Перейти на главную страницу
Специальность: история Русской Церкви
диссертации на соискание ученой степени
кандидата богословия
Сергиев Посад
2012
Работа выполнена на кафедре Церковной истории
Научный руководитель: доктор Церковной истории,
профессор
протоиерей Владислав Цыпин
Официальные оппоненты: кандидат богословия, доцент
игумен Всеволод (Варющенко)
кандидат богословия, кандидат исторических наук; научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ
Шевченко Татьяна Ивановна
Защита состоится 27 июня 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, Большой актовый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в секретариате Ученого Совета.
Автореферат разослан 29 мая 2012 г.
Ученый секретарь игумен Адриан (Пашин)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность настоящего исследования объясняется отсутствием в настоящее время системного аналитического научного труда, посвященного истории старчества валаамских подвижников в ХХ в., который бы не только внес вклад в развитие современной богословской науки, но и стал практическим пособием духовной мудрости на пути к христианскому совершенству – спасению. Интерес к рассматриваемой теме возник в связи с посещением Валаамской обители, изучением её трагических страниц истории в минувшем столетии и ознакомлением с подвижническим служением её старцев.
К началу ХХ в. Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве был одним из самых крупнейших и известных северных монастырей в Российской Империи, имел образцовое хозяйство и состояние территории, тринадцать скитов на островах Ладожского озера, богатейшую ризницу, небольшой корабельный флот, множество мастерских, в которых трудились насельники монастыря, прекрасный сад, огороды, ферму… Это было маленькое монашеское государство, которое населяло более тысячи человек. «Главное же его богатство составляли сами живые наследники древних монашеских традиций – старцы-молитвенники с их бесценным опытом»1.
Паломничества на Валаам совершали представители всех сословий – от крестьян до монархов; Валаам вдохновил многих бывавших здесь художников: М.К. Клодта, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи; композиторов П.И. Чайковского и А.К. Глазунова; писателей и поэтов Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.Н. Апухтина, Н.С. Лескова, В.И. Немировича-Данченко, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева… Не случайно «не так уж много можно назвать монастырей на Руси, о которых написано столько книг и статей, сколько о Валааме»2.
Заметим, что при знакомстве с литературой для написания кандидатской диссертации мы, действительно, обнаружили множество трудов, посвященных Валааму, но большинство из них в малой степени касаются истории валаамского старчества в 1900–1940 гг. Таким образом, настоящая диссертация призвана восполнить существующий пробел в русской церковно-исторической науке.
Цель диссертационного исследования
Целью настоящей работы является всестороннее, комплексное исследование истории жизни, старческого служения и наследия валаамских подвижников в ХХ в. (1900–1940 гг.).
Основные задачи, определяемые целью диссертации
Предметом исследования является история валаамского старчества в ХХ в. (1900–1940 гг.).
Географические рамки работы определяются местонахождением Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (о. Валаам, Карелия, РФ), Ново-Валаамской обители (Хейнявеси, Финляндия) и Псково-Печерского монастыря (г. Печоры, Псковская область, РФ).
Основной теоретической парадигмой диссертации является комплексный анализ, исходящий из принципов междисциплинарного подхода. В связи с этим в работе тесно переплетаются несколько дисциплин: история, пастырское богословие, патрология, аскетика и др. Использованы также источниковедческий, историко-критический, сравнительно-сопоставительный методы исследования. Качественный анализ опубликованных сведений позволил привлечь метод реконструкции для воссоздания единой историографической картины из массы разрозненных, но дополняющих друг друга фактов, а также прояснить спорные вопросы и выявить новые факты с привлечением новой источниковой базы.
Источники
Основным источником для написания настоящей кандидатской диссертации стали архивные материалы Финляндского Ново-Валаамского монастыря. Очень важно, что «валаамский архив хранит не только материалы по монастырской истории, но и духовный опыт многовекового монашеского подвижничества»3.
Использованы также материалы архива Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (по преимуществу копии, сделанные в архиве Нового Валаама в Финляндии), а также опубликованные и неопубликованные источники из других архивных и библиотечных фондов. Работа с источниками основывалась на принципах критического анализа, а также целостности и комплексности.
Историография вопроса
Относящиеся к проблематике нашего исследования работы по характеру методологических подходов и специфике научных оценок мы условно классифицируем на несколько категорий и определим значимость в написании настоящей диссертации.
