Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
V раздел.

Организация жизни класса во внеучебное время.

Содержание.

1.Воспитание младших школьников.

2.Функции классного руководителя начальной школы.

3.Организация жизни класса во внеучебное время.

4.Организация и проведение классных собраний и часов.

А) Методика организации и проведения классных собраний и часов.

Б)Тематический классный час.

В)Нравственный классный час.

Г)Информационный классный час.

5.Развлекательно-познавательные внеклассные мероприятия.

А)Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий.

Б)Организация и проведение викторин.

В)Организация и проведение читательской конференции.

Г)Проведение экскурсии в начальной школе.

6.Итог.


7.Приложение.

8.Литература.

1.Воспитание младших школьников.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Сегодня особенно остро встает проблема воспитания школьников. На смену школе обучения должна прийти школа воспитания. Школа воспитания видится нам, в отличие от традиционной, как пространство совместной деятельности учителя и ученика по реализации вместе выработанных целей и задач. Главной целью образования является не только обучение, но и воспитание, развитие личности.

Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу, сформировать потребность в труде .

Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, учителя, семьи продолжают формироваться и закрепляться черты , определяющие развитие личности ребёнка. Учитель начальных классов берёт на себя большую ответственность. От методики его воспитательной работы во многом зависит, станет ли ребёнок добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным борцом за все лучшее на земле.

Непреходящей ценностью воспитательной деятельности является детство. Оно открывает большие возможности для эмоционального воспитания нравственности. Януш Корчак(1879-1942), польский писатель, цель воспитания ребёнка видел в полном, свободном и гармоническом развитии способностей каждого ребёнка, формировании его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы.

Иммануил Кант писал: «Надо развивать у детей моральную культуру, которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура формирует характер человека. Основными чертами являются добровольное послушание, правдивость, общительность»

В.А.Сухомлинский ввёл понятие: духовная жизнь ребёнка – способность ребёнка к самовоспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие на основе «гармонии трех начал: надо, трудно и прекрасно».

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности.

Мы определяем нравственное воспитание как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Духовными основаниями являются законы нравственной жизни людей.

Иоганн Генрих Песталоцци рассматривал нравственное воспитание как постоянные упражнения в делах, приносящих пользу другим.

Таким образом, анализ состояния проблемы нравственного воспитания младших школьников в педагогической теории и в современных педагогических концепциях позволил выделить несколько тенденций в её решении:

- определение сущности нравственности через понятия «потребности», «способности», «состояние самосознания», «совокупность ценностей», что объединяет позиции педагогов, психологов, философов;

- выявление и обоснование взаимосвязи нравственности с различными системами ценностей как основы целей воспитания:

- исследование духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений;

- определение духовности, духовной культуры, иерархии ценностей, нравственного и творческого становления личности в качестве результатов воспитания.

На основе анализа опыта организации нравственного воспитания детей в последнее десятилетие, можно выделить его особенности:

- существование альтернативных направлений в деятельности педагога по нравственному воспитанию, что обусловлено разнообразием педагогических концепций и ценностных установок (гуманистическое, историко-культурологическое, этическое направление);

- разнообразие программ нравственного воспитания, рассчитанных на весь период школьного образования: гуманистические, историко-культурологические, этнопедагогические и т. д.;

- воздействие средств массовой информации, культуры, детских общественных организаций, национальных традиций на развитие личности ребёнка.

В заключение отметим, что неслучайно настоящая проблема выступает в качестве одного из важнейших направлений развития школы. Педагоги –практики должны четко представлять себе, какую воспитательную стратегию целесообразно использовать при работе, организуя нравственное воспитание личности младшего школьника.

2.Функции классного руководителя начальной школы.

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

Действительно, процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребёнку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель является как бы соавтором этой программы. Он использует её в каждом новом классе по-разному, имея в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей. Характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и школьными воспитателями.

Результаты обучения легче обнаружить и сразу же внести необходимые коррективы в учебный процесс. Результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании.

Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви, любви к детям, любви к своему делу.

А.С.Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»

Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:

- организацию деятельности классного коллектива;

- организацию учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;

- организацию жизни класса во внеучебное время;

- изучение и воспитание личности;

- работа с родителями.

3.Организация жизни класса во внеучебное время.

