Перейти на главную страницу
№ темы |
Тема |
Количество часов |
Внеурочная работа |
I. |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
|
|
Россия - наша Родина. |
1 |
|
II. |
Основы исламской культуры |
28 |
|
|
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия |
1 |
|
|
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание. |
1 |
|
|
Пророк Мухаммад – проповедническая миссия |
1 |
|
|
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. |
1 |
|
|
Священный Коран и Сунна как источники нравственности |
1 |
|
|
Общие принципы ислама и исламской этики. |
1 |
|
|
Столпы ислама и исламской этики. |
1 |
|
|
Исполнение мусульманами своих обязанностей. |
1 |
|
|
Обязанности мусульман. |
4 |
|
|
Для чего построена и как устроена мечеть. |
1 |
|
|
Мусульманское летоисчисление и календарь. |
1 |
|
|
Творческие работы учащихся. |
1 |
|
|
Подведение итогов. |
1 |
|
|
Ислам в России. |
1 |
|
|
Семья в исламе. |
1 |
|
|
Нравственные основы семьи в исламе. |
1 |
|
|
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. |
1 |
|
|
Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство. |
1 |
|
|
Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие. |
1 |
|
|
Забота о здоровье в культуре ислама. |
1 |
|
|
Ценность образования и польза учения в исламе. |
2 |
|
|
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. |
2 |
|
|
Искусство ислама. |
1 |
|
III. |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
1 |
|
|
Подготовка творческих проектов. |
1 |
|
|
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
1 |
|
|
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
1 |
|
|
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). |
1 |
|
|
Всего |
34 |
|
При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» раздел 3, гл.4 Ислам.
4 класс 4 четверть (17 часов)
Урок 1. Россия - наша Родина.
Формы и виды деятельности учащихся: слушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: традиции, ценность, духовные традиции
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены пейзажи разных уголков страны, города и т.д.
Ход урока:
Кто является главой нашего государства?
Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.
Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.
Подведение итогов беседы.
Что такое традиции?
Что такое духовные традиции?
Какого человека называют духовным?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Урок 2 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
(История возникновения ислама)
Виды и формы деятельности учащихся: участие в учебном диалоге, выборочное чтение, устный рассказ тему домашнего задания.
Средства наглядности: выставка книг (или фотографий с видами местности, аравийского пейзажа, архитектурных строений, видов города Мекки и т.д.) о станах, где исповедуют ислам, географическая карта, фотографии арабов в пустыне.
Основные термины и понятия: ислам, арабы, язычники, паломничество
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся
2. Проверка домашнего задания: рассказ школьников о традициях, которые приняты в их семьях.
З.Запись в тетрадь темы урока
4. Работа с учебным текстом пособия:
- Самостоятельно познакомьтесь с текстом параграфа «История возникновения ислама»
- Прочитайте вслух фрагменты текста, которые помогают ответить на вопросы:
Что такое ислам?
Каково значение слова ислам?
Какую страну называют колыбелью ислама?
Кто такие язычники? По каким правилам они жили?
Что такое паломничество? Как называют паломничество в исламе?
Какой город мусульмане совершают паломничество и почему?
Что сделало Мекку известной? Каким был храм Кааба?
Объясните значение слов. При затруднении обратитесь к тексту параграфа.
Слово «ислам» означает…
Слово «мусульманин» означает…
5. Закрепление основных понятий урока
6. Домашнее задание: Как вы думаете, что означал обычай поения и кормления? Кому он служил помощью?
1.Организация деятельности учащихся
2. Проверка домашнего задания
3. Запись темы урока в тетрадь
4.Чтение текста параграфа «Пророк Мухаммад – основатель ислама и учитель нравственности»
Вопросы к тексту:
Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада?
Какие качества были свойственны Мухаммаду?
Какой была семья Пророка?
Кого называют пророком?
Как вы понимаете значение слова жизнеописание ?
5.Пересказ фрагмента текста «Чудесное событие с Мухаммадом в детстве»
6.Закрепление основных понятий урока
7. Домашнее задание: обсудите с родителями все, о чем вы узнали на уроке. Подготовьте ответ на вопрос: Как Мухаммад стал Пророком?
