Перейти на главную страницу
1) Из названия какого химического элемента, меняя последнюю букву на другую и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название: животного, которое может быть домашним или диким (азот – коза); удлиненного стебля (побега) или ветви некоторых растений, преимущественно, винограда, ивы? (Азот – лоза).
2) Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название полезного ископаемого (фтор – торф); одного из видов четырехугольника? (Бром – ромб).
3) В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется как органическое удобрение. Изменив порядок букв еще раз, получите название дол-говременного укрепления. (Фтор – торф – форт).
4) В названиях каких галогенов нужно изменить порядок букв, чтобы получить названия геометрической фигуры и сорта картофеля. (Бром – ромб; хлор – лорх).
5) В названии какого химического элемента надо изменить порядок букв, чтобы получить изотоп водорода? (Иттрий – тритий).
6) Название какого взрывчатого вещества нужно прочитать наоборот, чтобы получить прибор для измерения глубины моря? (Тол – лот).
7) Течет здесь вода, орошает поля,
Для этого создали люди меня.
Но быстро могу свою суть изменить;
В парафин меня можешь легко обратить.
8
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я.
9) Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец.
Но буквы переставишь мне,
И я – истории творец.
(Радон – народ).
10) Буквы не лежат на столе перед нами.
Расставим их так, чтобы стали словами.
Вот первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметим, четыре угла.
И слово второе сумели собрать,
Его в галогенах пришлось отыскать.
(Ромб – бром).
1
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названьи коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось.
12) Что за чудо – анаграмма!
Четыре слова – целый ряд!
Один смешит нас всю программу.
Второй расколет все подряд.
Третий лезет вон из кожи:
Он всех стремится отклонить.
А четвертый сразу может
Измерить ток и украшать.
(Клоун – колун – уклон – кулон).
1
Я возникаю всюду там,
Где материи движенье
С металлом сводит неметалл.
Но если буквы переставить,
Легко найти меня в лесу.
Красуясь мощными рогами,
Я по поляне пробегу.
14) Диктор на футбольном матче
Ведет азартно передачу.
Когда ж на поле будет гол,
Кричит два слова в микрофон…
Первое слово на буквы разбейте,
Новое слово составить сумейте.
Значить должно оно, чтобы вы знали,
То, из чего выплавляют металлы.
(Удар – руда).
15) Как у бога Януса двуликого,
У меня найдете два лица.
Я ведь слово очень необычное –
Читаюсь с начала, а также с конца.
Для поэта – символ вдохновенья,
Меня когда-то Пушкин воспевал.
А для химиков, поверьте,
Я очень важный, нужный радикал.
(Лира – арил).
«Антиреклама курения». (10 – 11 классы)
Мероприятие проводится в красочно оформленном зале. На стенах могут быть цветные плакаты: «Не вреди своему здоровью», «Спорт или сигареты», «Опасность растет с каждым шагом», «Свежий воздух укрепляет здоровье», «Выходной – на свежий воздух»; таблицы и рисунки: «Количество вредных веществ, образующихся при выкуривании одной пачки сигарет», «Сокращение жизни курильщиков в зависимости от числа выкуриваемых сигарет и от возраста»; карикатуры из сатирических журналов, высмеивающие курильщиков. Учащиеся выпускают стенгазеты со статьями: «Почему люди курят?», «Расплата наступает непременно», «Письмо курящей девушке», «Как вырваться из табачного плена?», «Береги здоровье смолоду» и т.п. На отдельных плакатах написаны высказывания известных людей: «Не огорчайте Ваше сердце табачищем!» (И.А. Павлов), «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой». (И. Гете), «Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других!» (Н. А. Семашко), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Бальзак), «Быть хорошо рожденным – право каждого человека» (Л.Н. Толстой).
До изложения основного материала ребятам предлагается от-ветить на несколько вопросов самостоятельно. В тетрадях составляется таблица с графами: «№ вопроса», «Ответ в начале урока», «Ответ в конце урока».
Вопросы:
1) При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, какой содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
2) Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевания раком) веществ содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15?
3) Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения?
4) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?
5) Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?
6) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
7) Что означает понятие «пассивное курение»?
Из них свыше 50 оказывают выраженное вредное влияние на организм человека.
– на нервную систему, как яд;
– никотин сужает кровеносные сосуды;
– никотин вызывает серьезное привыкание.