Характер нравственных взаимоотношений, которые формируются на уроке, в процессе обучения, закрепляются или несколько видоизменяются во внеклассной деятельности. Используя внеклассное время, учитель закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные детьми на уроках, подготавливает их к усвоению новых знаний. Единый учебно-воспитательный процесс требует осуществления тесной связи учебной и воспитательной работы. Перестройка процесса обучения влечет за собой изменения в содержании и методике воспитательной работы. Этот процесс происходит не сразу, а постепенно. Обучая по-новому, учитель не может воспитывать по-старому. Это проявляется в постановке и характере решения воспитательных задач. Учитель наряду с развитием у детей любви к школе, интереса к знаниям, любознательности ставит задачу формирования нравственной самостоятельности, ответственности. Эти задачи решаются в поисках учениками ответов на поставленные учителем вопросы, в процессе организации разнообразной деятельности. Организуя деятельность детей вне урока, учитель ставит новые акценты воспитательной работы: формирует нравственные, товарищеские взаимоотношения детей в коллективных делах, развивает их самостоятельность, инициативу, нравственно-волевые качества. Внеклассная работа богата самыми разнообразными формами и содержанием конкретной деятельности учащихся. Во внеучебное время дети участвуют в общественно полезном труде, выполняют различные задания, вместе играют, ходят на экскурсии, соревнуются в различных состязаниях, организуют мероприятия, праздники и т.д.

В процессе разнообразной внеклассной деятельности между детьми формируются взаимоотношения, которые определяются особенностями личности каждого. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности.

Для взаимоотношений детей не безразлично, умеют ли они вместе коллективно работать, играть. Неумение детей согласовывать свои действия, помогать друг другу часто вызывает нежелание быть вместе, отрицательно сказывается на взаимоотношениях. Чтобы дети научились действовать сообща – планировать работу, распределять обязанности, выполнять порученное каждому и иметь в виду всю работу в целом отчитываться за общую работу, учитель инструктирует и показывает детям, как все это надо делать.

Обучение детей приемам коллективной деятельности составляет особую, специальную задачу учителя. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между детьми во многом регулируются взрослыми. Учителю необходимо предъявлять четкие требования не только к качеству труда, к процессу игры, проведению мероприятий, но и к отношениям которые возникают между участниками совместной деятельности. Дети должны знать и понимать эти требования.

Как организовать работу во внеучебное время?

1.Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

2.Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.

3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.

4. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность. Воспитание доброты и милосердия.

5.Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.

6.Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её.

7.Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.

8.Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

9. Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определения целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.

10.Проведение рефлексии и педагогического мониторинга результативности и успешности проводимых мероприятий.

Воспитание является процессом ,который предполагает определенные изменения в жизни и развитии классного коллектива, отдельных детей, учащихся друг с другом.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни ,какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, воспитание становится безнравственным и вредным.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

4.Организация и проведение классных собраний и часов.

А) Методика организации и проведения классных собраний и часов.

Формы внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие , как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры ит.д.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется классным руководителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет различные функции:

- просветительскую функцию – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе в семье;

- ориентирующую функцию – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;

- направляющую функцию – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем;

- формирующую функцию – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля , аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:

- определить тему классного часа и сформулировать его конкретные цели;

- подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т. п.;

- составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость;

- распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся;

- пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:


  1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.

  2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.

  3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.

  4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

  5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент , когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики, как младшие школьники, так и старшие, идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актера, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие и для взрослого, и для ребенка.

Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна конкретная совместная деятельность классного руководителя и учащихся.

Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводиться 1-2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание может быть посвящено:

- выбору актива;

- распределению поручений в классе;

- обсуждению результативности деятельности учащихся;

- обсуждению итогов внеклассных мероприятий.

Классное собрание может быть очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т. д.). Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности за себя перед другими, перед самим собой, понимать значение коллектива в жизни человека.

Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:

- как представитель учебного заведения, наделенный определенными официальными полномочиями;

- как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несёт за них ответственность.

Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает изменения.

В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и четко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.

В начальной школе целью классного собрания является не только решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний.

Значение классных собраний состоит в том , чтобы развить коммуникативные возможности младших школьников: преодолеть неуверенность и застенчивость при подготовке публичного выступления, нежелании говорить вслух нелицеприятные вещи и др.

Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определенную музыку, определенные фразы в начале и в конце собрания и т. д.)

Главным условием результативности собрания в начальной школе является его продолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и друг друга.

Кто-нибудь может сказать, что такие серьёзные собрания в начальной школе проводить не нужно. Но с этим можно поспорить. Дети должны учиться рассуждать не только на школьном уроке. Обсуждение проблем класса, выработка умения совместно радоваться успехам ребят класса и огорчаться в связи с их неудачами , отвечать за свои ошибки и промахи – все это способствует тому, что ребята к пятому классу вырабатывают в себе потребность и привычку жить среди людей.

