Перейти на главную страницу
В последние десятилетия 20 века ученые все чаще начали говорить о таком феномене, как акселерация. Этот процесс, вызванный стремительным изменением образа жизни и среды жизни современного человека, наложил свой отпечаток на общее развитие человека как биологического вида. В этом заключается актуальность ее изучения.
Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма.
Цель работы – рассмотреть такое явление как акселерация человека.
Задачи:
• большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
• более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
• более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
• более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
• увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
• половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985)2.
На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений для этой возрастной группы, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину.
Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.
В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.
После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.
Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977)4.
Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.
Окружность головы при рождении в среднем составляет 34 - 36 см. В дальнейшем она особенно интенсивно увеличивается в первый год жизни, составляя к году 46 - 47 см. В первые 3 месяца жизни ежемесячный прирост окружности головы составляет 2 см, в возрасте 3 - 6 месяцев — 1 см, в течение второго полугодия жизни - 0,5 см. К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5 - 51 см, к 14 - 15 годам - до 53 - 56 см. У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.
Величина окружности головы определяется по формулам И. М. Воронцова, А. В. Мазурина (1985). 1. Дети первого года жизни: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43. см, на каждый недостающий месяц из 43 следует вычесть 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см. 2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет равна 50 см; на каждый недостающий год вычесть 1 см, на каждый превышающий год прибавить 0,6 см. Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом врачебной деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии)5.
1. Дети 1-го года жизни: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность груди в 10 лет равна 63 см, для детей до 10 лет используется формула 63—1,5 (10—п), для детей старше 10 лет— 63 + 3 см (п—10), где и — число лет ребенку. Для более точной оценки величины окружности грудной клетки используются центильные таблицы, построенные на оценке окружности груди по длине тела внутри возрастно-половой группы .
Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной системы.
Развитие волосяного покрова на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.
Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос — А0; единичные волосы — А1; волосы редкие на центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся по всей впадине — А3.
Развитие молочных желез: железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2; тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.
Развитие волосяного покрова на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся оволосение над верхней губой — F1; жесткие волосы над верхней губой и на подбородке — F2; распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов — F3; слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов — F4.
Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской тембр голоса — V2.
Рост щитовидного хряща: отсутствие признаков роста — L0; начинающееся выпячивание хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2. При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны и менее надежны. Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше8.
Физическое развитие. Физическое развитие ребенка является одним из важнейших критериев в оценке его состояния здоровья.
Из большого числа морфологических и функциональных признаков для оценки физического развития детей и подростков в каждом возрасте используются различные критерии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать и биологический возраст. Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы. Для оценки физического развития детей использовались различные методы: метод индексов, сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии и в последнее время — центильный метод. Антропометрические индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных формулами. Доказана ошибочность использования индексов для оценки физического развития растущего организма, поскольку в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Широко используемые в настоящее время для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др. ) указывает на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинный характер оценки.
Этих недостатков лишен основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод, который в последнее время все шире используется в педиатрической литературе. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3. % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3—10-я центили) — низкими, в 7-й (90—97-я центили) — высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими. Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4—5-е центильные коридоры (25—75-я центили) . Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения. В настоящее время физическое развитие ребенка оценивается в такой последовательности. Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития9.
После определения соответствия биологического возраста паспортному оценивается морфофункциональное состояние организма. Для оценки антропометрических показателей в зависимости от возраста и пола применяются центильные. Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или нижесреднее, высокое или низкое, а также гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом основании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения.
• Физико-химические:
1) гелио-генная (влияние солнечной радиации);
2) радио волновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космической радиации;
4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства.
• Теории отдельных факторов условий жизни:
1)алиментарная;
2) нутритивная;
3) повышенной информации.
• Генетические:
1)циклических биологических изменений;
2) гетерозиса (смешения популяций).
• Теории комплекса факторов условий жизни:
урбанического влияния;
комплекса социально-биологических факторов.
Таким образом, акселерация – это ускорение развития человека в раннем онтогенезе.
Признаками акселерации можно считать увеличение массы тела новорожденных по сравнению с предшествующими поколениями, длины тела, окружности головы и груди, более ранее прорезывание зубов и окостенение скелета, ранее половое созревание.
Ученые не пришли к единому выводу о причинах акселерации, поэтому можно считать ее причиной совокупность генетических, средовых и природных факторов.
Акселерация имеет как положительные стороны – увеличение продолжительности жизни и репродуктивного периода, так и отрицательные – гормональные нарушения у детей-акселератов, а также избыточный вес.
Список литературы
1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003.
3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985
5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.
6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
Этот процесс, вызванный стремительным изменением образа жизни и среды жизни современного человека, наложил свой отпечаток на общее развитие человека как биологического вида. В этом
23 09 2014
1 стр.
Учёные наконец начали находить всё больше подтверждений и так вполне очевидной мысли о том, что во Вселенной полно жизни. Создаётся устойчивое впечатление, что современная наука сп
13 10 2014
1 стр.
Изучается степень выраженности у ребенка различных, адаптивно необходимых занятий, или линий жизни, составляющих его образ жизни, и уровень гармоничности образа жизни обследуемого
13 09 2014
1 стр.
Новое понимание единства человека и природы в открытиях ученых последних десятилетий выявило, что взаимодействие наследственности, образа жизни и окружающей среды гораздо сложнее,
15 12 2014
1 стр.
Во все предыдущие периоды жизни человека ученые рекомендовали в качестве наиболее эффективных и безопасных средств поддержания здоровья и коррекции различных нарушений – пищу
15 12 2014
4 стр.
Техническая спецификация по конкурсу услуг по формированию здорового образа жизни путем системного и комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факто
25 12 2014
1 стр.
Какие две формы отношения к жизни мешают человеку задуматься о смысле жизни? Что в жизни в наибольшей степени заставляет человека ставить перед собой вопрос о смысле жизни?
02 10 2014
1 стр.
Задачи: Донести до учащихся информацию о проблемах при заболевании спидом, предупредить о последствиях, и необходимости ведения здорового полноценного образа жизни, развивать умени
01 09 2014
1 стр.