Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Раздел V

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

§ 1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Непосредственным называют такое общение, во время которого люди видят и слышат друг друга.

Собеседники имеют возможность смотреть друг другу в глаза, слышать голоса друг друга. Основ­ным средством непосредственного общения являет­ся речь.

В общении между людьми слова играют огром­ную роль. В словах мы выражаем и мысли, и чувст­ва. Слова могут помогать взаимному пониманию в общении, а могут мешать. Как это происходит?

Общаясь, люди подбирают слова, которые лучше всего использовать в данной ситуации. Некоторые привычные словесные обороты помогают сразу установить необходимый тон общения.

Например, слова приветствия, когда мы встречаем знакомо­го. «Привет!» - говорим мы, и собеседник ожидает поверхно­стного общения. «Ну, как дела? Что нового?» — такие сло­ва настраивают на более глубокое общение. «Сто лет не ви­делись! Как ты? » — такое приветствие располагает к дове­рительному разговору, подробному рассказу о себе.

Существуют и некоторые правила, которыми мы руководствуемся в речевом общении. Такие правила называют речевым этикетом. Знание этих пра­вил помогает использовать слова уместно, сообраз­но ситуации. Подростки в разговоре друг с другом говорят привычное «классно», «отпад», «улёт» и им понятно, что означают эти слова. Зато в разгово­ре с пожилым человеком они не станут это говорить, если «чувствуют ситуацию» и руководствуются ре­чевым этикетом.

Каждая ситуация общения имеет свои правила. В дружеском разговоре проще — здесь возможны и не совсем правильно выстроенные предложения, и слэнг.

Например, разговор двух ребят, которые не являются близ­кими друзьями:

— Здорово!

— Сколько лет, сколько зим!

— Ты сейчас где?

— Ну, где живем. Там школа рядом с домом.

— Ну как?

— Нормально! Учителя классные. Много предметов всяких дополнительных.

— Наших кого видишь?

— Ну, с Сашкой мы вместе на секции по волейболу.

Такая речь характерна именно для дружеского общения. Очень многое из сказанного не раскрыто подробно, но для говорящих все и так понятно.

Деловое общение потруднее, оно требует более точного выражения мыслей словами, более прави­льной грамматики речи.

Например:

— Слушай, я в тот раз приболел, ты не скажешь, что С.М. говорила, как к сочинению готовиться?

— Как обычно. Повесть перечитай, главные герои, основ­ной сюжет, самые важные моменты, что автор этим хотел ска­зать.

— А насчет темы что?

— Ну, как всегда у нее - два варианта на выбор, но что - не­известно: зачем, говорит, домашние заготовки и подобранные цитаты, работа должна быть творческой.

В этом случае, возможно, общаются одноклассни­ки. Здесь тоже многое сказано, как само собой разу­меющееся, но фразы длиннее, и даже постороннему понятно, о чем идет речь.

А вот типичный пример родительско-детского общения.

— Сатла, надень шапочку, на улице пасмурно, того гляди снег пойдет.

— Ба, ну что я, маленький, никто из ребят в такую погоду так не ходит.

В словах бабушки - забота и некоторая назидате­льность, а высказывание внука немного капризное.

При любом виде словесного общения желательно пользоваться описаниями, а не оценочными выска­зываниями, чтобы речь не вызывала недоумения и лишних вопросов.

Например, если ты говоришь соседу по парте: «У тебя не­ряшливое лицо», то это и слышать не слишком приятно, и непо­нятно, о чем речь. А если сказать: «Ты. испачкал фломасте­ром левую щеку», то эти слова не вызовут недоумения и обиды.

Слова в общении могут помогать выразить мысль предельно ясно и точно, а могут так ее зату­манить, что от нее ничего не останется. Лишние сло­ва — их еще называют «словесным мусором» — раз­мывают смысл любого высказывания. Простое упражнение поможет это понять.

Например: «Не особо хочется об этом говорить, но, это самое, я иногда, типа того, волнуюсь, если отвечаю у доски, ну, так, когда это бывает, вызовут на уроке». А затем: «Я иногда волнуюсь, если отвечаю у доски».

Когда тебя лучше поняли? В чем разница? Писатели широко используют словесные характе­ристики своих героев. Две-три фразы — и перед нами яркий портрет действующего лица книги. Большим мастером таких речевых портретов был Николай Ва­сильевич Гоголь.