Ещё одна задача классного руководителя в начальной школе – максимальное вовлечение учащихся класса в обсуждение общих проблем. Это поможет многим учащимся легче и быстрее преодолеть проблему адаптации к школьной жизни, тревогу и страх, неуверенность. Почувствовать себя взрослым человеком. Такая последовательная работа приведет к тому, что в пятом классе дети не будут ждать, когда он им предложит что-то делать в коллективе. Многое они смогут сделать сами: организовать дежурство, распределить поручения, проявить свою инициативу в различных делах школы. Проще говоря, они смогут сами себя занять и организовать. Это вовсе не значит, что им не нужен классный руководитель. Но это значит, что они смогут поддержать его и стать его надежными помощниками во всех делах школы.

Б) Тематический классный час.

Огромное значение в воспитательной работе с малышами имеет тематический классный час. Такие мероприятия расширяют кругозор младших школьников, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулируют саморазвитие и самовыражение. Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей. Главными темами классных часов на все четыре года обучения учащихся в начальной школе должны стать следующие: семья – родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живёт ребёнок, Вселенная и существование человечества на планете Земля, собственный мир ребёнка, интересы и увлечения, способности, возможности.

Учитывая тот факт, что младшие школьники чрезвычайно подражательны, главное назначение классного часа состоит в том , чтобы показать положительный опыт, достижения, возможности людей и стимулировать развитие младших школьников.

Тематические классные часы требуют серьезной и длительной подготовки, они могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Тематический классный час должен быть эмоционально насыщенным, его полезно использовать в начале работы над определенной темой и в завершение какой-нибудь темы. Планируя тематические классные часы, целесообразно классному руководителю совместно с детьми определить темы классных часов, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий, объединенных одной темой.

Предварительное планирование тематических классных часов можно превратить в интересное и увлекательное путешествие или игру. Это можно сделать следующим образом.

Вариант 1. Классный руководитель предлагает учащимся отправиться в страну Знанию, которая только что появилась на карте мира. Страна эта – класс, а все ребята – жители этой страны. Например, переулок Музыкальный, улица Мировых открытий, проспект Флоры и фауны и т. д. Классный руководитель предупреждает учащихся о том, что названия, которые мы даем улицам, должны в будущем стать темой изучения, разговора, обсуждения. Поэтому, называя улицу, переулок, проспект, нужно учитывать свой интерес к данному названию.

Вариант 2. Ребятам 3-4 –го классов можно дать возможность подумать и выбрать интересную тему для обсуждения из тех, которые предлагает учитель. Для этого на доске классный руководитель выписывает различные темы, а учащиеся определяют то, что им интересно. Ребятам можно предложить такие темы: «Разные страны», «Путешествие во времени», «Любимые книжки детства», «Писатели и поэты, которых читают в моей семье», «Страны изучаемого языка», «Ученые и изобретатели мира», «Спортивные и неспортивные рекорды», «Песни в истории моей страны и моей семьи», «Праздники нашего дома», «Кем быть, каким быть?», «Музыка нашего времени и прошлого» и т. д. . Классный руководитель анализирует выбор учащихся и определяет те темы, которые станут основой будущих классных часов.

Вариант 3. Для определения тематики часов педагог может провести классный час «Что мне интересно». В ходе такого классного часа классный руководитель дает малышам возможность рассказать о своих интересах, увлечениях, хобби. Ребята с удовольствием рассказывают об интересах и увлечениях в своих семьях. Ребята говорят и о том, что им хотелось бы узнать на классных часах.

В) Нравственный классный час.

В начальной школе провести нравственный классный час непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, интересно и свободно.

Главные цели классного часа:

1.Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.

2.Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.

3.Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

4.Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Готовясь к нравственному классному часу, классный руководитель может провести предварительную диагностику нравственного развития учащихся. Для этого можно предложить учащимся обсудить какую-либо нравственную ситуацию. Способность учащихся младших классов анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, обязательность и ответственность дают возможность определить тему нравственного классного часа.

Необходимо помнить ,что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся должны не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства. Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.



Г) Информационный классный час.

Одной из форм воспитательной работы с детским коллективом является информационный час. Раньше информационный час именовался «политической информацией». В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его лишним в системе воспитания сегодняшних школьников. Однако с этим можно не согласиться. Многие регионы и школы возвращают информационный час в школьное расписание. Назначение информационного часа сегодня – это формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, а у младших школьников – принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, деревни.

