Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело — на фронте, в промышленности и сельском хо­зяйстве, в партизанском тылу, — боролись все, от ма­ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду­ховных сил народа, огромные материальные затра­ты, двадцать миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча­тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич­ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва­лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино­го выхода не было. И миллионы молодых, да и по­старше людей — мужчин, парней, женщин — при­няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом­нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове­дать потомкам о смысле их жизни и особенно — их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи­ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в заб­вение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в

документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют­ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима­ем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них — долг всех живу­щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла­тили своей.



(По В. Быкову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

(3)— Здрасте!

(4)Баба Настасья спросила:

(5)— Чего надо-то?

(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:

(7)— Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фо­тографии, награды есть?

(9)— Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, — сказала она неуверенно, нау­гад. — (10)Годится?

(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приве­том к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.

(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки — табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок.
(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще про­воюем, не знаю.

(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и сосе­дям.

(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».

(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:

(27)— Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.

(30)— Какой клятвы? — глухо спросила баба На­стасья.

(31)— «Умрем, но не отступим!» — как по-писаному сказал старший.

(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ре­бят.

(33)— Не хотел он умирать, — сказала она.

(34)— Поэтому и не реликвия, — тихо сказала ко­нопатенькая.

(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тя­жело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, ко­торое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.

(38) Когда много лет назад письмо пришло с фрон­та, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто дав­но не получал писем, которые бы согревали душу.

(40) На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:

(43)— Читай письмо!

(44)Настасья— в который раз! — начинала чи­тать:

(45)— «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

(52)— У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...

(54)И так продолжалось долго. (55)Из других дере­вень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо — значит, он жив.

(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портян­ки...

(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не от­ступим!»

(61)Баба Настасья вздохнула.

(62)Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигур­ки: это ребята возвращались за письмом солдата.

(По Ю. Яковлеву)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правиль­ный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?


  1. Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.

  2. Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.

  3. Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
    ее благо.

  4. Нужно создавать музеи военной славы.

А2. Почему рассказчик утверждает, что «письмо как бы стало общим, принадлежало всей дерев­не»?

  1. Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.

  2. Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.

  3. Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.

  4. Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.

АЗ. Как характеризуют бабу Настасью воспомина­ния о событиях, связанных с войной (предложе­ния 38-60)?

  1. Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.

  2. Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.

  3. Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.

  4. Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.

А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни свя­тых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкно­венной, таинственной силой.

Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.



  1. воспоминания бабы Настасьи

  1. суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны

  1. обычная житейская вещь

  1. письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом

А5. По контексту определите значение слова чуди­лось. Подберите стилистически нейтральный си­ноним и напишите его.

А6. В какой из пар указанных предложений кон­текстные синонимы помогают понять тяготы тыла?



  1. (40)На фронте была своя война, а в деревне —своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
    впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
    темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

  2. (54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
    письмо.

  3. (38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
    что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

  4. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
    по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
    (бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.

А7. В каком варианте ответа указаны средства рече­вой выразительности, использованные автором в предложениях 47-49?

  1. инверсия

  2. градация

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В Случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони­


мами. Напишите эти синонимы.

В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непрове­ряемой безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении приближения к чему-либо».

В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:


«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-('ЕВА-)».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.

  • Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?

  • Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) сказала
    она неуверенно, (6) наугад.


В6. . Укажи те номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред­
ложения.

(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

На фронте была своя война, (2) а в деревне своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лоша­ди впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как сол­даты под огнем.

В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.

В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.

В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-


точными. Напишите номер этого предложения.

Вариант 2 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории

79.45kb.

09 09 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
90.63kb.

24 09 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

57.54kb.

10 09 2014
1 стр.


Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару»

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

70.05kb.

25 09 2014
1 стр.


Контрольная работа по английскому языку для 9 класса Часть А

Прочитайте текст и выберите вариант ответа, соответствующий содержанию прочитанного текста. Укажите выбранный вариант в бланке ответов

33.82kb.

28 09 2014
1 стр.


Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение
94.91kb.

05 09 2014
1 стр.


И. П. Цыбулько гиа-2013, вариант 23 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы

70.66kb.

25 12 2014
1 стр.


С. Прочитайте текст и выполните задания. Текст 1

Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

547.34kb.

13 10 2014
4 стр.