Пояснительная записка.
Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования.
Поэтому к уроку обществознания предъявляются повышенные требования, сегодня уже мало просто объяснить материал и заучить понятия. Задания в формате ЕГЭ требуют качественного овладения содержанием курса и сформированности сложных интеллектуальных умений. Необходимо научить ребят анализировать и интерпретировать различные источники социальной информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения относительно разнообразных объектов социальной действительности, определять оптимальные способы поведения в типичных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимых социальных проблем, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.
В 10 - 11 классах каждый урок должен включать элементы активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Активные методы направлены на обучение сознательным приемам анализа и обработки социальной информации, имеющей разные формы.
В лучшем положении оказываются классы профильного обучения, в программе которых заложено большее количество часов на прохождение программы, что позволяет учителю не только пройти необходимый теоретический материал, провести проверку усвоения материала, но и организовать работу по решению многих заданий в формате ЕГЭ в любой части урока, будь то объяснение нового материала или повторение пройденного на уроке. В целом задания части С являются достаточно эффективным инструментом оценки качества знаний. Разработанные материалы позволяют оценить знания обучающихся и сориентировать их на подготовку к экзамену.
1) познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками;
2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.
- В чем смысл притчи?
Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество». (кадр 1)
Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». (кадр 6)
Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.
Каковы же сущность и основные черты правового государства?
Работа с рабочей схемой, проанализировать ее (схема в пакете документов на партах)
деятельность которого реально ограничена
правом; имеют место реальное разделение властей,
обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью
и свобод граждан со стороны общества.
во всех сферах
1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том
2. Реальное разделение властей.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная
5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
7. Подчинение национальных правовых систем международному праву
Работа с кадрами презентации, разъяснение признаков правового государства.
(кадры 8-14)
-Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве?
-Как вы думаете, какой из принципов главный?
В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяжных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, нужен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сторонники и свои противники.
Аргументы первых.
Суд присяжных — это единственный суд, где действует презумпция невиновности. Человек, вина которого не доказана, здесь реально может рассчитывать на оправдательный вердикт. По этой причине суд присяжных совершил победное шествие по всем цивилизованным странам. В обычных судах оправдательные приговоры практически не выносятся, потому что профессиональный судья, который изо дня в день рассматривает дело за делом, теряет новизну восприятия и в спорных случаях склоняется в сторону обвинения. К тому же суд присяжных — единственная для народа возможность поучаствовать в осуществлении судебной власти.
Аргументы вторых.
В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону. Решения же присяжных заседателей основаны не на законности, а на собственных представлениях о справедливости. Эти представления нередко выходят за рамки здравого смысла, особенно в тех республиках, где сильны клановость и родственные связи. В результате присяжные необоснованно оправдывают даже самых закоренелых преступников. Не случайно в Европе суды присяжных именуют судами улицы, уродливым подобием правосудия.
А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ.
4. Пути формирования правового государства.
5. Домашнее задание.
Основные отличия правового государства от неправового.
№ сравниваемых пар |
Неправовое государство |
Правовое государство |
1 |
Государственная власть не ограничивается никакими законами. |
? |
2 |
? |
Разделение властей носит реальный характер. |
3 |
? |
Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина |
4 |
? |
Разрешено все, что не запрещено законом |
5 |
Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается. |
? |
6 |
? |
Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым. |
7 |
В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». |
? |
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом _____________________(1). Правовое государство есть форма ограничения
_______________(2) правами и свободами человека. Поэтому __________(3) прав человека по отношению к государству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы,
очерченного __________(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный ____________(5). Поэтому для формирования правового государства большое _______________(6) имеет принцип связанности законодателя правами человека.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) личность Е) значение
Б) правительство Ж) власть
В) приоритет З) общество
Г) компромисс И) свобода
Д) право
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового _______________(1) мы не жили бы в условиях свободы, всем нам нужно защищать либеральные принципы. Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовых областях является проведение различий между государством и _______(2). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___________(3) как выражение различных мнений и интересов. Он возможен лишь в том случае, если общественная дискуссия ведется на основе определенного основного консенсуса. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные _________(4), которые могут разрушить и погубить общество.
Каждый решает сам, что он считает истиной. Либеральное государство не требует от своих ____________(5) признания решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных и истинных. В этом состоит сила и либеральность данного государства. Обязанность гражданина – признать ______(6), принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными…
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) государство
Б) общество
В) граждане
Г) частная собственность
Д) плюрализм
Е) индивидуальная свобода
Ж) конфликты
3) ответственность
И) решения
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
деятельность которого реально ограничена
правом; имеют место реальное разделение властей,
обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью
и свобод граждан со стороны общества.
во всех сферах
1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том
2. Реальное разделение властей.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная
5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
14 09 2014
1 стр.
09 10 2014
7 стр.
14 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.