Перейти на главную страницу
Кудрявцева Татьяна Антоновна, педагог – психолог
Гаврилович Наталья Сергеевна, педагог – психолог
Государственное учреждение
образования «Средняя школа №2 г. Мстиславля»
Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных деяний.
Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива нашей школы по профилактике безнадзорности и правонарушений являются:
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета: с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, для чего это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым самоустраняясь от процесса воспитания ребенка как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
С этой точки зрения и определяются основные задачи:
Работа педагогов с родителями состоит из следующих блоков:
Вся работа школы по выявлению и сопровождению детей, признанных находящимися в социально опасном положении, строится согласно «Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утвержденной Постановлением Министерства Образования республики Беларусь от 14 июля 2009 года №48. Признание несовершеннолетнего осуществляется на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений согласно критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, прописанных в главе 3 Инструкции.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в государственной защите, на основании:
Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др.)
Цель: получение первичных сведений об уровне проблемы семьи.
Беседа с ребенком
Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка.
Встреча с семьей
Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания.
Принятие решения на Совете профилактики и педагогическом Совете о целесообразности признания несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.
При признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, составляются план помощи несовершеннолетнему и план по защите прав несовершеннолетнего.
Ведется работа согласно «Индивидуальному плану защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего» и «Плану по защите прав несовершеннолетнего» (периодические посещения семьи, беседы с родителями и ребенком, проведение педагогом-психологом и педагогом социальным различных диагностик, обращение в различные инстанции: комиссию по делам несовершеннолетних, инспекцию по делам несовершеннолетних, районный отдел внутренних дел, сельские исполкомы, в комиссию содействия семье и школе по месту работы родителей, в управление по труду, занятости и социальной защите населения и т.д.).
При наличии положительной динамики - исключение данных о несовершеннолетнем из банка данных детей, признанных находящимися в СОП; при отсутствии положительной динамике – обращение в КДН о принятии мер воздействия к родителям за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, обращение в КДН о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
Работа по устранению причин и условий неблагополучия строится согласно плану по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего (см. примерный план).
Директор
ГУО «Средняя школа № 2
г. Мстиславля»
_______________ В. В. Богуш
20 марта 2012 года
Индивидуальный план
защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего
Ф. И. О. несовершеннолетнего: Жуков Иван Михайлович.
Возраст, вид занятий: 17.02.200327.02.2005 г.р., ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля», 1 «Д» класс.
Адрес места жительства: г. Мстиславль, ул. Некрасова, д. 5.
Ф. И. О. родителей, место работы: мать – Жукова Елена Валентиновна, В/Н.
Основные показатели и характеристики социально опасного положения несовершеннолетнего: несовершеннолетний воспитывается в семье, где мать злоупотребляет спиртными напитками, своим поведением лишает сына минимальных жизненных благ.
Вид помощи |
Мероприятия |
Срок контроля выполнения |
Срок реализации |
Ответственный за оказание помощи |
Социально-педагогическая |
Обращение в МТЦСОН с ходатайством об оказании гуманитарной помощи семье. Обучение по общеобразовательной программе; Контроль посещаемости и успеваемости ребенка; Индивидуальные беседы на темы: «Правила поведения в школе», «Моя страна», «Чем я люблю заниматься», «Мой круг общения», «Здоровый образ жизни» и т.д.; Социальное сопровождение семьи.
|
До 30 апреля 2012 г. Постоянно Ежедневно Еженедельно в течении 6 месяцев Ежемесячно |
|
Педагог социальный. Классный руководитель, педагог социальный Классный руководитель, педагог социальный Классный руководитель, педагог социальный |
Психологическая |
Комплексное психолого-педагогическое обследование; Проведение диагностических исследований. Индивидуальная коррекционная работа по результатам диагностических обследований.
|
В течение 10 дней |
|
Педагог-психолог |
Медицинская |
Проведение бесед, направленных на формирование здорового образа жизни: «Мое здоровье», «Личная гигиена» и т.д. Еженедельный медицинский осмотр. |
В течении 6 месяцев |
|
Мед. сестра |
Правовая |
Беседы, направленные на формирование гражданско-патриотической позиции, на формирование моральной устойчивости: «Знаю ли я свои права?», «Права человека»? «Прав ребенка»... |
В течении 6 месяцев |
|
Инспектор ИДН, педагог социальный |
Материальная |
Оказание гуманитарной помощи |
|
|
|
Иной вид помощи |
Организация бесплатного питания в школе (1 раз в день); Профилактика семейного неблагополучия: беседы с матерью «Благоприятные условия для полноценного развития несовершеннолетних», «Обязанности родителей», «Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних», «Мой дом, моя семья» и т.д.; ходатайство в УТЗиСЗН об оказании помощи в трудоустройстве матери; ходатайство в УЗ «МЦРБ» об организации консультации врача-нарколога. |
В течении 6 месяцев До 15.04.2012 года До 15.04.2012 года |
|
Педагог социальный, педагог социальный Педагог социальный Педагог социальный
|
Ответственные: педагог социальный _________________________ Л. В. Каплунова
педагог-психолог ___________________________ Н. С. Гаврилович
инспектор ИДН ____________________________ Н. Н. Ермакова
медсестра _________________________________ Г. В. Жукова
педагог социальный ________________________ Л. В. Каплунова
кл. руководитель ___________________________ Н. В. Иванцова
Данный план утверждается директором не позднее недели со дня вынесения решения о признании, находящимся в социально опасном положении, и согласовывается с заинтересованными организациями.
Работа с родителями строится на основе плана по защите прав несовершеннолетнего. Педагогами СППС составляются ходатайства об оказании мер воздействия на родителей по месту их работы, в Комиссию по делам несовершеннолетних, ходатайства об оказании помощи в трудоустройстве, в оказании помощи в ремонте жилого помещения и т. д. Педагоги-психологи после признания ребенка, находящимся в социально опасном положении, в течение 10 дней проводят диагностическую работу, направленную на выявление личности ребенка, его эмоционального состояния, выявление внутрисемейных отношений, изучение отношения родителей к воспитанию своих детей и разным сторонам семейной жизни. Педагог-психолог изучает положение ребенка в семье, посещает семью совместно с социальным педагогом. Применяется метод наблюдения за ребенком в школе, в классном коллективе. После диагностического исследования психолог пишет заключение. Затем организовывается и проводится с несовершеннолетним коррекционно-развивающая работа в соответствии с результатами диагностики. Родителям и педагогам, работающими с детьми, находящимся в социально опасном положении, даются рекомендации, проводятся индивидуальные консультации, психологическое просвещение. С ребенком проводятся профилактические и консультативные беседы с целью обеспечения конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепления его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала. Педагог-психолог ставит следующие задачи психологического консультирования и коррекции, направленные на восстановление психологического здоровья:
Работа классного руководителя с неблагополучной семьей сводится к следующему:
В случае, когда профилактическая работа педагогического коллектива школы с семьей приносит положительный результат и устранены причины социально опасного положения ребенка в семье, решением заседания Совета ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учетные данные несовершеннолетних исключаются из банка данных школы о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Далее, в течение 6 месяцев педагогами социальной психолого-педагогической службы совместно с классным руководителем осуществляется контроль условия проживания ребенка в семье и выполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
12 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «педагог психолог»
25 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
Охватывает чувство безнадежности
16 12 2014
1 стр.
Ермишина Татьяна Вениаминовна, педагог дополнительного образования моу дод «Дом детского творчества» пгт. Усогорск Удорского района Республики Коми
11 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
Психолог специалист, получивший психологическое образование. Психологическое это не медицинское образование, и поэтому психолог
24 09 2014
1 стр.