Перейти на главную страницу
Собеседники имеют возможность смотреть друг другу в глаза, слышать голоса друг друга. Основным средством непосредственного общения является речь.
В общении между людьми слова играют огромную роль. В словах мы выражаем и мысли, и чувства. Слова могут помогать взаимному пониманию в общении, а могут мешать. Как это происходит?
Общаясь, люди подбирают слова, которые лучше всего использовать в данной ситуации. Некоторые привычные словесные обороты помогают сразу установить необходимый тон общения.
Например, слова приветствия, когда мы встречаем знакомого. «Привет!» - говорим мы, и собеседник ожидает поверхностного общения. «Ну, как дела? Что нового?» — такие слова настраивают на более глубокое общение. «Сто лет не виделись! Как ты? » — такое приветствие располагает к доверительному разговору, подробному рассказу о себе.
Существуют и некоторые правила, которыми мы руководствуемся в речевом общении. Такие правила называют речевым этикетом. Знание этих правил помогает использовать слова уместно, сообразно ситуации. Подростки в разговоре друг с другом говорят привычное «классно», «отпад», «улёт» и им понятно, что означают эти слова. Зато в разговоре с пожилым человеком они не станут это говорить, если «чувствуют ситуацию» и руководствуются речевым этикетом.
Каждая ситуация общения имеет свои правила. В дружеском разговоре проще — здесь возможны и не совсем правильно выстроенные предложения, и слэнг.
Например, разговор двух ребят, которые не являются близкими друзьями:
— Здорово!
— Сколько лет, сколько зим!
— Ты сейчас где?
— Ну, где живем. Там школа рядом с домом.
— Ну как?
— Нормально! Учителя классные. Много предметов всяких дополнительных.
— Наших кого видишь?
— Ну, с Сашкой мы вместе на секции по волейболу.
Такая речь характерна именно для дружеского общения. Очень многое из сказанного не раскрыто подробно, но для говорящих все и так понятно.
Деловое общение потруднее, оно требует более точного выражения мыслей словами, более правильной грамматики речи.
Например:
— Слушай, я в тот раз приболел, ты не скажешь, что С.М. говорила, как к сочинению готовиться?
— Как обычно. Повесть перечитай, главные герои, основной сюжет, самые важные моменты, что автор этим хотел сказать.
— А насчет темы что?
— Ну, как всегда у нее - два варианта на выбор, но что - неизвестно: зачем, говорит, домашние заготовки и подобранные цитаты, работа должна быть творческой.
В этом случае, возможно, общаются одноклассники. Здесь тоже многое сказано, как само собой разумеющееся, но фразы длиннее, и даже постороннему понятно, о чем идет речь.
А вот типичный пример родительско-детского общения.
— Сатла, надень шапочку, на улице пасмурно, того гляди снег пойдет.
— Ба, ну что я, маленький, никто из ребят в такую погоду так не ходит.
В словах бабушки - забота и некоторая назидательность, а высказывание внука немного капризное.
При любом виде словесного общения желательно пользоваться описаниями, а не оценочными высказываниями, чтобы речь не вызывала недоумения и лишних вопросов.
Например, если ты говоришь соседу по парте: «У тебя неряшливое лицо», то это и слышать не слишком приятно, и непонятно, о чем речь. А если сказать: «Ты. испачкал фломастером левую щеку», то эти слова не вызовут недоумения и обиды.
Слова в общении могут помогать выразить мысль предельно ясно и точно, а могут так ее затуманить, что от нее ничего не останется. Лишние слова — их еще называют «словесным мусором» — размывают смысл любого высказывания. Простое упражнение поможет это понять.
Например: «Не особо хочется об этом говорить, но, это самое, я иногда, типа того, волнуюсь, если отвечаю у доски, ну, так, когда это бывает, вызовут на уроке». А затем: «Я иногда волнуюсь, если отвечаю у доски».
Когда тебя лучше поняли? В чем разница? Писатели широко используют словесные характеристики своих героев. Две-три фразы — и перед нами яркий портрет действующего лица книги. Большим мастером таких речевых портретов был Николай Васильевич Гоголь.
