Перейти на главную страницу
« Строение глаза», панно с изображением солнца, травы, реки, мотылька, листы бумаги формат А – 4, фломастеры.
Я прочту вам сейчас стихотворение Н. Кнушевицкой, вы послушайте и выполните то, о чем вас просит автор.
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться;
Большущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Все замечают зоркие глазки.
Но чтоб увидеть волшебные сны,
Мы крепко скорее закрыть их должны.
(дети закрывают глаза, учитель открывает на доске заранее приготовленные рисунки)
Прочитайте тему урока – конференции. Подумайте на какие вопросы вы хотели бы получить ответ (запись вопросов учащихся на доске).
- Значит, сегодня мы будем говорить об органах чувств, о зрении.
На прошлом уроке руководители групп получили задания, которые они вместе с членами своей группы выполняли. Давайте познакомимся с этими группами.
( Руководители знакомят учащихся класса с группами: медики, физиологи, творческая группа, эксперты).
А теперь определим порядок выступления групп
(Руководители крепит листочек с названием группы на панно).
Содержание выступления учащихся 1 группы.
1 ученик. Глаз орган зрения расположенный в черепной коробке. Он имеет форму шара и называется глазное яблоко. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она влажная, очень нежная, и даже небольшую пылинку, попавшую на нее, человек чувствует и стремиться удалить. Под роговицей расположена радужная оболочка.
По окраске радужной оболочки людей называют голубоглазыми, зеленоглазыми и кареглазыми, если она темная. Посмотрите соседу в глаза, определите цвет радужной оболочки.
Встаньте голубоглазые, зеленоглазые, кареглазые.
2 ученик.
Радужная оболочка ограничивает отверстие - зрачок, который регулирует проникновение света внутрь. Посмотрите на зрачок соседа. А сейчас мы выключим свет. Что вы заметили? (зрачок стал больше) Это происходит для того, чтобы внутрь проникало больше света.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло - зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет, наш зрачок
Станет сразу же широк.
3 ученик. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик. Для чего он нужен? Посмотрите вдаль, а затем на кончик своего носа. Сразу ли вы увидели четкое изображение? (Нет. Сначала изображение было размытым.). Это происходит, потому что хрусталику необходимо изменить свою выпуклость и настроиться. Он помогает получить четкое изображение на сетчатке, которая является «экраном», и отражает все увиденное.
Изнутри весь этот дом
Выстлан будто бы ковром.
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Полученное изображение идет в мозг.
У человека два глаза и смотрят они в одну сторону. Благодаря этому человек может хорошо рассмотреть предметы, которые находятся впереди, и определить расстояние до них.
В результате изучения мы поняли, что глаз – это важный орган чувств. А жизненно важные органы человека защищены. Как же защищен глаз? (выслушиваются ответы участников конференции.)
Глаз защищен веком. Веко – закрывает глазное яблоко, увлажняет его, защищает от яркого света и пыли; Брови – обеспечивают защиту от пота, воды; ресницы – от пыли, воды.
Выступление экспертов - физиологов.
1 ученик.
Представленная ребятами защита глаз не может уберечь наши глаза от утомления, поэтому необходимо делать зарядку для глаз. Сейчас мы представим разработанную нами зарядку для глаз (объяснение с демонстрацией).
Учащиеся данной группы демонстрируют поочередно упражнения для снятия напряжения сглаз.
Упр. 1, выполняется сидя.
1-крепко закрыть глаза на 3-5 с.
2 – открыть глаза на 3-5 с.
Упр.2, выполняется сидя.
Быстрое моргание.
Упр.3, выполняется стоя.
1 -смотреть прямо вдаль;
2- поставить палец по средней линии носа на расстоянии 25 – 30 см. Направить взгляд на палец на 3-5 с. (лечебное действие).
Упр.4, стоя.
Упр.5, стоя.
Эти упражнения укрепляют зрение.
Кроме данных упражнений можно использовать офтальмотренажер, который необходимо применять для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме.
( Демонстрация тренажера)
Кроме офтальмотренажера можно применять воздушные шары разных цветов, которые подвешены шнурами к потолку класса. Переводя взгляд с красного шара на синий, зеленый, желтый.
(Демонстрация цветных шаров).
3 ученик проводит физминутку.