В основном все дореволюционные издания о Валаамском монастыре, изданные иждивением самого монастыря, были выпущены при игумене Дамаскине (Кононове) (1795-1881). Он лично рассылал запросы в Кирилло-Белозерский монастырь, Казанскую Духовную Академию; вел переписку с профессорами С.В. Соловьевым и А.Х. Востоковым. Однако, серьезных научных работ выпустить так и не удалось4. Издавались произведения «Валаамского иеромонаха5 по благословению Валаамского настоятеля, о. игумена Дамаскина»6 о пустыньках, некоторых подвижниках7, внутреннем укладе жизни и традиционной истории обители. Для нас все эти работы имеют косвенное значение, помогая лишь частично сформировать представление о подвижничестве на Валааме в предшествующую нашему периоду эпоху.
Среди научных работ этого периода можно выделить труды И. Шляпкина8 и Н.П. Паялина9, которые сделали первые попытки источниковедческого анализа известных в их время валаамских рукописей. Комплексное исследование библиотеки Валаама начала XX в. было написано М.Б. Виднесом. Труд знакомит с печатными и рукописными (архивными) фондами, сформированными архивариусами Валаамского монастыря к началу XX в.10 Внимание истории жизни и старчества валаамских подвижников в этих работах не уделяется.
Чтобы понять исторический процесс преемства валаамского старчества, необходимо знать, как оно зарождалось и сохранялось на протяжении двух столетий. В решении этого вопроса нам помогли труды иеромонаха Авеля о Саровской пустыни11, иеромонаха Серафима об общежительном монастырском уставе12, жизнеописания иеросхимонаха Антипы Афонского13, Агапия (Молодяшина)14, брошюры «Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк»15, «Ильинский скит на Валааме»16 и др.
Духовное наследие валаамских подвижников первой половины ХХ столетия мы старались рассматривать через призму классического святоотеческого учения, применяя сравнительный анализ, для чего были привлечены творения17 следующих Отцов Церкви: святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, преподобных Антония Великого, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Марка Подвижника, Иоанна Синайского, аввы Дорофея, Никодима Святогорца, Петра Дамаскина, Амвросия Оптинского, блаженного Феодорита Кирского, праведного Иоанна Кронштадтского. Также использовались «Древний патерик»18, «Добротолюбие»19, «Отечник»20, составленный свт. Игнатием (Брянчаниновым), «Митерикон»21.
Образы некоторых старцев и вообще старчества в целом помогают воссоздать паломнические очерки священника А. Ваучского22, студента В. Федченкова23, будущего митрополита Вениамина, Н. Рункевича24 и др.
Завершая обзор литературы касаемо нашей темы, констатируем, что выше перечисленные труды и сочинения имеют вспомогательное значение при написании диссертационного исследования, научных же дореволюционных работ по истории валаамского старчества в начале ХХ столетия не было25.
Литература советского периода
После революции в России в декабре 1917 г. Финляндия провозгласила свою независимость, и Валаам вместе с островами Ладожского озера перешел к новому государству. Монастырю было позволено остаться в прежнем статусе православной обители. В 1921 г. Финляндская Православная Церковь (далее – ФПЦ) получила автономию от Святейшего патриарха Тихона. Впоследствии, в 1923 г. ФПЦ под давлением правительства Финляндии переходит в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Начинается насильственное введение в православных приходах Финляндии и монастырях нового григорианского стиля, вследствие чего на Валааме произошел раскол. А в 1939–1940 гг., уже после «зимней» советско-финской войны, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи с монастырским имуществом26 эвакуировались вглубь Финляндии, где основали Новый Валаам27.
В СССР о Валааме писали в соответствии с идеологическими требованиями. Так, доктор филологических наук, член Союза писателей СССР Л.Я. Резников в своем труде «Валаам: кризис аскетизма», настаивает, что «история обители на Валааме – это конкретное и выразительное проявление общехристианского кризиса аскетизма в ХХ в…, когда в 20-ых годах в связи с календарным расколом произошла духовная кончина монастыря, а зимой 1939–1940 гг. в связи с эвакуацией в Финляндию – физическая»28. Очень жаль, что автор этих строк не может познакомиться с нашим исследованием, которое свидетельствует, что подвижничество и старчество процветало среди братии даже после их переселения на Новый Валаам, а трудности и искушения не расхолаживали, а духовно укрепляли насельников монастыря. Подобно Резникову рассуждают в своих очерках Е.Н. Стромилова и Ю.В. Родионов29, С. Миляев30.
