Перейти на главную страницу
Изучение истории на должном уровне практически невозможно без обращения к художественной литературе. Ученик может выучить фактический материал, назубок заучить даты, уметь логически мыслить, сопоставлять и делать выводы, но не видит за всеми этими операциями живых людей, мир прошлого, не ощущать «аромат эпохи». Все это немыслимо без привлечения художественных образов, представленных в фильмах, картинах, песнях, и разумеется, в литературных произведениях.
Как можно, говоря о Древней Руси, не обратиться к «Слову о полку Игореве»? Разумеется оно изучается на уроках литературы, но несколько позже. Образы из «Слова» можно использовать на уроках, как для иллюстрации изучаемого материала, так и для поисково-исследовательской работы. Например: «Вся в железе княжеская грудь
Золотом шелом латинский блещет
И куда же ваш не ляжет путь
Вся земля от тяжести трепещет
Половцев вы били и Литву
Деремела, хинова, ятвяги
Перед вами пали на траву
И склонили буйную главу
Под мечи булатные и стяги»
[С. 17]
«Золотом шелом латинский блещет» - наличие доспехов западно-европейского типа.
били и Литву
«Деремела, хинова, ятвяги»
Перед вами пали на траву» - речь идет о балтских, северо-западных племенах. Следовательно, можно сделать вывод, что писание относится к дружинникам Смоленского либо Полоцкого княжества. После чего учащиеся могут проверить свои выводы, обратившись к комментариям. Ученики получают задание прочесть «Слово» полностью или фрагментарно (в зависимости от уровня подготовленности, а затем пишут эссе или синквейны на заданные темы).
В художественных произведениях довольно часто можно встретить очень ёмкое, точное, колоритное писание эпохи, событии, исторических деятелей. Например, о времени альбигойских войн у Е. Парнова «Вечер за вечером косматая комета, вестница бед, вставала над горизонтом. Над долиной расплывался унылый зеленоватый сумрак. Жгуче отсвечивали в дымной полумгле красные точки, словно и впрямь хвостатая звезда, напоминающая срезанную голову, изливала горячую кровь на истерзанную землю.
На железных столбах, опутанных цепями, черными от огня, сидели зловещие вороны. Их черные стаи тянулись над разъезженной дорогой, мощенной еще римлянами.
Частокол копий неровно вставал в зареве. Конные рыцари и пешие латники далеко растянулись по дороге от Каркассона к Монсегюру, держа арбалеты на облитых кольчугой плечах. Флажки и хоругви тяжко покачивались над гремящей железом колонной. Корчились на ветру кровавые кресты плащей, и летела над всем огненная королевская орифламма, обретая странное сходство с набирающей силу кометой.
Под этим знаменем кончалась война, которую вот уже почти сорок лет вели, с благословения Рима, против собственного народа французские короли.
Впервые орифламма, что буквально означает «златопламенная», была развернута в сражении с соплеменниками – с мирными обывателями, населявшими щедрые лангедокские земли, дающие здешним лозам их удивительный солнечный аромат. Суверенное графство, где все, от мала до велика, начиная с самого Раймунда Седьмого и кончая последним школяром, дали увлечь себя на путь опаснейшей ереси, простиралось от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси.» [C. 91]
«– Amen! — глухо отозвался монах.— In nomine Iesus eoraini omnipotentis.
– А все же разрешите мои сомнения, святой отец.— Холодное лицо Монфора исказила саркастическая гримаса.— За стеной укрылось много мирных жителей. Среди них старики, женщины, невинные младенцы. Возможно, не все они заражены скверной. Не подскажешь ли, как отличить еретиков от добрых католиков?
О периоде НЭПа в «Золотом телёнке» И. Ильфа. Е. Петрова.