Информационный час в начальной школе должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране, городе и селе.

Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни страны.

В начальной школе обзорные и тематические информационные часы должны быть по продолжительности не более 20-25 минут. Этого времени достаточно, чтобы ярко, интересно и занимательно обсудить самые значимые события и явления.

При подготовке информационного часа классный руководитель может руководствоваться следующими правилами.

Правило первое. Информационный час должен быть актуальным и современным.

Правило второе . Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывающей возраст учащихся.

Правило третье. Информация должна быть всему классу заранее неизвестной.

Правило четвертое. Информация, которую предлагает классный руководитель учащимся, должна быть беспристрастной.

Правило пятое. Информационный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся ( умение сравнивать, обобщать, делать вывод).

Основными формами работы во время информационного часа могут быть следующие:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;

- путешествие по картам и глобусам;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- просмотр и обсуждения телематериалов.

Информационный час может проходить в виде:

- викторины;

- информационного ринга;

- конкурса эрудитов;

- конкурса карикатуристов и плакатистов;

- встреч и экскурсий ( типографии, редакции);

- праздников газет и журналов;

- путешествий во времени.

5. Развлекательно-познавательные внеклассные мероприятия.



А) Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий.

В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.



Преимущество первое. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.

Преимущество второе.В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение. Поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.

Преимущество третье. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу общения. Развлекательно- познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

При подготовке досугового мероприятия классный руководитель должен четко следовать его методике организации и проведения:



  1. Определение темы и задач.

  2. Определение времени и места подготовки.

  3. Разработка плана подготовки и проведения такого мероприятия.

  4. Определение ключевых моментов мероприятия.

  5. Определение участников подготовки и проведения мероприятия.

  6. Распределение заданий между участниками и группами.

  7. Анализ результативности.

Для того чтобы досуговые мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать.

Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.

В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:

- беседа (этическая, нравственная);

- дискуссия ( в четвертом классе);

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- КВНы;


- театрализации;

- интерактивные игры;

- тренинги;

- читательские конференции.



Б) Организация и проведение викторин.

Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и в учебной деятельности. Особенно важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается сложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения. Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных умений.

Правила подготовки викторин.


  1. Темы викторин должны быть актуальными.

  2. Вопросы должны быть простыми и понятными учащимся.

  3. Вопросы викторины должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.

  4. Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным для участников.

  5. Учащиеся должны иметь время на подготовку ответа.

  6. В викторинах должны быть победители.

  7. Тематика викторин должна определяться учащимися.

  8. Викторины должны быть обзорными и тематическими.

  9. Наиболее популярные темы викторин:

- Истории государств и народов.

- Дальние уголки земного шара.

- Необыкновенные истории обыкновенных вещей.

- Праздничные даты.

- Природа вокруг нас.

- Мир сказок.

- О музыке и музыкальных произведениях.

- Растительный и животный мир.

- Фильмы и мультфильмы.

- Медицина и здоровье.

- Птицы, рыбы и звери.

- Предметы, которые окружают нас.

- Автомобили и их владельцы.

- Реки и озёра, моря и океаны.

- Игрушки нашего детства.

- Картины и художники.

- Цветы и их происхождение.

В) Проведение читательской конференции.

Читательские конференции пользуются большей популярностью у младших школьников. Надо отметить, что читательские конференции младших школьников не многие школы считают необходимым средством воспитательной работы. А ведь педагоги отмечают, что нынешние школьники, растущие в период научно-технического прогресса, читают мало. Это очень тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того ,чтобы формировать у детей интерес к чтению книг. Основные цели читательских конференций – развитие интереса учащихся к книге и к чтению, формирование читательских умений учащихся к книге и к чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции, которые являются важным средством воспитательной работы младших школьников, способствуют развитию интеллектуальных умений, кругозора, познавательных интересов учащихся, также формируют у младших школьников читательские пристрастия и читательскую культуру.

Последовательность подготовки читательской конференции.

1.Изучение приоритетов в чтении младших школьников.

2.Определение темы конференции и выбор произведений.

3.Определение сроков проведения конференции.

4.Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.

5.Просмотр спектаклей, посещение музеев и выставок, имеющих отношение к теме читательской конференции.

6.Распределение учащихся по группам для участия в конференции.

7.Анализ готовности учащихся класса к конференции.

8. Обсуждение результатов конференции.

Формы проведения читательских конференций.


  1. Турнир литературных героев.