Вспомним, например, слова, которыми начинается его «Тарас Бульба»: «А поворотись-ка, сын. Экой ты. смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?»
Перед нами немолодой, простой и непосредственный человек. Может он и резковат, но добр. Любит дружескую шутку и не слишком богобоязненный. Таким предстает перед нами Тарас Бульба на страницах книги.
А вот совсем другой персонаж: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор».
С этими словами появляется на сцене Городничий -один из главных героев великой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Вслушаемся - ритм фразы такой, что в ней слышны начальственные интонации. Человек складно говорит и, вероятно, неглуп, но очевидно, что ему есть что скрывать от приезжего ревизора.
Пословица гласит:
«Встречают по одежке, провожают по уму».
Одежкой в общении людей можно назвать то первое впечатление, которое люди производят друг на друга. А ум в общении проявляется в том, что и как говорят люди друг другу.
Существует немало средств общения, которые связаны с речью, но не являются речью. Они играют значительную роль в нашем общении.
Во-первых, к ним относятся особенности голоса. Это тембр (голос бывает высокий, низкий), резкость или мягкость звучания голоса («визгливые интонации»), громкость. Владение голосом — один из важных навыков общения. Владея голосом, человек умело использует его в общении с разными людьми — голос звучит нежнее при разговоре с маленьким ребенком, более твердо — в беседе со взрослым.
К таким средствам общения относятся и интонации. Они могут передавать тончайшие оттенки наших чувств, наше отношение к человеку. Обычно называют дружеские и начальственные, заискивающие и покровительственные интонации. Во многом благодаря интонациям одни и те же слова могут восприниматься совершенно по разному.
Вспомни, как персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя » капитан Жеглов говорил, что можно человеку сказать «Здравствуйте» так, что обидишь его, а можно сказать и «сволочь» так, что он расплывется в улыбке.
Связаны с речью ритмические средства общения. Это прежде всего темп речи. Он может быть быстрый или медленный. Быстрый темп, как правило, затрудняет понимание того, что говорит собеседник, поскольку трудно сосредоточиться на его мыслях. Медленный темп речи может утомлять. П а у -з ы также являются важным средством, придающим выразительность речи. Они помогают понять сказанное, побуждают собеседника к большей активности - ответить на слова, обращенные к нему.
Паузы и темп речи - важные средства, которые в общении с людьми помогают поддерживать контакт. Нужно назвать и такие средства общения, как смех, плач, вздохи. Все они помогают нам передать наши чувства и мысли более тонко и точно.
§ 2. ОСОБЫЕ ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Выше мы говорили в основном об общении лицом к лицу, когда партнеры в общении видят и слышат друг друга. Рассмотрим несколько видов общения, которые отличаются от привычного.
Существует такая специальная форма психологической помощи — телефон доверия. Человек, которому трудно в жизни, может набрать номер, и психолог его выслушает, проконсультирует. Многие подростки в трудных ситуациях пользуются именно телефоном доверия — такая психологическая помощь оказывается предпочтительнее.
К видам общения относятся системы знаков, которые используют люди в различных профессиях или особых ситуациях. Это -телеграфный язык, азбука Морзе, флажковая азбука для кораблей, светофорный Я3ЫК И Т. Д.
На протяжении своей истории люди проявляли удивительную изобретательность в создании средств общения друг с другом. Сначала это были жесты и невнятные звуки, позже появилась звучащая речь, состоящая из слов, а потом — письменность, заменяющая и дополняющая устную речь.
Первыми письмами были рисунки, изображающие целые сцены из жизни. Позже появились условные значки, обозначающие отдельные слова и понятия, еще позже — алфавит, позволяющий передавать на письме отдельные звуки. Каждая буква алфавита — условный знак, результат договоренности между людьми. Мы изображаем звук [а] значком «А», а могли бы и каким-нибудь другим. Не случайно в разных языках один и тот же звук может изображаться совершенно разными буквами.
Например, русская «Р» и латинская «К» означают один и тот же звук.
Письменной речью пользуются все люди. Но существуют и другие алфавиты, которые используются только некоторыми группами людей.