III. Физминутка . Творческая работа на применение знаний.
Учащиеся второй группы проводят практическое занятие на офтальмотренажере.
Раз - налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы не раз.
Выступление творческой группы.
- Ребята группы приготовили задания, которые проверят, как вы поняли тему.
1 ученик.
Я приготовил пословицы со словом «глаз» Соедините фразеологизм с его значением, объясните смысл.
Хлопать глазами сильно удивляться
Глаза на лоб лезут приятно смотреть на что – то
Глаза разгорелись посмотри внимательно
Раскрой глаза бессмысленно смотреть
Глаз радуется захотелось получить.
2 ученик.
Глаза – это зеркало души. Наши переживания можно показать глазами. Покажите глазами испуг, хитрость, ярость, недоумение. (дети показывают).
3 ученик.
Я приготовил кроссворд, который покажет, как мы усвоили материал урока.
1. Он регулирует попадание света внутрь глаза (зрачок)
2. Линза, меняющая свою выгнутость (хрусталик)
3. Экран в глазу (сетчатка)
4. Оболочка, которая бывает разноцветная и окружает зрачок (радужная).
5. Как изменяется зрачок в темноте? (увеличивается)
6. Защищает глаз от яркого света, от пыли. (веко)
(получилось слово «зрение»).
Выступление группы экспертов.
1 ученик
Известный писатель Максим Горький говорил: « ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая беда, она отнимает у человека 9/10 мира». Закройте на минуту глаза. В такой темноте вы можете оказаться, если не будете беречь зрение.
Примерно 20 % выпускников российских школ страдают близорукостью
( миопией)- нарушением зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. Появившись однажды, миопия не исчезает никогда.
Мы провели изучение «Листков здоровья» 1- 4 классов и выяснили, что в 1 классе – 2 уч-ся, во 2 классе – 2 уч-ся, в 3 классе – 1 уч-ся, в 4 классе – 1 уч-ся имеют диагноз - миопия.
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Очень хрупок этот дом!
Тонки , нежны стенки в нем…
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Потемнеет чудный шарик.
Станет темным день навек,
И ослепнет человек.
А сейчас ведем мы речь,
Как глаза свои сберечь.
Сейчас ребята нашей группы будут читать стихи. Задание всем группам: сформулировать и записать на листах бумаги то, что делать нельзя.
Учащиеся читают стихи Л. Чуваковой.
1. Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко.
Алеша вывески читал
Свободно и легко.
Он много книжек прочитал
Про войны, приключения.
При этом, видимо, не знал,
Что лежа вредно чтенье.
В кровати любит он читать
И на большом диване.
А если правду вам сказать,
Готов читать и ванне.
Алеша как - то раз идет:
Плывет к причалу пароход –
Осталось метров триста.
А пароход все ближе.
« Серов» - кричат вокруг
- А я не вижу, -
Сказал Алеша вдруг.
Все буквы у названья
Слились на расстоянье…
Жаль Алешу, плачь, не плачь,
Но очки припишет врач.
Напрасно ты, Алеша,
Читал так много. ( правило: Не читай лежа!)
Маленькая галочка
Начала учиться –
Девочка хорошая
Не должна лениться.
Маленькая Галочка от души старалась
Над тетрадкой новенькой
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка.
Наклонялась бочком,
Помогала язычком,
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет Галин нос…
Пробежал за годом год
Тут родные увидали
Щурить глазки стала Галя.
Галя еле доску видит,
Что там пишут - не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль.
И врачи сказали: « Жаль,
В этом ты сама повинна.
Вот беды твоей причины:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко.
Над тетрадкой, над столом
Нагибалася крючком
Вот и стала близорука-
Это и другим наука». ( правило: Не нагибайся при письме и чтении!)
- Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
- Я не буду их носить!
Дети в школе будут часто
Называть меня «очкастой». ( правило: Выполнять рекомендации врачей.
Не дразнить ребят, которые носят очки.)
Сорвалась рука, и шило
Глаз у Вовки повредило.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи-
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым. (правило: Не играй с острыми предметами!)
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом,
Только чистеньким платком. (правило: Не трогай глаза грязными руками!)
3 ученик. А сейчас в течение трех минут допишите свои правила, как сберечь зрение и глаза.
По окончании работы все группы вывешивают свои листы с записями.