Вспомним, например, слова, которыми начинается его «Тарас Бульба»: «А поворотись-ка, сын. Экой ты. смешной какой! Что это на вас за поповские подрясни­ки? И эдак все ходят в академии?»

Перед нами немолодой, простой и непосредственный человек. Может он и резковат, но добр. Любит друже­скую шутку и не слишком богобоязненный. Таким пред­стает перед нами Тарас Бульба на страницах книги.

А вот совсем другой персонаж: «Я пригласил вас, гос­пода, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

С этими словами появляется на сцене Городничий -один из главных героев великой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Вслушаемся - ритм фразы такой, что в ней слышны начальственные интонации. Человек складно говорит и, вероятно, неглуп, но очевидно, что ему есть что скрывать от приезжего ревизора.

Пословица гласит:

«Встречают по одежке, провожают по уму».

Одежкой в общении людей можно назвать то пер­вое впечатление, которое люди производят друг на друга. А ум в общении проявляется в том, что и как говорят люди друг другу.

Существует немало средств общения, которые связаны с речью, но не являются речью. Они играют значительную роль в нашем общении.

Во-первых, к ним относятся особенности голоса. Это тембр (голос бывает высокий, низкий), рез­кость или мягкость звучания голоса («визгливые интонации»), громкость. Владение голосом — один из важных навыков общения. Вла­дея голосом, человек умело использует его в обще­нии с разными людьми — голос звучит нежнее при разговоре с маленьким ребенком, более твердо — в беседе со взрослым.

К таким средствам общения относятся и инто­нации. Они могут передавать тончайшие оттенки наших чувств, наше отношение к человеку. Обычно называют дружеские и начальственные, заискиваю­щие и покровительственные интонации. Во многом благодаря интонациям одни и те же слова могут вос­приниматься совершенно по разному.

Вспомни, как персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя » капитан Жеглов говорил, что можно человеку сказать «Здравствуйте» так, что обидишь его, а можно сказать и «сво­лочь» так, что он расплывется в улыбке.

Связаны с речью ритмические средства общения. Это прежде всего темп речи. Он может быть быст­рый или медленный. Быстрый темп, как правило, затрудняет понимание того, что говорит собесед­ник, поскольку трудно сосредоточиться на его мыс­лях. Медленный темп речи может утомлять. П а у -з ы также являются важным средством, придаю­щим выразительность речи. Они помогают понять сказанное, побуждают собеседника к большей ак­тивности - ответить на слова, обращенные к нему.

Паузы и темп речи - важные средства, которые в об­щении с людьми помогают поддерживать контакт. Нужно назвать и такие средства общения, как смех, плач, вздохи. Все они помогают нам пе­редать наши чувства и мысли более тонко и точно.

§ 2. ОСОБЫЕ ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Выше мы говорили в основном об общении лицом к лицу, когда партнеры в общении видят и слышат друг друга. Рассмотрим несколько видов общения, которые отличаются от привычного.



Общение в письмах. Это сложный вид об­щения. У адресата нет возможности сразу же пере­спросить, если что-то непонятно. Предложения в письме обычно развернутые, повествовательные:

«Привет! Мы уже вторую неделю в лагере. Погода ясная, но холодновато для августа в этих местах,

и в море не искупаешься». Для общения в письмах лучше, чтобы все слова были ясны, а фразы точны.

Общение по телефону. В этом случае парт­неры тоже не видят друг друга, но используются речь и те средства общения, которые с ней связаны, — голос, темп, паузы, проявления чувств. Иногда та­кое общение может быть более легким, чем обыч­ное, а иногда — более трудным. Когда люди очень близки в жизни и хочется видеть собеседника, теле­фонного общения не всегда будет достаточно. Зато в тех случаях, когда собеседники не очень близкие друзья или вообще не знакомы, такое общение мо­жет оказаться более предпочтительным. Этот вид общения более приемлем тогда, когда нет желания перегружать общение сильными чувствами, хочет­ся поддерживать некоторую психологическую дис­танцию с собеседником.

Существует такая специальная форма психоло­гической помощи — телефон доверия. Человек, ко­торому трудно в жизни, может набрать номер, и психолог его выслушает, проконсультирует. Мно­гие подростки в трудных ситуациях пользуются именно телефоном доверия — такая психологиче­ская помощь оказывается предпочтительнее.