Один из таких алфавитов служит средством общения глухонемых. В нем каждая буква изображается определенным положением пальцев руки. Способ разговора с помощью пальцев называется дактилологией (от греческого слова с1аЫу1о8 — палец). В настоящее время в мире существуют более 40 таких алфавитов и систем. Хотя есть системы, где используются две руки (например, в Англии), в большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука, так как вторая рука свободна для других действий. Азбука глухонемых одной страны совершенно непохожа на азбуку глухих другой
страны.
Кроме алфавита существует и знаковый язык
глухонемых. В нем знаки представляют целые слова и понятия, а не отдельные буквы. Такая система передачи информации для глухих особенно важна в тех случаях, когда сообщение должно быть передано и понято быстро, например, при опасности.
Намного быстрее изобразить сигнал опасности одним жестом, чем «писать» пальцами 9 букв. Например, слово «бомба» изображается таким жестом:
Еще одним способом передачи устной речи является морской семафор.
Сигнальщик на корабле, держа в руках по красно-белому флажку, производит определенные движения, изображающие буквы. На флоте принято говорить, что сигнальщик пишет слова, а не «семафорит».
Хотя эта передача является довольно быстрой (примерно по 8 слов в минуту), но на расстоянии большем, чем 3 км буквы читаются плохо далее в ясный день.
С усложнением технической оснащенности военных судов морской семафор стал применяться реже, а в торговом флоте им все еще пользуются. Как и азбука глухих, морской семафор для каждого языка свой.
На флоте существует и еще один способ кодирования и передачи устных сообщений. Он тоже называется семафором, но отличается от предыдущего тем, что состоит из различных флажков и вымпелов, которыми можно передавать слова, предложения, названия портов и маяков, вид груза. В данном случае каждый флажок, поднятый над кораблем, означает отдельное сообщение.
Широко известен и такой способ «записи» устной речи, как азбука Морзе. В 1835 г. Самуэль Морзе разработал специальный код передачи сообщений при помощи электрического телеграфа.
Азбука Морзе представляет собой систему знаков, состоящих из комбинаций точек и тире, причем каждой букве соответствует своя комбинация. Сигналы азбуки Морзе передаются разными способами:
световым (прожектором с открывающимися и закрывающимися шторками), звуковым (сиреной), телеграфным (специальным электрическим ключом). В настоящее время для передачи и принятия сигналов азбуки Морзе используются и компьютеры.
Пример кода Морзе.
Одним из самых известных международных сигналов, передаваемых кодом Морзе, является сигнал бедствия 808. Интересно, что вопреки распространенному мнению, 808 не означает «Спасите наши души» (8ауе оиг 8ои1з) или «Спасите наши корабли» (8ауе оиг зЫрз). Они являются знаком бедствия корабля в море просто потому, что его можно передавать наиболее простой и отчетливой комбинацией:
С 1 февраля 1999 г. сигнал 808 заменен ОМВ88. Это сигнал Всемирной морской системы спасения в бедствии.
А можно ли назвать общением игру детей с виртуальными друзьями, например, с тамагочи? В каком-то смысле — да. Но это будет совсем не то общение, что с людьми или даже с животными. У виртуального друга может быть хотя и большой, но все же не бесконечный набор ответов на поведение человека. Все время остается ощущение, что ты общаешься с автоматом, а не с живым существом. Поэтому такое общение быстро надоедает.
Иногда говорят: «общение с природой». Назвать это общением не совсем верно. Любование природой может принести немало ярких чувств, возникает какое-то настроение. Но это настроение зависит от самого человека, а не создано природой. Ведь известно, что один и тот же вид, так же, как и одни и те же времена года, одна и та же погода создают у разных людей совершенно разное настроение. Одному нравится осень, другой ее терпеть не может. Так, например, А.С. Пушкин писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой.
Дело в том, что человек переносит на природу свои мысли, чувства, переживания:
Отчего вечернею порою Слышим шепот там, где камыши? Оттого, что в тайне красотою Мы зовем полет своей души.
Ты уже знаешь, что способности к общению развиваются и проявляются в умении общаться. Что же такое - умение общаться?
Уметь общаться — значит уметь управлять своим поведением, то есть уметь вести себя. Вслушаемся и вдумаемся в эти слова. Умеет вести себя тот, кто является хозяином своего поведения в общении.
