Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6

© В.А.Кудрявцева

Подготовила В.А.Кудрявцева,

старший воспитатель МКДОУ

детского сада № 17 «Чебурашка»,

г.Омутнинска Кировской области


Игровые технологии Сесиль Лупан.
Согласно современным исследованиям к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что взрослые должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга?

Новые методы раннего разностороннего обучения нашли самое широкое распространение в Японии, США, Франции, России. Проблемой занимались такие авторы, как Масару Ибука – основатель фирмы «Сони», исполняющий обязанности директора Ассоциации раннего развития и директор организации «Обучение талантов» (Япония); Глен Доман – директор Института достижений потенциальных возможностей человека (США); Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины – пионеры этого дела в России; Сесиль Лупан - самая известная в мире мама, чей опыт воспитания двух собственных дочерей лег в основу методики раннего развития, завоевавшей популярность не только во Франции, но и во всем мире.




Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьей фамилией - Бран. В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподает актерское мастерство. В этот же период она, молодая мать, открывает для себя завораживающий мир раннего «обучения» и развития детей и с тех пор целиком посвящает себя этой деятельности




Посетив семинар американского ученого Глена Домана, она не слепо копирует его методики, но творчески относится к его рекомендациям. Оставив профессиональную сцену, она полностью посвятила себя воспитанию детей. В настоящее время живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей.



Основная идея методики Сесиль Лупан- дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители. По мнению автора, дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты»; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще». В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах, поэтому необходимо заканчивать урок упражнением, элементом, которые ему хорошо удаются.
Принципы Сесиль Лупан:

  • Самые лучшие преподаватели для малыша – его родители;

  • обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

  • не надо проверять своего ребенка;

  • любознательность поддерживается быстротой и новизной.

У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, Лупан же более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения. В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников.




Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, описаны в ее книге «Поверь в свое дитя». Читая ее книгу, любой родитель найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.


Цель книги - дать советы родителям, желающим открыть

мир для своего ребенка с самого раннего детства.


Сесиль Лупан рассматривает первый год ребенка, как один из важнейших этапов жизни. Основные задачи первого года жизни — стимуляция пяти основных чувств, развитие двигательной активности и эмоциональной сферы, закладывание основ речи и получение базовых знаний.

Естественное общение любящих родителей с малышом полностью обеспечивает решение этих задач: мы поем ему песенки, читаем стишки, играем в игры с маленькими ладошками, обнимаем и гладим малыша, показываем ему яркие игрушки, цветы и яркое небо над головой. Важно не забывать, что гармоничная и спокойная окружающая обстановка оказывает непосредственное влияние на формирование маленького человека.

Важно как можно больше разговаривать с ребенком с самого рождения. В разговоре нужно повторять за ребенком его звуки и интонации, а также говорить с ним, меняя интонации. По методике Сесиль Лупан не стоит создавать в окружении ребенка абсолютную тишину, поэтому если вы устали или заняты, можно играть на музыкальных инструментах или просто включать музыку.

Сесиль Лупан не боится избаловать малыша – она рекомендует брать его на руки как можно чаще, считая это необходимостью для его гармоничного развития.
Из каких занятий состоит расписание малыша этого возраста?

Большую часть дня ребенок проводит в своем «жизненном пространстве», которое должно быть устроено так, чтобы максимально стимулировать все основные органы его чувств. Сесиль Лупан предлагает каждый день петь ребенку песенки, делать с ним гимнастику, гулять, купать, делать массаж, вместе смотреть книжки с картинками и карточки.

Согласно методике Сесиль Лупан, уже на первом году жизни ребенка можно начать формировать у него основы навыков чтения и счета, а с 8-12 месяцев — приступать к занятиям иностранным языком, причем лучше не с родителями, а с носителем языка. Огромное внимание нужно уделять физическому развитию малыша, постоянно поддерживать его физическую активность с помощью подвижных игр, гимнастики.

Как развивать вкусовые ощущения малыша?

Родители не должны забывать, что для ребенка абсолютно нормально пробовать на вкус любую вещь. Это один из основных органов чувств малыша, и соответственно — один из основных способов познания им окружающего мира. Когда малыш начнет получать обычную еду, можно ставить перед ним тарелку с разными кусочками пищи — яблоком, морковью, хлебом — и называть то, что он пробует.



Как стимулировать развитие обоняния ребенка?

