Перейти на главную страницу
Как правило, мы не задумываемся, какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык. Это наш родной язык, мы говорим, пишем, читаем по-русски. Но достаточно ли умений, чтобы свободно оперировать научными понятиями, чтобы глубоко разбираться в многообразии окружающего мира?
Попытаемся показать роль русского языка в изучении природы на примере биологии.
Во-первых, что означает слово биология? Заглянем в словарь .
В переводе с греческого bios -- жизнь, logos -- учение. Значит, биология –это наука о жизни, о живом. Точнее, это совокупность наук о живой природе.
Целый блок в любом словаре отведён для слов, начинающихся с греческого слова био: биогеография, биогеография, бионика, биосфера, биофизика, биохимия и т.д.
Проясним значение этих слов.
Например:
Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления в закономерности природы, то есть к естественным наукам.
Насекомые – пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные поселения.
--- Какое место класса насекомых в многообразии животного мира?
(насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых
Запишем это предложение на доске и в тетрадях, объясним орфограммы(удвоенные согласные, сложные слова) и знаки препинания, отметим грамматические характеристики причастия ).
В словаре русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, поясняется, насекомое – это название класса беспозвоночных членистоногих животных , к которому относятся муха, пчела, муравей и др.
Что же означает русское слово насекомое?
В учебнике «Биология животных» сказано: «Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке».
Одной из самых характерных черт насекомых является рассечение тела на сегменты, резкое его деление на голову, грудь и брюшко, которые соединены короткими и иногда очень тонкими перемычками.
Понятно, что слова насечка и насекомое – однокоренные, мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне -сек- -- -сеч-.
А какой частью речи является слово насекомое?
Оно восходит к глаголу насекать в одном из его значений – «делать насечки». Получается, что слово насекомые -- это страдательное причастие настоящего времени от глагола насекать, так же как например – ведомый – страдательное причастие настоящего времени от глагола вести.
Заметим, что причастие насекомое давно уже перешло в разряд имён существительных. Впрочем, слово животное тоже воспринимается как существительное, хотя по происхождению это прилагательное от существительного живот в устаревшем значении «жизнь».
Латинское слово insekare («инсекаре») означает «нарезать, насекать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insektum («инсектум»). От него и произошло научное название insekta («инсекта») – насекомое.
Получается, что русское слово насекомое – это так называемая калька с латыни.
Приведём примеры заимствованных и освоенных русским языком латинских слов с этим корнем.
Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред некоторые насекомые наносят как кровососы, переносчики возбудителей ряда заболеваний. Для борьбы с ними и применяются инсектициды.
Для наблюдения за жизнью муравьёв пользуются особым инсектарием – формикарием (от лат. formika – муравей ), в котором устраиваются гнёздо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такое особое отношение к муравьям вызвано, вероятно уважением к трудолюбию этих животных.
«Насекомые освоили все среды жизни – наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки, наездники. Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи, термиты, пчёлы ».
---- Запишем этот отрывок в тетради, объясним орфограммы, знаки препинания, дадим характеристику причастий: предпочитающие, живущие.
К насекомым при полном превращении относятся (из ныне живущих) отряды подёнок и стрекоз, а также таракановые, богомолы, термиты, прямокрылые, кожистокрылые, равнокрылые, клопы, пузыреногие, пухоеды, сеноеды и др. Вот примеры нимф насекомых с неполным превращением: щитовка, клоп-черепашка, стрекоза-коромысло, подёнка, веснянка.
Согласитесь, тот, кто давал этим насекомым названия, обладал богатым воображением.
Насекомые с полным превращением включают следующие отряды: жуки, веерокрылые, вислокрылки, верблюдки, сетчатокрылые, ручейники, бабочки, блохи, двукрылые, перепончатокрылые и др.
Среди этих насекомых тоже немало интересных названий: вислокрылка, чёрная жужелица, жук-вертячка, водолюб, щелкун, короед, усач, листоед, щитоноска, скорпионница, верблюдка, комар-кусака, львинка, долгоножка, слепень, капустная муха, капустная белянка и др.
Действительно, можно говорить о «специальностях» насекомых: например, «царь насекомых»-- муравьиный лев; есть могильщик, пилильщик, есть даже адмирал.
Даже не видя этих насекомых, мы представляем их образы, созданные энтомологами-исследователями всего в одном слове—названии этих маленьких животных.
В конечном итоге личинка успокаивается, перестаёт активно питаться и превращается в куколку, чтобы в таком состоянии перестроить своё тело на «взрослый лад». Иногда образуется шёлковый кокон. Cocon –французское слово, означающее что-то полое с толстыми стенками, куда что-то закладывается. Внешне куколка не проявляет признаков жизни, но на самом деле внутри её происходят сложнейшие процессы преобразования. Ткани её растворяются, и процесс этот называется гистиолизом: от греческих слов: histos («гистос») – ткань и lysis («лизис») – разложение. Внутри куколки нетронутыми остаются только имагиальные диски, то есть не растворившиеся участки ткани, из которых будет строиться тело взрослого насекомого –имаго. Так на языке науки называется конечная стадия развития насекомого, а дословный перевод этого слова с латыни – «образ».
Насекомое, находящиеся в состоянии куколки или в последней стадии развития личинки, часто называют нимфой. В греческой мифологии нимфы – это полубогини, которые всегда оставались юными и прекрасными. Греки так называли и молодых девушек. В биологии же это название применяется к насекомому, пока оно не завершило стадию своего развития до взрослой особи.
Как видим, образное мышление присуще не только гуманитариям, но и естествоиспытателям.
Обсуждение, устные ответы, учеников, запись выводов в тетради.
(Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела других животных до разлагающихся остатков животного и растительного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб. Остатки ископаемых насекомых помогают определить геологический возраст отложений, климат и биогеоценозы прошлого. )
(150 слов)
Вопросы:
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»
Цели : показать значение русского языка в освоении биологии; вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук учителя
10 09 2014
1 стр.
Уроки французского языка. Сайт для изучающих французский язык. В разделе "Уроки французского" уроки для начинающих; в разделе "Новости" главным образом ссылки на новостные ресурсы
11 09 2014
1 стр.
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства
15 12 2014
1 стр.
С 08. 00 до 13. 15 в школе проходят уроки по обычному расписанию, но преподавать будут учителя-дублеры
15 12 2014
1 стр.
Здорово! Слушай, надоело уже: уроки, задачи, день знаний, день отличника, день учителя Всё школа и школа, уроки и уроки. Да ещё учителя придираются по любому поводу Пойдём ко мне т
15 10 2014
1 стр.
Если это произойдет, тогда следующие уроки будут проходить легко и давать положительные результаты
10 10 2014
1 стр.
«ступенчатый режим»: в сентябре- декабре уроки по 35 минут; в январе мае уроки по 45 минут
10 10 2014
8 стр.
Искусство движения. Уроки мастера / Пер с англ. А. Заславской. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 352 с, илл
15 10 2014
16 стр.