Тема родительского собрания :"Как научиться быть
ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых".
"Этика-это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему. "
А.Швейнер.
Задачи собрания:1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка , его взглядов, для успешной учебной деятельности в классе.
Вопросы для обсуждения:
1 .Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2.Анализ результативной работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.
Подготовительная работа.
1.Анкетирование родителей и детей по теме собрания
2.Подбор ситуации для дискуссии
3.Подготовка устного журнала учащихся на тему"Изнанка жизни нашего класса"
4.Подготовка памятки для родителей
Анкетирование учащихся( анкеты прилагаются)
Анкетирование родителей(анкета прилагается)
Ситуации для дискуссии( прилагаются)
Учащиеся оформляют газету" Что такое хорошо и что такое плохо" (материалы из окружающей жизни нашего класса)
ХОД СОБРАНИЯ
1.Вступительное слово классного руководителя.
В толковом словаре под редакцией Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным ,образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры ,его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие ,если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем ,если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками ,как бы ни старалась школа и педагоги- помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребенок должен знать, как можно и нужно включать и выключать музыку в доме ,как вести себя в общественных местах, как вести себя с незнакомым человеком и т.д.
Этим вопросам были посвящены классные часы в нашем классе . (Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам. )
Но к проблемам культуры человека во все времена приходиться возвращаться,ибо на них строится сама жизнь.
Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть?
Далее идет анализ анкет родителей и учащихся.Идет дискуссия по ситуациям. Работа с памяткой для родителей. Обсуждение ее.
Итог собрания.
Анкетирование для учащихся №1.
Считаешь ли ты себя культурным человеком?
Если да , то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаками
"+"; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком"- ".
Громко кричать
Драться
Перебивать в разговоре другого человека
Списывать из чужой тетради во время контрольной работы
Задавать неуместные вопросы
Свистеть
Ругаться
Жадничать
Сплетничать
Ябедничать
Навязываться в друзья
Проявлять подлость
Заниматься вымогательством
Не обращать внимания ,если над кем-то издеваются
Быть равнодушным к чужой беде.
Анкетирование учащихся № 2
Продолжи предложения:
1.Добрый человек – это тот, который-………………………………………………………………………………………..
2.Злой человек – это тот , который ……………………………………………………………………………………..
3.Честный человек – это тот , который …………………………………………………………………………………..
4.Правдивый человек – это тот ,который ……………………………………………………………………………
5.Жестокий человек - это тот , который ……………………………………………………………………………
6.Грубый человек – это тот , который …………………………………………………………………………….
7.Подлый человек – это тот , который ……………………………………………………………………………
8.Преступник – это тот , который …………………………………………………………………………………….
9. Вежливый человек – это тот , который ………………………………………………………………………….
10.Эгоист – это тот , который ……………………………………………………………………………………………..
Анкетирование учащихся № 3
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова ,которые,
по твоему мнению ,никак к тебе не относятся.
Умный, глупый ,злой , добрый ,дружелюбный , хитрый, жадный ,заносчивый , правдивый , врун, отзывчивый, грубый, ласковый ,ябеда, насмешник, жалобщик , непоседа ,эгоист ,
подлиза, подхалим , вымогатель ,нахал ,притвора , жестокий ,безразличный ,мстительный.
……………………………………………………………
………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
………………………………………………………………….
………………………………………………………………….
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………
……………………………………………………………………….
Анкетирование для родителей.
Из приведенных ниже слов выберите те слова ,которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.
Добрый, красивый, умный , симпатичный , открытый , добросовестный , мягкий ,
податливый , грубый ,злой , жестокий , уравновешенный , непоседливый , тихий , крикливый , неугомонный ,жадный ,скрытый , ласковый , любознательный, любопытный ,
откровенный , правдивый ,требовательный ,агрессивный ,эгоистичный , безответственный.
Ситуация № 1
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли ,пели песни ,обсуждали дела класса , строили планы на будущий год.
Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени дерева и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом.
Ситуация № 2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего
соседа. Учитель это видел, но не отдергивал списывающего ученика.
Результатом контрольной работы стала" двойка".Ученик же , у которого списывал ,получил " пять".Подросток , который списывал ,сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил , что ему учитель несправедливо ставит отметки.