Малыша нужно знакомить с окружающими его запахами — кухни, ванной комнаты, сада, с ароматом цветов. Можно сшить специальные мешочки, наполнить их специями и пахучими травами (ванилью, базиликом, лавандой) и вместе с малышом посмаковать их аромат, называя, что в нем лежит.



Как стимулировать осязание ребенка?

Заставьте кожу ребенка испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.д. Чтобы ребенок смог изучать свойства предметов, можно вкладывать ему в ладошку вещицы, разные на ощупь. Еще один способ — сшить одеяло из лоскутков разных тканей — бархата, шелка, меха. Чтобы ребенок знал, как называются части его тела, обращайте внимание малыша то на ножку, то на ручку, то на животик.



Как стимулировать развитие слуха ребенка?

Малыша нужно знакомить со звуковыми контрастами — петь тихие и медленные, громкие и веселые песенки, менять интонации, обращаясь к нему, повторять его собственные, изображать голосом «высокие» и «низкие» звуки и пр. Ребёнку будет любопытно наблюдать, какие звуки издают различные предметы — колокольчик, крышка кастрюли и.т.д. Также с раннего детства можно включать записи детских песенок на разных языках, произведения классической музыки, звучание разных музыкальных инструментов.



Как стимулировать развитие зрения в первый год жизни?

Для того, чтобы стимулировать зрение, можно украсить кроватку ребенка безопасным зеркальцем, кусочками разноцветной ткани. Картинки с черно-белыми узорами, или расчерченная шахматная доска помогут малышу фокусировать свой взгляд. С этой целью можно также изготовить специальные карточки с крупно нарисованными геометрическими фигурами, и в быстром темпе показывать малышу по 3-6 карточек за один раз.

Ребенка очень интересует человеческое лицо, поэтому, общаясь с ним, можно вволю погримасничать. Чтобы стимулировать работу диафрагмы зрачка, Лупан рекомендует заходить с ребенком в темную комнату и несколько раз зажигать и гасить свет.

Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать ребенку сразу два предмета, потом добавлять по одному), руководствуйтесь своими ощущениями и реакцией малыша. Не забывайте разговаривать с ним, это должно войти в привычку: «Посмотри, какая она красная! О, замечательно! Вот какая она красная!».

Подготовьте карточки размером 30х30. На одних карточках нарисуйте кружки (около 15 см. в диаметре, ярких цветов), на других – черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п) На карточки большого размера наклейте изображения животных, знакомых предметов и т.п. Для начала достаточно сделать по шесть карточек каждого типа. Разложите их вокруг малыша. Следите, чтобы около младенца всегда находилось много (но не слишком) предметов, на которых он может задерживать взгляд, и регулярно меняйте их.

Играйте с ребенком. Карточки можно использовать так же, как упоминавшиеся выше одноцветные предметы. Усадите малыша к себе на колени или на подушки и покажите ему 3-6 карточек одного типа. Меняйте их быстро, чтобы ребенку бросались в глаза различия, поскольку именно они заставляют малыша фиксировать взгляд.


Глава 2. Двигательная активность.

Эволюция двигательной активности осуществляется в течение нескольких этапов. Стимулирование этого процесса состоит в том, чтобы побуждать младенца переходить от одного этапа к другому.

Важно помнить, что неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом занимаются плаванием продолжительное время и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У малыша возникает ощущение легкости своего тела, что делает его более подвижным. Наконец, плавание увеличивает объем легких (то есть снабжение организма кислородом, улучшающим в свою очередь работу мозга). Учить ребенка плавать нужно с самого его рождения.

При рождении ребенок способен двигать руками и ногами, но не может перемещаться. Следующий этап состоит в ползании, то есть в передвижении на животе. Вот несколько упражнений, чтобы преодолеть этот рубеж.

Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.

Основная идея - кроватка должна быть такой, чтобы малыш чувствовал каждое свое движение.



Положение на животе. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.

Гимнастика:

скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;

сделайте то же самое упражнение, но для ног;

затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;

пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;

положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;

положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар.

В период между первым и четвертым месяцами

В период между первым и четвертым месяцами ребенок начинает ползать. Следующий этап развития двигательной активности - хождение на четвереньках.



Манеж препятствует развитию подвижности. Рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. Нужно организовать для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.