Интернет. Вместе с компьютерами в нашу жизнь все больше входит Интернет. Многие люди по Интернету знакомятся, общаются, дружат и даже влюбляются. Общение по Интернету отлича­ется тем, что в нем психологическая дистанция между людьми еще больше. При таком общении люди не слышат никаких особенностей речи друго­го человека, связанных с речью. Сказываются и бо­льшие расстояния, разделяющие людей. Общение через Интернет похоже на общение в письмах, но оно не так обязывает к правильному литературному языку — речь ближе к разговорной.

К видам общения относятся системы зна­ков, которые используют люди в различных про­фессиях или особых ситуациях. Это -телеграф­ный язык, азбука Морзе, флажковая азбука для кораблей, светофорный Я3ЫК И Т. Д.

На протяжении своей истории люди проявляли удивительную изобретательность в создании средств общения друг с другом. Сначала это были жесты и невнятные звуки, позже появилась звуча­щая речь, состоящая из слов, а потом — письмен­ность, заменяющая и дополняющая устную речь.

Первыми письмами были рисунки, изображаю­щие целые сцены из жизни. Позже появились услов­ные значки, обозначающие отдельные слова и поня­тия, еще позже — алфавит, позволяющий передавать на письме отдельные звуки. Каждая буква алфавита — условный знак, результат договоренности между лю­дьми. Мы изображаем звук [а] значком «А», а могли бы и каким-нибудь другим. Не случайно в разных языках один и тот же звук может изображаться совер­шенно разными буквами.

Например, русская «Р» и латинская «К» означают один и тот же звук.

Письменной речью пользуются все люди. Но су­ществуют и другие алфавиты, которые используют­ся только некоторыми группами людей.

Один из таких алфавитов служит средством обще­ния глухонемых. В нем каждая буква изображается определенным положением пальцев руки. Способ разговора с помощью пальцев называется дакти­лологией (от греческого слова с1аЫу1о8 — па­лец). В настоящее время в мире существуют более 40 таких алфавитов и систем. Хотя есть системы, где используются две руки (например, в Англии), в большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука, так как вторая рука свободна для дру­гих действий. Азбука глухонемых одной страны совершенно непохожа на азбуку глухих другой

страны.


Разговаривая при помощи жестов, глухие люди не воспринимают каждую букву по отдельности, как и мы не воспринимаем каждую букву при чте­нии. Постоянная практика делает пальцы очень гибкими, и глухие «говорят» быстро, примерно как опытная машинистка печатает на машинке. «Чте­ние» такой речи не более трудное дело, чем «пись­мо».

Кроме алфавита существует и знаковый язык

глухонемых. В нем знаки представляют целые слова и понятия, а не отдельные буквы. Такая сис­тема передачи информации для глухих особенно важна в тех случаях, когда сообщение должно быть передано и понято быстро, например, при опасности.

Намного быстрее изобра­зить сигнал опасности одним жестом, чем «писать» паль­цами 9 букв. Например, сло­во «бомба» изображается та­ким жестом:

Еще одним способом передачи устной речи явля­ется морской семафор.
Сигнальщик на корабле, держа в руках по крас­но-белому флажку, производит определенные движе­ния, изображающие буквы. На флоте принято гово­рить, что сигнальщик пишет слова, а не «семафорит».

Хотя эта передача является довольно быстрой (при­мерно по 8 слов в минуту), но на расстоянии большем, чем 3 км буквы читаются плохо далее в ясный день.

С усложнением технической оснащенности воен­ных судов морской семафор стал применяться реже, а в торговом флоте им все еще пользуются. Как и азбука глухих, морской семафор для каждого языка свой.

На флоте существует и еще один способ кодиро­вания и передачи устных сообщений. Он тоже назы­вается семафором, но отличается от предыдущего тем, что состоит из различных флажков и вымпе­лов, которыми можно передавать слова, предложе­ния, названия портов и маяков, вид груза. В данном случае каждый флажок, поднятый над кораблем, означает отдельное сообщение.


Например флажок (белый квадрат на синем фоне) преду­преждает о том, что «судно соби­рается в море, все должны сооб­щить о своем прибытии на борт».

Широко известен и такой способ «записи» устной речи, как азбука Морзе. В 1835 г. Самуэль Морзе разработал специальный код передачи сооб­щений при помощи электрического телеграфа.

