Перейти на главную страницу
паломничество по святым местам Белогорья
библиотекарь отдела
внестационарного обслуживания
В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием медовым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, практически ничего не известно.
Нынешнее село Холки расположено на живописном берегу Оскола. Точная дата его основания не установлена. Из старинных документов известно, что еще в 1627 году здесь, рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань.
Документы, содержащиеся в «Писцовой книге» того времени, не сообщают названия села, но из них известно, что к середине XVII века здесь уже было 17 дворов. Исходя из этого можно предположить, что село Холки было основано в первой половине XVII века. В «Писцовых книгах» и «Ревизских сказках» XVII столетия это поселение неоднократно встречается уже под названием Холок. Наиболее подробные сведения о Холках того времени находим в «Экономических примечаниях к планам генерального межевания Ново-Оскольского уезда», из которых известно, что к концу XVII века в селе Холки было уже 95 дворов, в них проживало около 350 человек. Этот же источник сообщает: «Село располагается близ р. Мокрый Холок на левой стороне и по обе стороны Нарочинской дороги. Церковь каменная Казанския Пресвятыя Богородицы. На той речке мельница на 3-х поставах».
С годами село расширялось. Росло и количество жителей. К середине XIX века в Холках проживало уже – «447 человек мужеска и 422 женска полу».
Накануне революции в селе насчитывалось около 2 тысяч жителей. Здесь имелись церковь, церковноприходская школа, одна водяная и три ветряные мельницы, три лавки. Земельная площадь составляла около 1000 гектаров пашни.
Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.
По описанию пещер в дореволюционных изданиях среди монастырского имущества значилась «пушечка медная турская». Наличие оружия в монастырском обиходе вызвано тем, что село, его окрестности и сам монастырь подвергались набегам татар.
Наш земляк, белгородский поэт Игорь Чернухин писал:
Век бежал за веком. Рыли
Эти холмы как могли,
И себя от глаз сокрыли
В глубине родной земли.
В Диком поле, где невинно
Снег ли, дождик моросил,
Вырастали над равниной
Горы тайные Руси.
Здесь когда-то перед битвой,
С Ярославной распростясь,
Ночь провел, творя молитвы
Знаменитый русский князь.
Было время... Пусто в кельях.
Только древний дух течет.
И печальною свирелью
Зазывает в белый грот.
Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, вырыты монахами в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья.
Безусловно, жили здесь люди глубоко верующие. Провести даже один день в помещении, где постоянная температура плюс восемь (это летом, зимой на градус меньше), освещение и днем, и ночью - горящая лучина или свеча, далеко не каждому под силу. Чернецы пребывали здесь годами. В своих более чем скромных кельях, где из мебели была только высеченная в меловой толще выступ-лежанка, насельники усердно молились. «Вымаливали у Бога мир и спасение живущим, прощение грехов и жизнь вечную усопшим. Молились и о житейских нуждах, о том, чтобы дождь пошел вовремя, чтобы урожай был хороший, чтобы пожара не было, молнией не убило. Просили об избавлении междоусобной брани, нашествия врагов».
Кроме молитвенного (а иногда и ратного) подвига, большинство живущих в монастыре несли послушания. И земледельчеством занимались, чтобы обеспечить себя и всех алчущих хлебом насущным. В монастыре были тогда хлебная изба, погреб с выходом и две житницы. Также в обители в образцовом порядке содержались конюшня и коровник.
Добрая слава о трудолюбивых монахах и иноках разносилась по всей округе. К настоятелю все чаще и чаще стали обращаться миряне с просьбами принять их в монастырь. Он брал далеко не всех, а тем, кого брал, без устали объяснял: «Трем вещам надобно особенно учиться. Первая - ходить в присутствии Божием и всякое дело делать пред Его очами. Вторая - развивать в себе братолюбие. Именно общую, равную ко всем любовь и готовность услужить всем и каждому. И, наконец, третья - прежде и более всего требуется от послушника, как это показывает само имя, послушание во всем, с отвержением своей воли».
Не все и не сразу понимали назначение этих поучений. Это только со стороны казалось, что жить в монастыре просто и легко. На деле же, всех тягот и лишений многие из послушников не выдерживали. Уходили назад. Потому и более двадцати-двадцати пяти насельников в монастыре не бывало. Зато эти были подвижники, Самим Богом призванные.
60-е годы восемнадцатого века для русского православного монашества были лихими годами. При императрице Екатерине II монастыри начали закрывать. В Российской империи было упразднено около пятисот монастырей, в том числе Холковский.
В начале девятнадцатого века, при государе Александре I, предприняли попытку оживить монастырь, но она оказалась неудачной. Постепенно о подземном монастыре начали забывать.
В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.
Незадолго до революции священником церкви в Холках с 1909 по 1915 год был Вячеслав Александрович Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: «Когда В.А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников (схимник – высшая монашеская степень, требующая суровых аскетических правил), и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки.
Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, были и наемные работники. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обоих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие».
Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал Никита свое подземное сооружение. За эту работу он взялся по религиозным убеждениям. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье.
Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.
Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.
В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры - подземного монастыря и старца Никиты. Однако, по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют другие пещеры с кельями, в которых жили монахи. Возможно, что и протяженность уже исследованных пещер подземного монастыря не 125,8 метра, а намного длиннее и проход просто завален или специально замурован. Основания для такого предположения имеются. Ведь в «Списках населенных мест Курской губернии», изданных в Петербурге в 1868 году, утверждается, что в пещерах «по бокам коридора выделено 12 келий». Мы же сегодня можем видеть только 6 из них. Где же остальные? На этот вопрос пока ответа нет. Не исключено, что в холмах есть и изолированные друг от друга пещеры. Остается надеяться, что будущим исследователям Холковские пещеры откроют свои тайны.