Равновесие. Стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. Поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки (своеобразная подготовка его к выполнению упражнений на бревне). Если кроватка для этого не годится, положите на пол планку шириной около 10 см и предложите малышу переступать вдоль нее.

Положение на четвереньках. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.

Гимнастика. Упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще. Необходимо соблюдать крайнюю осторожность и следить за тем, чтобы малыш не ударился затылком.

Период между четырьмя и двенадцатью месяцами.

Период между четырьмя и двенадцатью месяцами. Ребенок начинает передвигаться на четвереньках. Следующий этап - ходьба.



Положение стоя. Поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. Нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. Разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.

Свободное перемещение. Малыш уже вырос и может сам ходить по дому. Подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. Ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.

Побуждение к ходьбе. Во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. Когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки. Дети любят такие упражнения, поэтому даже если ваш малыш кажется ленивым, делайте их ежедневно по несколько минут каждый раз.

Лестница. Если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.

Большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.

Равновесие - чрезвычайно важный фактор. Для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим.

Брахиация - это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом.

Игры на воздухе и в помещении. Автомобильчики без педалей и маленькие тобогганы (спортивные санки) позволяют детям максимально развить двигательную активность. Надо только постоянно помогать им и подбадривать, чтобы они не боялись упасть.

Гимнастика.

Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;

вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;

то же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;

возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;

то же упражнение, но держа ребенка за ноги;

то же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;

возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.



Большой пляжный мяч. Положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. Схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.

Кувырки. Научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. Когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.

Ходьба на руках. Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. Потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.

В период между восемью месяцами и двумя годами

В период между восемью месяцами и двумя годами ребенок начинает ходить. Следующий этап - бег.



Вкус к ходьбе. Если ребенок выражает желание ходить (а понять это можно, увидев, как он самостоятельно, без поддержки, переходит комнату один), наступает момент, когда вы должны заставить его полюбить новый для него вид движения. Прежде всего, нужно перестать использовать коляску, кроме тех случаев, когда в ней есть необходимость.

Чтобы научить ребенка бегать, нужно заставлять его ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит сам и не обрадуется этому новому ощущению. Когда он поймет, что для него означает бег, устраивайте во время прогулок одну или две пробежки. Покажите ребенку, до каких пор вы можете пробежать вместе, чтобы он видел перед собою цель. Если же вы бегаете по утрам трусцой, то берите его с собой.



Прыжки. Есть два вида прыжков: первый, чтобы победить страх (например, кинуться с какой-то высоты к вам в руки), второй - при котором ребенок должен просто научиться прыгать (например, через пороги в квартире). Показав малышу, как это надо делать, станьте лицом к нему, возьмите его за руки и заставьте спрыгнуть к вам вниз со ступеньки. Дети обожают такие прыжки!

В возрасте от двух до шести лет

В возрасте от двух до шести лет ребенок учится бегать. Следующий этап - дети учатся прыгать на одной ножке, толкать мяч и т.п. Это происходит в возрасте 3-6 лет. Толчковая нога определяется тем, является ли ребенок левшой или правшой.



Физическая активность. Можно соединить все, чем ребенок уже овладел за предыдущие месяцы. Очень важно чередовать ходьбу, бег, умение сохранять равновесие, делать прыжки.

Танцы и ритмическая гимнастика. Когда малыш научится бегать, он готов к занятиям ритмическими танцами. В группы ритмики принимают обычно с трех лет. Достаточно развитый ребенок и в два года часто бывает готов к подобным занятиям, если родители и педагоги дают ему время адаптироваться психологически. Иногда малышу в таком возрасте может понадобиться несколько месяцев только наблюдения за уроками танца, чтобы он начал участвовать в занятиях. К сожалению, немногие взрослые понимают, что этот период так же важен, как и сами занятия.

Все виды спорта. В этот период можно обучать ребенка любому виду спорта, который вам доступен: лыжи, верховая езда, гимнастические снаряды, коньки, велосипед, танцы и, конечно, плавание.
Глава 3. Развитие речи и поэзия.

Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы можете ускорить или замедлить.



  • Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п

  • Части тела.

Сеансы массажа и тактильной стимуляции - самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела. Берите ручку ребенка и дотрагивайтесь ею до носа: Вот это твой носик! Это носик Камиллы! Заставьте малыша потрогать ваш нос и скажите ему: Это мой нос! Это нос мамы!

  • Знакомые предметы - используется та же система.