После краткого обсуждения на доске, зачитываются правила на стр. 27 учебника.
Выступление ученика контролера.
- Важно не только знать и выполнять все составленные правила. Давайте проверим себя, хорошо ли мы заботимся о своих глазах. Если вы согласны с утверждением - пишите «да», если вы не так поступаете? - пишите «нет».
Тест для учащихся всех групп.
Учитель.
Выступление какой группы ребят было интересно слушать?
Что в работе вашей группы вызывает у вас гордость?
Ответы на какие вопросы вы хотели бы узнать самостоятельно?
В группах в течение минуты идет обсуждение предложений по решению конференции.
Решение:
В начальных классах нашей школы есть ребята с нарушением зрения, поэтому мы решили:
1. Для учащихся 1- 3 классов приготовить памятки с правилами по охране зрения.
2. Разучить упражнения по снятию усталости и напряжения с глаз и регулярно проводить на уроках.
3. Привлечь родителей к изготовлению офтальмотренажера для класса.
VII. Итог урока – конференции. Оценивание учащихся.
- Все ребята - молодцы. Каждая группа проделала большую работу. Благодаря слаженной работе в группе вы добились успеха. Спасибо всем за урок.
(При оценивании учащихся необходимо обратить внимание на самооценку учащихся).
Урок русского языка.
Тема урока: Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Цель урока. Развивать умения в правописании мягкого знака на конце различных частей речи; развивать критичность мышления учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать умение работать в коллективе, чувствовать ответственность за порученное дело.
Оборудование урока: Русский язык: учебник для 4 класса, Ч.2. /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М. Вентана – Граф, карточки с заданиями, сигнальные карточки, цветные полоски: 3 зеленые, 3 красные, 3желтые, 3 синие; два конверта.
Ход урока.
I Организованное начало урока.
1. Ледокол «Домино». Цель проведения: эмоциональный настрой, создание доброжелательной атмосферы урока.
(Учащиеся сидят в кругу).
- Ребята, сейчас мы с вами проведем интересную игру. Каждый из вас должен назвать слово, а ваш сосед определить часть речи. Затем назвать свое слово. Например, Ксения говорит: « Я знаю слово радуга». Сидящий с ней рядом Алеша повторяет: «Наташа знает слово радуга, это существительное. А я знаю слово солнечный» и т.д.
(Каждый ученик при ответе повторяет сказанное слово и называет свое, при этом повторяет имя товарища, сказавшего это слово).
II. Исследовательская работа в группах.
- Ребята, сейчас каждая группа получит задание и будет группы выполнять его общими усилиями в течение 7 минут. Представление результатов работы группы не будет происходить перед всеми участниками. Поэтому мы не делаем общего плаката или общих заметок, а только каждый для себя записывает наработанные группой результаты (чтобы быть подготовленным к представлению результатов работы группы другим).
1 этап работы.
Задание 1 группе учащихся:
Вспомнить орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих. Привести примеры, записать в тетрадь.
Задание 2 группе учащихся:
Вспомнить орфограмму, правописания мягкого знака на конце прилагательных после шипящих. Привести примеры, записать в тетрадь.
Задание 3 группе учащихся:
Вспомнить орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака на конце глаголов после шипящих. Привести примеры, записать в тетрадь.
Задание 4 группе учащихся:
Вспомнить орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака на конце наречий после шипящих. Привести примеры, записать в тетрадь.
2 этап работы.
- Ребята, а теперь рассаживаемся за столы, так, чтобы за каждым столом сидели ребята с полосками разного цвета.
(Образование новых групп так, чтобы за каждым столом сидели дети, работавшие в разных группах).
Задание новым группам.
- Ребята, используя знания и умения каждой группы, вы должны в течение 10 минут составить таблицу правописания мягкого знака после шипящих различных частей речи. После окончания работы вы вывесите свои таблицы на доске для представления работы группы.
3 этап. Представление результатов работы.
(На доске вывешиваются составленные учащимися всех групп таблицы. Повторение правил правописания мягкого знака на конце различных частей речи. Дополнения, уточнения. Выбор самой правильно составленной и аккуратно выполненной таблицы ).