Особую ценность представляют для нас труды, написанные о Валаамском старчестве за границей: работы М. Янсона «Валаамские старцы»31 и С. Большакова «На высотах духа»32. Первая содержит хороший биографический материал, вторая раскрывает понимание некоторыми старцами фундаментальных вопросов православной аскетики. Важно отметить также воспоминания33 архимандрита Афанасия (Нечаева) (1886-1943), во многом благодаря которым стало возможным воссоздание образа того или иного подвижника, с которыми ещё будучи послушником на Валааме общался о. Афанасий.
В это же время были опубликованы работы игумена Харитона (Дунаева)34, используемые нами в качестве дополнительного материала.
В 1926–1939 гг. при поддержке Валаамского монастыря в Финляндии выходила церковная газета «Утренняя заря»35, в которой иногда печатались жизнеописания некоторых старцев или воспоминания паломников о валаамских духовниках.
Особого внимания заслуживают литературные произведения писателей А.Н. Муравьева36, И.С. Шмелева37, Б.К. Зайцева38, И. Савина39, К.Е. Аренского40, которые, конечно же, не являются научными, но помогают более верно сформировать образы тех подвижников, с которыми они лично встречались.
Современные работы
В последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных Валаамской обители, которые в большей или меньшей степени можно назвать научными. К ним относятся монография Охотиной-Линд41, посвященная раннему периоду истории монастыря; книга иеродиакона Онуфрия (Маханова)42, в которой сделана попытка изложить историю обители от её основания до наших дней на основании архивных источников; исследования Х. Киркинена43, где автор преимущественно рассматривает вопрос истории основания Валаамского монастыря; труды О.А. Ярового и И.А. Смирновой44, посвященные истории Православной Церкви в Финляндии в 1880–1930 гг. и выявлению «большого значения конфессионального фактора в общественном развитии страны и русско-финских отношениях»45, где особое место отводится Валаамской обители; а также публикации М.В. Шкаровского46, В.В. Антонова47 и др. Следует заметить, что данные работы имеют обширную источниковедческую базу, отличаются аналитическим подходом к исследуемому материалу, но содержат минимум информации по истории старчества в 1900–1940 гг. Множество исследовательских работ посвящены архитектуре, природе, произведениям художественной литературы и живописи о Валааме, среди которых известны труды Б.Е. Казанкова48, С.Е. Большаковой49, А.А. Медведевой50. Непосредственно истории старчества интересующего нас периода посвящены некоторые сочинения митрополита Пантелеимона (Сарко)51, работа Н.В. Корниловой52 и публикации Т.И. Шевченко53.
В 2010 г. вышел труд «Любовь покрывает всё: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца валаамского и псково-печерского»54, который, хотя и нельзя, на наш взгляд, назвать серьезной научной работой, по причине тенденциозности взгляда в вопросах «календарной смуты» в монастыре, имеет хорошую источниковедческую базу, позволившую достаточно полно реконструировать жизнь и служение старца Михаила.
Особо следует отметить работу Т.И. Шевченко, посвященную жизненному пути схиигумена Харитона (Дунаева), изданную в 2011 г.55 Автор исследует сложный период истории Валаамского монастыря, оказавшегося за пределами России после революции 1917 г. В книге использованы архивные материалы Ново-Валаамского и Валаамского монастырей, Государственного архива Российской Федерации, Национального архива Республики Карелия, большая часть из которых опубликована впервые. Труд Шевченко помог четко сформировать историческую картину событий в монастыре в период жизни схиигумена Харитона, а также исследовать личность подвижника.
Труды «Валаам Христовой Руси»56, «Валаамский патерик»57, «У “пещер Богом зданных”»58, многочисленные публикации в журнале Валаамского общества Америки «Русский паломник»59 представляют нам жизнеописания старцев, подвизающихся на Валааме в исследуемый нами период. Однако, материалы, представленные в указанных трудах, во многом нуждаются в исправлении и переработке на основании архивных документов Ново-Валаамского монастыря. Кроме этого, все перечисленные издания лишены критического и аналитического подхода к описанию личностей, тех или иных событий и носят повествовательный характер60.