Азбука Морзе представляет собой систему знаков, состоящих из комбинаций точек и тире, причем каждой букве соответствует своя комбинация. Сигналы азбуки Морзе передаются разными способами:

световым (прожектором с открывающимися и за­крывающимися шторками), звуковым (сиреной), те­леграфным (специальным электрическим ключом). В настоящее время для передачи и принятия сигна­лов азбуки Морзе используются и компьютеры.



.— А .——В —...Б ——.Г

Пример кода Морзе.

Одним из самых известных международных сиг­налов, передаваемых кодом Морзе, является сигнал бедствия 808. Интересно, что вопреки распростра­ненному мнению, 808 не означает «Спасите наши души» (8ауе оиг 8ои1з) или «Спасите наши корабли» (8ауе оиг зЫрз). Они являются знаком бедствия ко­рабля в море просто потому, что его можно переда­вать наиболее простой и отчетливой комбинацией:

С 1 февраля 1999 г. сигнал 808 заменен ОМВ88. Это сигнал Всемирной морской системы спасения в бедствии.



Общение с животными. Такой вид обще­ния отличается отсутствием речи, за исключением разве что общения хозяев со своими собаками, кото­рые знают несколько команд. В основном животные и люди без слов передают друг другу свое отношение — симпатию, привязанность. Такое общение дает лю­дям очень много и, что самое важное, тоже удовлет­воряет потребность в общении. Отмечено, что оди­нокие пожилые люди меньше болеют и дольше жи­вут, если у них дома есть кошка или собака. Гово­рят, что общение с животными снимает стресс. На­верное, это происходит потому, что человек может передать четвероногому другу свое настроение наи­более непосредственно, не заботясь, например, о точности и выразительности слов, и это снимает внутреннее напряжение.

А можно ли назвать общением игру детей с виртуа­льными друзьями, например, с тамагочи? В каком-то смысле — да. Но это будет совсем не то общение, что с людьми или даже с животными. У виртуального дру­га может быть хотя и большой, но все же не беско­нечный набор ответов на поведение человека. Все время остается ощущение, что ты общаешься с авто­матом, а не с живым существом. Поэтому такое об­щение быстро надоедает.

Иногда говорят: «общение с природой». Назвать это общением не совсем верно. Любование природой может принести немало ярких чувств, возникает какое-то настроение. Но это настроение зависит от самого человека, а не создано природой. Ведь известно, что один и тот же вид, так же, как и одни и те же времена года, одна и та же погода созда­ют у разных людей совершенно разное настроение. Одному нравится осень, другой ее терпеть не может. Так, например, А.С. Пушкин писал:

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой.

Дело в том, что человек переносит на природу свои мысли, чувства, переживания:

Отчего вечернею порою Слышим шепот там, где камыши? Оттого, что в тайне красотою Мы зовем полет своей души.



И. Сельвинский

§ 3. ЧТО ЗНАЧИТ — УМЕТЬ ОБЩАТЬСЯ?

Ты уже знаешь, что способности к общению раз­виваются и проявляются в умении общаться. Что же такое - умение общаться?

Уметь общаться — значит уметь управлять своим поведением, то есть уметь вести себя. Вслуша­емся и вдумаемся в эти слова. Умеет вести себя тот, кто является хозяином своего поведения в общении.

Например, именно в данный момент подростку не хочется выслушивать взрослого человека. Может, случилось что-то, из-за чего все мысли далеки от общения со взрослым. Тем не менее он переводит взгляд на того, с кем общается, слегка на­клоняет голову в его сторону, сосредоточивает внимание на его словах.

Уметь общаться — значит проявлять вни­мание к собеседнику. Оно необходимо, чтобы заме­

чать даже не очень яркие оттенки чувств другого че­ловека, не отвлекаться на постороннее во время раз­говора. Если не быть внимательным в общении, по­нять собеседника будет трудно. И он почувствует, что неинтересен, или подумает, что к нему относят­ся неуважительно. Помогают сосредоточиться на другом человеке и показать, что ты внимателен к нему, взгляд, направленный на собеседника, пово­рот головы в его сторону, кивок в знак согласия.

Уметь общаться — значит уметь «читать» по лицу собеседника; научиться распознавать по вы­ражению лица (мимике) человека его чувства, пере­живания, отношение к себе и к людям; уметь самому «подать себя». Очень важно сразу произвести хоро­шее впечатление на собеседника. Помнишь, мы го­ворили о значении первого впечатления для уста­новления контактов между людьми?

