеранов войны и труда,воинов-интернационалистов.отслуживших в армии выпускников школы.
Проводятся экскурсии,посещаются музеи и выставки.Последней, значительной экскурсией всего ученического коллектива была поездка в Костенки( жемчужина палеолита)
И последнее, что хотелось сказать- культура людской памяти- великая гуманная сила.Воспитывать ее в себе и других непросто,но необходимо.
Она возвеличивает человека, делает его одухотвореннее.
Заботясь о сохранении памяти о наших предках. Их трудовых и ратных делах, мы тем самым воспитываем у подрастающих поколений желание и умение сбереч память о нас самих.Не будем Иванами не помнящими родства.Будем сами учиться и будем учить детей любить родную историю. Родную землю.