В 1995 г. Валаамский монастырь издал книгу трудов архивариуса монаха Иувиана (Краснопёрова) «Валаамский летописец»61. О. Иувиан был ревностным собирателем сведений о валаамских подвижниках. Однако в сборник вошли уже ранее опубликованные рукописи, из которых для нас представляет ценность статья «Пустыньки и пещеры Валаамских подвижников и их жизнеописания»62.
Одним из наиболее полных описаний Валаамского монастыря на сегодняшний день является книга «Валаамский монастырь и его подвижники», вышедшая в 2005 г63, а затем в 2011 г.64 со значительными исправлениями и дополнениями65. В основу труда легло последнее дореволюционное описание монастыря в 1903 г.66, подвергнутое значительной переработке. История монастыря в ХХ в. воссоздана на основании архивных источников. О старчестве же первой половины интересующего нас столетия материала представлено очень мало, хотя и сделаны попытки составления жизнеописаний некоторых подвижников67 интересующего нас периода.
Интерес представляет сборник, изданный в 2006 г. «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.»68, содержащий подборку воспоминаний паломников и насельников, летописные повествования, очерки, ряд из которых были опубликованы впервые.
Следует отметить ещё одну работу – кандидатскую диссертацию Д. Шатова, защищённую в МДА в 2008 г., на тему: «Старчество Валаамских подвижников в XVIII–XIX вв.»69. Труд отличается новизной материала, почерпнутого в изобилии в архиве Финляндского Ново-Валаамского монастыря и аналитическо-критическим подходом в методах исследования. Труд Шатова позволил отчетливо понять процесс формирования и утверждения традиций подвижничества и старческого служения в Валаамском монастыре, продолжившийся и в первой половине ХХ в. Однако, на наш взгляд, используя имеющиеся у автора архивные материалы, полезно было бы более подробно исследовать не только старчество валаамских подвижников, но и историю их жизни, которая неразрывно связана с их старческим служением.
Завершая обзор русскоязычной литературы, отметим, что к исследованию также привлечены многочисленные энциклопедии, словари, справочники, периодические издания, как дореволюционные, так и изданные в советское и настоящее время.
Литература на иностранных языках
При подготовке к написанию нашего исследования мы не нашли научных работ на иностранных языках, которые могли бы стать важными источниками. Однако в Ново-Валаамском монастыре Финляндии мы познакомились с брошюрой «Новый Валаам» на английском языке70, в которой представлены не только немногие исторические данные об обители, но также описана духовная связь Старого и Нового Валаама, отмечена аскетическая традиция, которая и сегодня существует в Финляндском монастыре благодаря трудам валаамского старца схиигумена Харитона (Дунаева).
Для исследования интерес представляют воспоминания архиепископа Финляндского Павла (Олмари-Гусева)71 «О последних днях Валаама в 1939–1940 гг.»72, переведенные с финского на русский язык для издания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.», в которых особое место отводится описанию образов валаамских подвижников.
Произведение на финском языке «Валаамская хроника»73 кратко излагает основные события истории Валаамского монастыря с комментариями и биографическими сведениями о валаамских подвижниках XIX в., поэтому нами использоваться не будет.
На финский язык переведены и изданы многие письма схиигумена Иоанна (Алексеева), а также труды схиигумена Харитона (Дунаева), известные нам на русском языке.