Например, именно в данный момент подростку не хочется выслушивать взрослого человека. Может, случилось что-то, из-за чего все мысли далеки от общения со взрослым. Тем не менее он переводит взгляд на того, с кем общается, слегка наклоняет голову в его сторону, сосредоточивает внимание на его словах.
Уметь общаться — значит проявлять внимание к собеседнику. Оно необходимо, чтобы заме
чать даже не очень яркие оттенки чувств другого человека, не отвлекаться на постороннее во время разговора. Если не быть внимательным в общении, понять собеседника будет трудно. И он почувствует, что неинтересен, или подумает, что к нему относятся неуважительно. Помогают сосредоточиться на другом человеке и показать, что ты внимателен к нему, взгляд, направленный на собеседника, поворот головы в его сторону, кивок в знак согласия.
Уметь общаться — значит уметь «читать» по лицу собеседника; научиться распознавать по выражению лица (мимике) человека его чувства, переживания, отношение к себе и к людям; уметь самому «подать себя». Очень важно сразу произвести хорошее впечатление на собеседника. Помнишь, мы говорили о значении первого впечатления для установления контактов между людьми?
Как мы подаем себя в общении с другими людьми?
Представь себе, например, как ты входишь в незнакомую группу ребят, как здороваешься. Как ты выглядишь при этом? Вспомнив это, постарайся повторить все так же, как было, например, придать своему лицу такое же выражение. Проделай все это перед зеркалом. Что тебе нравится, а что — нет?
Уметь общаться — значит уметь распознавать мотивы участников общения - то, зачем они вступили в общение, каковы их цели и намерения. Только в этом случае можно понять смысл, который скрывается за формой и содержанием общения. Одна и та же фраза, произнесенная человеком, может иметь совершенно разный смысл в зависимости, например, от того, хочет он рассказать о чем-то правдиво или скрыть правду.
Например, подросток звонит однокласснику, чтобы поздравить его с днем рождения. Для чего он это делает? Может, для того, чтобы порадовать друга, сказать что-то приятное в
праздничный для него день. А может, для того, чтобы задобрить его, потому что этого одноклассника вся школа побаивается.
Нужно уметь общаться с разными людьми -молодыми и старыми, умными и глупыми, умеющими хорошо общаться и испытывающими затруднения в этом, и т. п. Те, кто умеют общаться в беседе с разными людьми, используют различные приемы общения.
Уметь общаться — означает и хорошо развитую речь. Речь понятная, грамматически правильная, логично выстроенная - важный навык речевого общения. Благодаря такой речи наши мысли становятся яснее для другого человека.
Важно уметь определить тот канал нашего восприятия, который является главным каналом нашей связи с другим человеком в конкретной ситуации общения. Содержание письма мы определяем, пользуясь зрительным каналом получения информации. Разговаривая по телефону, мы используем слуховой канал. Обнимаясь - тактильный. Пользуясь мимикой и пантомимикой - кинестетический (двигательный).
Уметь общаться — это еще и уметь поддерживать контакт с собеседником всеми средствами общения. Речь помогает нам не только передавать какое-то содержание, но и поддерживать другого человека, когда он говорит. Жесты, выразительные движения, мимика также не только помогают нам передавать наше внутреннее состояние, но и облегчают общение с людьми. Тот, кто умеет общаться, поддерживает своего собеседника, дает ему выговориться и даже помогает ему выразить свои мысли яснее, если ему самому это трудно.
Непосредственным называют такое общение, во время которого люди видят и слышат друг друга
09 10 2014
1 стр.
Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как обмен информацией. Коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Перцептивный аспект общения в профессиональной
01 10 2014
1 стр.
Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь изб
03 09 2014
1 стр.
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений
29 09 2014
36 стр.
Целью программы является укрепление взаимопонимания, мира и дружбы через непосредственное общение и личное знакомство между людьми и семьями
12 10 2014
1 стр.
Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют их дальнейшему развитию. К непосредственным предпосылкам
10 10 2014
6 стр.
Охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и
08 10 2014
1 стр.
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений
29 09 2014
35 стр.