Когда в начале 1990-х гг. частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей как музей, воображение с трудом рисовало на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. О возрождении старинного монастыря тогда еще речь не шла. Но день ото дня это место посещало все больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы. В 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году, на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.
Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм, затем Владимирская часовня - на месте, где по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года, архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, был освящен храм в честь Донской иконы Божией Матери и совершена в нем первая Божественная Литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялся Акт передачи храма Белгородско-Старооскольской епархии, были вручены Архиерейские грамоты, строителям и попечителям этого храма.
С конца декабря 1999 года Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь считается действующим. Его настоятелем является архиепископ Иоанн.
Сегодня, трудно даже поверить, что на месте прекрасных храмов рос бурьян, а монашеского корпуса, мастерских, других хозяйственных построек не было и в помине. Сейчас, монашеская жизнь наладилась, и летопись этой обители продолжилась.
Проживает здесь около двадцати человек, среди них два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, два инока и послушники. Число последних - число меняющееся. Растет, уменьшается, потом опять растет. Как и в прежние века, к благочинному приходят люди, просятся в монастырь и заверяют: «Я к вам навсегда, на всю оставшуюся жизнь». Но через два-три дня понимают, что здесь не только тишина, покой и свежий воздух, прежде всего здесь устав, которому все должны подчиняться. Вставать надо в пять часов утра, через полчаса - утреннее молитвенное правило в храме в честь Донской иконы Божией Матери. После правила Божественная Литургия (а в этом храме она совершается каждый день). Те, кто несет послушания в храме, на нее остаются и в будний день. Остальные идут выполнять свои послушания.
В монастыре по хозяйству все делается своими руками. Работы очень много, поэтому один насельник выполняет по два, три послушания.
Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Здесь выращивают не только овощи, но и с 2004 года начали закладывать сад. В обители своя пасека, пока еще небольшая, но простуды и другие недомогания излечивают своим медом.
В обители своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся киево-печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками.
В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки - всю мебель, которая необходима для монашеского быта.
Насельники сами себе готовят еду. Трапеза дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы.
После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом стараются и паломники.
Паломников приезжает сюда немало, особенно в летнее время. Есть и такие, которые приезжают уже не в первый раз. В большинстве своем это трудолюбивые, исполнительные люди.
В подземном Свято-Троицком храме редчайший иконостас - керамический. Сделан он по специальному заказу в Подмосковье. Этому иконостасу не страшны ни время, ни влага, ни температура. Он - на века. Как и вера в Бога, вера истинная, искренняя, православная.
В скором времени у Холкинского подземного монастыря, появится «омоложенный» брат в Валуйском районе. Уникальный памятник православной культуры - пещерный монастырь Игнатия Богоносца. Восстановление монастыря находится на завершающейся стадии.
Список использованной литературы:
1. Белгородская энциклопедия/ В.В. Овчинников. – Белгород.: Областная типография, 2000. – 464 с.
2. Давыдов, В.И. Духовные родники Святого Белогорья (Исторические этюды о храмах Белгородской и Старооскольской епархии с фотоиллюстрациями)/ В.И. Давыдов. - Белгород, Обл. типография, 2001. - 116с.: ил.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. Т. 3 / В. Даль. - М.: Русский язык, 1980. – 555 с.
4. Интернет-ресурсы
5. Наследие Белогорья: Альманах / В.В. Романенко, Т.В. Васильева. – Белгород.: Областная типография, 2006. – 172 с.: ил.
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – 10-е изд. / С.И. Ожегов. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 846 с.
7. По Иоасафовским местам Святого Белогорья/ А.Н. Крупенков. – Белгород,: Константа, 2005. – 25 с.: ил.
8. Святое Белогорье: Альманах «Памятники Отечества»/ С.Н. Разгонов. – М.: Редакция альманаха «Памятники Отечества», 2002. – 167 с.: ил.
9. Святое Белогорье/ Читает Л.Седых. – Белгород: Спец. Б-ка для слепых, 2003. – 4 мфк.
В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки
15 12 2014
1 стр.
Целью нашей работы является: проследить и выделить основные этапы в истории развития Холкинского монастыря Основная часть История создания История его создания связана с основанием
15 12 2014
1 стр.
В зависимости от показателя основания платежа (поле 106) показатель даты документа (поле 109) принимает следующие значения
28 09 2014
1 стр.
Постоянное (или стационарное) магнитное поле это магнитное поле, неизменяющееся во времени
14 12 2014
1 стр.
Опыт Эрстеда. Магнитная стрелка, расположенная вблизи проводника с током поворачивается. Опыт доказывает, что электрический ток (движущиеся электрически заряженные частицы) создают
09 10 2014
8 стр.
Оборудование: магнитные стрелки, металлические опилки, источник тока, прямолинейный и круговой проводники, электромагнит разборной, набор грузиков, таблица «Магнитное поле», мульти
25 12 2014
1 стр.
Образовательная: формирование представления о проводниках и диэлектриках; ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их поведением в электростатическом поле; д
18 12 2014
1 стр.
Магнитное поле – это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами (или токами)
14 10 2014
3 стр.