В заключение обзорного рассмотрения литературы, касающейся в разной степени нашей диссертации, отметим, что тема истории валаамского старчества в ХХ в. изучена мало, серьезные научные исследования в этой области на сегодняшний день отсутствуют. Таким образом, своевременность нашего исследования очевидна.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве пособия по истории русского православного монашества первой половины XX в., истории русской культуры, пастырскому богословию, патрологии, аскетике. Рассматриваемое нами письменное наследие валаамских подвижников, их поучения и наставления целесообразно использовать для составления проповедей, а также как непосредственное руководство к духовной жизни. Кроме этого, выводы настоящей работы могут стать началом для будущих исследований по истории и духовному наследию Валаамского монастыря.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были представлены в ряде докладов и выступлений автора на различных конференциях: Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2010 г. (II Научно-богословская конференция в Санкт-Петербургской Духовной Академии, доклад «Жизнь и духовное наследие подвижника Валаамского монастыря монаха Иосифа (Шорина)»); Калуга, 9 октября 2010 г. (акт в день престольного праздника Калужской духовной семинарии, доклад «Схиигумен Иоанн (Алексеев) как учитель исихазма»); Ярославль, 6 марта 2011 (доклад на торжественном акте, посвященном Дню рождения Ярославской духовной семинарии «Слава Ярославской земли: валаамские старцы схиигумен Маврикий (Баранов), схиигумен Лука (Земсков), схиигумен Феодор (Пошехов), схимонах Сисой (Тепленев)». Автор также выступал с лекциями о жизни и служении валаамских подвижников в Калужском Государственном Университете им. К.Э. Циолковского; на Оптинском форуме в г. Калуге 21 мая 2011 г. (доклад «История Валаамского старчества в ХХ вв.»). Материалы по теме диссертации были опубликованы в статье в студенческом сборнике научных работ Московской Духовной Академии, журнале Калужской епархии «Православный христианин», а также на православном научном портале «Богослов. Ру»77.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и библиографического списка, насчитывающего 281 наименование и 190 архивных источников. Каждый из разделов делится на главы, последние в свою очередь – на параграфы.
В каждом разделе главы расположены в хронологическом порядке, согласно датам кончины подвижников78.
Диссертация имеет 20 приложений, в которых представлены как текстовые, так и фотоматериалы79, дополняющие основную тему исследования.
Объем работы без приложений составляет 252 страницы (более 612 тысяч печатных знаков).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и своевременность исследуемой темы, выявляется степень её разработанности, формулируются цели, задачи, методы исследования. Указывается его научная новизна и положения, выносимые на защиту. Там же дана краткая характеристика старчества в целом, старчества валаамского и проведён сравнительный анализ последнего с афонской традицией старчества, которая оказала существенное влияние на формирование таковой традиции на Валааме.
Раздел I «Валаамское старчество на Старом Валааме» посвящен подвижникам Валаама, завершивших свой земной путь до 1940 г. Всего содержит восемь глав, каждая из которых делится на параграфы.
В главе 1 после введения (1.1) исследуется жизнь (1.2) и старчество (1.3) схиигумена Маврикия (Баранова) (1838-1918), продолжателя традиции игумена Назария (Кондратьева), который был не только прекрасным администратором, строителем, но и духовным наставником, вошедшим в историю обители как «великий праведник»80.
Глава 2 посвящена библиотекарю монастыря, исполнявшему послушание старчества, – монаху Иосифу (Шорину) (1851-1931). После краткого введения (2.1) следует составленное впервые его жизнеописание (2.2). Благодаря сохранившимся в АФВМ двадцати дневникам старца, мы имели возможность исследовать и его духовное наследие (2.3).
В 3 главе после введения (3.1) также впервые исследуется жизнь рясофорного монаха Василия (Печенкина) (1881-1912), который не оставил богатого письменного наследия, не имел высокого сана и положения в монастыре, но за свою короткую по земным меркам жизнь показал пример подвижничества (3.2).
4 глава посвящена пустыннику схимонаху Сисою (Тепленеву) (1855-1931), имевшему послушание обучать недавно поступивших в обитель монашеской жизни и умной молитве (4.1).
В главе 5 после небольшого введения (5.1) рассмотрена личность иеросхимонаха Михаила (Попова) (1871-1934) (5.2) и его служение как духовника Валаамского монастыря, единогласно избранного братией на эту должность (5.3) и оставившего её в 1926 г. в связи с календарной смутой (5.4).
Глава 6 посвящена отшельнику схиигумену Феодору (Пошехову) (1863-1937), жившему на Порфирьевском островке и отличавшемуся особым трудолюбием (6.1).
В 7 главе рассмотрено жизнеописание иеромонаха Иоиля (Волынина) (1873-1937) – «хозяина сада»81, ученика схиигумена Феодора (7.1). В АФВМ сохранились «Келейные записи <…> о. Иоиля», которым посвящен параграф 7.2.
