Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых и т.д.
Фенология нужна в борьбе за высокие урожай, для определения сроков пахоты сева, уборки урожая и других полевых работ, носящих ярко выраженный сезонный характер, а также в животноводстве и других отраслях сельскохозяйственного производства. Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями необходимо знать сроки их развития, а также стадии роста и развития повреждаемых культур.
Лесному хозяйству необходимы данные точных фенологических наблюдений: о времени сбора семян, сроках посева семян древесно – кустарниковых пород в питомнике, при посадке молодых лесов, о сроках развития майского жука, зависимости развития насекомых – вредителей от развития растений и погодных условий и т.д.
В пчеловодстве фенологические наблюдения используются для получения данных не только пчелах, но и о медоносных растениях, для обеспечения непрерывного взятка пчел в течение всего периода медосбора.
В пушном промысле фенологические наблюдения нужны, прежде всего. Для установления рациональных сроков охоты.
В рыбном хозяйстве фенологические наблюдения устанавливают сроки нерест,
экскурсии. Во время экскурсий можно установить связь между фазами развития способствуют более продуктивной ловле.
Фенологические наблюдения имеют большое значение и в других отраслях народного хозяйства, например, в промышленности, обрабатывающей сельскохозяйственную продукцию, в авиации.
Основная форма работы кружка фенологов – фенологические экскурсии. Во время экскурсий можно установить связь между фазами развития деревьев, кустарников и травянистых растений. В последующем по фазе развития одной породы можно установить фазы развития других растений. Фенологические экскурсии позволяют также выделить формы дикорастущих растений.
Перед экскурсией проводится занятие, на котором называют и показывают растения, являющиеся объектом фенологических наблюдений данного периода, раскрывают их значение, биологию, систематику, интересные особенности. Каждая группа, работающая по определенной теме, получает задание. Выполненные задания обсуждаются и обобщаются на кружке. Кружковцы ведут календарь фенологических наблюдений, собирают материалы для уроков ботаники и общей биологии, монтируют гербарий для школьной биологической олимпиады, составляют таблицы.
При фенологических наблюдениях над растениями отмечаются фазы их развития и роста, или фенофазы. Так, у деревьев и кустарников отличают начало сокодвижения, набухания почек, начало развертывания листьев, появление бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, конец листопада. Фенонаблюдения должны вестись в течение нескольких лет, так как благодаря фенологическому прогнозу можно правильно составить календарь сельскохозяйственных работ.
Учитывая фенофазы в развитии растений, опытническую работу на пришкольном участке можно связать с фенологическими наблюдениями.
В программе даются теоретические основы, необходимые для проведения доступных школьникам наблюдений в природе и обобщения полученных данных. Программа «Юный фенолог» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся по два раза в неделю, по два часа с каждой группой. Объединение предполагает постоянный состав учащихся.
Цель объединения: познакомить учащихся с фенологией и ее практическим применением в народном хозяйстве.
Задачи:
Образовательные:
-
углубить и расширить знания по биологии и вооружить практическими знаниями, навыками школьников;
-
содействовать глубокому и прочному усвоению учащимися учебных программ по естествознанию;
-
обеспечивать накопление многолетней фенологической информации, необходимой для решения научно – практических задач природопользования;
-
дать школьникам теоретические основы, необходимые для проведения наблюдений в природе и обобщения полученных данных;
-
проводить практические занятия – фенологические экскурсии, позволяющие научиться устанавливать связь между фазами развития деревьев кустарников и травянистых растений, а также позволяющие выявить причины сроков сезонных изменений;
Воспитательные:
-
привить у учащихся любовь, интерес и бережное отношение к природе;
-
научить учеников анализировать наблюдаемые явления, выявлять причинно – следственные связи;
-
воспитание у детей культуры труда;
-
воспитание научного мировоззрения;
Развивающие:
-
развитие основ системного экологического мышления;
-
развитие нравственной культуры личности;
-
развитие эстетического восприятия природы.