Используя таблицу «Дыхательная система», учащиеся вместе с учителем рассматривают «путешествие» табачного дыма по дыхательным путям. Табачная смола оседает в легких, вызывая их загрязнение. Школьники могут вспомнить, что в легких есть клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением им справиться трудно. Учитель акцентирует внимание на то, что вредные вещества попадают не только в легкие курящего человека, но и в легкие окружающих его людей. Происходит объяснение понятия «пассивное курение».
Почему же люди начинают курить? (Обсуждение таблицы «Результаты исследования причин курения у школьников и студентов»).
Возрастные группы |
Процентное соотношение зависимости от причин курения | |||
Подражание другим школьникам, студентам |
Чувство новизны, интереса |
Желание казаться взрослым, самостоятель-ным |
Точной причины не знают | |
Учащиеся 5 – 6 кл. |
50,0 |
41,5 |
5,5 |
3,0 |
7 – 8 кл. |
35,6 |
30,0 |
10,4 |
24,0 |
9 – 11 кл. |
25,5 |
24,0 |
15,0 |
35,5 |
Студенты 1 курс
|
4,1 |
25,5 |
25,0 |
45,4 |
3 курс |
1,5 |
10,0 |
25,1 |
63,4 |
5 курс |
0 |
0 |
1,5 |
98,5 |
Какое решение примете вы?
– не будете курить вовсе;
– будете курить мало;
– продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.
(Далее можно рассказать о способах бросить курить).
Ребятам можно предложить ответить на вопросы анкеты «Завзятый ли вы курильщик?» Тестирование лучше проводить анонимно.
0 баллов – до 15; 1б – 15 – 25; 2б – более 25 шт.
0 б – до 0,8 мг; 1б – 0,8 – 1,5 мг; 2б – более 1,5 мг.
0 б – никогда; 1б – иногда; 2б – всегда
1 б – с утра; 2 б – во второй половине дня
2б – утром, натощак 1 б – после завтрака 0 б – позже
1б – да; 0б – нет
1б – первая; 0б – последующая
1б – да об – нет
Мое имя – сигарета, Я красива и сильна. Я знакома с целым светом, Очень многим я нужна. Мозг и сердце я дурманю Молодым и старикам, Независимо от знаний, Скажем прямо – слабакам. |
Запомни – человек не слаб, Рожден свободным. Он не раб. Сегодня вечером, как ляжешь спать, Ты должен так себе сказать: «Я выбрал сам дорогу к свету И, презирая сигарету, Не стану ни за что курить, Я – человек! Я должен сильным быть!» |
2. Доклады: «Парниковый эффект», «Разрушение озонового сл атмосферы», «Кислотные осадки», «Фотохимический смог».
3. Обсуждение докладов.
4. Подведение итогов конференции.
В последние годы жизни человеку угрожают «парниковый эффект», озоновые «дыры», кислотные дожди и фотохимический смог. Наша конференция посвящена раскрытию сущности этих явлений.
Некоторые газы, составляющие незначительную долю атмосферы, подобно стеклянной крыше парника, хорошо пропускают солнечную радиацию, но задерживают уходящее длинноволновое тепловое излучение Земли. К ним относятся диоксид углерода, метан, оксид азота, хлорфторуглероды. Поскольку в этом отношении они подобны стеклянной крыше парника, их часто называют парниковыми газами.
Несмотря на то, что суммарное содержание парниковых газов в атмосфере очень мало, увеличение концентрации хотя бы одного из них приводит к тому, что в атмосфере начинает задерживаться больше тепла, в результате чего повышается средняя температура атмосферы Земли и ее поверхности. Повышение температуры внутренних слоев атмосферы и поверхности Земли, обусловленное накоплением в атмосфере парниковых газов, называется парниковым эффектом.
Последние данные показывают, что поступление и накопление в атмосфере диоксида углерода и метана, обусловленное хозяйствен-ной деятельностью человека, приводит к потеплению климата Земли. Предполагают, что повышение температуры даже на 10С может при-вести к значительному изменению атмосферной циркуляции и условий увлажнения почвы и, как следствие, к сильному смещению зон, опти-мальных для земледелия и других видов хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, затронуло бы жизненные интересы миллиардов людей. Антропогенное потепление может стать причиной таяния полярных льдов и повышения среднего уровня Мирового океана.
Среди путей, предотвращающих повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, выделяют сокращение масштабов сжигания органического топлива, сохранение лесов, приостановку процессов, приводящих к снижению концентрации органического вещества (гумуса) в почве.
2-й ученик: «Разрушение слоя озона атмосферы». «Озоновая дыра».
