ПАМЯТКА
для учителя интегрированного класса
Средства повышения эффективности урока в интегрированном классе
Методы, используемые на уроках
Практические методы
Наглядные методы
Словесные методы
Акцент в своей деятельности учитель делает на словесные методы, подкрепляя их наглядными и практическими.
Словесные методы (устные, вербальные):
•рассказ
•описание
•беседа
•объяснение
Слово учителя выполняет следующие функции:
-
является образцом речи
-
обогащает словарь ученика
-
вызывает интерес к материалу
Требования к речи учителя:
-
выразительность, интонационная окрашенность
-
нормальный темп речи - спокойная, ровная речь. Ускоренный темп вызывает быстрое утомление ребенка
-
простота в структурном отношении
-
немногословие
-
логичность, последовательность
Требования к устному изложению материала:
-
учебный материал должен быть научно достоверным
-
должен излагаться в системе и последовательно
-
изложение требует четкости, ясности, доступности
-
материал, должен быть понятен и интересен ученику (примеры из жизни, быта)
-
изложение должно быть законченным, целостным
-
устное изложение должно сочетаться с показом наглядных пособий (от картинки до схем, чертежей, моделей)
-
устное изложение должно закрепляться повторением.
Характеристика отдельных методов:
Рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений природы и общества, жизни человека.
Требования к рассказу:
-
определенность темы и содержания
-
эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, местными условиями)
-
четкость структуры: начало - развитие сюжета - кульминация - финал
-
используется для сообщения новых, дополнительных знаний, для обобщения изученного на разных этапах урока
Объяснение - метод овладения теоретическим учебным материалом
Требования к объяснению:
-
должна быть познавательная задача
-
должен быть предварительный подбор фактического материала
-
требует определенной формы рассуждений - анализ, синтез, наблюдение, выводы, продумывание формулировок выводов
-
использование наглядного материала
-
осуществление обратной связи (через постановку вопросов)
Беседа - вопросно-ответная форма овладения учебным, материалом.
Требования к беседе:
-
наличие продуманной системы взаимосвязанных вопросов (главные, второстепенные, дополнительные)
-
учитель должен предусматривать варианты ответов
-
вопросы должны ставиться перед всем классом, повторяться для отдельного ученика
-
не рекомендуется включать в вопрос 2 и более самостоятельных вопросов (Где и когда...)
-
не задавать подряд несколько вопросов, не получив ответы на предыдущие
-
различать вопросы по содержанию и учитывать их сложность (предметные, действенные, качественные, количественные, временные, пространственные, причинно-следственные).
Работа с учебником
Требования:
«каждый ученик должен иметь собственную книгу, должен уметь находить в ней нужное место
•учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать правило и т.д.)
•необходимо проверять у каждого ученика усвоение полученной инструкции в начальных классах объяснение по учебнику не проводится
Демонстрация - проводится для развития представлений, систематизации имеющегося опыта, развития наблюдательности. Может быть предваряющая и завершающая
Требования к демонстрации:
-
объект должен быть хорошо виден со всех точек класса
-
в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие, затем оно убирается
-
в процессе демонстрации обращают внимание только на необходимые свойства предмета
-
учащиеся должны формулировать итог наблюдения
Урок в классе интегрированного обучения
Урок — это основная форма организации учебной работы, часть педагогического процесса. Каждый урок является этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в процессе формирования ЗУНов.
Требования к уроку:
-
Правильное определение места урока в системе уроков по данной теме
-
Создание условий для активизации познавательнщй деятельности
-
Чет индивидуальности учащихся и дифференцированный подход
-
Научная организация педагогического процесса на уроке
-
Оборудование урока средствами наглядности и ТСО
-
Коррекционная направленность урока (коррекция мышления, речи, внимания, фонематического слуха, моторики, восприятия)
-
У чет личного опыта учащихся
-
Наличие контроля учителя
-
Наличие анализа усвоения
Тины уроков:
-
Вводный — подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализируются имеющиеся знания по данному вопросу, сообщаются сведения общего характера, необходимые для осмысления нового материала)
-
Урок формирования новых знаний—изучение нового материала
-
Обобщающий урок—систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам:
-
экскурсии
-
походы
-
соревнования и т.д.
Составитель
заместитель директора Наталья Владимировна Толстуха