«Через два месяца на Сретенском бульваре открылось новое заведение под вывеской «Промысловая артель химических продуктов «Реванш». Артель располагала двумя комнатами. В первой висел портрет основоположника социализма – Фридриха Энгельса, под которым, невинно улыбаясь, сидел сам Корейко, в сером английском костюме, подернутом красной шелковой ниткой. Исчезли оранжевые ботфорты и грубые полубаки. Щеки Александра Ивановича были хорошо выбриты. В задней комнате находилось производство. Там стояли две дубовые бочки с манометрами и водомерными стеклами, едва – на полу, другая – на антресолях. Бочки были соединены тонкой клистирной трубкой, по которой, деловито журча, бежала жидкость. Когда вся жидкость перетекала из верхнего сосуда в нижний, в производственное помещение являлся мальчик в валенках. Не по-детски вздыхая, мальчик вычерпывал ведром жидкость из нижестоящей бочки, тащил ее на антресоли и вливал в верхнюю бочку. Закончив этот сложный производственный провесе, мальчик уходил в контору греться, а из клистирной трубки снова неслось всхлипыванье: жидкость совершала свой обычный путь – из верхнего резервуара в нижний
Александр Иванович и сам точно не знал, какого рода химикалии вырабатывает артель «Реванш». Ему
было не до химикалий. Его рабочий день и без того был уплотнен. Он переезжал из банка в банк, хлопоча о ссудах для расширения производства. В трестах он заключал договоры на поставку химпродуктов и получал сырье по твердой цене. Ссуды он тоже получал. Очень много времени отнимала перепродажа полученного сырья на госзаводы по удесятеренной цене, и поглощали множество энергии валютные дела на черной бирже, у подножия памятника героям Плевны.
По прошествии года банки и тресты возымели желание узнать, насколько благотворно отразилась на развитии промартели «Реванш» оказанная ей финансовая и сырьевая помощь и не нуждается ли здоровый частник еще в каком-либо содействии. Комиссия, увешанная учеными бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролетках. В пустой конторе председатель комиссии долго вглядывался в равнодушное лицо Энгельса и стучал палкой по еловому прилавку, вызывая руководителей и членов артели. Наконец дверь производственного помещения растворилась, и перед глазами комиссии предстал заплаканный мальчик с ведром в руке.
Из разговора с юным представителем «Реванша» выяснилось, что производство г находится на полном ходу, и что хозяин уже неделю не приходит. В производственном помещении комиссия пробыла недолго. Жидкость, так деловито журчавшая в клистирной кишке, по вкусу, цвету и химическому содержанию напоминала обыкновенную воду, каковой в действительности и являлась. Удостоверив этот невероятный факт, председатель комиссии сказал «гм» и посмотрел на членов, которые тоже сказали «гм». Потом председатель с ужасной улыбкой взглянул на мальчика и спросил:
– А кой тебе годик?
– Двенадцатый миновал, – ответил мальчик.
И залился такими рыданиями, что члены комиссии, толкаясь, выбежали на улицу и, разместившись на пролетках, уехали в полном смущении. Что же касается артели «Реванш», то все операции ее были занесены в банковские и трестовские книги, на «Счет прибылей и убытков», и именно в тот раздел этого счета, который ни словом не упоминает о прибылях, а целиком посвящен убыткам.» [С. 339-340]
Очень ярко показан фашизм с точки зрения самих немцев, их отношения к войне в романе Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать»: «Нет, Эрнст. Мы утеряли все мерила. Десять лет нас изолировали, воспитывали в нас отвратительное, вопиющее, бесчеловечное и нелепое высокомерие. Нас объявили нацией господ, которой все остальные должны служить, как рабы. – Он с горечью рассмеялся. – Нация господ! Подчиняться каждому дураку, каждому шарлатану, каждому приказу – разве это означает быть нацией господ? И вот вам ответ. Он, как всегда, сильнее бьет по невинным, чем по виновным.» [C. 39]
– Эсэсовцы! – презрительно ответил Фрезенбург. – Только за них мы еще и сражаемся. За СС, за гестапо, за лжецов и спекулянтов, за фанатиков, убийц и сумасшедших – чтобы они еще год продержались у власти. Только за это – и больше ни за что! Война давно проиграна.
– Мы стали слепыми кротами, – сказал Фрезенбург, оглянувшись кругом. – И души у нас ослепли. Уму непостижимо, до чего мы докатились! [С. 41]
Или же о Крымской войне у замечательного детского писателя В. Крапивина.
«Во время осады русские называли своих противников «союзники». Не потому, конечно, что те каким-то образом числились в наших друзьях – враги они и есть враги, – а потому, что были союзниками между собой: французы, англичане, сардинцы, турки. На турков, правда, смотрели как на рабочий скот, но формально все равно – товарищи по оружию...
