Уровень и тип чувства юмора
Домбровская И.С.
На сегодня существует ряд англоязычных опросников, направленных на выявление чувства юмора (Иванова, Ениколопов, 2006). Они не адаптированы на русскоязычной выборке. В отечественной популярной психологической литературе встречаются «ресторанные» тесты на уровень развития чувства юмора. Они любопытны, развлекательны и в некоторой степени могут служить оценке уровня чувства юмора. Но они вряд ли могут служить основой серьезных психологических выводов. Однако, в психологической практике иногда возникает потребность оценить уровень и тип чувства юмора. Кроме того, это просто интересно.
Целью нашей разработки является выделение основных типов чувства юмора, которое может служить основой создания в дальнейшем стандартизированных «шкал» измерения типов чувства юмора. Так, на основе анализа литературы, посвященной юмору, и анализа феноменологии юмора нам видится оптимальным выделение следующих биполярных характеристик юмора: склонность к производству юмора и склонность к восприятию юмора, а также склонность к обращению юмора на других (своего рода экстрапунитивность юмора) и склонность к обращению юмора на самих себя ( своего рода интрапунитивность юмора).
Различение индивидуальных различий в склонности к производству или восприятию юмора достаточно традиционно в психологии, восходит к Фрейду (Фрейд, 1991), и эксплицировано Меткалфом и Фелиблом в различении «юмороптики» и «юморобики» (Меткалф, Фелибл, 1997), развивается Т.В. Ивановой в исследованиях остроумия (Иванова, 2002).
Различение индивидуальных различий в склонности обращать юмор на себя или на других не так явно прописано в психологии, но несколько эксплицировано в высказывании о том, что «высшей формой юмора является юмор, обращенный субъектом на самого себя» (Домбровская, Леонтьев, 2000).
При создании методической разработки опросника уровня и типа чувства юмора нами была позаимствована структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов
Инструкция: «Оцените по 5 балльной шкале степень того, насколько высказывания подходят Вам по шкале: 4- всегда 3- часто 2-иногда 1- редко 0-никогда и поставьте соответствующую ответу цифру в бланк ответов»
-
Мне нравится, когда люди шутят
-
Я люблю рассказывать анекдоты
-
Я не обижаюсь, если шутят надо мной
-
Я могу найти смешное в любом человеке
-
Я легче усваиваю информацию, если она подается с юмором
-
Я люблю подшутить над кем-то
-
Я смеюсь, когда шутят надо мной
-
Среди героев книг и фильмов много смешных людей
-
Я смотрю по телевизору юмористические передачи
-
Мне нравится находиться в компании, где все подшучивают друг над другом
-
Юмор помогает мне справляться с трудностями
-
Когда смеются над чьей-то ошибкой, я тоже смеюсь
-
Юмор помогает понимать других людей
-
Я люблю придумывать смешные истории
-
Со мной часто происходят смешные истории
-
Моим друзьям нравится, когда я подшучиваю над ними
-
Я читаю рубрику анекдотов в газетах и журналах
-
Я могу увидеть смешное даже в серьезном
-
Я считаю себя достойным смеха и юмора
-
Я смеюсь над незнакомыми людьми
Бланк ответов:
1
|
5
|
9
|
13
|
17
|
2
|
6
|
10
|
14
|
18
|
3
|
7
|
11
|
15
|
19
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
Обработка результатов:
По строкам вычисляют среднее.
Строка 1. склонность к восприятию юмора
Строка 2. склонность к производству юмора
Строка 3. обращенность юмора на себя
Строка 4. обращенность юмора на других
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный респондент или группа имеют низкий уровень чувства юмора в целом или по обозначенному типу.
Интерпретация и использование:
Наша методическая разработка может использоваться для анализа подростковых групп, в которых замечен «феномен осмеяния». У подростков, склонных к осмеянию других, повышен показатель обращенности юмора на других, остальные понижены.
Результаты тестирования могут служить для выдвижения гипотез о других качествах личности. Так по данным западных исследований положительные корреляции чувства юмора были установлены с такими чертами как экстраверсия, уверенность в себе, внутренний локус контроля, поленезависимость, стрессоустойчивость, оптимизм, а отрицательные корреляции – с уровнем тревожности личности (Иванова, Ениколопов, 2006). По нашим предварительным данным чувство юмора положительно коррелирует с уровнем социализированности личности, диалогичностью сознания, рефлексивностью и креативностью.
Наша разработка может использоваться для предварительного знакомства с клиентом или группой, или предлагаться для самопознания.
Литература:
-
Домбровская И.С. Леонтьев Д.А. Юмор//Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука,2000.- 454-459 с.
-
Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Психологические исследования чувства юмора//Вопросы психологии, 2006, №4
-
Иванова Т.В. Остроумие и креативность//Вопросы психологии, 2002, №1
-
Меткалф С., Фелибл Р. Юмор – путь к успеху. – Спб, 1997
-
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному//Фрейд З. Я и Оно.Труды разных лет. Пер с нем. Тбилиси. Мерани,1991.-175-406 с.