Стратосферный озон О3 образуется, когда молекула кислорода, поглощая коротковолновую радиацию Солнца, распадается на два атома кислорода, каждый из этих атомов соединяется с другой молекулой кислорода, образуя молекулу озона.
Озон легко поглощает ультрафиолет и распадается на первоначальные компоненты О2 и О. Освободившийся атом кислорода и образует молекулу озона. При неизменных условиях скорость образования озона равна скорости его распада.
Содержание озона в атмосфере не достигает и одной миллион-ной доли от содержания остальных газов, однако именно озон поглощает большую часть солнечной ультрафиолетовой радиации, не давая ей достигнуть земной поверхности. Если снижение концентрации озона вблизи поверхности Земли оказало бы оздоравливающее влияние на загрязненные местности, то снижение концентрации стратосферного озона опасно, поскольку следующее за этим увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности, влечет за собой много неприятных последствий. Оно повышает частоту раковых заболеваний кожи и катаракты, повреждает сельскохозяйственные культуры и разрушает фитопланктон – микроскопические растения, являющиеся начальным звеном пищевой цепи в океане.
Главными виновниками снижения концентрации озона в атмос-фере являются хлорфторуглероды, в особенности CFCl3 и CF2CL2. Атомы хлора, входящие в состав хлорфторуглеродов, выбрасываемых в атмосферу, разрушают слой озона.
Озоновая «дыра» – это область резко пониженной концентра-ции озона в стратосфере. Она в более очевидной форме наблюдается над Антарктикой, где в последнее десятилетие весеннее содержание озона снизи-лось на 50%. В Антарктике и, в какой-то степени, в Арктике низкие темпера-туры способствуют ускорению процессов, разрушающих слой озона.
Выводы о состоянии слоя озона в целом по земному шару пока еще делать рано, но уже сейчас можно сказать о том, что за последние 20 лет зимой и ранней весной в средних и высоких широтах северного полушария потери озона составляли от 2% до 10%, причем большие потери отмечались в высоких широтах.
«Кислотные» дожди (к которым относятся также кислотные снега, туман и роса) являются, в основном, побочным продуктом химичес-ких реакций в атмосфере, в которых участвуют оксиды азота и диоксид серы. В ходе различных реакций, таких, как соединение с водой, эти газы могут превращаться, соответственно, в азотную и серную кислоты, которые хорошо растворяются в воде. Капельки такого раствора, падающие на Землю, и представляют собой «кислотный» дождь.
Источником оксидов серы и азота являются теплоэлектростан-ции, нефтеперерабатывающие, металлургические заводы, транспорт и т.д.
«Кислотные» дожди наносят колоссальный ущерб здоровью людей и материальным средствам. Под их влиянием гибнут озера вместе со своими обитателями, корродирует почва, массивы лесов превращаются в мертвые леса. «Кислотные» дожди разъедают не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень.
Неприятным явлением в современных городах и их окрестнос-тях является фотохимический смог. Этим термином обозначают смесь газов, образующуюся в нижних слоях атмосферы, где солнечная радиация воздействует на некоторые газы (особенно на оксиды азота и углеводороды, содержащиеся в выхлопах автомобилей); в результате образуются газы с высокой реакционной способностью, очень вредные для живых организмов.
Главным продуктом таких фотохимических реакций является озон, который, в основном, и воздействует на глаза и легкие, и наносит вред деревьям и сельскохозяйственным культурам. Именно «густоту» смога обычно выражают через концентрацию озона на уровне земной поверхности.
Театрализованное представление
«Металлам – слава!» (9 и 11 класс)
Цель: опираясь на знания учащихся из курса 8 – 9 класса по химии, добиться понимания понятий «металл – химический элемент» и «металл – простое вещество». Закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, нахождении их в природе, об основных областях применения; акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, литературы, истории. Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей; развивать дикцию, речь, умение держаться на сцене.
Конкурс газет на заданную тему. (Наример – «Мир, где нет Химии» или «в химическом царстве»)
10 09 2014
3 стр.
Вед. Представляем наш устный журнал, посвящённый жизни и творчеству великих литераторов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа
25 12 2014
1 стр.
Библиотекарь. Ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы живём
15 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70—95 сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды
15 09 2014
1 стр.
Подготовительная работа: подготовка материала, стихотворений, презентаций, рисунков о вредных привычках и здоровом образе жизни, красные ленточки, оформление фотовыставки, а также
06 10 2014
1 стр.
Мы решили вспомнить войну по своему. Творческие группы нашего класса
14 12 2014
1 стр.
Ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов
08 10 2014
1 стр.