Однако и среди русских находились союзники осаждавших (хотя скажи про такое этим русским – они, наверно, оскорбились бы)... Город был блокирован с моря, а на суше – с Южной стороны. Северная же сторона и дороги, ведущие вглубь Крыма и далее в Россию, были свободны. По этим дорогам туда и обратно тянулись обозы. Из Севастополя везли раненых, в Севастополь – боеприпасы и провизию. Телеги, повозки и фуры тонули в грязи. Волы и лошади по брюхо увязали в глиняном месиве. Еле брели уже заранее, до боев, измотанные и голодные солдаты пополнения. А в главном городе Крыма, в Симферополе, жирела чиновничья сволочь – всякие должностные лица в конторах, ведавших военными поставками, и не нюхавшие пороха офицеры разных интендантских служб.
Воровали обмундирование, медикаменты, провизию. Брали взятки за все на свете: за оформление разных документов, за разрешения на постой, за пропуска в Севастополь.
Где-то в глубине России люди собирали хлеб, лекарства и одежду для тех, кто воевал, а здесь, всего в сотне верст от позиций, сытые чины тыловых ведомств требовали деньги с тех, кто сопровождал обозы – за позволение доставить грузы для защитников бастионов. Те, кто денег не давал, позволения не получали, неделями томились в бесконечных очередях – без надежды на какой-то исход, без корма для лошадей, без крова...
Очевидцы говорили, что вдоль тракта лежали целые баррикады мешков с мукой, которую так и не довезли до истекавшего кровью города. Разве могли командиры осаждавших армий желать союзников, более усердных, чем те, в Симферополе.
И все про такое знали! Говорят, и сам государь знал, но даже он был бессилен перед армией чиновничьего ворья и взяточников. Может, потому и помер, не дождавшись конца осады – понимал, что город, обложенный врагами с фронта, а «своими» с тыла, обречен, вот и не выдержал этой горечи.
Конечно, не все в тех конторах были подлецами. Немало служащих возмущались бесчинствами взяточников и душой болели о защитниках Севастополя. Да только у честных людей, как правило, звания невысокие, потому и власти - никакой.» [7, С. 41]
Не говоря уже о произведениях В. Яна и Г. Сенкевича, очень неплохим подспорье для учителя истории могут стать также романы А.Дюма, Р. Сабатини, В. Скотта.
К сожалению в настоящее время очень редко можно встретить исторические книги, адаптированные к возрастным особенностям среднего школьного возраста, такие как «За столбами Мелькарта», «Слоны Ганнибала», «Меч Зарины», «Кари ученик художника», «В древнем царстве Урарту», «В древнем Киеве», «Кудеяров стан», издававшиеся в 60-70 годах 20-го века. Не меньшую редкость представляют краткие изложения большого произведения, как например «Отважное сердце» А. Югова, представляющее собой сокращенный и адаптированный для учащихся младшего и среднего возраста, вариант его же романа «Ратоборцы».
В настоящее время в школьных библиотеках имеются сокращенные пересказы художественных произведений из серии «Иллюстрированная классика», однако, на мой взгляд они представляют собой не более чем суррогат. Ведь это не адаптированное изложение, а лишь краткий пересказ, причем далеко не самого лучшего качества.
В настоящее время в нашей школе, в рамках подготовки к празднованию 200-летию со дня рождения Гоголя ведется работа над проектом «Историко-литературный анализ произведений Н.В. Гоголя». Группа учащихся 7 класса выполняют работу по предложенным произведениям гоголя: «Тарас Бульба», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота», «Страшная месть». С целью определения по их тексту даты описываемых событий, исходя из упоминаемых исторических лиц, событий, явлений. Например: В «Ночи перед Рождеством» кузнец Вакула совершает путешествие в Петербург к царице, царицу сопровождает Потёмкин, следовательно делается вывод, что это Екатерина Вторая. Кузнеца приводят в запорожское посольство, таким образом делается вывод, что события проходят не позже 1783 года так как в этом году Запорожская Сечь была ликвидирована, но не за долго до её ликвидации, так как запорожцы обеспокоены слухами о намерении царицы разогнать Сечь. Однако не ранее 1768 года, так как Потёмкин уже фаворит Екатерины. Таким образом локализуется временной отрезок. Ученики приобретают исследовательские навыки, учатся анализировать и разумеется, неизбежно внимательно вчитываются в произведение, таким образом получая навыки культуры чтения. Данную работу учащиеся оформляют рисунками и подобранными иллюстрациями, приводят выдержки из текста, доказывающие их мысль.
