Слово учителя
|
Художественная картина “серебряного века” полна загадок . Ее образ столь многослоен и противоречив, что на первый взгляд с трудом поддается реконструкции. На грандиозном историческом полотне хаотически переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, творчество Скрябина и Белого, Кандинского и Блока, Рахманинова и Серова, Мейерхольда и Маяковского, Стравинского и Шагала… Контрастных, порой взаимоисключающих явлений и модных художественных направлений в те годы было куда больше, нежели за все предыдущие столетия развития отечественной культуры.
Не случайно я назвала наш урок “Серебряного века силуэт”: нашей задачей не будет являться охватить все искусство “серебряного века” полностью, подробно, мы постараемся его увидеть, услышать, почувствовать.
Не правда ли, достаточно сложно найти в этих разнохарактерных явлениях искусства некий “общий знаменатель”. Однако еще Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония. Единство искусства “серебряного века” – в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося. Это была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой грани веков. Поразительно, но само понятие “грань веков” имеет для русской культуры почти мистическое значение. Именно границы столетий порой совпадают с глобальными изменениями в развитии искусства. Культура грани веков как бы аккумулирует традиционное и новаторское, переплавляет в особом сплаве элементы прошлого и будущего. Давайте вспомним, что происходило в культурной жизни страны на рубеже 17-18, 18-19 веков.
“Серебряный век” — эпоха длиною от силы в четверть века, простирается между временем Александра III и семнадцатым годом 20 столетия. Контраст между серебряным веком и предшествующим ему безвременьем разительный. И еще разительней этот контраст и прямо-таки враждебность между серебряным веком и тем, что наступило после него, — “временем демонизации культуры и духовности”. Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря “серебряного века”. Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря “серебряного век” занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер журнала "Мира искусства", новая эстетика сложилась и оформилась.
Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого “серебряного века” после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан “серебряный век”, но сама эпоха кончилась.
Иногда говорят, что серебряный век – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях – Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Метерлинка, Уитмена, д’Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Верхарна. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны свет и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Белый – в Египет, Гумилев – в Абиссинию, Бальмонт – в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин – в Индию.
Но это только в начале, “серебряный век” ознаменовался возвращением к родной почве. "Славянофильские" интересы этого поначалу столь западнического века сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, в глубоком художественном интересе к своим собственным корням – к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочтены и заново открыты писатели и поэты недавнего прошлого: Фет, Тютчев, Григорьев, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Баратынский. Возник интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Это проявилось и в музыке Стравинского, и в живописи Кустодиева, Билибина, Васнецова, Рериха, Нестерова.
В тот динамичный период новые художественные поколения заявляли о себе даже не через десятилетие, но чаще. На протяжении короткого серебряного века в литературе, например, проявило себя фактически четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в шестидесятые – начале семидесятых годов), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886-го), и наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, Рюрик Ивнев, С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Маяковский, В. Шершеневич и другие.
Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла в кружковую общественно-художественную жизнь. Связи между поэтами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных произведений, но и концептуальными и личностными противоречиями, примерами дружбы-вражды. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями – гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами.
Прошло столетие. И сегодня идеи и наследие “серебряного века” воспринимаются отнюдь не однозначно. Для одних ученых — это прежде всего опыт рождения нового искусства из недр прошедших эпох. Так, теоретик европейской культуры В. Вейдле писал: “Правда, длился этот век недолго, всего 20 лет, и был исключительно и всецело создан теми образованными и творческими людьми, которые не принадлежали ни к интеллигенции в точном смысле слова, ни к бюрократии, так что не только народ о нем ничего не знал, но и бюрократия с интеллигенцией частью его не замечали, частью же относились к нему с нескрываемой враждой. Правда и то, что сияние его – как и подобает серебряным векам – было в известной мере отраженным: его мысль и его вкус обращались к прошлому и дальнейшему; его архитектура была ретроспективной и на всем его искусстве лежал налет стилизации, любования чужим; его поэзия (и вообще литература), несмотря на внешнюю новизну, жила наследием предыдущего столетия; он не столько творил, сколько воскрешал и открывал. Но он воскресил Петербург, воскресил древнерусскую икону, вернул чувственность слову и мелодию стиху, вновь пережил все, чем некогда жила Россия, и заново для нее открыл всю духовную и художественную жизнь Запада. Конечно, без собственного творчества все это обойтись не могло, и как бы мы строго не судили то, что было создано за эти 20 лет, нам придется их признать одной из вершин русской культуры”.
Для других – искусство “серебряного века” не только творческое, но прежде всего духовное наследие. При этом наследие столь богатое, что и спустя десятилетия проявляется в разных видах искусства.
Мы с вами тоже сейчас живем на рубеже двух веков, и между нашим временем и рубежом 19-20 веков очень много общего. Именно сейчас искусство “серебряного века” становится еще более актуальным. Если мы поймем, что происходило в мире и в душах людей тогда, может быть, мы сможем понять, что происходит сейчас.
|
Звучит музыка (Рахманинов, Скрябин…), в классе висят репродукции картин (Кандинский, Шагал, Н. Гончарова, Врубель…), учащиеся вслух читают заранее выбранные учителем стихи – разных авторов, разные по настроениям и темам.
17-18: начало царствования Петра I, , в искусстве переплелись уходящее средневековое мироощущение и новизна светских жанров.
18-19: “золотой век” русской культуры, знак наступающего обновления – рождение А.С. Пушкина в 1799 г.
|