Части речи |
Ь пишется |
Ь не пишется |
Имя существительное |
сущ. ж.р. 3 скл. рожь, дичь, печь |
2. сущ. м.р. плащ, меч, врач |
Имя прилагательное |
|
В кратких именах прилагательных хорош, пахуч, могуч |
Глагол |
1.глаголы в неопределенной форме: беречь, стеречь 2. глаголы 2 лица ед.ч. прочитаешь, узнаешь 3. глаголы повелительного наклонения: съешь, мажь |
|
Наречие |
на конце наречий сплошь, настежь, прочь, наотмашь |
Исключения: уж, замуж, невтерпеж |
1. Работа в учебнике.
- Сейчас мы будем выполнять упражнения в учебнике.
Страница 51. упр. №1 ( выполняется устно, по цепочке).
Упр. № 2 Самостоятельно.
2. Проверка самостоятельной работы.
3. Работа с сигнальными карточками.
- Ребята, я называю вам слова с шипящей на конце слова. Вы в нужный момент поднимаете сигнальную карточку, чтобы показать, что названое слово пишется с мягким знаком.
- Чему учились на уроке? Как не ошибиться в правописании мягкого знака на конце слов после шипящих?
- Дома вы закрепите правила написания мягкого знака на конце различных частей речи, выполнив упр. № 4 стр. 52.
- Ребята, на доске вывешены два конверта: розовый и сиреневый. Сейчас вы по очереди положите свою цветную полоску в один из этих конвертов. Если вам урок понравился, вам было интересно работать в группах, вы поняли, все о чем мы сегодня говорили - в розовый конверт, если вам было что – то непонятно, вы чувствовали себя неуверенно на уроке - в сиреневый.
Спасибо. Урок окончен.
Интегрированный урок математика – окружающий мир.
повышать познавательную активность учащихся на основе использования ИКТ, развивать логическое мышление;
воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть и ценить красоту природы.
Оборудование урока: Математика учебник для 4 класса
Рудницкая В.Н. Юдачева Т.В. М. Вентана – Граф, карточки с заданиями, слайдовая презентация урока.
1. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сделать наш урок интересным нам поможет компьютер. А начнем свой урок мы с определения настроя. У каждого из вас на столе лежат карточки с разными выражениями лиц. Определите фигуру, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на начало урока и поставьте около этой фигуры цифру 1. В конце урока вы сделаете то же самое. Это поможет мне определить ваше отношение к такой форме проведения урока.
Отметили? Итак, начнем. В основе нашего урока лежит презентация.
План проведения урока (слайд №2, )
Ну – ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где – то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом - только умные лица,
Потому, что считаем в уме.
III. Дифференцированная работа по карточкам. Самостоятельная работа.
– Ребята, вам необходимо вспомнить, что значит решить уравнение (слайд № 3). Если вы правильно найдете корень уравнения, то сможете прочесть слова и узнать много интересного о животном, имя которого занесено в Красную книгу.
1 уровень сложности: а + 156 = 17 ∙ 20 (барсук)
2 уровень сложности: 252 : 36 ∙ х = 560 (беркут)
3 уровень сложности: (1604 – у) – 108 = 800 ( косуля)
4 уровень сложности: 103 300 : (х +297) =25 ∙ 2 (росомаха)
Проверка решения уравнений. Информация о животных, занесенных в Красную книгу с просмотром слайдов (слайд № 4 и видео.)
- Молодцы ребята, справились с решением задач. А сейчас мы должны с вами разгадать ребусы, на которых зашифрованы названия птиц, занесенных в Красную книгу. (слайд № 5) (слушание записи с пением птиц).
Ребята, домашнее задание вы будете выполнять в тетради №2 на печатной основе стр № по выбору.
Цели урока: ознакомить со строением глаза, его функционированием; правилами гигиены зрения; развивать творческие способности учащихся, критичность мышления, речь, умение работать в
14 12 2014
1 стр.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Лопарева Светлана Михайловна, заведующая отделом методического сопровождения образовательных учреждений городского округа Анадырь гоу дпо
25 12 2014
1 стр.
Ированное обучение. Я, работая с дошкольниками, использую систему интегрированного обучения на своих уроках постоянно, так как при этом появляется возможность показать детям мир во
16 12 2014
1 стр.
Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности
14 10 2014
1 стр.
Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
08 10 2014
1 стр.
Мы поговорим о необходимости беречь своё здоровье и окружающий нас мир, путём исследования человеческого организма
13 10 2014
1 стр.