В своей работе пытаюсь задействовать различные виды восприятия информации, как аудиальные, так и визуальные. В настоящее время можно подобрать ряд неплохих видеосюжетов, иллюстрирующих изучаемый материал и в то же время перекликающийся с литературными произведениями. Так при изучении темы «Англия в раннее средневековье» можно просмотрев видеосюжет из фильма «Туманы Авалона» предложить ученикам прослушать балладу «Незыблема твердыня Камелота» и зачитать фрагменты из произведений М. Стюарт «Полые холмы», У. Мунн «Кольцо Мерлина», П. Пайпа «Король Артур», М. Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Учащиеся получают домашнее задание – проанализировать определенный фрагмент произведения на предмет его исторического соответствия, наличие анахронизмов.
При изучении темы «Франция первой половины 19 века», раздела «Июльская монархия» в 8 классе с одной из учениц возник спор о книге А. Дюма «Граф монтекристо», выдержки из которой использовались на уроке. Ученица утверждала, что эта книга сухая, абсолютно не интересная, ведь она прочла её в «выжатой форме» (из серии «Иллюстрированная классика»). Получив домашнее задание по тексту романа, как заодно и сам роман, она на следующем уроке изменила свое мнение и вскоре прочла роман в его полноценном виде. Ведь работая непосредственно с книгой, с выдержками из текста, многие ученики, в силу свойственной возрасту любознательности перелистывают книгу, прочитывая отдельные эпизоды, а ведь хорошая книга не может не увлечь. Естественно, если для этого имеются необходимые предпосылки.
В итоге, держа в руках увлекательную книгу, вынужденные волей-неволей работать с ней, да и ещё после предварительного знакомства с эпохой, многие ученики испытывают желание прочесть произведение полностью. Тем более, что это поощряется также оценками по истории (разумеется после проверки знания прочитанного материала). Некоторые части предлагаемых книг написано в стиле фэнтези, на мой взгляд, они вполне уместны на уроках истории, так как стимулируют интерес и к истории и к литературе. Иногда бывает сложно провести грань между прозой бытия и легендой. Мне кажется, что в этом и нет особой необходимости, по крайней мере в среднем школьном возрасте.
Полагаю, что обращение к жанру фэнтези на уроках истории вполне оправдан, так как добротные произведения лишь выгодно дополняют и иллюстрируют изучаемый материал, а ссылки на популярный жанр, использование произведений, могущих вызвать интерес в подростковом и раннем юношеском возрасте, стимулируют читательскую активность. Разумеется речь не идет о конвейерном «Гарри Поттере», а о книгах М. Семёновой, А. Сапковского, К. Льюиса, Р. Толкиена, даже юмористическое фэнтези А. Белянина. Хотя здесь следует соблюдать осторожность. Некоторые книги жанра фэнтези, например из серии «Боярская сотня» способны внести путаницу в осмыслении учащимися истории, представить заведомо ложные факты и толкования. Однако даже их можно использовать во благо. Если ученики прочитали такую книгу и ссылаются на неё, то это может стать отправной точкой для дискуссии, стимулом для проведения исследовательской работы, углубленного, дополнительного разбора проблемы.
Таким образом использование художественной литературы при изучении истории несомненно приносит пользу, равно как и сам предмет подталкивает к знакомству с литературными произведениями на историческую тематику, помогает лучше их понять, осмыслить. Разумеется далеко не у всех учеников таким образом пробуждается интерес к чтению, но даже если у нескольких человек из класса появляется желание прочесть заинтересовавшую их книгу полностью, я считаю это значительным успехом. Ведь таким образом пробуждается потребность в досуговом чтении, чтении для собственного удовольствия.
1. Волобуев О. Шестаков А. История древнего мира в художественно-исторических образах. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
2. Уланов В. Опыт методики истории в начальной школе. – М.: Пролетарий, 1918. – 67 с.
3. Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
4. Ильф И. Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. – Фрунзе.: Кыргызстан, 1984. – 607 с.
5. Крапивин В. Давно закончилась осада // Путеводная звезда. – 2002. – №7. – С. 2-64
6. Пастернак Б. Доктор Живаго. – М.: АСТ, 2004. – 702 с.
7. Парнов Е. Мальтийский жезл. – М.: Магистериум, 1991. – 414 с.
14 12 2014
1 стр.
Методическая тема: «Выявление интертекстуальных связей при интерпретации художественных текстов на уроках татарского языка и литературы»
15 10 2014
1 стр.
04 09 2014
3 стр.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и выс
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Итоги проверки управленческой деятельности в школах №6, 18, 23, 29, Георгиевской сш, Илекской сш
25 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Из опыта работы. Краткое сообшение на районном методическом объединении учителей истории
14 10 2014
1 стр.