ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело — на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, — боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.
Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей — мужчин, парней, женщин — приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить, не забыть в смене лет их имена и их дело, поведать потомкам о смысле их жизни и особенно — их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в
документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.
Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них — долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.
(По В. Быкову)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1-А7.
(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.
(3)— Здрасте!
(4)Баба Настасья спросила:
(5)— Чего надо-то?
(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:
(7)— Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фотографии, награды есть?
(9)— Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, — сказала она неуверенно, наугад. — (10)Годится?
(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:
«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приветом к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.
(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки — табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок.
(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще провоюем, не знаю.
(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».
(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:
(27)— Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.
(30)— Какой клятвы? — глухо спросила баба Настасья.
(31)— «Умрем, но не отступим!» — как по-писаному сказал старший.
(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
(33)— Не хотел он умирать, — сказала она.
(34)— Поэтому и не реликвия, — тихо сказала конопатенькая.
(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.
(38) Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
(40) На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:
(43)— Читай письмо!
(44)Настасья— в который раз! — начинала читать:
(45)— «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:
(52)— У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.
(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...
(54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...
(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо — значит, он жив.
(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...
(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»
(61)Баба Настасья вздохнула.
(62)Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата.
(По Ю. Яковлеву)
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.
А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?
-
Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.
-
Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.
-
Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
ее благо.
-
Нужно создавать музеи военной славы.
А2. Почему рассказчик утверждает, что «письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне»?
-
Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.
-
Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.
-
Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.
-
Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.
АЗ. Как характеризуют бабу Настасью воспоминания о событиях, связанных с войной (предложения 38-60)?
-
Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.
-
Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.
-
Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.
-
Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни святых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкновенной, таинственной силой.
Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.
-
воспоминания бабы Настасьи
-
суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны
-
обычная житейская вещь
-
письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А5. По контексту определите значение слова чудилось. Подберите стилистически нейтральный синоним и напишите его.
А6. В какой из пар указанных предложений контекстные синонимы помогают понять тяготы тыла?
-
(40)На фронте была своя война, а в деревне —своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
-
(54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
письмо.
-
(38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
-
(49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
(бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 47-49?
-
инверсия
-
градация
-
синтаксический параллелизм
-
эпифора
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В Случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).
В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони
мами. Напишите эти синонимы.
В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется пра
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения к чему-либо».
В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-('ЕВА-)».
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы
пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.
-
Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?
-
Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) — сказала
она неуверенно, (6) наугад.
В6. . Укажи те номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред
ложения.
(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы
пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
На фронте была своя война, (2) а в деревне —
своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лошади впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как солдаты под огнем.
В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.
В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-
точными. Напишите номер этого предложения.