  • Иллюстрированные карточки для визуального стимулирования - обучение ведется по такой же методике.

  • Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п.

  • Устное идентифицирование. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.

  • Детская речь - взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи. Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. С младенцем нужно разговаривать, чтобы обучать его речи, но не менее важно дать ему понять, что он и сам может что-то сказать. Как-нибудь воспроизведите все звуки, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.), а потом заставьте его повторить их. Таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.

  • Если ребенок плохо выговаривает отдельные звуки, ему нужно дать понять, что он говорит неправильно. Объясните малышу, что если он не будет стараться, то вскоре очутится в положении людей, которые хотя и знают иностранный язык, но говорят на нем так плохо, что коренные жители их совершенно не понимают. Если речь идет всего лишь о неверном произношении недавно узнанного слова, то следует просто поздравить ребенка с тем, что он освоил еще одно слово, и помочь ему произнести его правильно. Можно затеять смешную игру со звуком, который ребенок плохо выговаривает. Если же малыш путает порядок слогов или пропускает отдельные из них в сложных словах, нужно заставлять его произносить слоги друг за другом. Например, ребенок говорит "лелевизол" - попросите его сказать отдельно слог "те", затем "теле" и только потом "визол (р)", и, наконец, медленно-медленно - "те-ле-ви-зор". Когда малышу это удастся, вы вместе будете забавляться, повторяя слово все быстрее и быстрее, и у ребенка не останется ощущения, что у него что-то не выходит. Заканчивайте упражнения обязательно на каком-нибудь успешном моменте.

Слова, которые младенец уморительно коверкает и которые так хочется ввести в домашний семейный язык, безусловно, заслуживают самого благодушного отношения. Конечно, не нужно, чтобы ребенок делал это нарочно. В то же время это не означает, что в семье нельзя говорить "по-ребячьи", чтобы просто посмеяться. У детей в речи всегда могут возникнуть словечки, которые надолго останутся в семейном словаре.

  • Кино. С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте малыша к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте ему, что происходит на экране. Ходите с малышом в кино раз в два или три месяца, это поможет развить у него восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.

ПОЭЗИЯ

Существует большой репертуар песенок и считалок, который создавался веками, и, конечно, его необходимо передать детям. Малышам нужно как можно больше петь таких песенок. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. Все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: "Котя-котенька-коток", "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." и т.п. В один прекрасный день вы что-нибудь сочините сами, и эта песенка войдет в ваш домашний репертуар.



Первый этап: ребенок дополняет ваши фразы. В полтора-два года малыш уже начинает связно говорить. Если вы станете повторять ему короткие стишки нараспев, то очень скоро он научится заканчивать начатые вами фразы. Заниматься этим нужно каждый день, хотя бы понемногу.

Второй этап: предложите ребенку начинать стихотворные фразы первым. Когда малыш уже сможет заканчивать начатые вами стихотворные строчки, перемените тактику. Просите, чтобы он начинал фразу, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. То, что вы повторяете кусочек фразы, которую он только что произнес, служит ему как бы трамплином для ее продолжения.

Конечно, этот прием можно применять только в случае, когда вы уверены, что ребенок знает стихотворение наизусть, но еще не может сам рассказать его.


Настоящая поэзия. Когда ребенок сможет пересказать много маленьких стихотворений с вашей помощью, переходите к настоящей поэзии. Французская литература в этом плане - подлинная золотая жила.

Изучение басен закладывает не только основы нравственности, но и создает базу для накапливания интеллектуальных знаний. И если вы будете последовательно развивать у ребенка способность размышлять, то через год или два увидите, что малыш вполне убедительно сможет растолковать вам сведения, полученные при чтении. Очень важно, чтобы ребенок постоянно узнавал все новые и новые понятия. Это поможет ему приобрести привычку смотреть на мир шире.



В каком возрасте начинать? Как и в прочих случаях, возраст, о котором идет речь, совершенно не является догмой. Можно начинать гораздо позже. Заниматься чем-то новым с ребенком можно лишь тогда, когда родитель чувствует, что наступил соответствующий момент и для малыша и для него самого.

Как научить ребенка басне? Вы выучиваете басню наизусть сами и делаете к ней рисунки, не требующие никакого особого таланта, так как они просто отражают развитие сюжета.

Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему, например, Ворону и Лисицу, но возможно более выразительно. Не стесняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш малыш - самая лучшая для этого аудитория.

Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню, как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребенка выражения.

Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее. Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а кто-то - всего лишь несколько строк. Не спешите! Тогда ребенку захочется повторять все более и более длинные отрывки басни.

Если ребенок привык к усложненному языку, можно знакомить его не только с баснями, но и со стихами. Главная цель ребенка - понять вселенную, овладеть ею и выжить. Закрывая для детей мир взрослых, который их неодолимо влечет, вы готовите, таким образом, для вашего малыша трудное отрочество - он будет вынужден противостоять миру, не научившись разбираться в нем. Именно поэтому следует обязательно затрагивать важные жизненные темы, в том числе и печальные, в которых ребята тем больше хотят разобраться, чем усиленнее такие проблемы от них скрывают. Это относится, например, к темам смерти, заточения в тюрьму и т.п.

Но совершенно не следует погружать ребенка в океан поэзии. Достаточно в год прочесть несколько хороших стихотворений, выбранных в зависимости от интересов малыша в данный период его развития. Это поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и будет способствовать тренировке памяти и, может быть, пониманию того, зачем вообще существует поэзия.



Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр. Добродушный юмор мольеровских комедий всегда будет иметь успех у детей.

КНИГИ

Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача.



Первый способ – дать понять малышу, что книга – не просто предмет, который можно купить в магазине: это что-то такое, что придумывается и записывается. Предложите ребенку сочинить какую-нибудь историю и запишите ее, выполняя роль посредника.

Второй способ – сделать героем книги самого малыша.

На практике это означает, что вам следует изготовить несколько фотографий, в совокупности представляющих некую историю, героем которой должен стать ваш ребенок. Наклейте каждую фотографию на лист картона или ватмана, сделайте в нем две дырочки с левой стороны. Возьмите второй лист такого же размера, но без фотографии. И соедините их вместе с помощью колечек, ниток, веревочки или еще чего-нибудь так, чтобы чистая страница оказалась слева, а страница с фотографией - справа. Покажите книжечку малышу, и пусть он придумает текст. Направьте мысль ребенка так, чтобы получился рассказ, близкий тому, который вы придумали сами – и по содержанию и по количеству слов. Затем запишите этот текст на чистой странице, используя красный, черный, зеленый фломастеры. В процессе письма вы должны комментировать свои действия:

«Сейчас мы напишем «Женя пьет молоко». Женя начинается с буквы «ж», а потом идет «е». Получилось «Же». Поскольку это твое имя, первая буква прописная, она больше других. К тому же это согласная, поэтому мы напишем ее черной краской

Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям.

Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом.

Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова.

Великие мифы. У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.

"Маленький принц" А. Сент-Экзюпери и "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла - вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет. Если вы хорошо "преподнесете" их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они просто очаруют малыша. Они запомнятся ему и войдут в его духовный мир, и ребенок прочтет их снова и снова, когда уже сумеет это сделать сам.



СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. Для расширения словарного запаса ребенка можно делать систематические упражнения, включающие редкие слова. Изготовьте карточки по приводимому ниже образцу, они позволят вам заниматься с детьми во время долгих поездок. Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми. Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?" Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:

Пчела - жужжит

Осел - ревет

Утка - крякает

Кошка - и т.д


Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить также списки научных терминов.

Зоология


Орнитология - наука о птицах

Ихтиология - наука о рыбах

Энтомология - наука о насекомых

Гельминтология - наука о паразитах


Медицина

Кардиолог - врач, который лечит сердце

Хирург - врач, который делает операции

Дерматолог - врач, который лечит заболевания кожи

Невропатолог - врач, который лечит нервную систему

Отоларинголог - врач, который лечит заболевания уха, горла и носа

Педиатр - врач, который лечит детей

Психиатр - врач, который лечит умственные расстройства

Стоматолог - врач, который лечит зубы и заболевания ротовой полости
Число подобных игр можно увеличивать до бесконечности. Свяжите слова с теми отраслями знаний, к которым они могут относиться: звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми, - с "уроками зоологии", профессии врачей - с "уроками анатомии".

Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю. Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе, объясните ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.
ГРАММАТИКА

В два-три года малыш начинает болтать без передышки, радуясь тому, что наконец-то овладел разговорной речью. Значит, наступил подходящий момент, чтобы помочь ребенку осознать природу слов и структуру фразы.