Как мы подаем себя в общении с другими людьми?

Представь себе, например, как ты входишь в незнакомую группу ребят, как здороваешься. Как ты выглядишь при этом? Вспомнив это, постарайся повторить все так же, как было, на­пример, придать своему лицу такое же выражение. Проделай все это перед зеркалом. Что тебе нравится, а что — нет?

Уметь общаться — значит уметь распозна­вать мотивы участников общения - то, зачем они вступили в общение, каковы их цели и намерения. Только в этом случае можно понять смысл, который скрывается за формой и содержанием общения. Одна и та же фраза, произнесенная человеком, мо­жет иметь совершенно разный смысл в зависимо­сти, например, от того, хочет он рассказать о чем-то правдиво или скрыть правду.

Например, подросток звонит однокласснику, чтобы по­здравить его с днем рождения. Для чего он это делает? Может, для того, чтобы порадовать друга, сказать что-то приятное в

праздничный для него день. А может, для того, чтобы задоб­рить его, потому что этого одноклассника вся школа побаива­ется.

Нужно уметь общаться с разными людьми -молодыми и старыми, умными и глупыми, умею­щими хорошо общаться и испытывающими затруд­нения в этом, и т. п. Те, кто умеют общаться в беседе с разными людьми, используют различные приемы общения.

Уметь общаться — означает и хорошо раз­витую речь. Речь понятная, грамматически прави­льная, логично выстроенная - важный навык рече­вого общения. Благодаря такой речи наши мысли становятся яснее для другого человека.

Важно уметь определить тот канал нашего вос­приятия, который является главным каналом на­шей связи с другим человеком в конкретной ситуа­ции общения. Содержание письма мы определяем, пользуясь зрительным каналом получения ин­формации. Разговаривая по телефону, мы исполь­зуем слуховой канал. Обнимаясь - тактиль­ный. Пользуясь мимикой и пантомимикой - ки­нестетический (двигательный).

Уметь общаться — это еще и уметь поддер­живать контакт с собеседником всеми средствами общения. Речь помогает нам не только передавать какое-то содержание, но и поддерживать другого человека, когда он говорит. Жесты, выразительные движения, мимика также не только помогают нам передавать наше внутреннее состояние, но и облег­чают общение с людьми. Тот, кто умеет общаться, поддерживает своего собеседника, дает ему выгово­риться и даже помогает ему выразить свои мысли яснее, если ему самому это трудно.



Уметь общаться — значит уметь при необ­ходимости скрыть истинный смысл своего вступле­ния в общение: это бывает часто необходимо, напри­мер, при ведении сложных переговоров, в беседах с больными и многих других случаях.

И, наконец, умение общаться — это умение анализировать свое общение. «Какое впечатление я произвожу на собеседника? Все ли в моем общении хорошо? А, может, что-то всех раздражает в том, как я общаюсь? Не навязываюсь ли я другому, или, может, наоборот, не умею проявить себя?» Тот, кто анализирует свое общение, не только задает себе эти вопросы, но и может дать на них точные ответы.

V виды общения § непосредственное общение непосредственным

Непосредственным называют такое общение, во время которого люди видят и слышат друг друга

137.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Лекция Этика делового общения в профессиональной сфере

Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как обмен информацией. Коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Перцептивный аспект общения в профессиональной

247.08kb.

01 10 2014
1 стр.


Мотивация общения

Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь изб

199.86kb.

03 09 2014
1 стр.


Язык и деловое общение нормы риторика этикет. Нормы Риторика Этикет

Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений

3997.7kb.

29 09 2014
36 стр.


Ротарианский дружественный обмен с Округом 3480 (Тайвань)

Целью программы является укрепление взаимопонимания, мира и дружбы через непосредственное общение и личное знакомство между людьми и семьями

17.7kb.

12 10 2014
1 стр.


Сущность, виды и функции денег

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют их дальнейшему развитию. К непосредственным предпосылкам

1414.36kb.

10 10 2014
6 стр.


Этика делового общения: руководители и подчинённые

Охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и

332.71kb.

08 10 2014
1 стр.


Игорь Родченко обучение и консультации

Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений

3912.57kb.

29 09 2014
35 стр.