Завершается раздел 8 главой – исследованием жизни и подвига схимонаха Анастасия (Алексеева) (1867-1939), делателя молитвы Иисусовой, которого сравнивали с преподобным Серафимом Саровским (8.1).
Заключительная 8 глава раздела посвящена иеромонаху Евлогию (Федорову) (1876-1969). В исследовании его личности (8.1) подчеркнуто, что он «был великан духа, муж огромного терпения и Христовой кротости»83. Любимым делом подвижника была переписка с духовными чадами. Анализу его писем посвящен параграф 8.2.
Подобным последнему был жизненный путь схиигумена Луки (Земскова) (1880-1968), личности (2.1) и старчеству (2.2) которого посвящена 2 глава. Об обстоятельствах кончины подвижника узнаем из параграфа 2.3.
Раздел заканчивается (3 глава) исследованием личности (3.2) и старчества (3.3) схимонаха Николая (Монахова) (1876-1969). Предваряется глава традиционно введением (3.1), а завершается повествованием о последних днях подвижника (3.4).
В заключении автор подводит итоги исследования, а также обращает внимание на вопросы, тематически связанные с данной диссертацией, которые требуют дополнительного обсуждения.
Выводы диссертации: ХХ в., несмотря на сложность исторических обстоятельств, принес миру целую плеяду валаамских подвижников – «в самые трудные и суровые времена Русская Церковь не угасила в себе духа Христова»84. Валаамские старцы стали продолжателями той традиции, которая сформировалась на Валааме благодаря их предшественникам в ХVIII–ХIХ вв. Они сохранили духовное преемство, передавая от старца к ученику опыт аскетической мудрости и молитвенного делания. Старцем на Валааме мог быть и настоятель (схиигумены Маврикий и Харитон), и человек, не имеющий священного сана (схимонахи Анастасий и Пионий), житель собственно монастыря (схиигумен Лука, иеромонахи Иустиниан и Памва) и насельник скита (схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем), пустынник (схиигумен Феодор, схимонахи Сисой и Николай), человек престарелый (монах Иосиф) и сравнительно молодой (инок Василий).
К концу рассматриваемого периода, а особенно с переселением на Новый Валаам, старчество открывает себя миру: валаамские подвижники становятся духовниками многих мирских лиц, посещающих обитель, ведут с ними обширную переписку. Таковыми были схиигумен Харитон (Дунаев), схиигумен Иоанн (Алексеев), иеросхимонах Ефрем (Хробостов), иеромонах Евлогий Федоров, иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), иеромонах Памва (Игнатьев).
Валаамские старцы в ХХ в. сохранили в своем монастыре традицию исихазма, практикуя её в духовной жизни и описывая практику совершения «умного делания» в своих трудах. Схиигумены Феодор (Пошехов), Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), иеросхимонахи Михаил (Попов) и Михаил (Питкевич), схимонахи Сисой (Тепленев) и Николай (Монахов), монах Иосиф (Шорин) имели дар непрестанной сердечной молитвы и призывали своих учеников к «добродетельному преуспеянию, которое приводит к совершенному богоугождению»85.
Проведенное исследование позволило также выявить ряд тем, нуждающихся в дальнейшем изучении. К их числу относятся:
Защита состоится 27 июня 2012 г в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия
13 10 2014
1 стр.
16 12 2014
8 стр.
Круглый стол с педагогами «Об актуальности введения опк в школе, как одном из условий духовно-нравственного воспитания личности»
15 10 2014
1 стр.
Если в 1900 году основным девизом встречи xx-го века была идея научно-технического прогресса, то сейчас основные лозунги современности – мир, духовное согласие, экологическая безоп
16 12 2014
1 стр.
История мировой культуры. Наследие Запада. Курс лекций. Ответственный редактор. С. Д. Серебряный. М., 1998
15 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре истории Казахстана Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова
17 12 2014
3 стр.
Мбоу «сош №57» г. Чебоксары №82 от 30. 09. 2011г., рабочей программы по всеобщей истории для 5 -9 классов (А. А. Вигасин, Г. И. Годер и др. – М.: Просвещение, 2011.) и рабочей прог
17 12 2014
1 стр.
Толкование сновидений, 1900), ошибочные действия (парапраксии) (Психопатология обыденной жизни, 1901) и остроумие
14 12 2014
1 стр.