Расчленение фразы на слова. Стихотворение, которое ребенок знает наизусть, напишите большими буквами, выделяя отдельные слова. Попросите малыша прочесть это стихотворение наизусть и научите его показывать пальцем каждое слово. Вначале ему будет трудно, он начнет путаться, но очень скоро разберется и поймет, что фраза делится на слова. Совершенно неважно, что ребенок еще не умеет читать, подобное упражнение - прекрасная подготовка к чтению.

Грамматическая категория рода. Объясните ребенку различие между мужским, женским и средним родом. Расскажите, что род легко определить, если к слову добавить местоимения "мой, моя, мое" или "он, она, оно". Потом назовите несколько существительных, например "стул, кровать, яблоко", и попросите сказать, к какому роду они относятся.

Единственное и множественное число существительных. Произнесите несколько небольших фраз и попросите ребенка определить число существительных. Объясните ему, что бывают существительные только во множественном числе (например, ножницы). Расскажите, что множественное число образуется по-разному: стол - столы, стул - стулья, яблоко - яблоки, лошадь - лошади и т.д. Когда ребенок усвоит само понятие множественного числа, можно упомянуть и более сложные случаи: небо - небеса. Не забудьте о множественном числе местоимений и глаголов: мы едем, они уехали и т.п.

Подлежащее и сказуемое. Объясните ребенку, что подлежащее - это тот, кто делает, а сказуемое - это то, что делают.

Петя пьет, мама ест, папа спит.

Я хочу молока, папа ест суп.

Кто идет? Куда идет бабушка?



Грамматическая категория времени. Объясните ребенку разницу между настоящим, прошедшим и будущим временем. Говорите фразы, начинающиеся со слов "вчера", "сегодня", "завтра". Помогите ребенку разобраться и самому употребить в данной фразе единственно верную форму.

Дополнения. Основываясь на тех же принципах, расскажите малышу, что такое прямое и косвенное дополнения, обстоятельства места, времени и т. п.

После того, как ребенок научится читать, познакомьте его с простейшими грамматическими конструкциями. Это не только даст ему возможность глубже проникнуть в родной язык, но и будет способствовать развитию логического мышления. Сделайте таблицу наподобие приведенной ниже, разлинуйте ее, раскрасьте квадратики в разные цвета.

1 Мужской род Женский род Средний род

2 Единственное число Множественное число

(обе эти категории можно использовать одновременно)

3 Подлежащее Сказуемое

4 Прошедшее время Настоящее время Будущее время

5 Подлежащее Сказуемое Дополнение


Количество грамматических понятий, которые вы бы хотели объяснить малышу, можно увеличить. На первых порах таблица должна быть перед глазами ребенка. Говорите ему несколько слов или фразу, ребенок должен их повторить, хлопая рукой каждый раз по соответствующей клетке.

Когда вы вместе с малышом овладеете конструкцией целой фразы, то можете начертить каждую клетку на отдельной карточке; ребенок должен выбрать карточки и разложить их так, чтобы получилась фраза. Было бы хорошо использовать этот метод и тогда, когда ребенок начнет учиться в школе, или в тех случаях, когда он не может понять какого-нибудь грамматического явления.



следующая страница>


Кудрявцева Татьяна Антоновна, педагог психолог
142.67kb.

12 10 2014
1 стр.


Первый класс классный руководитель Кудрявцева М. И
127.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Диплом, № приказа Учитель Муниципальный уровень Русский язык Кудрявцева Елизавета
67.59kb.

16 12 2014
1 стр.


Образовательная программа "Память Великой Победы"

Бердникова Е. Д., Mg paed. Богданова-Жидкова Л. В., Бухвалов А. В., Васильева Е., Галатон Г. Н., Данилевская Е. М., Грицай С., Mg paed. Каширина А. В., Круглешов В., Кудрявцева В.

70.22kb.

14 09 2014
1 стр.


В. А. Кудрявцева

Согласно современным исследованиям к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что взрослые должны направить свои усилия на раннее разви

1135.7kb.

12 09 2014
6 стр.


Кудрявцева-Караускайте Светлана Альфонсовна тема: Методы доказательства вины подозреваемого по «Молоту ведьм» Яна Шпенглера и Густава Крамера (Инститориса)

Тема: Методы доказательства вины подозреваемого по «Молоту ведьм» Яна Шпенглера и Густава Крамера (Инститориса)

49.78kb.

17 12 2014
1 стр.