  2. Театр театральных миниатюр.

  3. Литературный ринг.

  4. Гостиная писателя.

  5. Литературный праздник.

Возможные темы читательских конференций.

  1. Мои первые книжки.

  2. Природа в произведениях Паустовского и Бианки.

  3. По страницам любимых сказок.

  4. Книжка с которой не грустно.

  5. Школа и школьники в произведениях поэтов ( С.Маршак, А. Барто, И.Токмакова )

  6. Любимые книжки наших родителей.

  7. Вопросы, которые я хотел бы задать любимому писателю.

  8. Писатель и его книги (по творчествам писателей)

Младшим школьникам очень нравится, если в ходе читательской конференции они могут проигрывать эпизоды из произведений, изображать литературных героев. Это способствует формированию у детей положительных эмоций , преодолению замкнутости, неуверенности, желанию открыть прочитанную книгу ещё и ещё раз, развитию эрудиции учащихся.

Г) Проведение экскурсии в начальной школе.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают любознательность, влияют на формирование взглядов, вкусов. Привычек, помогают выбрать линию поведения.

Однако неподготовленные и непродуманные внеклассные мероприятия могут быть безнравственными и даже вредными. Для того чтобы ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях, необходимо придерживаться следующих требований:

Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на экскурсию.

Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы, пристрастия.

Должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий.

ИТОГ.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно помнить, что ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, тестированиях, марафонах, занятия в кружках во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Приложение

Примерная тематика классных собраний в начальной школе.

1-й класс

1.Права и обязанности школьника.

2. Что такое поручение?

3. Как надо вести себя в библиотеке?

4. Как вести себя в общественном месте?

2-й класс.

1. Школьный дневник. Как с ним работать?

2. Режим дня школьника.

3. Наш класс на перемене.

4. Как мы выполняем свои поручения?

3-й класс.

1. Домашние задания и как мы к ним относимся.

2. Традиции класса.

3. Проведение праздника.

4. Итоговое собрание.

4-й класс.

1. Наши читательские умения.

2. Как мы дежурим в классе и в школе.

3. Наш класс в жизни школы.

4. Мы переходим в 5-й класс.

Примерная тематика тематических классных часов.

1-й класс

1. Кто я? Какой я?

2.История моей дружбы.

3.Страна . в которой я живу.

2-й класс.

1.О чем я мечтаю.

2.День рождения нашей семьи.

3. Красные даты нашего календаря.

3-й класс.

1.Я умею, я могу, я хочу.

2.Моя семья – это …

3.Мир вокруг меня. Какой он?

4-й класс.

1.Кем я хочу быть?

2.Люди мира и их открытия.

3.Что я чувствую, когда рядом нет родных.

Примерная тематика нравственных классных часов.

1-й класс.

1.Что такое «хорошо» что такое «плохо»?

2.О невежах и вежливости.

3.Что значит быть ответственным?

4.Поговорим о том, как мы выглядим.

2-й класс.

1. О лени и лентяях.

2. Об аккуратности.

3.Об обидах и причинах обид.

4. Эгоисты. Кто они такие?

3-й класс.

1.Правда и ложь – какие они?

2.О жадности и жадных.

3. Что такое характер?

4. Что значит в жизни похвала.

4-й класс.

1.Мои мечты и мои желания.

2.Друг в моей жизни.

3.Душевность и бездушность.

4.Что значит быть счастливым.

Примерная тематика информационных часов.

1-й класс

1.Газеты и журналы нашего дома.

2.Газета нашей школы.

3.Как читать газету. Советы читателей.

4.История появления газет на Земле.

2-й класс.

1.Профессия журналист.

2.Редакционная коллегия нашей школы.

3.Путешествие по карте мира.

4.Новые страны на карте мира.

3-й класс.

1. «Газетные» профессии.

2.Газеты и журналы для детей.

3.Это интересно знать.

4.Что? Где? Когда?

4-й класс.

Чем живет планета Земля?

2.Как читать газету.

3.О чем говорят, о чем пишут газеты?

4.Газетное слово в борьбе за мир.

5.Интересные факты из газеты и журнала.

6.Газетные полосы прошлого.

Примерная тематика досуговых мероприятий.

1-й класс.

1. Самопредставление «Это – Я!».

- «Я- ученик!»

2.Игра «Моя любимая игрушка».

3.Праздник «Букваря»

4.Досвиданья, Первый класс!

2-й класс.

1.Праздник первой оценки.

2.Игра «Путешествие в страну Мультфильмию».

3. Праздник «День матери»

4.Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».

