Елена Юрьевна Котынова,
(учитель русского языка и литературы
МОУ «Педагогический лицей» г. Великие Луки)
Уроки «Матрёниного двора»
(Первое сентября. Литература. 2010. 16/31 янв. № 2;
https://lit.1september.ru/view_article.php?ID=201000207)
Начинаем беседу по рассказу с обсуждения слова «двор». От привычного ребятам значения («играть во дворе») приходим к пониманию того, что в заглавии рассказа имеется в виду «дом» (можно обсудить тут же слова горница, изба, подворье, усадьба). С какими же ассоциациями связано у ребят слово «дом»? (Запись ответов на доске: Дом — это… дети, семья, очаг, тепло, детство, друзья, бабушка, Родина, кот (собака), добро, любовь...)
Затем открываем афоризмы, предварительно написанные на доске и закрытые во время обсуждения первого вопроса:
«Дом там, где наше сердце» (Плиний).
«Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие — неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же самое и люди» (В. Федорович).
«Дом человека — его замок» (Э. Коук).
«Тот счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрёл мир в собственном доме» (И. Гёте).
«Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там» (Д. Мур).
• Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем им дорог дом?
• Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать? (Возвращается из лагерей.)
• Где он пытается найти дом? (В нутряной России.)
• Как вы понимаете это выражение? (В самом сердце России, в её центре.)
• Прочитайте описание дома, в который попадает рассказчик. Почему он не хочет никуда больше селиться? Почему ему здесь хорошо? (Работа с текстом.)
• Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по-русски, по-деревенски, зовут хозяйку избы — Матрёна. Какой приём использует Солженицын при их описании? (Контраст.)
• Почему возникло такое противопоставление? (Читаем афоризм о соотношении внешнего и внутреннего.)
• Какой мы видим Матрёну при первой встрече? Только ли болезнь виновата во всех бедах? Что пришлось пережить Матрёне в своём доме? Чем была заполнена её жизнь? (Две войны, германская и Отечественная, смерть шестерых детей, потеря мужа, нужда.)
• Почему же дом — святая святых — стал разрушаться? (Бедность: толпа фикусов — единственное богатство — это единственное, чего у Матрёны много.) Кто скрашивает одиночество героини? (Колченогая кошка и коза.)
• Кто виноват в бедственном положении людей в деревне? Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию:
1) форс-мажорные обстоятельства (две войны, революция);
2) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из неё вырваться;
3) бесконечная покорность и терпение народа;
4) равнодушие, злоба среди людей;
5) государственное устройство, власть, для которой простые люди — крепостные;
6) изуродованные отношения между родственниками.
• Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России «оторваны от народа». Докажите это текстом повести. (История с пенсией, с торфом, который приходится воровать даже честным труженикам, несправедливость — звезду Героя Социалистического труда получает председатель колхоза, заработавший себе славу не трудом, а выгодной сделкой.)
• К чему всё это ведёт? Меняются люди или остаются прежними? (Нет, люди меняются, причём в худшую сторону: они озлобляются, ожесточаются.) Докажите примерами из текста.
Затем обращаемся к новой серии афоризмов (можно распечатать их на каждую парту). Предложим ребятам выбрать те из них, которыми можно рассказать о Матрёне и людях, её окружающих, и объяснить свой выбор.
-
«Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» (Сократ).
-
«Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию» (Цицерон).
-
«Только сердце делает человеком — всё остальное вздор» (Гай Петроний).
-
«Человек хуже зверя, когда он зверь» (Рабиндранат Тагор).
-
«Алчная душа всем злым делам начало» (Иоанн Дамаскин).
-
«Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил» (Авл Гелий).
-
«Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя» (Аттар Фарид Ад-дин).
-
«Побудительные причины — вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно» (Лабрюйер).
-
«Когда исходят из выгоды, то множат злобу» (Конфуций).
-
«Сильные люди всегда просты» (Л. Толстой).
Обсуждение вариантов всегда бывает очень увлекательным, поэтому нужно запланировать достаточно времени для этой работы. Она станет прологом к постановке проблемных вопросов.
• Сильный ли человек Матрёна? Если да, то в чём её сила? (В доброте и бескорыстии, скромности, трудолюбии и честности.) Плиний Младший утверждал, что «хорошие люди слабее плохих». Согласны ли вы с этой мыслью? Может быть, философ прав, ведь Матрёне не оказалось места среди её односельчан?
• Одно из названий повести — «Не стоит село без праведника». Кто же такой праведник? Назовите черты, присущие такому человеку (честность, искренность, доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание, мученический путь.) Почему рассказчик называет праведником Матрёну?
• Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрёну?
Домашнее задание. Сочинение «Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим современникам?».