Перейти на главную страницу
Слайд 1
Каждая группа учащихся собирает и анализирует информацию в рамках своей подтемы.
Каждая группа систематизирует полученную информацию и представляет ее остальным участникам проекта на круглом столе.
- интерактивная доска;
- слайды.
Ход урока:
- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова А.С. Пушкина?
- Какое настроение создают эти слова?
Учитель.
XVII век. Приблизительно четыре столетия отделяют нас от времени формирования европейских государств и наций, от эпохи первых буржуазных революций.
Давайте перенесемся в средневековую Францию. Это раздробленная страна, где каждая феодальная вотчина – государство в государстве. К тому же страну раздирают религиозные распри. Еще свежа в памяти Варфоломеевская ночь, когда были уничтожены почти все протестанты. Оставшихся в живых вынудили принять католицизм.
В такой ситуации единая королевская власть приобретает значение прогрессивной силы, поскольку может вырывать страну из феодальной анархии, борясь за политическое единство.
Политику централизации государства проводил во Франции кардинал Ришелье — первый министр Людовика XIII. Через год после смерти Ришелье (1642 г.) не стало и Людовика XIII.
Слайд 2
Слайд 3
В первый период царствования Людовика XIV ему удается завершить централизацию страны. Королевская власть укрепляется и становится незыблемой, а король непререкаемым авторитетом.
Его называли «король-солнце». Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: «Государство – это я». Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству - это прежде всего служение ему лично.
Слайд 4
Поставив в центр государства самого себя, король проводил
Во второй период правления Людовика XIV непомерные расходы на содержание двора, повинности в пользу дворян и духовенства, хищения чиновников окончательно разорили французских крестьян.
Однако, царствование Людовика XIV имело и положительную сторону. В период укрепления королевской власти складывается национальная культура Франции. Для дальнейшего упрочения и прославления абсолютизма само правительство учреждает Академию наук, начинает издавать первую газету. В борьбе со средневековой схоластикой крепнет научная мысль.
Слайд 5
2 группа.
Острая социальная борьба проявлялась в ней в пестроте литературных течений и школ, в многообразии жанров — от пастушеского и псевдоисторического романа, дворянско-аристократической («прециозной») салонной поэзии до народной бытовой комедии и фарса.
Ведущим направлением в искусстве и литературе Франции того времени становится классицизм, наиболее соответствующий принципам абсолютной монархии.
Слайд 6
Термин «классицизм» восходит к латинскому слову «образцовый». Под образцовым в литературе и искусстве еще со времен Возрождения понимали античное искусство.
Теоретики классицизма требовали подражания классическим образцам искусства Древней Греции и Древнего Рима. Они считали, что человеческая природа неизменна и, следовательно, неизменны представления о прекрасном. Поэтому все авторы должны подчиняться раз и навсегда установленным правилам.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые сформировались в философии Декарта.
Слайд 7
Декарт стремился к познанию, природы и человека. Он выдвинул тезис о неограниченных возможностях человеческого разума в
Слайд 8
В литературе классицизм определяет стремление к созданию монументальных произведений, воспитывающих людей в духе высокой гражданственности, умеющих подавлять все личное ради государственного долга и велений разума.
Основные требования классицизма в литературе были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».
1. Герои – «образы без лиц». Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
4. Строгое деление на жанры.
«Высокие»: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны.
Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами
«Низкие»: комедии, сатиры, басни.
Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.
Смешивать жанры считалось недопустимым!
Обратимся снова к Буало.
Разум провозглашался высшим началом в человеке. Герои в литературе классицизма чаще всего резко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчеркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество.
До XVII века во Франции не существовало профессионального театра. Инициатором открытия постоянно действующего театра был кардинал Ришелье, внедрявший соответствующие его вкусам каноны классицизма в драматическое искусство. На сцене театра шли произведения наиболее известных в то время драматургов Жана Расина и Пьера Корнеля.
Слайд 9
Слайд 10
События пьесы должны были разворачиваться лишь в течение суток, в одном и том же месте главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными линиями повествования. В этих требованиях проявлялось стремление к «правдоподобию», понимаемому очень буквально. С другой стороны, здесь заметно желание придать произведению предельную
Слайд 11
Слайд 12
Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей.
На ней мы видим внутренний дворик древнеримского жилища, где старый отец семейства и глава рода провожает своих сыновей на сражение с врагами Рима: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки.
Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.
Три человека - и единый порыв. Три человека - и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы - победить или умереть.
Композиция картины проста и логична. Пространство распределено неравномерно: группа воинов с отцом занимает значительно больше места, чем группа женщин, расположенная в правой части.
Таким образом художник стремился привлечь внимание именно к героической группе мужчин.
Фигура отца в центре воплощает идею общественно-родового начала, управляющего действиями героев. Эта фигура и является композиционным центром полотна. Относя группу женщин несколько вглубь картины, Давид как бы подразумевал обращенные к сыновьям слова корнелевского старого Горация:
В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми.
Женщины изображены удрученными ожиданием неизбежной беды, предающимися сдержанной скорби. В колорите картины преобладают приглушенные желтые, белые и серые тона, среди которых резко выделяется красный плащ старика Горация.
В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию.
Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.
Современники Давида поняли, что он стремился не столько прославить героев Рима, сколько дать пример гражданского подвига. Аллегоричность и отказ от исторической конкретности, присущие классицизму, дали широкую возможность для воплощения в зрительных образах идей свободы и равенства.
Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.
Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика XIV, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.
Слайд 17
Презентация «Литературных визиток» о жизни и творчестве Жана Батиста Мольера.
Слайд 18
Тема: XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Творчество Жана Батиста Мольера
14 12 2014
1 стр.
Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ
04 09 2014
1 стр.
Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека"
10 10 2014
1 стр.
Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения
07 10 2014
1 стр.
Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”
15 09 2014
1 стр.
Жана де глиниасти, Посла Франции в России, Правительство Новосибирской области, Посольство Франции в Москве, совместно с Новосибирским региональным ресурсным центром организует кон
10 10 2014
1 стр.
Открытый урок литературы в 9 классе «Парадоксы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
25 12 2014
1 стр.
Развить у учащихся познавательную активность
01 10 2014
1 стр.