5.Семейная спортивная спартакиада.

3-й класс.

1.Рыцарский турнир.

2.Праздник «Поздравляем с днем рождения!».

3.Праздник «Я песню пою милой маме».

4.Путешествие в природу.

4-й класс.

1.Час общения «Мир моих увлечений».

2.Семейный праздник «Мы – одна семья».

3.Игра «Юмор в нашей жизни».

4.Праздничный бал «Прощание с начальной школой».

Литература.

1.Методика воспитательной работы в начальных классах. О.С.Богданова, В.И.Петрова. М.: Просвещение, 1980.

2.Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И.Новиковой, Р.Б.Венлровской, В.А.Караковского, М,: Институт теории образования и педагогики РАО, 1996.

3.Твой первый класс, учитель. З.П.Шабалина. М,: Просвещение,1993.

4.Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Н.И.Дереклеева. М,: «Вако», 2007.

5.Журнал «Бастакы vктэл», Главный редактор Е.И.Винокурова, Якутск,2007.



6. В школу с игрой. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова, М,: Просвещение, 1991.

Публикации, статьи, докладыааи 03

2003 - «Уеьээ Булуу оло5ор-дьаьа5ар сыьыаннаах задачалар хомуурунньуктара»

2003 - «Ахсаан уруогар булугас ейу, толкуйдуур дьо5уру сайыннарар таайбараннар»

2004 - Доклад «Самоуправление в начальной школе» в улусных педагогических чтениях

2005-2008 - Сборник «Олимпиадные задания по математике в начальной школе», авторы учителя лаборатории «Толкуй»

2006 - Сборник учителей начальных классов «Исток» Статья из опыта работы «Самоуправление в начальной школе»

2007-2008 - «Алын суьуох оскуола о5олоругар аналлаах кылаас чаастара, бырааьынньыктар» (тематическай хомуурунньук)

2008-2009 - Автор сборника «Току-току ньээм-ньээм», в котором собраны сценарии классных часов, утренников, конкурсов, праздников для детей начальных классов

2009 - «Дьээбэ-хообо таайбараннар», сборник задач

2009 - Сборник учителей лаборатории «Толкуй» «Мой край в числах»

2009 – Тест «Знаешь ли ты историю своего улуса?», на улусном конкурсе ЦОР.

2009 – Доклад «Организация жизнедеятельности младших школьников во внеучебное время» на улусных педчтениях «Инновация в образовательных программах.

2010 – Выступление «Авторское методическое пособие по воспитательной работе» на Фестивале первых школ Вилюйского региона, приуроченного к Году Учителя.

2011 – Доклад « Организация внеурочной деятельности младших школьников», в региональной НПК «Инновационные процессы в современной школе» в рамках реализации сетевого проекта «Первые всегда первые»ааи 034

ааи 034копия ааи 030

ааи 035

f:\ааи\ааи 042.jpgааи 030

ааи 037

ааи 033ааи 031ааи 032

ааи 040ааи 037

V раздел. Организация жизни класса во внеучебное время

Школа воспитания видится нам, в отличие от традиционной, как пространство совместной деятельности учителя и

291.96kb.

26 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка к Образовательной программе раздел Организация жизни и воспитания детей

Охватывает все написанные цифры

5587.12kb.

30 09 2014
30 стр.


«Стоматология общей практики» 1 раздел. Общие вопросы. 2 раздел

Организация скорой и неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению в России

235.98kb.

14 10 2014
1 стр.


Занятие №14 «гемоцитопоэз». Контрольные вопросы по теме

Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время для подготовки к занятиям по гистологии, эмбриологии и цитологии

109.32kb.

01 09 2014
1 стр.


Занятие №14 «ротовая полость» Ротовая полость. Значение органов ротовой полости в процессе пищеварения

Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время для подготовки к занятиям по кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии

86.54kb.

18 12 2014
1 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования моу «кисловская сош»

Пояснительная записка Раздел Определение планируемых результатов. Раздел Учебный план Раздел Формирование универсальных учебных действий у

2790.1kb.

18 12 2014
12 стр.


№ п/п Наименование Стр. Раздел 1

Организация деятельности общеобразовательного учреждения, направленной на обеспечение доступности общего образования

2070.4kb.

10 09 2014
10 стр.


Общественная организация русская община г. Якутска

В частности, как тело мальчика могло находиться длительное время на территории прилегающей к школе, практически с самом центре, в то время, когда, со слов администрации школы, эта

30.1kb.

10 09 2014
1 стр.