1.Организация деятельности учащихся
2. Проверка домашнего задания: устные сообщения учащихся на тему «Как Мухаммад стал Пророком»
3. Запись темы урока в тетрадь
4. Работа с основными понятиями:
Коран - это Священная книга мусульман. Слово Коран означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение.
5.Чтение текста параграфа «Начало пророчества»
Вопросы к параграфу (смысловой анализ текста):
Чем отличается ислам от религии язычников?
Почему люди не сразу поверили Пророку?
О чем говорил Мухаммад в своей первой проповеди?
От каких людских пороков призывал Мухаммад избавиться?
Кто были первыми мусульманами?
Как вы понимаете словосочетание «Божественные откровения»?
6.Закрепление основных понятий урока
7.Домашнее задание: обсудите с родителями вопрос «Как началось распространение ислама»?
Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада (Продолжение посланнической миссии).
Виды и формы деятельности учащихся: ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: Коран или изображения Корана, изображение городов Таиф, Иерусалим, Мекка
Основные термины и понятия: миссия, вознесение, знамение
Ход урока
4.Чтение и обсуждение текста параграфа пособия для учащихся «Продолжение посланнической миссии»
Вопросы для обсуждения и задания:
Какие тяготы выпали на долю Мухаммада? Как он переносил их?
Расскажите о ночном путешествии Мухаммада в Иерусалим.
О каких знамениях рассказал Мухаммад своим соплеменникам?
Какие чудеса показывал людям Мухаммад?
К чему Мухаммад призывал людей?
Что вы знаете о Коране?
4.Работа с основными понятиями:
Сура – глава Корана
Аяты – стихи Суры
Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого Пророка Мухаммада, а также все, что помнят мусульмане о его жизни, поступках и внешнем виде.
Хадисы – рассказы, записанные в Сунне
5.Чтение параграфа «Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада» по частям. Обсуждение темы каждой части.
I часть параграфа « Как построен Коран»
II часть «Как писали Коран»
III часть «О чем говорится в Коране»
IV часть «Когда мусульманин должен читать Коран»
V часть «Если человек не знает арабского языка, как он может прочитать Коран?»
VI часть «Как мусульмане относятся к Корану?»
VII часть «О чем рассказывает Сунна?»
VIII часть « О чем узнают мусульмане из хадисов?»
4.Работа с текстом параграфа «Вера в Аллаха»
Во что верит каждый мусульманин?
Что говорится в Коране об Аллахе?
Какие имена есть у Аллаха?
Почему нельзя изображать Бога в рисунках?
Что вы узнали об ангелах? О джинах и шайтанах?
5.Анализ концепта слова милость
6. Закрепление основных понятий урока
Домашнее задание: обсудите с родителями тему урока и постарайтесь ответить на вопросы: Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостивым к нему? Чего не нужно делать?
- Чтение параграфа.
- Вопросы для обсуждения и задания:
О каких священных книгах говорится в параграфе?
Кого называют посланниками Аллаха?
Чем отличаются посланники от других людей?
Расскажите об Исе, спасителе человечества.
- Работа с культурными концептами слов чудо, грех
- вопросы к обсуждению текста и задания:
Что ждет людей в День Великого Суда?
Что означает вера в судьбу?
Каким должен быть мусульманин?
Что делали для людей Посланники Божьи?
- работа над культурным концептом слов добро, зло.
4. Закрепление основных понятий урока
5. Домашнее задание: подготовьте вместе с родителями ответ на вопрос: «Какой путь в жизни должен выбирать человек?»
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов об
04 09 2014
4 стр.
Д18 Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М. Просвещение, 2010. — 32 с. — 18еш 978-5-09-024076-5
04 09 2014
1 стр.
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
14 10 2014
1 стр.
Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, тест, презентация к уроку, притча «Не обманывай»
02 09 2014
1 стр.
Обратимся к Словарю русского языка: добро – всё положительное, хорошее. Зло – всё дурное, плохое, вредное
10 09 2014
1 стр.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
09 09 2014
1 стр.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
09 09 2014
1 стр.
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание,
13 10 2014
1 стр.